Главная страница

Программа дисциплины «Литературное краеведение»


Скачать 64.31 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Литературное краеведение»
Дата20.02.2016
Размер64.31 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа №2

Рабочая программа дисциплины

« Литературное краеведение» для 9 класса.

г. Балей, 2008.

Пояснительная записка.

Региональный компонент учебного плана представлен программой дисциплины «Литературное краеведение» и предназначен для учащихся 9 класса. Изучая дисциплины регионального компонента, учащиеся приобщаются к культурному наследию родного края как части культурного пространства России. Через процессы культуро - и самоидентификации происходит духовно- нравственное становление личности учащихся. В воспитании важно иметь в виду, что Забайкалье – полиэтнический регион, поэтому необходимо обращать внимание на изучение ценностей коренного населения нашего края, на воспитание уважения к представителям другой национальности, к литературе другого народа.

Основные направления изучения дисциплины: историческая характеристика эпохи, творческая биография писателя или поэта, анализ тематики и идейного содержания произведения, системы художественных образов, особенностей стиля автора произведения.

Цель программы: расширить и углубить представления учащихся о региональных особенностях фольклора и литературы Забайкалья, с привлечением необходимых знаний по истории, географии Читинской области.

Задачи изучения « Литературного краеведения»:

1.Формирование знаний как элементов культуры.

2. Овладение учащимися репродуктивными и творческими способами деятельности.

3. Приобретение учащимися опыта эмоционально – ценностного отношения к миру на основе изучения литературы Забайкалья.

Программа предполагает использование разнообразных форм занятий: традиционные лекционно-семинарские занятия, экскурсии, презентации самостоятельно прочитанных произведений.

Содержание дисциплины « Литературное краеведение».

1.Введение. Предмет и задачи курса « Литературное краеведение».

2. «Житие протопопа Аввакума» - замечательный памятник древнерусской литературы 13 в.

Протопоп Аввакум – первый бытописатель Забайкалья и первооткрыватель забайкальской темы в русской литературе.

Учащиеся должны знать: понятие о литературном краеведении, его основных направлениях, особенностях жанра жития, основные факты биографии протопопа Аввакума, связанные с историей Забайкалья.

Учащиеся должны уметь: работать с первоисточниками, текстами древнерусской литературы.

3. Развитие литературного движения Сибири в 19 веке.

Характеристика мемуарной литературы декабристов. Декабристы в социокультурной среде забайкальской ссылки. Нравственный подвиг жен декабристов. «Записки» кн. М. Н. Волконской, «Записки» П. Е. Анненковой. Поэма Н. А. Некрасова « Русские женщины» и « Записки» кн. М. Н. Волконской. Поэтическое наследие декабристов. Ф. И. Бальдауф – представитель романтизма на «сибирской почве». Творческая биография поэта. Трагичность его судьбы в условиях самодержавия.

Учащиеся должны знать: понятие о мемуарной литературе; содержание произведений и их жанровые особенности, характерные особенности романтизма как литературного течения; характеристика эпохи 19 века в России; наизусть отрывок из стихотворения Ф. И. Бальдауфа « К бурятке».

Учащиеся должны уметь: анализировать мемуарные и поэтические произведения, выявлять их жанровые особенности, владеть анализом эпизода.

Самостоятельная работа: сочинение « Пленителен образ отважной жены» на материале сопоставления поэмы Н. А. Некрасова « Русские женщины» и «Записок» кн. М.Н. Волконской.

4.Героико-революционная тема в творчестве забайкальских писателей.

Обзор тематики, идейного содержания, системы художественных образов в романе В. И. Балябина « Забайкальцы» и К. Ф. Седых « Даурия».

Учащиеся должны знать: историю забайкальского казачества, его роль в гражданской войне и установлении советской власти; творческую биографию писателей, содержание романов.

Учащиеся должны уметь: отбирать исторический и литературоведческий материал по теме для сообщения на уроке литературы.

Самостоятельная работа: подготовка и оформление литературного бюллетеня « Эпоха великого перелома».

5.Тема Великой Отечественной войны в произведениях забайкальского писателя С. Зарубина « Трубка снайпера», « Путь разведчика», в сборниках

Стихотворений Б. Макарова и Н. Суханова. Тема подвига, преданности и любви к Родине. Героические характеры забайкальцев, Реализм изображения военного времени.

Учащиеся должны знать: содержание произведений, особенности документальной повести, реальные факты из жизни героев, составляющие содержание произведений.

Учащиеся должны уметь: анализировать особенности документальной повести; создавать отзывы и аннотации на самостоятельно прочитанные произведения.

Самостоятельная работа: выполнение творческого проекта « Читательская конференция по книге С. Зарубина « Путь разведчика».

6. Писатели о природе и людях Забайкалья.

Тематика произведений Г. Р. Граубина « Четырехэтажная тайга», « Серебряный капкан», « Люди золота золотей» Е. Е. Куренного « Цветы и камни», « Осенняя сухмень», « Он вышел, чтобы вернуться». Образ автора в произведении Н. Д. Кузакова « Лунные колокола», « Королевский выстрел» и др.

Отражение в произведениях писателей региональных особенностей истории, опыта и образа жизни, культуры забайкальцев. Нравственная и социальная проблематика произведений Г. Р. Граубина, Е. Е. Куренного, Н. Д. Кузакова. Духовное начало в образах героев.

Учащиеся должны знать: тематику, идейное содержание, художественное своеобразие произведений писателей Забайкалья.

Учащиеся должны уметь: анализировать тематику произведений, ее своеобразие, позицию автора, владеть творческим пересказом; отбирать для урока биографический материал, интерпретировать самостоятельно прочитанные произведения.

Самостоятельная работа: рецензия на самостоятельно прочитанное произведение.

7. Уроки любви и жизни. Обзор творчества забайкальских поэтов: Г. Головатого, В. Никонова, В. Казанцева, Б. Макарова, Е. Стефанович, перевод М. Вишнякова « Слова о полку Игореве» и др. Тематическое и жанровое многообразие поэзии забайкальских авторов.

Учащиеся должны знать: поэтические сборники забайкальских поэтов, тематику и жанровые особенности поэтических произведений, основные факты творческой биографии.

Учащиеся должны уметь: анализировать поэтические сборники, создать презентацию самостоятельно прочитанных произведений, интерпретировать самостоятельно прочитанное стихотворение.

Тематическое планирование дисциплины « Литературное краеведение».



п/ п

Наименование разделов и тем


Количество уроков

1.

Введение. Предмет и задачи дисциплины «Литературное краеведение».

2

2.

« Житие протопопа Аввакума» - замечательный памятник древнерусской литературы 17 в.

4

3.

Развитие литературного движения Сибири в 19 веке:

  • Ф. И. Бальдауф- представитель романтизма на « сибирской почве», первый забайкальский поэт.

  • Мемуарная литература: «Записки» Н. В. Басаргина, «Записки» П. Е. Анненковой, «Записки охотника Восточной Сибири» А. А. Черкасова.

  • Сочинение «Пленителен образ отважной жены».

6

4.

Героико-революционная тема в творчестве забайкальских писателей В. И. Балябина и К. Ф. Седых. («Забайкальцы», «Даурия»). Просмотр к/ф В. Трегубовича «Даурия».

4

5.

Тема Великой Отечественной войны в произведениях забайкальского писателя С. Зарубина «Путь разведчика» и «Трубка снайпера».

4




Писатели о природе и людях Забайкалья:

  • Тема «малой родины» в творчестве Г. Р. Граубина.

  • Тема детства в творчестве писателя ( « Говорящие каракули», « Ссора в грамматике», «Чем пахнут ветры» и др. ).

4


6.

Мир человека и мир природы в произведениях Е. Куренного «Цветы и камни», « Осенняя сухмень», «Он вышел, чтобы вернуться».

2




Образ автора, удивительного сына тайги, в произведениях Н. Д. Кузакова «Любовь шаманки», «Королевский выстрел», «Лунные колокола».

3

7.

Уроки любви к жизни.Творчество забайкальских поэтов: Г. Головатого, В. Никонова, А. Казанцева и др.

4


8.

Зачет.

1




Итого: 36

36