Главная страница

Название: Социально-психологические проекты как способы мотивации познавательной деятельности учащихся



Скачать 93.43 Kb.
Название Название: Социально-психологические проекты как способы мотивации познавательной деятельности учащихся
Дата 29.04.2016
Размер 93.43 Kb.
Тип Документы

Федорова Юлия Юрьевна

педагог-психолог

2 квалификационная категория

МАОУ «СОШ№10»
Краткая аннотация

Название: Социально-психологические проекты как способы мотивации познавательной деятельности учащихся.

Сведение о работе: описание реализации проекта «Добейся успеха».

Целевая аудитория: педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители.

Краткое сведение о содержании: В наше время учитель должен научится лавировать между требованиями ФГОС и требованиями к усвоению учащимися знаний для успешной сдачи ЕГЭ.

Как известно, обучение в школе не должно сводится только к усвоению предметных дисциплин, т.к. согласно ФГОС необходимо развивать у учащихся личностные, коммуникативные и регулятивные навыки. Социально-психологические службы призваны помочь учителям в определении уровня развития данных навыков у учащихся. Но как бы педагоги, психологи, социальные педагоги ни старались, они не добьются успеха, если ученик не хочет учиться.

Проблема низкой мотивации учащихся заставила обратить внимание на необходимость изменений в подходах стимуляции познавательного мотива. Так родилась идея реализовать школьный социально-значимый проект «Добейся успеха».


Социально-психологические проекты как способы мотивации познавательной деятельности учащихся. Реализации проекта «Добейся успеха».

Последнее время мне как психологу все чаще и чаще приходится сталкиваться с проблемой, которая беспокоит не только современное образование, но и всю родительскую общественность.

Ключевой вопрос, родителей и учителей звучит так: «Как заставить детей учиться?» Проблемой снижения мотивации обеспокоены все участники педагогического процесса, поэтому перед педагогами психологами поставлена непростая задача, которая состоит не только в том, чтобы констатировать негативные тенденции, но принимать активное участие в решение данной проблемы. Я являюсь руководителем школьного психологического клуба, поэтому моя диагностика сопровождалась детскими исследованиями, результаты которых обнажили некоторые интересные факты.

Для начала мы обратились к тем, кто является главными героями обучения - это наши ученики. Им было предложено ответить на два вопроса «Хочешь ли ты учиться? Почему?» Ответ на первый вопрос был очевиден - 96% учащихся ответили «нет». Ответы на второй вопрос варьировали, однако самыми распространенными ответами были «Скучно» и «Не вижу смысла».

На этом месте, мне бы хотелось остановиться и вспомнить выдающегося психолога современности Александра Асмолова, который возглавлял рабочую группу, и сыграл значительную роль в проектировании школьных стандартов: именно он разработал их основу системно- деятельностный подход, уходящий корнями в концепции культурно- исторической школы Льва Выготского и его последователей. По мнению А. Асмолова, цель образования не в передаче знаний, а раскрытии смыслов этих знаний. Сегодняшний стандарт - это, прежде всего, стандарт пробуждения мотивации не только ученика, но и учителя к обучению. Мотивация учительского труда - отдельная тема. Наша задача научить учеников устанавливать связь между целью учебы и ее мотивом, другими словами научить побуждать свою деятельность ради результата.

Долгое время считалось, что хорошая отметка - главный мотив к обучению. Последнее время отметки теряют свое прежнее значение в наказании и поощрении. Необходима компенсация, которую ученики ищут в таких стимулах, как стремление к общественной оценке их деятельности, которая выражается в присвоение «почетных» званий: «ученик недели», «самый умный, спортивный, веселый, и т.д.». Школьники ценят спонтанные конкурентные преимущества, так как они ещё не избалованы взрослыми материальными стимулами.

Социально - психологический проект «Добейся успеха», организован и реализуются в нашей школе уже 3 года, направлен на повышение мотивации к обучению средством общественного признания деятельности ребенка. Изначально этот проект разрабатывался для привлечения внимания учащихся к науке психологии и реализовывался в рамках «Недели психологии». Позже проект дорабатывался, круг организаторов - единомышленников расширялся и теперь его по - праву можно назвать школьным социально - значимым проектом.

Цель нашего проекта:

  • Социализация учащихся.

  • Повышение мотивации к обучению через общественное признание успехов учащихся.

Задачи проекта:

    • Создать психолого-педагогические условия для сохранения физического, психологического здоровья участников образовательного процесса и их личностного самоопределения.

    • дать возможность ребенку сменить статус неуспевающего на успешного;

    • формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

Проект реализовывался по 3 этапам.

Первый этап

  1. Составление плана

  2. Подборка и подготовка дидактического материала

  3. Разработка психологических акций;

  4. Обучение волонтеров;

  5. Проведение собрания с классными руководителями для ознакомления с планом проведения.

  6. Оформление школы

Второй этап

Начиналось праздничной линейки, на которой был объявлен девиз дня: «У меня все получится, стоит только захотеть!» и цвет проекта- красный. Учащиеся должны были иметь элемент красного в одежде. Во- первых,- это знак единения общей цели, а во-вторых, красный -это цвет лидерства, энергичности. Учащимся было предложено быть активными и принимать участие во всех проводимых в школе акциях. Вручены листы успешности класса, в которых расписаны все запланированные акции. В этот день двери всех кабинетов были украшены афоризмами и цитатами стимулирующие к достижению успехов. А так же имена и фамилии учащихся получившие оценку «отлично» фиксировались на «красной стене почета» в фойе школы целый день. В холле транслировались социальные видеоролики- притчи «Жизненные ценности», «Все в твоих руках», «Мечтать полезно». Стартовала акция «Стена достижений». Каждый класс оформил свою стену, на которой были отражены все достижения за этот учебный год каждого учащегося. Каждый ученик мог попробовать себя в конкурсе «Эрудит». Цель: Раскрытие смыслов знаний. Дети должны были решать практические задачи, используя знания, полученные на уроке. Например, старшеклассникам надо было рассчитать выгоден ли определенный процент автокредита в банке или перевести карту путеводитель с английского языка. Ученики младших классов отвечали на такие вопросы: «Что ты будешь делать, если поранил палец? Или сколько надо потратить денег, чтобы купить продукты к завтраку?». Выбирали победителей по принципу один из лучших результатов по параллели. 11 детей получили свою минуту славы, т.к. победители были объявлены в конце 6 урока по школьному радио и для них прозвучали фанфары.

Девиз одного из дней: «Твори добро, и оно к тебе обязательно вернется». Транслировались так же социальные видеоролики «Семь чудес света», «Невозможное возможно».

В этот день самой интересной стала благотворительная акция «Подари пятерку другу». Суть этой акции заключалась в том, что учитель, или учащийся успешно обучающийся мог поддержать своего одноклассника, которому это необходимо подарив ему свою пятерку. Учитель может поставить ее тому, кому он считает нужным. Эта акция благотворительная и поэтому акция не превратилась в сплошное выставление 5 отстающим, но все таки дала надежду неуспевающим детям, что есть одноклассники готовые поддержать тебя в любую минуту. По школьному радио учащиеся благодарили за подарок, а так же пользуясь возможностью быть услышанными передавали благодарность друзьям.

В течении недели так же были проведены такие акции:

Цветок настроения. При входе в школу, учащихся встречали волонтеры, предлагая выразить свое настроение.

Ежедневно на переменах, с помощью учащихся-волонтеров, проводились игры-активаторы и флешмобы по созданию позитивного эмоционального фона учащихся, сплочению всех детей.

Детям начальной школы понравилась акция «Оживи кляксу» с элементами арт- терапии- это коррекция негативных эмоций.

«Стена добрых пожеланий школе» в которой принимали все активное участие и даже директор.

На этом слайде вы видите еще одну из Радугу желаний ребята написали все о чем они мечтают с верой в то, что это сбудется. Старшеклассники желали себе успехов на экзаменах, младшим хотелось животных в доме, а среднее звено чаще хотела найти себе друга.

Подари улыбку школе- эти фото говорят все само за себя. Желающих было очень много.

Ларец предсказаний помог некоторым ребятам поверить в то, что у них все получится.

В конце недели состоялось подведение итогов перед вами классы победители. К сожалению, время выступления ограниченно и обо всем, что было в нашем проекте не получится рассказать.

Совет старшеклассников выпустил стенгазету «Наша жизнь» об итогах недели. Активные участники недели психологии были отмечены благодарственными письмами.

Вывод: проект «Добейся успеха» позволил повысить интерес к учебе. Все ученики нашей школы почувствовали свою необходимость и значимость для класса. На протяжении недели учащиеся старались выучить уроки и получиться положительные отметки, чтобы поднять свой собственный рейтинг и класса. Многие ребята были удостоены «почетных» званий: «ученик недели», «самый умный, спортивный, веселый, и т.д.».

Проведенные мероприятия, психогимнастические упражнения помогли снять эмоциональное напряжение, способствовали гармонизации внутреннего мира, ослаблению напряженности. Учителя посмотрели на учеников другими глазами. Таким образом, цели и задачи этой недели выполнены. Можно сделать вывод, что стремление к общественной оценке деятельности учащихся является одной из главных средств мотивации к учебе. Учителя гордятся успехами своих учеников.

Основной задачей на следующий год должно стать привлечение педагогов и родителей к активному участию в общешкольных психологических мероприятиях.



Проект «Добейся успеха»

Старт

Реализация

Финиш

  1. Составление плана

  2. Подборка и подготовка дидактического материала

  3. Разработка психологических акций;

  4. Обучение волонтеров;

  5. Проведение собрания с классными руководителями для ознакомления с планом проведения.

  6. Оформление школы




Понедельник

 Торжественная линейка.

«Цвет дня-красный»

«Радуга желаний»

видеоролики

«Письмо в будущее»,

«Дверь афоризмов»

«Эрудит»

 Вторник

«Забор»

«Цветок настроения»

Анкеты ,буклеты

Благотворительная акция «подари 5»

«Тайный друг»

Среда

«Стена почета»

«Добрые пожелания школе»

«Оживи кляксу»

Четверг

«Интеллектуал»

Игры на перемене

акция «Релаксация»

 Игра «Следопыт»

Пятница

Викторина

«Книга радости»

«Флешмоб»

«Психологическая готовность к экзамену»

  Суббота

«Подари улыбку школе»

Родительское собрание «Компьютерная зависимость»

Закрытие недели психологии

  1. Фото отчет,

  2. Подведение итогов,

  3. Вручение грамот,

  4. Оформление психологической газеты