Главная страница

«Первое путешествие, которое человек должен совершить, это путешествие по своей стране. Знакомство с историей своей страны, с её памятниками, с её культурными достижениями – это всегда радость узнавания привычного в новом»


Скачать 181.83 Kb.
Название«Первое путешествие, которое человек должен совершить, это путешествие по своей стране. Знакомство с историей своей страны, с её памятниками, с её культурными достижениями – это всегда радость узнавания привычного в новом»
Дата28.02.2016
Размер181.83 Kb.
ТипДокументы


«Первое путешествие, которое человек должен совершить, - это путешествие по своей стране. Знакомство с историей своей страны, с её памятниками, с её культурными достижениями – это всегда радость узнавания привычного в новом»

Д.С. Лихачёв

Хочу рассказать об удивительном путешествии в город Санкт-Петербург, которое мне посчастливилось совершить во время осенних каникул. Поездка была организована по инициативе Министерства образования и науки Краснодарского края, Краевого института повышения квалификации педагогических кадров, при содействии администрации края и лично вице-губернатора Краснодарского края Золиной Г.Д. Две группы руководителей районных методических объединений учителей основ православной культуры и основ религиозной культуры и светской этики были направлены по маршрутам – Киев и Санкт-Петербург для знакомства с достижениями материальной и духовной культуры и изучения опыта использования экскурсий в учебной и внеучебной деятельности в рамках преподавания ОРК и СЭ и ОПК. 4 ноября, педагоги собрались на железнодорожном вокзале в городе Краснодаре и отправились в путь. Комфортабельный поезд, время в пути прошло незаметно, все были в предвкушении предстоящей экскурсии. По своей сути путешествие стало паломническим, так как в экскурсионной программе было предусмотрено посещение православных святынь. История России – это путь развития уникальной христианской культуры с многовековой православной традицией. Петербург, несмотря на свой европейский вид, с самого начала был не только истинно русским городом, но и подлинной столицей православной державы. В настоящее время – это один из важнейших центров Русского Православия.

Рано утром 6 ноября мы прибыли в Санкт-Петербург, нашу группу встречал экскурсовод. Экскурсия началась по ещё тёмному (рассветает в Питере в это время около 9.30. утра) городу. Проехали по Невскому проспекту, увидели, как красиво и рационально подсвечены все дома: подсветки находятся между рядами оконных проёмов – город, расцвеченный огнями, выглядит очень красиво! После завтрака в кафе «Ля русс», отправились на Смоленское кладбище, на котором находятся: Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Часовня Святой блаженной Ксении Петербургской. Церковь Смоленской иконы Божией Матери была построена на старинном православном Смоленском кладбище Петербурга в 1786-1790 годах по проекту архитектора А.А. Иванова. Церковь имеет три престола. Главный освящён в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный – в честь иконы Божией Матери «Милующая, или Достойно есть», южный – в честь Ксении Петербургской. Существует легенда, что Святая блаженная Ксения помогала строить храм. По ночам подвижница, вознося молитвы, тайно поднимала кирпичи на леса. Главная святыня храма – список чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, сопровождавшей русское воинство в Отечественной войне 1812 года. Смоленская икона сыграла огромную роль в истории России, через неё Божия Матерь являла свою помощь в защите нашего Отечества от монголо-татар в XIII веке, поляков - в XV-XVII веках, французов – в XIX столетии. Часовня Ксении Петербургской построена в 1902 году, на месте упокоения святой. Ксения Петербургская – одна из самых почитаемых святых не только в Санкт-Петербурге, к её часовне приходят паломники из других городов и областей огромной России, надеясь на её помощь и очень часто получая отклик на свои упования. «Помяните мою душу во спасение души своей», - завещала святая покровительница Санкт-Петербурга. После посещения храма и часовни, совершения молебна вместе с отцом Константином, который приехал с нашей группой, мы отправились осматривать некрополь с надеждой найти захоронение Арины Родионовны – няни великого русского поэта, нашедшей упокоение на Смоленском кладбище, но, к сожалению, место, где находится могила, неизвестно. Мы увидели на надгробиях имена выдающихся наших соотечественников, имена, которые навсегда вписаны в историю.

После посещения Смоленского кладбища экскурсия продолжилась в Казанском соборе. По пути следования мы остановились на набережной у Церкви Успения Пресвятой Богородицы, которая является Подворьем Введенского мужского монастыря Оптиной пустыни. В ней познакомились родители патриарха Кирилла, которые впоследствии служили на Смоленском кладбище, а своё детство патриарх, будучи ребёнком, провёл в Церкви Смоленской иконы Божией Матери.

Казанский кафедральный собор – выдающееся произведение культового зодчества. Воздвигнут в 1801-1811 годах по проекту А.Н. Воронихина. Собор является памятником победы русского оружия над наполеоновской Францией. В нём погребён фельдмаршал М.И. Кутузов. Здесь хранится одна из святынь русского православия – Казанская икона Божией Матери, находившаяся в храме с момента его освящения в 1811 году. Этот образ был с Кутузовым в походах и на полях сражений, им благословляли воинов перед Бородинской битвой.

Следующим пунктом нашего паломничества стал Храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Главные святыни храма: список иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте. С грошиками. Петербуржская» и могила Святой старицы, схи-монахини Матронушки-босаножки, канонизации которой с нетерпением ждут петербуржцы.

Далее мы отправились в знаменитый Исаакиевский собор. Собор Святого Преподобного Исаакия Далматского строился в 1817-1858 годах по проекту и под руководством архитектора О. Монферрана. Освящён в честь византийского монаха, святого преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого, 17 (30) мая, родился основатель Санкт-Петербурга Пётр I. В интерьере Исаакиевского собора огромную роль играет сочетание мрамора, малахита, лазурита и позолоты, придающее особую пышность и великолепие его декоративному убранству. Среди святынь Исаакиевского собора наиболее чтима чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Она чудесным образом обнаружилась на одной из окраин города в год открытия храма.

Вечером первого дня нашего паломничества мы посетили ещё один храм – Церковь Святой Троицы, известной в народе как Кулич и Пасха. Церковь выделяется среди других храмов Петербурга своими необычными архитектурными формами. Храм в виде ротонды, увенчанный низким куполом без барабана, действительно напоминает кулич, а пирамидальная колокольня наводит на мысль о пасхе. В этом храме находится сама чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (с грошиками). По преданию эта икона приплыла к своему первому владельцу по Неве, была пожертвована в часовню. В 1888 году попавшая в часовню молния спалила всё, а образ Божией Матери лишь просветлел и обновился, да двенадцать медных монет из разбитой церковной кружки вплавились в него. Было удивительно, что именно день посещения нами храма совпал с престольным праздником в честь этой иконы 6 ноября. Вот таким знаменательным событием был отмечен наш первый день пребывания в Петербурге. Ещё одно замечательное мероприятие, о котором мы узнали во время экскурсии по Исаакиевскому собору – торжественное закрытие и галла-концерт Всероссийского фестиваля хорового искусства «Невские хоровые ассамблеи» состоялось 6 ноября в Исаакиевском соборе, в концерте приняли участие хоровые коллективы - участники фестиваля и Камерный хор Смольного собора. В программе прозвучали произведения русской духовной музыки разных эпох. Заключительный день «Невских хоровых ассамблей» стал праздником не только для участников фестиваля, но и для всех любителей хоровой музыки, вход на концерт был свободный для всех желающих. После молебна в Церкви Святой Троицы, мы вернулись в Исаакиевский собор, под сводами которого до глубокой ночи звучала хоровая духовная музыка в исполнении четырнадцати хоров, среди которых: детский хор центрального телевидения, хор Петербургской филармонии, хор Уральского государственного университета, хор Санкт-Петербургского университета, хор мальчиков музыкальной академии профессора Витте и другие знаменитые коллективы.

Ежегодный Всероссийский фестиваль «Невские хоровые ассамблеи» проводят Государственная академическая капелла совместно с петербургским комитетом по культуре. Среди главных целей фестиваля – возрождение традиций российского певческого искусства, распространение его достижений среди профессионалов и любителей. Каждый год петербургская публика знакомится с исполнительским мастерством хоровых коллективов самых разных городов и регионов России. Впервые «Невские хоровые ассамблеи» были проведены 30 лет назад, в 1981 году силами Хорового общества Ленинграда и Ленинградской консерватории.

Высокое мастерство, проникновенное исполнение, потрясающая акустика в храме – это было незабываемо. Так был окончен первый день паломничества, он был необыкновенно интересным и очень насыщенным.

Во второй день нам предстоял длинный путь в Лодейнопольский район Ленинградской области, где находится Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь. В 15 километрах от города Лодейное Поле, почти на самой границе с Карелией, между озерами Рощинским и Святым из-за деревенских изб древнего села Свирского поднимаются ввысь величественные белокаменные постройки Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря. Монастырь как единое целое сложился в XVI-XVII столетиях и состоит из двух самостоятельных ансамблей - Троицкого и Преображенского. Святая обитель основана в 1508 году Преподобным Александром Свирским, иноком Валаамского монастыря близ устья реки Свирь. Хочется рассказать о самом почитаемом на Руси святом более подробно.

Преподобный Александр родился 15 июня 1448 г., в день памяти пророка Аммоса, именем которого и был назван. Родителей Преподобного Александра, крестьян из села Мандеры, что на берегу реки Ояти, звали Стефан и Васса. С детских лет Аммос отличался от своих сверстников: избегал игр, смеха и сквернословия. Когда ему исполнилось 19, он узнал о намерении родителей женить его и тайно ушел на Валаам. Решение созрело у него после беседы с иноком Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, которого Аммос встретил неподалеку от родительского дома. После семи лет, проведенных на Валааме послушником, в 1474 году Аммос принял постриг с именем Александр. Узнав о месте пребывания сына, ушли в монастырь и его родители. После их смерти, по благословению игумена, Александр устроил себе келью на уединенном острове и продолжил свои духовные подвиги. Когда же слава о нем стала ему в тягость, подвижник покинул Валаам и удалился в свирские леса, где в уединении и безмолвии, не имея припасов, прожил семь лет в непрестанной молитве. В 1508 году Преподобному Александру было явление Живоначальной Троицы — Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды, осиянных Небесной славой. Ранее в таком виде Святая Троица являлась только Аврааму, а в истории Русской Православной Церкви это Божественное снисхождение Святой Троицы известно как единственное. Преподобный получил повеление построить церковь и основать обитель, а когда спросил, во имя кого должна быть церковь, Господь ответил: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир подам тебе». Церковь была построена на том месте, которое указал Ангел, перекрестив его три раза. В том же 1508 году была построена деревянная, а в 1526 году - каменная церковь Живоначальной Троицы. Слава великих подвигов Святого Александра озаряла и основанную им обитель, которая и при жизни Преподобного, и после его кончины находилась в самом цветущем состоянии. Сам же он, став игуменом, сделался еще смиреннее. Преподобный Александр преставился в 85 лет - 30 августа 1533 года. Известие о кончине Преподобного Александра Свирского было включено в ряд важнейших событий в Новгородский летописный свод 1539 года. Причислен к лику святых через 14 лет после своей кончины, что в истории Православия встречается крайне редко. На церковном Соборе 1547 года Преподобному в числе 12 святых было определено повсеместное празднование. В Успенском соборе Кремля была установлена икона Преподобного Александра Свирского со ста двадцатью восьмью клеймами. Один из приделов храма Святого Василия Блаженного в октябре 1560 года был освящен в честь Святого Александра. Преподобного называли царским заступником. Иоанн Грозный молился Преподобному Александру Свирскому перед взятием Казани, а после победы объявил его на всю Россию великим Чудотворцем. Михаил Федорович Романов особенно почитал святого, а одна из первых часовен, которую построил Петр I в Петербурге, была освящена в честь Преподобного Александра Свирского. Не раз приезжал Петр I и в монастырь, чтобы помолиться и поклониться святым мощам Преподобного Александра, которые были обретены в 1641 году при перестройке собора. Мощи остаются нетленными уже более 470 лет. Вот какому удивительному святому мы ехали поклониться. По пути в Александро-Свирский монастырь заехали в Введено-Оятский женский монастырь. Здесь находится могила родителей Преподобного Александра Свирского в монашестве Святых Сергия и Варвары. Как и просил Преподобный, сначала поклониться его родителям, а затем ему.

За 500-летний период существования монастырь претерпел много бедствий, но самое ощутимое началось в 1917 году, когда не внешний враг, а невежество, предательство, разрушающая сила атеизма крушили святыню и ее материальные ценности. Сильно пострадавший в годы Великой Отечественной войны и частично отреставрированный, был возвращен Церкви 19 августа 1997 года. 30 июля 1998 года – дата второго обретения мощей преподобного Александра Свирского. Монастырь, куда 23 ноября 1998 года перенесены вновь обретенные святые мощи Преподобного Александра Свирского, возвратился к жизни. История обретения мощей удивительна, как и жизнь святого. Во все времена великий молитвенник помогал людям, продолжает помогать и сейчас.

Когда мы вошли в Преображенский собор, в приделе Александра Свирского, у раки с мощами Преподобного шёл молебен, молилась семья священника, прибывшая издалека. Нам разрешили потихоньку подойти и приложиться к святыне. По окончании молебна произошло то, что не возможно было бы представить. Настоятель открыл раку с мощами Преподобного и разрешил семье священника приложиться к святым мощам, затем сказал, что все, кто желает приложиться к мощам Преподобного, могут сделать это. Поистине, произошло чудо, приди в собор на несколько минут позже, мы были бы лишены этой удивительной возможности. Трудно передать словами чувства, которые ты испытываешь в такой момент, это и осознание великой благодати, трепет и ощущение того, что ты ещё не достоин такой почести. Побывав возле святыни, понимаешь, какая здесь духовная сокровищница.

Есть в монастыре место, где находился колодец, который был вырыт руками Преподобного. Над колодцем Александра Свирского построена в 1791 году надкладезная водосвятная часовня. В часовне устроены краны для воды. Там можно набрать воды, окропить себя. Вода теперь поступает в часовню по трубам из монастыря, где и освящается, колодец был зарыт при постройке часовни.

На месте, где было явление Святой Троицы Преподобному, сохранилась часовня, построенная во второй половине XIX века. В часовне наблюдается совершенно необъяснимое и очень сильное воздействие на человека – ощущение пульсации воздуха и видимое глазом дрожание воздуха над песком. Говорят, что Господь здесь особенно слышит молитвы людей. Каждый из нас взял с собой немного песка, насыпанного на месте Явления, или купил мешочек с песком уже высушенным и просеянным в свечной лавке.

В 2010 году Троицкую часть монастыря окончательно передали Православной церкви, переведя областную психиатрическую больницу, которая была расположена в стенах монастыря долгие годы, в Лодейное поле. Монастырь разительно преображается. Уже отреставрированы наружные стены монастыря. Обитель постепенно приводится в старинное первозданное состояние. Вырублена старая ветхая березовая аллея - на ее месте высажены липы. На месте старой парковки высажены яблоневый и вишневый сады - так как это было при Святом Александре Свирском. Расчищены подходы к Рощенскому озеру, вычищена старая протока от Святого озера, на которой стояла монастырская водяная мельница. Возле Троицкой части монастыря устроено подворье Покрово-Тервенического монастыря, насельницы которого славятся своими иконописными работами.

С каким чувством возвращались мы поздним вечером из этого древнего монастыря, единственного места в России, где Бог явился в Троице земному человеку? Думаю, у каждого были свои ощущения, но точно могу сказать, что каждый из нас в свою меру получил благодать, которая присутствует на этой святой земле.

Третий день паломничества начинался экскурсией в один из самых красивых храмов Санкт-Петербурга – Храм Воскресения Христова (Спас на Крови). Этот выдающийся исторический и художественный памятник был воздвигнут там, где в результате взрыва бомбы 1 марта 1881 года был смертельно ранен «царь-освободитель» Александр II. Отсюда общепринятое и более известное название – Спас на Крови. Храм был заложен в 1883 году, построен в 1888-1897 годах по проекту архитекторов А.А. Парланда и архимандрита Игнатия (И.В. Малышева). Освящён в 1907 году. В наружном декоре храма широко применена мозаика, купола покрыты ювелирной эмалью, а шатровые крыши – цветной черепицей. Внутренние стены почти сплошь покрыты мозаичными изображениями, представляющими особую культурную ценность. Огромный интерес представляют: иконостасы (центральный, северный и южный), киоты (северный и южный) и сень, выполненные из мрамора, уральской и алтайской яшм, порфира и орлеца. Находящаяся в западной части здания, под колоколом, драгоценная сень отмечает место трагедии. Там, спустившись ниже уровня пола храма на семь ступеней, можно видеть заново уложенную часть мостовой и восстановленные перила набережной Екатерининского канала – священные реликвии, обагренные кровью во время убийства. К Спасу на Крови в Петербурге всегда испытывали особые чувства. Атмосфера, сложившаяся вокруг храма в силу побудивших к его строительству причин, красота его убранства неизменно привлекали к нему людей со всей страны. Мы были счастливы, что удалось посетить эту святыню, проникнуться её красотой.

Следующим пунктом нашего путешествия стал Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Основателем монастыря был отец Иоанн Кронштадтский, нашедший здесь и своё упокоение. Проект монастырского комплекса, выполненный архитектором Н.Н. Никоновым в 1899 году, был лично утверждён Николаем II. Иоанн Кронштадтский пользовался особой любовью верующих России, имел славу народного святого. В 1908 году после погребения отца Иоанна Кронштадтского к его гробнице сразу началось паломничество. Оно не прекращалось и в то время, когда монастырь был закрыт, а усыпальница замурована. Паломничество продолжается и сейчас, когда монастырь возрождается. Отец Константин отслужил молебен в память Иоанна Кронштадтского, после молебна мы приложились к святым мощам праведного отца.

Из Иоанновского монастыря мы отправились в Церковь Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади. Церковь, как и весь конюшенный комплекс, была перестроена В.П. Стасовым в 1817-1823 годах в стиле ампир. Она разместилась на втором этаже центрального флигеля, над воротами. Придворная Конюшенная церковь была ближайшей к дому А.С. Пушкина, и Николай I после трагической дуэли дал разрешение отпевать поэта в ней. В 1849 году церковь стала приходской. Каждое 1 февраля в ней проходит поминовение поэта.

В следующей части экскурсии мы посетили Петропавловскую крепость. С момента закладки этого укрепления и ведет свой отсчет история Северной столицы. Поэтому вполне естественно, что именно Петропавловская крепость считается старейшим архитектурным памятником в реестре достопримечательностей Санкт-Петербурга. На Святую Троицу 27 мая 1703 года по чертежам, собственноручно выполненным Петром, на небольшом островке в устье Невы начинается строительство укрепления, призванного защитить вновь возводимую Северную столицу. По одной из легенд Петропавловский собор – это своеобразный памятник Петру I, повторяющий контуры фигуры первого русского императора, и – шутка великого Доменико Трезини, мастерски создавшего в камне иллюзию высокого человека с упёртыми в бока руками. Императорский мемориальный собор Святых апостолов Петра и Павла – усыпальница всех российских императоров. Некрополем собор стал ещё до окончания строительства. При жизни Петра I здесь похоронили его сына Павла и четырёх дочерей, умерших во младенчестве. В настоящее время в Петропавловском соборе покоятся останки 41 представителя династии Романовых. В 1998 году здесь в приделе Святой Екатерины были захоронены останки Николая II и членов его семьи, расстрелянных в Екатеринбурге в июле 1918 года. Богослужения в соборе проходят в престольный праздник, на Рождество и Пасху, а так же в дни памяти российских государей.

После посещения Петропавловской крепости, уже самостоятельно, мы продолжили прогулку по историческому центру Санкт-Петербурга: вышли на Дворцовую площадь к Зимнему дворцу. Александровская колонна - памятник Императору Александру I. На Дворцовой площади, перед Зимним дворцом, красуется колонна из цельного гранита красного цвета. На самом верху колонны, на бронзовом полушарии, поставлен ангел мира, вылитый из бронзы. Левою рукой он держит крест, правою — простирает к небу, а ногою попирает змея. Ангелу приданы черты Императора Александра I. Полюбовавшись красотой дворцовой площади, Зимним и Эрмитажем (к сожалению, посетить Эрмитаж не удалось, его посещение не входило в программу, а для самостоятельной экскурсии, увы, не было времени), по набережной прошли к Медному всаднику. Известнейший, из украшающих город памятников, одна из достопримечательностей и символов Санкт-Петербурга - конная статуя создателя новой столицы и преобразователя России Петра Великого. Памятник Императору Петру I, на Сенатской площади, сооружен в царствование Императрицы Екатерины II. Он представляет дикую скалу, на которую взлетел всадник, попирающий змея.

Последний день пребывания в Петербурге стояла удивительно солнечная погода, ранним утром мы отправились в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. Монастыри всегда являлись на Руси центрами духовной жизни, сокровищницами христианской культуры. Наиболее крупные монашеские обители называются лаврами. Александро-Невский монастырь (лавра с 1797 года) был основан Петром I как твердыня Православной веры на отвоёванной у шведов исконно русской земле. Место для строительства монастыря было выбрано царём в 1710 году. По преданию, оно связано с Невской битвой 1240 года, в которой новгородцы разгромили шведское войско.

По левую сторону монастырских ворот, при входе в лавру, находится церковь Благовещения, которая в первое время существования Петербурга служила усыпальницей особ царского рода и именитых людей. Здесь погребены: царица Прасковья — супруга Иоанна Алексеевича, сестра Петра Великого Наталья Алексеевна, сын его Петр Петрович, первая супруга Императора Павла I и его дочь. Посреди церкви, на том месте, где погребена грузинская царица Дарья Георгиевна, покоилось тело Императора Петра III до перенесения его, по повелению Императора Павла I, в Петропавловский собор крепости.

За левым клиросом находится могила великого русского полководца Суворова с краткою надписью, составленною поэтом Державиным: «Здесь лежит Суворов». По преданию, Суворов перед смертью спросил Державина, какую надпись сделает он на его могиле? Державин ответил: «Не нужно много слов, а только: здесь лежит Суворов». «Помилуй Бог, как хорошо!»,- воскликнул умиравший Суворов.

Троицкий собор Александро-Невской лавры поражает своей величиной. Над входом в собор два ангела держат золоченый щит с изображением орденского знака Святого Александра Невского. Стены собора украшены снаружи барельефами, изображающими события Ветхого и Нового завета. Святыня Троицкого собора — мощи Александра Невского. Все убранство собора отличается великолепием. Иконостас сделан из итальянского мрамора и украшен по краям бронзовыми, вызолоченными рамами. В соборе много икон, написанных известными художниками. При входе в лавру, по левой стороне, находится Лазаревское кладбище. На Лазаревском кладбище, недалеко от церкви, находится могила известного русского учёного М.В. Ломоносова. Недалеко от могилы Ломоносова — могила известного русского писателя Фонвизина. На Тихвинском кладбище погребен поэт и бывший воспитатель Императора Александра II Жуковский; на его могиле памятник с надписью: «В память вечную знаменитому певцу в стане русских воинов». Вблизи могилы Жуковского - могила Карамзина. Здесь же похоронены Крылов, Баратынский, Козлов и Достоевский. На лаврских кладбищах покоятся тела известных композиторов: Глинки, Серова, Даргомыжского, Мусоргского, Рубинштейна, Бородина и Чайковского. Удивительное чувство сопричастности к истории возникает, когда вокруг имена выдающихся соотечественников, во все времена прославивших Россию. «История - есть священная книга народов, главная, необходимая…завет народов к потомству», - писал Николай Михайлович Карамзин.

Район, в котором находится Николо-Богоявленский Морской собор, в середине XVIII века был застроен казармами служащих Военно-морского ведомства. В центре этой части Петербурга в 1753-1762 годах на «мостовые» деньги, которые брали за проезд по наведённому Исаакиевскому мосту, возвели храм. Первая торжественная служба в нём состоялась в сентябре 1770 года после победы над турецкой армадой под Чесмой. Николо-Богоявленский Морской собор – один из выдающихся архитектурных памятников Петербурга. Бело-голубое с золотом пятикупольное здание поражает великолепием внешнего и внутреннего убранства. Собор состоит из нижнего и верхнего храмов. Главными святынями храмов являются: икона Святителя Николая Чудотворца – одного из любимейших святых русских людей, особенно покровительствующего путешествующим и морякам, икона Божией Матери «Троеручица», во время одного из самых больших наводнений в 1777 году вынесенная волной на паперть храма Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, икона Божией Матери «Неопалимая Купина», почитавшаяся на Руси как защитница от стихийных бедствий, особенно от пожара. Важной частью архитектурного ансамбля Николо-Богоявленского собора является четырёхъярусная колокольня. Собор никогда не закрывался, до 2000 года являлся кафедральным собором епархии.

Последняя, из посещённых нами православных святынь, Спасо-Преображенский собор, возведённый императрицей Елизаветой Петровной в память о её восшествии на престол с помощью солдат и офицеров одноимённого полка. По проекту В.П. Стасова в память о победе в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов вокруг собора была возведена ограда, в которой использованы стволы трофейных пушек. Главная святыня храма – чудотворный образ Спаса Нерукотворного, написанный самым знаменитым представителем московской школы иконописи XVII века Симоном Ушаковым для царя Алексея Михайловича. В Спасо-Преображенском соборе хранились полковые реликвии, воинские трофеи, преображенские мундиры императоров, а так же сабля, бывшая при Александре II и сохранившая следы крови царя.

Подошёл к концу последний из четырёх дней пребывания в Питере. Как-то очень тихо было в автобусе, увозящем нас на Ладожский вокзал. Не хотелось уезжать, ведь сколько интересного мы могли бы ещё открыть для себя в этом удивительно красивом городе, городе, где каждая улица, каждый дом хранит дыхание истории. Очень хочется надеяться, что со временем, красота Санкт-Петербурга не иссякнет, а будет умножаться.

Каждый, уважающий себя гражданин, должен знать историю родной страны, уважать традиции своего народа. Любовь к Отечеству, осознание духовно-культурных традиций родной земли зарождается в детстве, когда ребёнок начинает любить своих родителей, близких, оно крепнет, когда подросток познаёт святыни, красоту, историю и особенности своих родных мест. Оно достигает полноты, когда человек становится гражданином, осознаёт свою ответственность перед Богом и Отечеством за будущее своей Родины. Вспоминаются слова замечательного человека, учёного, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Награждённый даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно и счастливее. Да, счастливее. Ибо, награждённый через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далёкого, человек легче дружит с другими народами, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить».

Каждый из нас на своём месте может внести вклад в дело воспитания и образования подрастающего поколения.

«Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера»

Святитель Филарет, митрополит Московский.

Горбулина Татьяна Геннадьевна, учитель музыки и основ православной культуры МБОУ СОШ 5 города Белореченска.