Главная страница

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии


Скачать 81.5 Kb.
Название Применение технологии проектной деятельности на уроках географии
Дата 02.05.2016
Размер 81.5 Kb.
Тип Документы

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии.
Носова В.П.,

учитель географии

МБОУ Гимназия №1

городского округа

Стрежевой

В «Концепции модернизации российского образования» сказано, что главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовывать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Иными словами, обновляющейся ныне школе требуются новые методы обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся. Достижение нового результата образования должно опираться на новые педагогические технологии. Одной из таких технологий является метод проектов.

В течение двух лет я активно внедряю этот метод на уроках географии. Метод проектов является хорошим средством активизации познавательной деятельности учащихся, уникальной возможностью вовлечься в поисковую, творческую, самостоятельную деятельность по решению определённой проблемы. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков проектная деятельность способствует развитию личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и личной ответственности за полученный результат. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

В курсе географии метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Я в своей практике чаще всего применяю мини – проекты, рассчитанные на выполнение в течение одного урока. В работе над проектами выделяю следующие этапы:

  • Подготовительный: определение темы и выбор группы.

  • Планирование работы: анализ проблемы, отбор содержания, определение формы работы, распределение ролей.

  • Выполнение проекта: поиск информации и её обсуждение, выбор способа реализации проекта.

  • Презентация проекта: объяснение результатов, публичное выступление.

  • Подведение итогов проектной работы (рефлексия): даётся оценка своих результатов, осмысление учащимися собственной деятельности.

Форма работы над проектом может быть различной – составление коллажей, рисунки, поделки, викторины, театрализованные представления, разработка игр и создание костюмов.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисунки, самостоятельно делать записи. У меня в кабинете географии есть богатая библиотека, много справочной литературы, старые газеты и журналы, учащиеся всегда могут воспользоваться не только помощью учителя, но и найти ответ на интересующий вопрос самостоятельно. Приведу пример проектов над которыми работали учащиеся на уроках географии.

Проект «Япония» в 11классе охватил большую группу учащихся. В течение месяца ребята собирали самую различную информацию, используя познавательную литературу, газеты, журналы, работая с Интернетом. Обсуждая найденную информацию, учащиеся решили остановиться на теме «Культура и традиции народа Японии». Во время защиты проекта постарались оформить классную комнату, повесив карту Японии, государственный герб, флаг, иллюстрации природы. Часть класса была оформлена под чайный домик. Родители одной из учениц были в туристической поездке по Японии и привезли с собой много сувениров, которые также были использованы при защите проекта. Проектная группа приготовила яркую презентацию проекта, но кульминацией защиты стало театрализованное представление чайной церемонии, с традиционными веерами, кимоно и японской музыкой, немало удивив присутствующих своим выступлением. Участники проектной группы разработали викторину по Японии и все присутствующие смогли проверить свои знания об этой удивительной стране. Во время проведения рефлексии учащиеся отметили, что они хорошо поработали, работа была плодотворной и они остались довольны результатом.

На уроках географии в 7-х классах проекты чаще всего бывают информационно-исследовательскими. Так урок по теме: «Географическое положение и особенности природы Австралии» был проведён с использованием метода проектов. Одновременно на уроке работали шесть групп учащихся, каждая над своей темой. Результатом работы стала презентация информационных плакатов. Работая над проектами, проектные группы использовали не только ресурс атласа, учебника, но и дополнительную литературу, имеющуюся в кабинете. После презентации продукта учащиеся выполнили кроссворд по Австралии. Использование метода проектов на уроках географии дало обучающимся возможность рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение. Здесь уместен тезис «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это нужно». В результате участия в проектной разработке повышается интерес ребёнка к учебному предмету, изучение предмета становится не формальным, а осмысленным, заинтересованным. Учебные проекты в большинстве своём имеют направленность на результат, который можно увидеть и применить на практике. Учащиеся отмечают, что в процессе работы над учебными проектами они приобретают такие компетенции как: умение работать самостоятельно, отбирать нужную информацию, анализировать её, делать выводы, представлять результаты своей деятельности. Выстраивать коммуникативные связи с разными людьми.

Сценарий урока с использованием проектной деятельности.
Методика «Учись, работая».
Этапы работы над проектом в рамках изучения темы на уроке.

Предмет: география

Класс: 7



Тема: «Океаны»

Цели и задачи:

- изучить природу океанов Земли;

  • определять основные направления хозяйственной деятельности человека в океанах

и последствия этого влияния на природу океанов;

  • продолжить работу над формированием практических умений использовать тематические карты как источники информации;

  • создание мини-проектов по океанам Земли.

Умения: выявление по картам атласа отличительных особенностей природы океанов, работать в заданном темпе, планировать работу, работать в команде, графически оформлять информацию, выделять главное, умение работать с учебником, публичное выступление, оценка работы.

Оборудование: физическая карта океанов, атласы, учебник, 4 листа бумаги формата А3, маркеры или фломастеры, картинки из журналов, открытки, ножницы, клей.

Результат урока: мини - проекты: «Индийский океан», «Атлантический океан», «Тихий океан», «Северный Ледовитый океан».
Ход урока.
Организационный момент 5 минут.

Класс объединяется в группы для выпуска мини-проектов: «Индийский океан», «Тихий океан», «Атлантический океан», «Северный Ледовитый океан».

Задача – мини-проект должен нести минимум письменной информации, максимум информационного материала в любой удобной для восприятия форме: рисунки, схемы, таблицы и т.д.

Инструктаж по ТБ.

На этом этапе каждой рабочей группе учащихся выдаётся:

План характеристики океана

  1. Название, границы, размеры океана.

  2. Географическое положение.

  3. Берега, моря, острова и их происхождение.

  4. Особенности рельефа дна океана.

  5. Свойства воды.

  6. Течения.

  7. Взаимодействие океана с прилегающими частями суши.

  8. Освоение океана и хозяйственная деятельность человека.


Для создания зрительного образа океанов у учащихся, можно подготовить слайдовую презентацию, наглядно передающую океанский простор и красоту природы.
Этап №1

« Мозговой штурм».

В течение 5 минут определите задачи, связанные с темой, и идеи по концепции проекта. Выслушайте различные предложения для более удачного расположения информации на странице, для этого вам необходимо:

  1. Выработать как можно больше разнообразных идей.

  2. Занести каждую идею в список.

  3. Не оценивать и не обсуждать эти идеи - пока.

  4. Побудить каждого члена группы внести идеи.

  5. Использовать необычные идеи для порождения большего числа предложений со стороны группы.


Этап 2

« Концепция проекта».

Выбрать концепцию проекта. Из предложенных вариантов выбрать наиболее удачный, или совместить идеи. Для этого необходимо:

  • Обсудить и оценить идеи, внесённые в список на предыдущем этапе

  • Сгруппировать смежные идеи

  • Сформировать в систему как можно больше групп с идеями для составления концепции проекта

  • Связать с темой урока и воспользоваться предложенными инструментами



Этап 3

«Завершение проекта».

Совместная работа в группе по созданию мини – проекта.

В течение 20 минут работайте с учебником и раздаточным материалом. За это время необходимо найти информацию и оформить проект. Учащимся необходимо изучить большой по объёму материал, если навыки проектной деятельности не сформированы достаточно хорошо, то в помощь можно предложить раздаточный материал, разработанный учителем.

Мини – проект «Индийский океан»

  1. Определите цели и задачи проекта.

  2. Прочитайте текст учебника на 85 – 88 стр., используя карту атласа 38, ответьте на вопросы:

  3. Изучите особенности рельефа дна океана: найдите на карте наибольшую глубину,

Большой Зондский желоб, Западно – Индийский и Аравийско – Индийский хребты, Австрало – Антарктическое поднятие.

  1. Найдите, как изменяется температура и солёность воды Индийского океана и объясните причины высокой солёности в северной части океана.

  2. Самые крупные волны зарегистрированы в районе острова Кергелен (высота до 15м, длина до 250м), покажите на карте и объясните закономерности образования течений Индийского океана.

  3. Определите основные этапы освоения Индийского океана и виды хозяйственной деятельности.


Такой раздаточный материал можно подготовить для Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов.
Этап 4

Презентация проекта


В обмене информацией по проекту:

  • Участвуют все члены группы

  • Рассказывают о проекте, о том, как он связан с темой, о целях и задачах, для решения которых он предназначен

  • Продемонстрировать проект

  • Описать проблемы, с которыми столкнулись в процессе работы над проектом, и то каким образом их удалось преодолеть

  • Ответить на вопросы


Выслушайте выступления всех групп, отметьте наиболее яркие выступления, отметив особенности.

Оцените работу группы (рефлексия)

Рефлексия

Поставьте баллы от 1 до 5 против каждого вопроса:

  1. как вы оцениваете работу вашей группы;

  2. как вы оцениваете ваш вклад в работу группы;

  3. какое настроение было у вас на уроке.


Домашнее задание: каждая группа готовит занимательную страничку по своему океану.
Алгоритм работы групп на уроке.

  1. Объединитесь в группы для выпуска проектов «Океаны».

  2. Получите у учителя рабочее название группы, прослушайте инструктаж. 5 минут.

  3. Просмотр слайдовой презентации «Океаны Земли». 5 минут.

  4. Составьте план своего проекта, распределите между членами группы обязанности. 5 минут.

  5. Работа с учебником, атласом, раздаточным материалом. 20 минут.

  6. Подготовьтесь к публичному выступлению. 10 минут.

  7. Каждая группа проводит презентацию своего проекта. 4 минуты.

  8. Выслушайте выступление всех групп, отметьте наиболее яркие выступления, отметив особенности. 16 минут.

  9. Рефлексия. 2 минуты.

  10. Географический диктант, можно пользоваться атласом. 10 минут. Работает группа.

  11. Взаимопроверка, группы обмениваются ответами. Алгоритм ответов у учителя. 2 минуты.


Географический диктант.

Дополни предложение, вставляя соответствующий океан.

  1. Самый большой по площади - _________________________________________

  2. Самый холодный - ___________________________________________________

  3. Небольшую протяжённость с запада на восток имеет - _____________________

  4. Экватор не пересекает - _______________________________________________

  5. В южном полушарии лежит большая часть - ______________________________

  6. На три части хребты делят ложе - _______________________________________

  7. Самый маленький по площади - _________________________________________

  8. Самый древний океан на планете - _______________________________________

  9. Глубочайший Марианский желоб находится в - ____________________________

  10. 1/3 поверхности планеты занимает - ______________________________________

  11. Магеллан пересёк за три месяца с востока на запад - ________________________

  12. Самоё загрязнённое Средиземное море относится к - _________________________

  13. Самый мелководный океан - ______________________________________________

  14. Более 10 тысяч отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения, находится в - _____________________________________________

  15. Муссоны оказывают огромное влияние в северной части - _____________________

  16. Гигантский хребет почти по меридиану протянулся через - _____________________

  17. Самый неспокойный и грозный океан - _____________________________________

  18. Реки, стекающие с Гималаев, пополняют пресной водой - ______________________