Главная страница

Практико-ориентированное обучение Автор: Матюнова Т. П


НазваниеПрактико-ориентированное обучение Автор: Матюнова Т. П
Матюнова Т.П
Дата25.04.2016
Размер445 b.
ТипЗадача


Практико-ориентированное обучение

  • Автор: Матюнова Т.П.

  • учитель химии

  • МОУ «Боханская сош № 1»

  • высшая квалификационная категория


Стандарт основного общего образования по химии

  • Учащиеся должны «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», в том числе для критической оценки информации о веществах используемых в быту



  • В.Каппони



Цель данной работы:

  • выявить эффективность использования технологии витагенного обучения

  • как средство повышения

  • познавательного интереса к предмету и повышения

  • качества знаний учащихся



Задачи:

  • 1. Использование различных приёмов и методов для повышения познавательного интереса к предмету.

  • 2. Вовлечение учащихся, использование их опыта жизни и жизненного опыта в учебной деятельности и учебно-воспитательном процессе.

  • 3. Развитие творчества, индивидуальности личности.



Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Вовлеки меня и я научусь (Китайская народная мудрость)

  • Связь обучения с жизнью,

  • практическая направленность – необходимое условие

  • осознанных и прочных знаний



Задача учителя состоит не только в том, чтобы сообщать знания, но и управлять процессом усвоения знаний и способов деятельности

  • Задача ученика –

  • овладевать системой знаний,

  • способами их получения,

  • переработки, хранения, применения и воспитать в себе необходимые качества личности



Сущность практико-ориен-тированного обучения

  • построение учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания в приобретении новых знаний,

  • формирование практического опыта использования этих знаний при решении конкретных жизненно важных задач и проблем,

  • эмоциональный и познавательный творческий поиск,

  • включение предметного знания в систему ценностного знания, свободно функцио-нирующего в жизнедеятельности человека.



Связь с принципами

  • обучения с жизнью,

  • политехнизм,

  • профессиональная направленность,

  • межпредметные связи,

  • обучения и среды,

  • прикладная направленность.



Учитель - ученик

  • Собеседник.

  • Партнер,

  • имеющий право на принятие собственного решения



Структура урока

  • Блоки обязательные:

  • мотивационный,

  • синектический,

  • внедренческий.

  • Блоки вариативные:

  • бинарный,

  • моделирования,

  • преемственности.



Наличие различных блоков

  • тесно связанных между собой позволяет

  • удовлетворить интересы учащихся

  • * как с левополушарным мышлением, отдающим предпочтение материалу, представленному в виде схем, таблиц, алгоритмов,

  • так и с правополушарным мышлением,

  • которым ближе форма изложения материала в виде образов, сказок, ассоциаций, аналогий



Содержание при таком подходе

  • позволяет

  • использовать логическое и образное мышление учащихся,

  • поднять личностный статус ученика,

  • сделать обучение мотивированным,

  • формировать на определенном уровне

  • потребительскую культуру.



При практико-ориентированном обучении

  • содержание становится индивидуально ориентированным,

  • реализуется социальная функция в обучении,

  • учащиеся обеспечиваются вспомогательными прикладными знаниями и умениями



Практико-оринтированное обучение химии

  • выводит учащихся на комплексное восприятие химии и формирует у него одновременно

  • перцептивный образ «присутствия химии в жизни человека (по наблюдениям, ощущениям, чувствам),

  • когнитивный (словесно-информационный),

  • практический (с функциональным применением)



Содержание существующих УМК

  • практически не содержат тексты задач из реальной конкретной жизни или их крайне мало, поэтому одним из путей решения этой дидактической проблемы является составление практико-ориентированных ситуационных задач, которые начинаются с проблемного вопроса ПОЧЕМУ? и решение которых заметно повышает интерес учащихся и они легко вовлекаются в дискуссию.



С помощью проблемно-творческих заданий

  • реализуется компетентностный подход к творческому саморазвитию личности в процессе обучения,

  • раскрывается химическая сущность явлений в окружающей жизни



Задачи

  • № 1. Тема «Жиры» - 10 класс

  • Почему китайцы не едят хлеба с маслом?

  • № 2. Тема «Углеводы» - 10 класс

  • Установите молекулярную формулу фруктозы, если массовые доли элемен-тов в ней составляют: С-40,0%, Н–6,6%, О – 53,4%. Тяжелее воды в 10 раз. Сравните физические свойства глюкозы и фруктозы в табличной форме.



№ 1. Еда и здоровье взаимосвязаны на-столько, что от ежедневного рациона может зависеть продолжительность жизни человека. Пища, в которой присутствуют белки, жиры и углеводы, плохо усваиваются

  • № 2. Химические умения и навыки: научиться решать задачи на установление формул веществ

  • Общеучебные: умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, умение сравнивать, создание собственного продукта - таблицы



№ 3. Тема «Химия и жизнь» - 10 класс. Почему японцы живут долго?

  • № 4. Тема «Аминокислоты» - 10 класс

  • Установить относительную молекулярную массу незаменимой аминокислоты – триптофана С11Н12О2N2 и подготовить сообщение «Биологическая роль аминокислот»



№ 3. Одна из причин долголетия – употребление морепродуктов, содержащих ненасыщенные жиры, в состав которых входит большое число незаменимых жирных кислот и жирорастворимых витаминов, важнейших составляющих рациона питания , необходимых для поддержания здоровья человека и продления его жизни

  • № 4. Умение вычислять молекулярные массы веществ

  • Умение грамотно излагать мысли

  • Умение владеть основными видами публичных выступлений

  • Создание собственного продукта – сообщение по теме



№ 5. Тема «Кислородсодержащие органические соединения» - 10 класс. Почему в Индии собирают мочу коров?

  • № 6. Установить формулу эйксантона, если массовые доли элементов в ней составляют: С-68,42%, Н – 3,51%, О-28,07%, Мr - 228.

  • Подготовить сообщение «Природные красители»



№ 5. В Индии из мочи коров, питающихся листьями манго, получают малярную краску – «индийская желтая». Желтый цвет краски обусловливает присутствие эйксантона.

  • № 7. «Кислородсодержащие органические соединения» - 10 класс

  • Установите молекулярную формулу эпикатехи-на, если массовые доли элементов в нем составляют: С-62,07%, Н-4,83%, О-33,10%.

  • Мr – 290.

  • Почему индейцы племени куна не болеют? Установите причинно-следственные связи.



№ 7. Индейцы племени куна, проживающие на островах Сан-Блас, недалеко от побережья Панамы, выпивают в день по 3-5 чашек богатого эпикатехином какао (этим людям не характерно высокое давление и другие ССЗ, т.к. эпикатехин – флавоноид, обеспечивающий улучшение состояния сердечно-сосудистой системы при регулярном употреблении определенных видов какао-продуктов).



№ 8. Тема «Химические элементы» - 8 класс и «Металлы побочных подгрупп» - 9 класс

  • Почему для индийцев река Ганг священна? Почему туристы, прибывшие в Индию, обязаны искупаться в водах «священного Ганга?



№ 8.

  • На берегах Ганга омываются ежедневно тысячи людей, при этом не обнаружено ни одного возбудителя инфекционных заболеваний. Это связано с тем, что в устье реки Ганг располагаются залежи самородного серебра, в прибрежных зонах реки находятся самые крупные в Индии месторождения серебра, ионы которых обладают бактерицидными свойствами.



№ 9. Тема «Строение атома» - 9, 11 класс

  • Составьте электронную формулу атома и иона серебра. Какая из этих частиц обладает бактерицидными свойствами. Приведите примеры из жизни, доказывающие эти свойства. Составьте мини-пособие «Соединения серебра в природе», оформив его привлекательно фотографиями и иллюстрациями.



Умения и навыки

  • Составлять электронные формулы

  • Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения сущности явлений, происходящих в быту

  • Устанавливать причинно-следственные связи

  • Самостоятельно создать алгоритм деятельности в решении проблем творческого характера

  • Обрабатывать текстовую информацию с использованием возможностей Интернета



№ 9. Тема «Металлы» - 9, 11 класс. Почему вьетнамцы едят землю?

  • № 10. Тема «Карбоновые кислоты» -

  • - 10 класс.

  • Почему нанайцы редко болеют дисбактериозом



№ 9. Специально «печёные» куски земли в качестве «лакомства» продаются на многих базарах в провинции Виньфук и других районах Северного Вьетнама, в образце которых обнаружено много железа и марганца

  • № 10. В северных районах местные жители применяют лишайники (паргелия, кладония альпийская) для очищения кишечника. В них содержится мощный антибиотик – усниновая кислота. Механизм действия лишайника: слизеобразующие вещества отлично абсорбируют токсины и выводят их из организма человека. Обволакивая слизистую, они создают защитный слой, а значит, создают условия для быстрого заживления язвенных и эрозийных дефектов (например, при дизентерии).



№ 11. Установите молекулярную формулу усниновой кислоты, если массовые доли элементов: С - 62,79%, Н - 4,65%, О - 32,56%. Мr – 344. Сделайте сообщение «Лекарственные растения и их химический состав»

  • № 12. Почему на Руси в квашенную капусту добавляли клюкву?



№ 12. В «болотном винограде» - клюкве много бензойной кислоты – великолеп-ного антимикробного средства. Поэтому клюква почти не поддается гниению. В народе это давно приметили и добавляют клюкву в квашенную капусту.

  • № 13. Тема «Галогены» - 8 класс.

  • Почему в Китае больных зобом издавна лечат золой морских губок?



№ 14. Вычислите, сколько граммов морской капусты необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить суточную потребность (800 мг) организма в йоде. В 100 г морской апусты содержание йода составляет 250 мг.

  • № 15. Подготовьте сообщение «Нахождение галогенов в природе

  • и их применение»



№ 16. Почему на кактусовых плантациях мексиканцы разводят насекомых?

  • № 17. Установите молекулярную формулу карминовой кислоты, если массовые доли элементов составляют: С – 53,66%, Н – 4,06%, О – 42,28%.

  • Мr – 492. Составьте рассказ «Природные красители»



№ 16. В результате высушивания и растирания умерщвлённых насекомых вида Coccus cacti получают кошениль (кармин) – один из красивейших и наиболее прочных, но и самых дорогих красителей для шерсти и шелка. В настоящее время краситель используется в косметике и для подкраски пищевых продуктов и напитков («Кока-кола»). Красящим начало кошенили является карминовая кислота.

  • № 17. С22Н20О13



Выводы:

  • Использование технологии практико-ориентированного обучения

  • активизирует познавательный интерес к предмету,

  • показывает практическое значение и важную роль предмета химии в жизни человека и общества,

  • повышает качество знаний,

  • играет большую роль в профориентационной работе с учащимися.