Главная страница

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Югра»


Скачать 86.06 Kb.
НазваниеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Югра»
Дата22.04.2016
Размер86.06 Kb.
ТипДокументы

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Югра».

Актуальность проекта:

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно,

чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить

Родину, писал Д.С. Лихачев, надо знать, за что ее любить, надо знать ее

историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания, мы

можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи

поколений, воспитания в каждом ребенке патриота, гражданина.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.

Одним из приоритетных направлений патриотического воспитания является краеведение. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложный процесс, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирование педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

В процессе реализации проектной деятельности дети знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.

Тип проекта: Информационно-творческий

Цель проекта: Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю; формирование интереса к истории, культуре родного края и бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

  1. Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях родного города и края.

  2. Воспитывать любовь к своей малой Родине.

  3. Формировать бережное отношение к природе родного края.

  4. Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.


Задачи, ориентированные на родителей воспитанников:

  1. Формировать у родителей установку к сотрудничеству, активной позиции как участника воспитательно – образовательного процесса;

  2. Расширить сферу участия родителей в организации жизни ребенка в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только детей, но и родителей;

  3. Подготовить совместно с родителями познавательный материал о родном крае.


Срок реализации проекта: 2015 – 2016 учебный год
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Прогнозируемые результаты:

К концу реализации проекта дети должны:

  • знать историю Ханты – Мансийского края (Югры); происхождение своего города;

  • знать о своеобразии жизни коренных народов Севера (о культуре, о жилище, об одежде, о труде и о традициях);

  • знать о природных условиях, о растительном и животном мире Югры;

  • знать особенности хантыйского костюма, его орнамент;

Средства реализации проекта:

  1. Экскурсия в краеведческий музей «Эхо Югры»;

  2. Рассказы с целью сообщения знаний;

  3. Беседы с детьми;

  4. Чтение художественной литературы;

  5. Создание коллекций (фотографий, альбомов);

  6. Изобразительная деятельность;

  7. Игровая деятельность: дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, хороводные игры;

  8. Просмотр мультимедийных презентаций.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (организационный) – сентябрь-октябрь 2015-2016 уч.год.

  • обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта;

  • подбор литературы, пособий, атрибутов;

  • сбор информации из различных источников по теме;

  • создание предметно-развивающей среды в группе;

  • разработка методического материала по теме.

II этап – основной – ноябрь – апрель 2015-2016 уч.год.

  • организация и проведение циклов занятий;

  • проведение совместных экскурсий и мероприятий;

  • создание Югорского уголка в группе;

  • разработка и изготовление практического и наглядного материала;

III этап – итоговый (обобщающий) – апрель – май 2015 – 2016 уч.год.

  • обобщение результатов работы по проекту;

  • анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;

  • презентация опыта работы по проекту.


Перспективный план работы с детьми



Тема занятия

Цель занятия

Сентябрь

1.

Наш проект «Моя Югра»

Знакомство детей с групповым проектом, определение уровня знаний детей о родном крае.

2.

«Путешествие в осенний лес»

Расширять представления детей об осенних приметах и явлениях природы нашего края, растительном мире, взаимосвязи природы и человека, воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.

3.

«Щедрые дары природы Югры»

Расширять и закреплять представления дошкольников об особенностях строения, пользе деревьев и растений нашего края. Воспитание наблюдательности, умения видеть прекрасное, учить беречь природу.

4.

«Родной свой край люби и знай»

Формирование системы знаний о родном крае, знакомство с городами округа и их достопримечательностями.

Октябрь

1.

«Природные богатства нашего края»

Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.


2.

«Быт и традиции народов севера»

Развивать познавательный интерес.

Создать условий для формирования у детей интереса к национальной культуре народов севера.

3.

«Игры народов севера»

Познакомить с играми народов севера.

4.

«Одежда народов севера»

Знакомство с национальным костюмом народов севера.

Ноябрь

1.

«Музыкальные инструменты народов севера»

Познакомить детей с особенностями народных музыкальных инструментов ханты и манси.

2.

«Птицы нашего края»


Систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц.

3.

«Книга зимы – следы на снегу»

Познакомить детей с жизнью животных нашего края зимой. Учить различать следы зверей. Воспитывать любовь к природе, ко всему живому.

Декабрь

1.

«Традиционная кукла ханты и манси»

Расширять представления детей о культуре народов ханты и манси.

2.

Хантыйская кукла «Акань»


Приобщать детей к традиционной культуре коренного населения; учить изготавливать куклу Акань.

3.

Куклы-деревья

Научить детей изготовлять хантыйскую куклу – березу; показать последовательность ее изготовления и приемы; объяснить, как подбирают цвета ткани.

4.

Куклы-ягоды

Пробудить у детей интерес к хантыйской старинной игрушке.

Январь

1.

« Детские писатели Югры»


Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, их традициям и обычаям, нравственно - эстетическим ценностям.

2.

«Мой город: вчера и сегодня»


Сформировать представления об истории города.

3.

«Символика родного города»

Познакомить с гербом и флагом, с историей их создания.

Февраль

1.

«Достопримечательности нашего города»

Закрепить знания детей о достопримечательностях Города Пыть-Ях.

2.

«Улицы нашего города»

Дать детям знания об улицах нашего города; воспитывать любовь к родному городу.

3.

«Знаменитые земляки»


Познакомить детей с земляками, прославившими наш город; воспитывать уважение к их труду, желание быть на них похожими.

4.

«Есть такая профессия Родину защищать»

Воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

Март

1.

«Мужчины и женщины в семье»

Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье.

2.

«Женские образы»


Закреплять у детей женские образы, которые несут доброту, аккуратность, трудолюбие, заботливость, преданность у всех народов.

3.

«Хантыйские сказки»

Продолжать знакомить с хантыйским народным творчеством.

4.

«Сказки народов севера»

Продолжать знакомить с творчеством народов севера.

Апрель

1.

Викторина «Наша Родина –Югра"

Закреплять знания детей о родном крае.

2.

«Праздник Вороний день «Вуранга хатл»»

Расширять знания детей о традиционном празднике, о традициях народов севера.

3.

Викторина «Природа родного края»

Отгадывание загадок о растениях, животных, насекомых Югры.

4.

«Многонациональная Родина»


Формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.

Май

1.

« Этих дней не смолкает слава!»


Обогащение знаний детей о героях нашего края.

2.

« Их помнит Россия, их помнит Пыть-Ях».

Расширять представления детей о ветеранах Отечественной войны. Воспитывать чувство уважения, почтения памяти в нашем городе.

3.

«За что мы любим свой край»


Уточнить представления детей о родном края; выявить знания о достопримечательностях.


Литература:

  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004г.

  2. Интернет ресурсы.

  3. Красная книга ХМАО. Животные, растения, грибы. Екатеринбург, 2003 г.

  4. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009

  5. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008

  6. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995

  7. Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л.,

  8. Просвещение, 1991.

  9. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008