Главная страница

Образовательная программа гбоу центра психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»


НазваниеОбразовательная программа гбоу центра психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»
страница1/12
Дата21.04.2016
Размер2.14 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Западное окружное управление образования

Департамента образования г. Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»

«Согласовано» «Утверждаю»


Председатель Управляющего совета Директор ЦПМСС «Ново-Переделкино»

__________________ Халецкий О.Ю. ______________________ Сафонова О.Я.

Образовательная программа

ГБОУ центра психолого-медико-социального сопровождения

«Ново-Переделкино»

Принято на заседании

Научно-методического совета

ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»

Протокол № 3 от 17 января 2013 года


2013 год
Западное окружное управление образования

Департамента образования г. Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» 2013-2018
Содержание

I. Введение



II. Анализ деятельности ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»

за три учебных года - 2009-2010, 2010-2011, 2011-12 учебные года
2.1.Решение поставленных задач

2.2.Анализ диагностико-консультативного и коррекционного направлений деятельности Центра

2.3. Анализ деятельности Окружной психолого-медико-педагогической комиссии (ОПМПК)

2.4. Взаимодействие ЦПМСС «Ново-Переделкино» с образовательными учреждениями по договорам и на основании запросов

2.5.Анализ межведомственного взаимодействия

2.6. Анализ инновационной деятельности

2.7.Анализ работы с родителями

2.8. Методическое сопровождение профессионального сообщества педагогов-психологов образовательных учреждений

2.9. Дошкольное образование в ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»
III. Информационная справка



3.1. Особенность района Ново-Переделкино

3.2. Ступени развития учреждения

3.3. Структура Центра

3.4. Структура управления

3.5. Статистические данные
IV. Характеристика, основные принципы, функции, цели, задачи и направления образовательной деятельности
4.1 Основные понятия

4.2. Миссия Центра

4.3. Основные принципы образовательной деятельности

4.4. Цели, задачи, направления и функции образовательной деятельности
V. Особенности организации образовательного процесса в Диагностико-консультативном комплексе



5.1. Структура образовательного процесса и психолого-медико-социального сопровождения в Центре

5.2. ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) – обеспечение диагностического и коррекционного сопровождения обучающихся и воспитанников Центра и образовательных учреждений западного округа

5.3. ОПМПК (окружная психолого-медико-педагогическая комиссия) – механизм реализации прав детей с ОВЗ на образование

5.4. Система диагностической работы в Центре

5.5. Нормативы диагностического обследования и коррекционно-развивающих занятий специалистов Центра

5.6. Система коррекционной работы в Центре

5.7. Коррекционные программы

5.8. Система мониторинга и контроля результатов коррекционного процесса
vI. Организация образовательного процесса в Дошкольном отделении
6.1.Цели, задачи и содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования

6.2. Материально-техническое обеспечение программы дошкольного образования

6.3.Кадровое обеспечение программы дошкольного образования

6.4.Особенности организации образовательного процесса в дошкольном отделении при реализации образовательной программы дошкольного образования

6.5.Особенности контингента родителей детей, посещающих дошкольное отделение

6.6.Организация режима пребывания детей в дошкольном отделении ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»
VII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГБОУ ЦПМСС «НОВО-ПЕРЕДЕЛКИНО» С

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
7.1. Просветительское и научно-методическое сопровождение образовательных учреждений 7.2. Взаимодействие в рамках методической службы Центра.

7.3. Профилактические мероприятия в образовательных учреждениях

7.4. Взаимодействие с образовательными учреждениями при обращении в ОПМПК Центра

7.5. Взаимодействие Центра с образовательными учреждениями по договорам.

7.6. Взаимодействие Центра с образовательными учреждениями по запросам.

7.7. Межведомственное взаимодействие.
VIII. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА образовательной деятельности
8.1. Система оценки результативности образовательной деятельности

8.2.Основные результаты образовательной деятельности по критериям


  1. Введение. Постановка проблемы.


Современное общество находится в начале самой глубокой революции в истории человечества, революции не политической, а гуманитарной, информационной. Сегодня люди знают, как сохранить все накопленные человечеством знания и опыт и как сделать их мгновенно доступными для каждого человека на Земле. Это возможно будет сделать только в том случае, если произойдут сильные изменения в обучении на всех его ступенях.

Образовательные учреждения являются агентами будущего в настоящем, потому, что они, работают с детьми и подростками, которым предстоит вскоре стать активной частью населения.

В то же время образование всегда было одним из самых консервативных институтов общества, чтобы выполнить задачу трансляции опыта предшествующих поколений. Эта традиционность за весь период существования образования многократно подвергалась реформам, изменениям постепенного и революционного характера в стремлении опередить время и создать технологии, соответствующие представлениям о будущем.

Модели изменений образования всегда объединяло стремление выйти за традиционные рамки и предугадать в своих основах потребности будущего. В настоящий момент развития общества эти потребности сфокусированы на следующем:

  • Образование должно учить детей и подростков быть мобильными, способными принимать самостоятельные решения, жить и действовать в проблемном поле.

  • Информация стала самым дорогим и востребованным продуктом человеческой деятельности, который обеспечивает благосостояние всего общества.

  • Человеческие жизнь и здоровье стали самой высокой ценностью, главной проблемой взаимодействия человека с людьми, людей с природой.

  • Знания о мире и человеке накапливаются и изменяются с гигантским ускорением, поэтому никакая образовательная система не в состоянии быть накопителем и передаточным звеном знания, образование учит знания находить, сортировать, создавать, различать.

  • Из-за быстро меняющихся технологий, способов деятельности человек уже не может всю свою жизнь делать одно и то же, даже одни и те же профессии требуют быстрых и мобильных изменений. Сфера труда человека быстро меняется, поэтому долгие и узкие специализации уступают место глубоким и универсальным знаниям и формированию способности быстро осваивать новые компетенции на основе фундаментальных знаний.

  • Информация будущего в настоящей жизни многоформатна и ориентирована на многоканальное восприятие, поэтому образование должно развивать способности воспринимать информацию в различных ее представлениях: звуковом, графическом, текстовом, зрелищном, конкретном и абстрактном.

  • Будущее не признает социальных преимуществ, источниками которых являются принадлежность к той или иной расе, национальности, роду, государству. Поэтому образование должно культивировать толерантность, терпимость, содружество, лидерство вне зависимости от национальной и расовой принадлежности.

На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут и усложняются. Особому ребенку, ребенку с ОВЗ, с нарушениями развития с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям. Отмечается значительный рост нарушений развития у детей, социологи отмечают изменения средней нормы развития, когда нормальные, т.е. средние показатели развития ребенка уже включают в себя различные нарушения. Формирование физического и психологического здоровья ребенка является первостепенной задачей сегодняшнего дня. Главной целью службы психолого-медико-социального сопровождения образования становится обеспечение условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Образовательные учреждения посещает значительное число детей, чье субъективное состояние можно охарактеризовать как пограничное. Анализируя запросы, поступающие в ЦПМСС «Ново-Переделкино» от образовательных учреждений округа, можно отметить, что за последние годы отмечается увеличение количества детей с проблемами развития, с отклонениями в психофизическом здоровье, нарушениями поведения, т.е. детей с признаками дезадаптации к условиям образовательной среды.

Процесс обучения в школе сегодня является еще одним фактором риска для здоровья детей. В школьном возрасте стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. По данным Института Возрастной физиологии РАО, половина детей школьного возраста 7-9 лет имеют хронические болезни, около 20% детей приходящих в школу детей, имеют нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Все это приводит в свою очередь к аномалиям психологического здоровья, а именно, к поведенческим нарушениям и эмоциональным расстройствам. В этом случае нужна уже специализированная помощь ребенку со стороны родителей и педагогов, специалистов смежных областей (врачей, психологов, дефектологов, социальных работников).

Высокий уровень нарушений развития и обучения у детей указывает на необходимость и востребованность психолого-медико-педагогических услуг Центра, необходимость расширения системы психологического сопровождения образования, педагогической коррекции и развитии детей с нарушениями.

Под образованием понимается целенаправленный комплексный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней и стандартов.

В современном обществе, в период перехода от индустриальной к информационной, или постиндустриальной, культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит новая задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования подчеркивается что «Развитие личности – смысл и цель современного образования... Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, государство предлагает не просто очередное совершенствование системы обучения, а принципиально новую образовательную цель в соответствии с изменяющимися историческими условиями. Изменение целеполагания влечет за собой изменение всех компонентов образования. Поэтому сейчас, в эпоху перехода от индустриальной к информационной культуре, требуется не просто совершенствование форм и методов обучения и воспитания, а решительный переход на другие, новые образовательные принципы и стандарты.

Любая трудовая деятельность современного человека сводится к умению всесторонне работать с информацией. Это, в свою очередь, требует от человека гибкости и подвижности мышления, умения быстро и ответственно принимать оптимальное решение, а также высоких коммуникативных навыков. 

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06 декабря 2009 года в систему нормативно-правового обеспечения развития школьного образования были введены государственные образовательные стандарты второго поколения.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных, предметных результатов деятельности.

Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции;

Метапредметные результаты: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

Предметные результаты: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Особые трудности в получении образования по стандартам нового поколения испытывают дети с нарушениями развития, эмоционально-волевой сферы и поведения.

В законе РФ «Об образовании» прописаны государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования, «государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Для обеспечения доступного качественного образования всем категориям детей, в том числе детям с ОВЗ в системе образования создаются учреждения психолого-медико-социальной помощи.

ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» создан в целях: оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям в решении возрастных задач развития и воспитания; оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении, социальной адаптации, а также детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам; обеспечения полноценного психического и личностного развития детей и молодежи в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями; психологической поддержки ребенка и семьи в трудных жизненных ситуациях; создания условий для реализации права на получение доступного общего образования в соответствии с рекомендованным индивидуальным образовательным маршрутом и пр.

Государственное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино» создан на основании приказа Московского комитета образования от 13.07.1999 г. № 419. Педагогическая и психологическая помощь в Центре оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, педагогами дополнительного образования и иными специалистами. Социальные педагоги Центра осуществляют также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывают им социальную помощь, осуществляют связь с семьей, а также взаимодействие с органами и организациями, осуществляющими работу с несовершеннолетними и их семьями.
II. Анализ деятельности ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» за три учебных года - 2009-2012 г.г.


    1. Решение поставленных задач


Деятельность специалистов Центра за 2009-2012 годы была направлена на повышение эффективности и качества оказания помощи детям с нарушениями развития, эмоционально-волевой, личностной сферы и поведения. Задачи, поставленные перед коллективом специалистов в течение трех учебных лет были успешно решены:

  1. Осуществление взаимодействия с образовательными учреждениями по договорам и на основании запросов, с целью оказания помощи в создании безопасной образовательной среды.

  2. Осуществление деятельности ОПМПК по комплектованию детских дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида.

  3. Координация деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений.

  4. Реализация городской экспериментальной площадки «Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении».

  5. Реализация программы «Создание единого реабилитационного пространства для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, как профилактика возникновения асоциального поведения». Расширение форм и методов сопровождения подростков группы риска с привлечением педагогов дополнительного образования в направлении их нравственного и эмоционально-волевого развития.

  6. Расширение активных форм работы с целью повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

  7. Осуществление психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых школьников.

  8. Расширение форм методического сопровождения профессионального сообщества педагогов-психологов образовательных учреждений.

Решение данных задач были реализованы в следующих направлениях деятельности Центра.
2.2.Анализ диагностико-консультативного и коррекционного

направлений деятельности Центра
Одним из основных направлением деятельности Центра является выявление причин имеющих нарушений у детей в возрасте от 3-18 лет.

Количество обслуживаемых детей в целом является стабильным, что связано со стабильным кадровым ресурсом учреждения. При увеличении объема обслуживаемых клиентов несколько сокращается продолжительность помощи. При увеличении продолжительности диагностической и коррекционной помощи уменьшается количество обслуживаемых детей. В зависимости от запроса населения и характера нарушений у детей администрация Центра гибко варьирует формы и методы обслуживания в целях нахождения оптимального соотношения между количеством детей и продолжительностью коррекционных программ.
Количество обслуженных детей за три учебных года по причинам обращений

Причины обращения

Проблемы развития

Проблемы поведения

Проблемы обучения и воспитания

Проблемы взаимоотношений

Другие проблемы

Итого в год

2009-2010

1043

83

820

66

98

2110

2010-2011

1082

59

363

39

105

1648

2011-2012

1067

84

532

50

125

1858
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12