Главная страница

Орел иуу неделя передового опыта «Сравнительный анализ умк по английскому языку для 2 класса В. П. Кузовлева и М. З. Биболетовой»


Скачать 71.34 Kb.
НазваниеОрел иуу неделя передового опыта «Сравнительный анализ умк по английскому языку для 2 класса В. П. Кузовлева и М. З. Биболетовой»
Дата21.02.2016
Размер71.34 Kb.
ТипДокументы

Орел ИУУ

Неделя передового опыта

«Сравнительный анализ УМК по английскому языку для 2 класса В.П. Кузовлева и М.З. Биболетовой»

Подготовила

Кононыхина Е.С.

Декабрь 2008 год

Сегодня потеряли остроту и актуальность споры о том, стоит ли обучать ИЯ в дошкольном и младшем школьном возрасте: ИЯ в начальной школе из дополнительной образовательной услуги превратился в обязательный предмет, изучаемый со второго класса.

В настоящее время на рынке учебной литературы каждый год появляется все большее количество зарубежных и отечественных учебников и всевозможных пособий для раннего обучения. Как не ошибиться в выборе?

Перефразируя известную пословицу, можно сказать следующее: «Все учебники хороши, выбирай на вкус».

Я преподаю в начальной школе более 12 лет, пользовалась многими учебными пособиями. Все больше убеждаюсь в том, что в настоящее время есть такие учебники, которые могут удовлетворить самого взыскательного преподавателя.

С сентября 2007 года я использую в своей работе УМК «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапы, И.П. Костиной и Е.В. Кузнецовой изд. «Просвещение». Учебник и рабочая тетрадь хорошо изданы, с красочными иллюстрациями. Содержание УМК позволяет добиться решения многих задач. Учащиеся успешно овладевают грамматической стороной речи, при этом обеспечивается большая повторяемость грамматического материала в новых ситуациях общения. Обучение лексической стороне речи происходит во взаимосвязи с обучением чтению по транскрипции. Достоинствами учебника являются: его сюжетная основа, то есть уроки связаны между собой единой сюжетной линией; предлагаемые в УМК задания построены с учетом особенностей детей младшего школьного возраста. Успешно решается задача повышения познавательной активности учащихся. Сюжетные уроки способствуют созданию мотивации к изучению английского языка. Безусловной заслугой авторов УМК является то внимание, которое они уделяют развивающему аспекту обучения (в том числе развитию языковых способностей, творческого мышления, воображения и др. психических процессов).

Учебник очень нравится мне и детям, потому что в комплекте есть рабочая тетрадь и книга для чтения. Рабочую тетрадь и книгу для чтения я использую на каждом уроке. Детям нравится по ним работать. В учебнике много дополнительной информации, много грамматического материала.

Как я уже сказала, учебник замечательный и хорошо иллюстрированный. Но к недостаткам можно отнести некоторую затянутость вводного курса, изучения алфавита, обилие устного материала. Каждый урок – это изучение нового фонетического и лексико-грамматического материала, поэтому слабым детям тяжело усваивать темы, которые необходимо воспринимать на слух. Дети путаются в чтении транскрипции и по правилам чтения.

Этот учебник кардинально отличается от других тем, что авторы этого УМК уделяют большое внимание развитию индивидуальности ребенка в диалоге культур.

Учащийся не просто учит английский язык, а овладевает иноязычной культурой.

По мнению авторов данного УМК иноязычная культура как содержание иноязычного образования и средство развития индивидуальности учащихся включает в себя:

  1. развитие языковых способностей, психических процессов и свойств личности ученика (развивающий аспект);

  2. познание и осознание системы изучаемого языка, культуры стран изучаемого языка в соотнесении с родной культурой учащихся (познавательный или социокультурный аспект);

  3. воспитание личности через знакомство с культурой англоязычных стран в ее соотнесении с родной культурой, воспитание толерантного и уважительного отношения к чужой и своей культуре (воспитательный аспект);

  4. овладение иностранным языком как средством общения (и осознание системы изучаемого языка) (учебный аспект).

Материал учебника разбит на два крупных содержательных блока. В основу первого блока (1 и 2 четверти) положено путешествие в Нью-Йорк, в которое ученики отправляются вместе с британскими сверстниками для участия в грандиозном Параде в честь Дня Благодарения. Знакомясь и общаясь с главными участниками Парада - героями самых популярных и любимых героев английских и американских сказок, мультфильмов и телепередач, ученики овладевают произносительной стороной речи, знакомясь с транскрипционными знаками и учатся читать их, овладевают простейшими речевыми функциями, определенным количеством лексического и грамматического материала.

Заканчивается первое полугодие важнейшим мероприятием, посвященным празднованию Нового года. Учащиеся 2-4 классов совместно участвуют в этом мероприятии.

В основу второго блока (3 и 4 четверти) положено путешествие на сказочный остров Нетландия, которое ученики совершают вместе с главными героями повести шотландского писателя Джеймса Барри “Питер Пен”. Ученики знакомятся с русалками, феями, индейцами, пиратами, узнают много интересного об их жизни и участвуют вместе с ними в приключениях.

В течение третьей четверти учащиеся пишут собственную “книжку” на английском языке о воображаемом друге, его внешности, характере, семье, любимых занятиях и т.д. Потом из этих книжек оформляется выставка и выбираются лучшие книги и авторы.

В четвертой четверти ученикам предоставляется возможность придумать свой воображаемый остров, населить его сказочными или реальными персонажами и рассказать об их жизни и приключениях на этом острове на английском языке.

В конце учебного года на заключительном внеклассном мероприятии ученики представляют свои воображаемые острова. Предварительно была проведена работа по оформлению постеров воображаемых островов. И на этом мероприятии учащиеся рассказывали о своих островах.

Раньше я работала по УМК «Enjoy English» авторов М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной (старая редакция). Достоинствами данного учебника, по моему мнению, является то, что материал излагается в доступной для детей форме, есть много иллюстраций. Удобное поурочное планирование, которое облегчает работу учителя в первый год. Однако не понравился аудиоматериал к учебнику. Практически нет системного обучения аудированию. Песни не пропеваются, а произносятся как стихотворения.

В своей работе я уделяю большое внимание обучению лексике на начальном этапе обучения. Формирование лексических навыков речи – одна из самых сложных задач для учителя ИЯ. Недаром говорят, что «в начале было слово…». Существует прямая взаимосвязь между владением словом и возможностью понять его при чтении и аудировании, знать и умело использовать слова нужно и для выражения своих мыслей при говорении.

Я проанализировала лексический материал, который содержится в УМК В.П. Кузовлева для 2 класса и в УМК М.З. Биболетовой, чтобы выделить наиболее частотные лексические единицы в этих учебниках.

Наиболее частотными лексическими единицами являются служебные слова. Они встречаются в УМК В.П. Кузовлева и в УМК М.З. Биболетовой практически в каждом уроке. Особенностью этих слов является то, что они не привязаны к тем или иным темам, а универсальны и одинаково значимы для каждой изучаемой темы, поэтому они имеют высокую частоту употребления. (См. 1 графу таблицы)

К следующей ступени частотности относятся ЛЕ, употребление которых превышает 50 раз. (См. 2 графу таблицы) Потом – более 10 раз. (См. 3 графу таблицы), потом - только 1 раз. (См. 4 графу таблицы.)

Нужно отметить, что частотность употребления лексики более высокая в УМК М.З. Биболетовой. Более 10 раз в этом УМК употребляются 114 ЛЕ, тогда как у В.П. Кузовлева – 84.

Слова, которые употребляются по одному разу, преобладают в УМК В.П. Кузовлева (60 ЛЕ), в УМК М.З. Биболетовой (43 ЛЕ).




УМК В.П. Кузовлева

УМК М.З. Биболетовой

  1. ЛЕ, встречающиеся более 100 раз

Are – 159, and – 132, I – 157, is – 206, like – 113, the - 111

Can – 166, I – 150, like – 151, not – 128, you -136, and - 130

  1. ЛЕ, встречающиеся более 50 раз

Can -72, he – 78, have got -87, in – 53, my – 50, not – 91, she – 84, they – 73, there – 76, you – 70, yes - 55

Are – 51, cat – 83, big – 76, has – 95, he – 96, must – 57, rabbit -64, swim - 63, the - 75

  1. ЛЕ, встречающиеся более 10 раз

Am – 42, animals – 17, brave – 12, boat – 10, big – 17,but – 18, boy – 10, blue – 12, brother – 25, do – 35, does – 45, evil – 11, friend – 40, friendly – 13, funny – 18, favourite – 12, football – 10, father – 23, fly – 10, green – 12, good – 16, his – 21, her – 21, house – 20, Helen – 14, hunt – 10, hunting – 10, island – 20, kind – 17, lake – 13, little – 23, merry – 15, Mike – 11, mouse – 16, mascot – 10, many – 13, mother – 31, Michael – 10, nice – 31, no – 44, names – 25, on – 36, playing – 27, play – 23, Peter Pan – 13, river – 10, rabbit – 11, reading – 10, smart – 18, sister – 24, swimming – 10, swim – 18, Snow White – 12, too -11, this – 32, telling – 20, tales – 24, to – 12, village – 20, very – 22, we – 47, with – 16, well – 28, wigwam – 12, Wendy – 13, your – 15.

Am – 26, Ann – 30, apples – 11, black – 47, Bob – 10, bad – 22, bread – 13, but – 37, brave – 23, breakfast – 24, blue – 10, butter – 13, cheese – 18, coffee – 20, cabbage – 15, cunning – 24, clock – 14, cockerel – 16, car – 17, corn – 26, cake – 13, clean – 10, crocodile – 28, duck – 16, does – 23, do – 42, dirty – 10, dark – 10, drink – 10, eat – 15, fox – 37, fat – 39, fly – 14, forest – 21, friend – 21, frog – 12, farmer – 22,funny – 16, fish – 16, grey – 35, good – 18, go – 11, girl – 10, green – 23, his – 46, healthy – 10, home - 13, have – 15, help – 13, horse – 10, in – 38, is – 28, jump – 44, Kanga – 14, long – 23, live – 21, milk – 23, morning – 22, no – 25, nice – 26, name – 14, nose – 12, potato – 18, pig – 46, park – 13, please – 14, play – 21, pupil – 10, red – 43, run – 40, read – 11, seven – 10, skip – 32, sing – 47, see – 22, she – 39, skate – 14, sad – 16, strong – 33, sweets – 26, shirt – 14, some – 31, ten – 13, Tim – 10, they – 38, take – 25, to – 10, thank – 20, tomato – 12, yes – 30, well – 10, with – 26, would – 24, why – 13, Winnie – 26, want – 26.

  1. ЛЕ, встречающиеся более 1 раз

Angel, Amy, Ann, ask, bye, Burt, Banks, Barbara, Billy, the Big Bad Wolf, cookies, Dad, dear, dark, Dab-Dab, Daniel, Dorothy, for, fruit, guess, George, great, honey, hopscotch, just, Joe, Joshua, Jip, Rim, Kylie, Ken, king, Kensington Garden, Leo, Milne, milk, Misha, Mum, mouse, land, Neznaika, New Year, Ned, Olli, Philya, please, princess, party, rat, Snoopy, see, slightly, Syd, Too-Too, us, Vickey, Wicked Witch, want, week, Znaika, Zeliboba.

Ada, art, Abu, army, arm, bed, baby, by, buy, bar, coat, cry, dance, Daddy, fan, Gena, horn, house, hard, juice, Jane, Jill, late, mark, need, next, orange, pity, pleasure, plan/sorry, soup, sandwich, seat, sleep, sort, sixty, shy, star, shop, thin, try, zebra.



В ходе изучения лексического материала, входящего в УМК В.П. Кузовлева и в УМК М.З. Биболетовой, я также пыталась проследить систему обучения лексике.

Обучение лексической стороне речи в УМК В.П. Кузовлева происходит во взаимосвязи с обучением чтению по транскрипции и грамматической стороне речи.

Всего в УМК ‘крутится’, проходит через все виды речевой деятельности 332 лексической единицы. Индивидуальный объем овладения варьируется в зависимости от способности учащихся, но не может быть меньше 230-270 лексических единиц.

В УМК М.З. Биболетовой обучение происходит во взаимосвязи с обучением грамматике. ЛЕ на первом году обучения поступают преимущественно через речь учителя, чаще в речевых образцах. И только в конце учебника дети начинают черпать новую лексику из текстов для чтения.

К концу первого года обучения дети усваивают около 250 словарных единиц для говорения и еще около 100 слов для понимания на слух. В числе этих слов не менее 60 глаголов, 30 прилагательных, 10 предлогов, 20 местоимений, 5 наречий, 20 числительных, артикли, союзы. Остальные – существительные, кроме того, более 20 клеше и фразеологических оборотов, 15 песен, стихов и рифмовок.

Следует отметить, что, на все достоинства УМК для начальной школы под редакцией В.П. Кузовлева и М.З. Биболетовой, в учебниках явно не достаточно упражнений для формирования устойчивого лексического навыка. Поэтому я использую дополнительные тренировочные упражнения, такие, например, как лексические таблицы.

Подводя итог сказанному, хотела бы отметить, что, конечно, оба учебника имеют достоинства и недостатки. Каждый учитель имеет право выбирать учебник, наиболее подходящий детям, с которыми он работает. Кроме того, УМК должен нравиться и самому учителю, а авторская концепция должна быть не только понятна, но и реализуема. Имея достаточно большой опыт работы в начальной школе, могу сказать, что я свой выбор сделала в пользу УМК В.П. Кузовлева. Надеюсь, что смогла убедительно донести до вас причины такого выбора.