Главная страница

Методика организации командной игры с элементами театрализации для учащихся подростковой школы «Под сенью дружных муз»


Скачать 148.45 Kb.
НазваниеМетодика организации командной игры с элементами театрализации для учащихся подростковой школы «Под сенью дружных муз»
Дата23.04.2016
Размер148.45 Kb.
ТипДокументы

Методика организации командной игры с элементами театрализации для учащихся подростковой школы «Под сенью дружных муз»

Батюк Ирина Викторовна учитель театра высшей категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 г. Муравленко Ямало-Ненецкого АО

Приложение 1.

Действующие лица:

Музы и ведущие проекта:

Клио – муза истории;

Терпсихора – муза танца;

Каллиопа – муза эпической поэзии и знаний;

Мельпомена – муза трагедии

Талия – муза комедии

Полигимния – муза гимнической поэзии и математики;

Урания – муза астрономии;

Эрато – муза лирической поэзии

Евтерпа – муза лирической песни

Действующие лица исторических интермедий:

1-я интермедия «Киевская Русь»:

1-й подмастерье.

2-й подмастерье.

Любава.

2-я интермедия «Стояние на Угре»:

1-я девочка

2-я девочка

Мальчик

3-я интермедия «Церковный раскол»:

1-й мальчик

2-й мальчик

Девочка.

4-я интермедия « Город Петра»:

1-я кухарка

2-я кухарка

I Пролог

Звучит полонез. На сцене появляются пары в танце. За танцующими парами торжественно шествуют 9 Муз в белых хитонах.

Слайды: - «Уроки истории»

Хор:

О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу...
1



Слайд «Москва. Красная площадь»

Терпсихора. Твоей, истории, Россия, хватило бы на десять стран:

Все было и сиянье славы, и плач смертельных рваных ран…

Каллиопа. Какою мерою отмерить добро и зло твоих страниц

Когда твои любовь и вера давно не ведают границ…

Мельпомена. Судить тебя не раз пытались, не раз слеталось воронье…

И где они? Что с ними сталось? А ты стоишь смертям на зло! Талия. Россия, Родина, Отчизна! Моя великая страна!

Пусть никогда не оскудеют поля, леса и города!

Полигимния. Все триста лет кричат с восторгом потомки славного Петра:

Виват, Россия! Славься Родина! На все грядущие века!2

Клио. Театрализованную игру: «Виват,Россия!» посвященную году истории объявляю открытой!

Урания. Сегодня команды синих и красных будут бороться за звание «Друг Парнаса» и внесение их имен в Большую книгу школы.

Евтерпа. Прошу соискателей звания «Друг Парнаса» встать.

Звучит музыка марша. Команды поднимаются с мест.

Эрато. Команду красных представляют учащиеся 7 «г» класса, команду синих представляют учащиеся 7 «б» класса, Команду белых представляют учащиеся 7 «а» класса,

Мельпомена. Настал торжественный момент оглашения высоких судей Олимпа!

Талия. Сегодня с Олимпа ради состязания спустились грозные боги:

Евтерпа. Ника - богиня победы и председатель судейской коллегии _________________________

Терпсихора. Фемида - богиня правосудия ____________________________________

Полигимния. Афина - мудрость_____________________________

Каллиопа. Наш повелитель Мусагет Аполлон - покровитель искусств.

_____________________________

Урания. И громовержец Зевс._______________________________

Эрато. Слово приветствия предоставляется высокому судейству.

Выступление судей.

Клио. Командам прошу приготовиться к первому состязанию «Представление команды» В свою очередь пока команды готовятся, мы напомним правила игры.

Полигимния. Команды отвечают на заданный вопрос. За правильный ответ команда получает лавровый лист, который торжественно наклеивается в форме лаврового венка на щит команды. Чей лавровый венок в результате окажется гуще, та команда и будет удостоена громкого звания «Друг Парнаса».

Каллиопа. Уважаемое жюри в праве за правильный ответ награждать каждую команду-участницу игры.

Мельпомена. В случае, если команда не может дать правильный ответ, она может обратиться за советом к болельщикам и их правильный ответ засчитывается команде.

Талия. Также по ходу состязаний команды продемонстрируют домашнее задание.

Клио. Итак, к вашему вниманию первое домашнее задание: «Представление команды».

1-е домашнее задание «Представление команды».

Клио. «Представление команды»: В этой игре заранее определены названия команд: 1. Команда Александра Невского; 2. Команда Атамана Ермака Тимофеевича; 3. Команда Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского; Заранее в жеребьевке команды разыграли имя, под которым им предстоит сражаться. А сейчас они представят презентацию своей команды и своего исторического покровителя. Судьи объявляют результат.

II Игра.

Задание 1-е.

Полигимния. От куда пошла земля русская? ( слайды карты Руси)

Каллиопа. Официально принято считать 882 год – годом образования государства Русь. ( Слайды Киева, Олега)

Полигимния. Олег, утвердившись в Киеве заявил: «Да будет Киев матерью городов русских». (Слайды: Игоря, Ольги, Святослава)

Каллиопа – это были суровые и прекрасные времена языческой Руси. (слайд языческих праздников и капищ)

Полигимния. Пока князь Владимир, прозванный святым в 988 году не крестил Киевскую Русь (слайд – Крещение Владимира). Дорогие соискатели, сейчас мои сестры подадут вам карточки с изображением славянских богов. Вопрос от музы гимнов и точных наук Полигимнии: отберите изображения тех богов, идолы которых Киевский Князь Владимир установил в Киевском капище, как главных богов страны.(слайды богов, предоставленных командам, капище в Киеве)

Судьи дают оценку ответам команд. ( слайды богов Владимирского пантеона)

Полигимния (озвучивая слайды)

1. Перун - Верховный бог Киевской Руси. Грозный, повелевающий небесными явлениями; бог войны. В правой руке – лук, в левой – колчан со стрелами. Самый сильный в природе – борется со злыми силами. Его день – 2 августа. Птица Перуна – петух, его день – четверг.

2. Хорс - Бог солнечного диска, око неба. Ласковый и добрый, всем отдает свое тепло. Победить его никто не может, потому что подступиться к нему нельзя; поднимается выше всех на небе. Его день – вторник.

3.Дажьбог - Бог солнца, жатвы, сын Сварога, муж богини Луны. Один из первых царей и законодателей, положил начало летоисчислению и солнечному календарю, попечитель пахарей и сеятелей. Место обитания – высокая гора. Наделяет человека физической силой, здоровьем и мудростью, мастерством. В летописях называют предком русичей, хранителем ключей земных. Его день – среда.

4.Стрибог - Бог воздушных стихий, древнее божество неба и вселенной. Дышит ровно и шумно. Гуляет по морским просторам. Может топить корабли, устраивать бури. Представляется в образе гусляра, с луком за спиной, за поясом – сагайдак со стрелами. Ветры – его внуки. День его – воскресенье.

5. Семаргл - Бог семян, ростков, корней растений, изображался в облике крылатого пса. Он еще посланец небес, посредник между богами неба и духами земли. Может исцелять, ибо принес с неба на землю побег древа жизни. Его день суббота.

6. Макоша (Макошь) - Богиня женских работ, прядения и ткачества. Мать урожая, богиня изобилия. Имя произошло от Мака. Девушки вышивали маки на свадебных рушниках. Это божество женской жизненной силы. Ее день – пятница.

7. Велес – единственный бог, чей идол находился за пределами капища. Бог скотоводства и богатства, покровитель животного мира. Он породнил человека и животное, учил людей не убивать животных, а использовать их в хозяйстве. Он опекун Волхвов, творцов, пастухов, торговцев. Он – отец великанов. Его день – понедельник.

Интермедия 1-я «Киевская Русь» (Слайд Софии Киевской) На сцене появляются подмастерья.

1-й подмастерье. Микула, ты давай камень растирай, а я пока приготовлю инструменты – мастер придет, а у нас все уже и готово.

2-й подмастерье. Святой человек наш мастер – одним словом монах, он самого Алипия видел…

Появляется Любава.

Любава. Ляпота. (хватает смальту).

2-й. подмастерье. А тебя кто сюда звал… Увязалась …

1-й подмастерье. Здесь тебе Любава не место – тут храм возводиться как в Царьграде.

Любава. Какие красивые стеклышки, переливаются – прямо как каменья самоцветные.

1-й подмастерье. Эх ты темнота – это смальта – из нее мозаика складывается. Поглянь на купол.

Любава (смотрит вверх) Неужто, и ты Вакула такую красоту делать сможешь?

1-й подмастерье. А то… Мне мастер разрешил золото выложить возле Христа…Значит там и моя рука есть…

2-й подмастерье. Ой, три камешка положил, а уж гонору! Любава – ты нас от дел не отвлекай – чего пришла?

Любава. Так, вы за порог, а домой батюшка с похода вернулся - мы печенегов на голову разбили…

1-й подмастерье. Это значит князь сегодня придет на работу нашу смотреть… Ты Вакула спровадь Любаву, а я за мастером сбегаю... Князь в Киев вернулся! (уходят)

2-й вопрос.

Каллиопа. Вопрос от музы эпической поэзии и знаний Каллиопы. О строительстве, какого храма шла речь. В каком году, и при каком князе – храм был торжественно освящен? Какие еще значимые события правления этого князя вы можете назвать?

Команды отвечают. Судьи выносят вердикт.

Каллиопа. (слайд собора Софии Киевской, портрет Ярослава Мудрого) Храм Софии Киевской – освящен в 1037 году при правлении Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый вошел в историю как просвещенный правитель, основал первую на Руси библиотеку, ввел в действие первый письменный свод законов «Русскую правду», построил Ярославль и Юрьев, открывал школы, библиотеки, поддерживал книжное дело, наладил дипломатические связи с европейскими странами.

Мельпомена. Мне, театральной музе трагедии, предоставлена честь пригласить команды для показа домашнего задания. Командам было предложено придумать театрализованный вопрос для соперников.

Домашнее задание № 2. Показ работ – вопросы и ответы соперников. Судьи выносят вердикт. 3-й вопрос

Евтерпа. (слайд картины В.Васнецова «Богатыри») Я муза лирического пения Евтерпа предлагаю к вашему вниманию одно из самых известных и любимых полотен Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» У вас карточки с кратким описанием подвигов каждого из них. Вам необходимо написать соответствующее имя богатыря на карточке.

Капитаны отдают карточки судьям.

Евтерпа. Итак, на картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» изображены:

Карточка № 1 – Согласно легенде этот богатырь до 33-х лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев. После исцеления, он прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному» и сдвинув его находит коня богатырского, оружие и доспехи. По дороге в стольный град побеждает Соловья-разбойника. Это был его первый подвиг.

Карточка № 2 – Этот богатырь служит князю Владимиру Красно солнышко, выполнял особые его поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч.; Жена Настасья, дочь Микулы Селяниновича. Он умён, образован  и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях

Карточка № 3 – Этот богатырь - сын ростовского попа Ле(в)онтия. Его отличает не сила, а  удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Наиболее известным сюжетом считается его бой со Змеем Тугарином.

Судьи выносят вердикт.

Интермедия 2. «Стояние на Угре»

Слайд «Обрыв над рекой» На сцене появляются девочки. Они смотрят вдаль.

1-я девочка. Страшно мне, боязно… никогда столько ратников не видела… Неужто опять ордынцы Русь разорят …

2-я девочка. Молись сестрица, Богородица не допустит беды. Слышала, в Москву икону Владимирской Божьей Матери привезли, а она заступница наша, Русь от хана Тамерлана уберегла.

1-я девочка. Откуда тебе знать…

2-я девочка. Бабушка сказывала, а ей ее батюшка поведал. Вот тебе крест. Тогда помогла и сейчас на нее надежда…

Девочки становятся на колени и молятся. Вбегает мальчик.

Мальчик. Уходят! Ордынцы уходят!

Девочки поднимаются с колен.

2-я девочка. Богородице слава! Заступнице нашей!

1-я. девочка. Значит, сечи не будет!

Мальчик. То-то и оно что не будет… Не было такого никогда – постояли – поглядели друг на дружку… Нет ну наши конечно из пушек попалили для порядку – и разошлись.

2-я девочка. Пойдемте на холм – от туда виднее…

1-я девочка. Чудны дела твои Господи. (уходят)

4-й вопрос.

Талия. Я муза комедии Талия прошу ответить на мой вопрос. О каком курьезном событии идет речь. Это событие сыграло решающую роль в истории России. Где, когда и при каком правителе оно произошло

Ответы участников. Резолюция судей.

Урания. А муза астрономии Урания объявляю конкурс капитанов. Для вас мы подготовили художественный конкурс. Перед вами будут продемонстрированы - картины русских живописцев, работающих в историческом жанре. К каждой картине будет дано 3 вопроса. У вас в руках таблички с буквами. Ваша задача показать табличкой правильный вариант ответа.

(Слайд картины В.Сурикова Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем)

1.Первая картина – полотно русского живописца 19 века Василия Сурикова. Какое историческое событие запечатлено на ней Внимание варианты ответов:

А) Стояние на реке Угре 1480 года.

Б) Битка на Калке в 1223 году.

В) Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. Бой с ханом Кучумом.

(Слайд картины В. Васнецова «Крещение князя Владимира»)

2.Вторая картина принадлежит кисти Василия Васнецова. О каком событии она рассказывает:

А) Крещение Руси в 988 г. Крещение князя Владимира;

Б) Реформа Никона в 1653 году;

В) Покаяние Ивана IV Грозного 1584 года.

(слайд картины И.Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»)

3. Третье полотно художника Ильи Репина. Трагические моменты изображенные на картине рассказывают о:

А) Гибели Федора Годунова в 1605 году;

Б) Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года (убийство сына);

В) Смерть в плену у Хана Гирея опричника Василия Грязнова в 1574 г.

(слайд картины К.Маковского «воззвание Кузьмы Минина к Нижегородцам о создании ополчения»)

4. Четвертое полотно художника Константина Маковского отражает исторические события:

А) 1611 года – воззвание Кузьмы Минина к Нижегородцам о создании ополчения;

Б) 1613 год – избрание Михаила Романова на царство;

В) 1707 г. Восстание под предводительством К.Булавина.

(слайд картины М.Ломоносова «Полтавская битва»)

5. И наконец 5 картина – мозаическое полотно Михайла Ломоносова рассказывает о знаменательном сражении русской армии:

А) 1632 г. – Смоленская война Михаила Федоровича Романова;

Б) 1654г. Русско-польская война Алексея Михайловича Романова;

В) 1709 г. Полтавская битва Петра I Романова.

Жюри подводит итоги.

Слайд картины В.Сурикова «Боярыня Морозова»

Интермедия 3. «Церковный раскол»

Появляются мальчишки.

1-й мальчик. Слыш Данила, куда это ее везут, на санях..

2-й мальчик. Так знамо – в монастырь.

Девочка. Злодейка!

1-й мальчик. Боярыня…

Девочка. А то среди бояр злодеев не бывает.

2-й мальчик. Не правильное горите, она за правду страдает.(осеняет ее крестом двуперстным) Храни тебя Господь, матушка…

1-й мальчик. Ты как крест кладешь еретик – крест нужно щепью – Отец, сын и Дух святой (показывает)..

2-й мальчик. Двумя перстами праотцы наши и святые крестились и я с ними, а твоя щепь от лукавого.

Девочка. А вот мы тебя сейчас изловим да куда надо доставим… раскольник!

2- мальчик. А вы сначала изловите – богохульники!(мальчишки убегают)

5-й вопрос

Терпсихора. Вопрос от музы танца Терпсихоры. Какое историческое событие изображено на картине? Кто автор этой картины? И о чем спорили мальчики в интермедии?

Команды отвечают. Судьи подводят итоги.

Эрато. А сейчас я муза лирической поэзии «Эрато» оглашаю поэтическое – 3-е домашнее задание. Команды сейчас прочитают авторские четверостишия, посвященные году истории в России.

3-е домашнее задание. Команды читают четверостишия. Судьи оглашают результат.

6-й вопрос.

Клио. Я муза истории Клио, приглашаю заслушать 6-й вопрос наших состязаний. (слайд «орден пьяниц».) Этот орден отливали из чугуна, и весил он 7 килограмм. Кто из правителей России учредил этот орден, за что и кому его давали, и как его подобало носить.

Ответы команд. Решение судей.

Интермедия 4. « Город Петра»

Слайд графическое изображение карты Санкт-Петербурга XVIII века. Появляются две кухарки с кошелками.

1-я Кухарка. Здорово быть, Матрена Васильевна!

2-я Кухарка. Бог в помощь Акулина Никитична!

1-я Кухарка. Что-то ты поздненько на рынок собралась!

2-я Кухарка. Что ты! Я в трактир за кофием – хозяйка послала…

1-я Кухарка. Вот уж не думала что твои господа эту гадость горькую пьют?

2-я. Кухарка. Куды там! По секрету скажу – царя батюшку ждем… В доме сплошной кавардак. Оно и хорошо, что за кофием послали… одно плохо – рек понарыли, а мостов нет… одни лодии…

1-я Кухарка. Твоя правда – строют-строют – народу понагнали… Мне давеча сказывали, что каждому рабочему в месяц по рублю дают. Во как!

2-я Кухарка. А я слыхивала, что когда город закладывали – царь наш первый камень положил – и в это время в небесах орел появился и прямо на царскую десницу сел – знак божий!

Слышится выстрел пушки.

2-я. Кухарка. Пушки палят. Полдень. Побегу я Никитична – мне еще лодочника сыскать надо..(уходит)

1-я Кухарка. А чего их искать – развелось дармоедов… пользуются тем, что мостов нет… И от куда здесь орлам взяться… (уходит)

Вопрос 7.

Клио. Когда и в каком городе могла произойти похожая встреча? О каком царе идет речь, и какие дополнительные факты из его биографии вы можете рассказать?

Ответы команд. Решение судей.

III Эпилог. Урания. Подошло время подбить итоги нашего состязания. Уважаемые судьи - кто же сегодня победил в честном бою, и кто будет объявлен другом Парнаса 2012-2013 учебного года.

Судьи оглашают результат состязания.

Песня: Глинка «Славься, славься»

Команда победительница приглашается для регистрации в почетной книге «Друзей Парнаса школы М 5 г.Муравленко».

Евтерпа. Капитану команды ___________________ предоставляется почетное право обратиться к собранию с речью победителя.

Выступление капитана команды. Вручение дипломов и специальных призов.

Клио. Театрализованную игру: «Виват,Россия!» посвященную году истории объявляю закрытой!

Дополнительные сведения по оформлению сценического пространства.
Оформление должно быть универсальным и отражать идейно-тематический смысл игры, а именно государство Россия с IX по XVIII вв. В удобном месте для обозрения, как зрителями, так и командами находятся щиты команд (белый, красный, синий). Для работы со щитами нужно 3 клея- карандаша, 68 золотых лавровых листа. Для обслуживания мероприятия нужно не менее 4 микрофонов, максимально – 9; мультимедийное обеспечение для демонстрации слайдов и музыкальных фрагментов.
Костюмы и реквизит:

Пролог:

Хитоны для Муз.
Игра:

1-й вопрос:

3 комплекта карточек с изображением языческих богов Руси (7 с пантеона Князя Владимира и еще 4 на усмотрение режиссера)
1-я интермедия:
Мальчики – русский народный костюм летний вариант;

Любава – сарафан.
Реквизит: кошелка, кусочки смальты или цветных стеклышек, ступка с пестиком.

3-й вопрос: три комплекта карточек ( по три) с описанием подвигов богатырей.
2-я интермедия:

2 женских народных костюма - осенний вариант;
1 мужской народный костюм – осенний вариант.
3-я интермедия:
1 женский народный костюм - зимний вариант;
2 мужских народных костюма – зимний вариант.

4-я интермедия:
Два женских народных костюма, летний вариант.

Музыкальное сопровождение:
«Полонез» П.И. Чайковского;
Отрывок из оперы Глинки « Иван Сусанин» «Слався…»

1 Ю.Друнина

2 Авторские стихи.