Главная страница

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 10 класса, посвященная 200-летию



Скачать 152.99 Kb.
НазваниеЛитературно-музыкальная композиция для учащихся 10 класса, посвященная 200-летию
Крылова Е.В
Дата03.05.2016
Размер152.99 Kb.
ТипДокументы







Литературно-музыкальная композиция для учащихся 10 класса, посвященная 200-летию

со дня победы в Отечественной войне 1812 года
Автор: Крылова Е.В.,

учитель литературы
2012 год.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 200-летию со дня победы в Отечественной войне 1812 года.

Тема: « Патриотизм состоит не в пышных возгласах...» ( изображение подвигов героев войны 1812 года в литературе, живописи, музыке, кино ).

Цель: осмыслить значимость победы в Отечественной войне 1812 года для истории России и мировой истории.

Задачи: 1. Расширить исторические знания учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года.
2. Актуализировать сведения о роли российского народа в событиях Отечественной войны 1812 года, о влиянии неординарных личностей на исторические события, о проявлении массового героизма русского народа;
3. Развить умения сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты творческого решения поставленных проблем, разрабатывать сценарий, перевоплощаться в героев той эпохи;

4. Воспитать чувство сопричастности к судьбе своей страны, гражданственность и патриотизм.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудио и видеозаписи.

Оборудование, слайды

Содержание материала

Действия уч-ся

Слайд 1

«Отечества ради…»

Слово учителя: В истории нашей Родины было много войн: больших и малых, захватнических и освободительных, но лишь две из них названы Отечественными. Характерно, что для России, склонной к переоценке ценностей, пересмотру своей истории, ниспровержению былых кумиров, именно Отечественная война 1812 года является священной. К ее истории относятся удивительно бережно и тактично. Герои войны, обладавшие не только несомненными достоинствами, но и естественными человеческими слабостями, до сих пор овеяны в нашем сознании романтическим ореолом, ставящим их вне критики потомков. Им удается через века вызывать у нас преклонение и восхищение. Героям 1812 года посвящается…





Звучит полонез




Юноши вводят дам, поочередно идет представление




Учитель представляет дам:

-Княгиня Трубецкая!

-Княгиня Волконская!

-Княгиня Ростова!

-Княгиня Безухова!

-Княгиня Раевская!

-Княгиня Долохова!

- Княгиня Курагина!

-Княгиня Растопчина!

-Княгиня Болконская!

-Княгиня Голицына!


Девочки делают поклон и становятся полукругом

Юноши усаживают девочек на диван и кресла

Начинает разговор в салоне одна из княгинь





Княгиня Голицына (с сожалением):

Ах, как жаль, что блестящие торжества по случаю юбилея битвы закончились! Теперь мужчины будут праздновать эту славную годовщину вне нашего общества. ( Прислушивается. В салоне - чрезвычайное любопытство)

Слышите, кто-то поет.





Слайд 2

видео из кинофильма

«Гусарская баллада»"


Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской.

Сабля, водка, конь гусарский -

С вами век мой золотой

Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской,

Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской.

Сабля, водка, конь гусарский -

С вами век мой золотой

Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской,

Я люблю кровавый бой.

За тебя на черта рад,

Наша матушка Россия,

Пусть французы удалые

К нам пожалуют назад.

За тебя на черта рад,

Наша матушка Россия,

За тебя на черта рад.


Дамы в салоне перешептываются, машут веерами

Слайд 3

портрет Д. Давыдова.


Княгиня Ростопчина приподнимается с кресел, кокетливо, с восхищением:

Это же песня нашего душки - Дениса Давыдова!

Волконская:

Вот герой, так герой!

Ростова (загадочно):

Вы знаете, например, милые княгини, что с его именем связана история деревни Бородино?

Безухова (с недоумением):

Да, нет, сударыня, разве это так важно?

Волконская продолжает:

Конечно! Это было его имение!!

Раевская (привлекая внимание к себе, дамы поворачивают головы):

Вот это была личность: не просто гусар, храбрец, партизан, но ещё и поэт!

Долохова (медленно привстает с дивана, жестикулируя, читает):

Даже Пушкин признавал СЕБЯ его учеником в поэзии:
Тебе, певцу, тебе, герою!

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне.

Наездник смирного Пегаса,

Носил я старого Парнаса

Из моды вышедший мундир:

Но и по этой службе трудной,

И тут, о мой наездник чудный,

Ты мой отец и командир…

Волконская (терпеливо выслушав всех, продолжает):

Так вот, деревня Бородино была тем местом, где он вырос, бревна его родительского дома пошли на возведение укреплений!

Болконская (вступает в разговор, вдохновенно):

Денис Васильевич никогда не унывал и никогда не терялся! В начале 1807 года он был назначен адъютантом к генералу П. И. Багратиону. В своё время Давыдов в одном из стихов вышутил длинный нос Багратиона и поэтому немножко побаивался первой встречи с ним. Багратион, завидев Дениса, сказал присутствующим: «Вот тот, кто потешался над моим носом». На что Давыдов, не растерявшись, ответил, что писал о его носе только из зависти, так как у самого его практически нет. Шутка Багратиону понравилась. И он часто, когда ему докладывали, что неприятель «на носу», переспрашивал, на чьём носу? Если на моём, то можно ещё отобедать, а если на Денисовом, то по коням.

Вступают в разговор другие, создается шум, дамы говорят, перекрикивая друг друга:

Дамы смеются, машут веерами.





Ростова (вставая с кресла, чуть подавшись вперед):

Представьте себе, дорогие княгини, за пять дней до великого сражения Денис Васильевич и предложил Багратиону идею партизанского отряда. Эту идею он позаимствовал у испанских партизан. Его расчет был прост: Наполеон, надеясь победить Россию за двадцать дней, на такое время и взял с собой провианта. А если отбирать обозы, фураж и ломать мосты, то это создаст ему большие проблемы.

И в начале – какой конфуз! В первую же ночь отряд Давыдова попал в засаду, устроенную крестьянами, и Денис чуть не погиб (вдох ужаса) Крестьяне плохо разбирались в военной форме… Тем более, офицеры говорили, как правило, по-французски. После этого Давыдов надел мужицкий кафтан и отпустил бороду (жестикулирует, показывая бороду) Со 50 гусарами и 80 казаками в одной из вылазок он умудрился взять в плен 370 французов, отбив при этом 200 русских пленных, фуру с патронами и девять фур с провиантом. Его отряд рос за счёт крестьян и освобождённых пленных …


Вздох, вместе: « Вот это да! »





Княгиня Долохова:

Наполеон ненавидел Давыдова люто и приказал при аресте расстрелять на месте (в голосе нотки приказа). Ради его поимки выделил один из лучших своих отрядов в две тысячи всадников при 9-ти офицерах. Давыдов, у которого было в два раза меньше людей, сумел загнать этот отряд в ловушку и взять в плен вместе со всеми офицерами…

Курагина (многозначительно):

Что за человек! Богатырь!





Слайд 4

портрет В. Костенецкого.


Княгиня Ростопчина:

И не он один! Вот, например, Василий Григорьевич Костенецкий. Обладая незаурядной физической силой — он один поднимал пушку, легко ломал подковы, (жестикулирует) рывком за хвост валил наземь любого коня , для забавы легко разгибал подковы, сгибал серебряные рубли. Костенецкий был известен чисто спартанской строгостью житейского уклада. Он не признавал иной обстановки своей комнаты, кроме простого стола и лавок, на одной из которых спал. Обливание холодной водой в летнее время и обтирание снегом зимой составляли его утренний туалет (дамы машут головами). Простота и добродушие в обращении с подчиненными и редкостная щепетильная честность по отношению к казенным средствам (указательный палец вверх) дополняли характер этого незаурядного человека.
Княгиня Болконская:

Огромная физическая сила не раз выручала его из беды. . Костенецкий командовал артиллерией. При Бородино польские уланы атаковали одну из батарей. Пехотного прикрытия не оказалось, и пушки легко могли достаться врагу. Тогда Костенецкий бросился в гущу боя и, схватив банник, принялся валить им кавалеристов. Размахивая налево и направо (жестами влево, вправо), он опрокинул многих улан. После очередного удара деревянное древко сломалось (дамы : « О ужас!») поляки уже стушевались и отступили. Вскоре подошло прикрытие...





Слайд 5

портрет А.Багратиона.


Княгиня Болконская (тих , с сожалением )

А Багратион, отдавший приказ о создании летучих партизанских отрядов, был смертельно ранен на Бородинском поле…. Осколок ядра раздробил генералу большую берцовую кость левой ноги. От предложенной врачами ампутации князь отказался. На следующий день он упомянул в своём донесении царю Александру I о ранении: «Я довольно не легко ранен в левую ногу пулею с раздроблением кости; но ни малейше не сожалею о сём, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту отечества .…»

Княгиня Курагина:

Да, и не он один… Лично меня трогает до слез история Маргариты Михайловны Тучковой. Ах, как красив был её любимый муж - Александр. Как трогательна история их любви.





Слайд 6

Портрет М. Тучковой и гравюра А. Тучкова.
ТАНЕЦ ВАЛЬС.

«Уже наверно , столько лет…(без изображения)


Княгиня Голицына (встает, держит раскрытый веер у груди):

Ах, на гравюре полустертой,

В один великолепный миг,

Я видела, Тучков-четвертый,

Ваш нежный лик.

И вашу хрупкую фигуру,

И золотые ордена:

И я, поцеловав гравюру,

Не знала сна…
Княгиня Долохова ( встает, проникновенно):

Я знаю эту историю: в роковом 1812 году, накануне расставания с мужем, Маргарита Михайловна увидела страшный сон: в рамке кровавыми буквами надпись на французском языке: "Твоя участь решится в Бородине". Крупные капли крови отделялись от букв и струились по бумаге. "Где Бородино?» - спросила она мужа, - тебя убьют в Бородине!"






Слайд 7

«Звуки Бородинской битвы». Пауза.


Княгиня Ростова:

Да-а, и я знаю продолжение…Так оно и случилось: этот ужасный сон оказался пророческим. Когда казалось, что не было силы, способной поднять людей в контратаку, Александр схватил знамя, обернулся к своим пехотинцам: "Трусите, ребята? Так я один пойду...". Они не отпустили его одного. Раненый Тучков упал на руки солдат. Они попытались вынести любимого командира, но тут их всех накрыло ядро…

Княгиня Безухова( тихо):

Узнав о гибели мужа, она поехала разыскивать его тело... Какая же сила гнала эту женщину к страшному месту, к огромной могиле семидесяти тысяч человек! Двое суток она искала тело Александра ... Поиски ничего не дали. Она вернулась домой. И продолжала верить, что Александр жив. Просыпалась среди ночи и бежала через лес на большой тракт, ее приводили домой, опасаясь за рассудок.

Княгиня Курагина (встает):

Я не знаю, ты жив или умер, -

На земле тебя можно искать

Или только в вечерней думе

По усопшем светло горевать.

Все тебе: и молитва дневная,

И бессонницы млеющий жар,

И стихов моих белая стая,

И очей моих синий пожар.

Княгиня Ростопчина( сложив руки перед собой):

Тоска гнала Маргариту на землю, спрятавшую Александра. Скоро она поселилась на краю Бородинского поля в сторожке.

Потом, продав свои драгоценности, она поставила на месте гибели мужа небольшой Храм Спаса Нерукотворного.

Потянулись сюда вдовы со всех российских губерний помолиться за убиенных мужей.

Княгиня Болконская:

Судьба уготовила Маргарите еще один страшный удар: умер сын. Она похоронила его под сводами того же храма ....

Княгиня Голицына:

Маргарита оставила жизнь мирскую и стала основательницей, а затем игуменьей Спасо-Бородинского монастыря, приняв имя Мария.





Слайд 8

Спасо- Бородинский монастырь.
Видеоролик 9

"Генералам 1812 года". Поет И. Мазуркевич.



Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели и голоса,

и голоса,

Чьи шпоры весело звенели и голоса,

и голоса,

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след,

Очаровательные франты,

Очаровательные франты

Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу,

Цари на каждом бранном поле и на балу,

и на балу.

Вам все вершины были малы

И мягок самый черствый хлеб,

О, молодые генералы,

О, молодые генералы

Своих судеб!

О как, мне кажется, могли вы

Рукою, полною перстней,

И кудри дев ласкать -

И гривы своих коней

своих коней.
В одной ожесточенной скачке

Вы прожили свой краткий век,

И ваши кудри, ваши бачки,

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег....





Слайд 10

портрет Н. Дуровой


Княгиня Трубецкая (взволнованно):

А меня поразила личность Надежды Андреевны Дуровой. Первая в русской армии женщина-офицер, переодевшись в казацкое платье, она поступила в уланский полк, потом участвовала во многих битвах, всюду обнаруживала храбрость. Выдало её письмо отцу, написанное перед сражением, в котором она просила прощения за причинённую боль. Это письмо, живший в столице дядя , показал знакомому генералу, и вскоре слух о кавалерист-девице дошёл до Александра I. Её лишили оружия и свободы передвижения и отправили в Санкт-Петербург. В Отечественную войну она участвовала в сражениях под Смоленском.. При Бородине, она была контужена и ранена ядром в ногу.. Позднее была произведена в чин поручика, служила ординарцем у Кутузова. Император, пораженный самоотверженным желанием женщины служить родине на военном поприще, разрешил ей остаться в армии в чине корнета





Видеоролик 11.

«Давным – давно» из кинофильма «Гусарская баллада»








Слайд 12

портрет Н. Раевского.

Слайд13

портрет А. Ермолова.



Княгиня Волконская (с сожалением):

Да, сколько полегло солдат на Бородинском поле! Самые ожесточенные бои велись за батарею Раевского. Она считалась ключом всей позиции, французы назвали её потом «могилой своей кавалерии»… Командовавший ею генерал Раевский был одним из самых любимых солдатами генералов. После сражения под Салтановкой Раевский был ранен картечью в грудь, но его героическое поведение вывело солдат из замешательства

Княгиня Ростова (живо, с восхищением):

Батарею Раевского было бы невозможно удержать, если бы не маневр Алексея Петровича Ермолова. В разгар Бородинского сражения Кутузов послал его на левый фланг, где только что тяжело ранили Багратиона. Проезжая мимо батареи, Ермолов увидел, что она взята французами. Мгновенно оценив создавшееся положение, он организовал контратаку, которую сам и возглавил. Через двадцать минут батарея была отбита, и Ермолов руководил ее обороной, пока не был контужен.

Княгиня Безухова:

Кстати, Алексей Ермолов, Денис Давыдов и Николай Раевский – двоюродные братья!!!

А вот вы знаете, в ссылке в Костроме, Ермолов сдружился с ещё одним героем – атаманом Матвеем Ивановичем Платовым





Дамы вместе: « Да что вы?»
Княгиня Безухова (поворачиваясь к собеседницам и образуя кружок):



Слайд 14

портрет М.Платова.


Во время Бородинского сражения казаки Платова и кавалеристы Уварова совершили рейд в тыл противника…Драгоценные два часа были упущены, и Кутузов смог укрепиться на высотах и покрыл всю долину своей кавалерией!
Княгиня Раевская (пафосно):

Не зря же сказал Державин:

Платов! Европе уж известно,

Что сил донских ты страшный вождь.

Врасплох, как бы колдун, всеместно

Падешь как снег ты с туч иль дождь…

Княгиня Голицына:

Дорогие дамы, прошу всех к роялю.



Зажигает свечи, у рояля княгиня Курагина.

Романс «Соловей» исполняет Голицына.

Слайд 15

портрет А. Алябьева.


Пропев, ведет рассказ:

Алябьев служил в Ахтырском гусарском полку Дениса Давыдова. Он сочинял музыку к стихам своих друзей, сослуживцев. Образ соловья воспринимался символом тех невидимых уз, которые связывали насильно разлученных — влюблённых ли, друзей ли, родных ли — неважно. Это разлука с теми, кто дорог. И с той жизнью, которая была привычна и дорога. Алябьев сочинил этот романс, будучи заключенным в тюрьму по нелепому доносу. И фортепьяно было доставлено ему как узнику прямо в камеру. Это удалось выхлопотать старшей сестре композитора, которая затем добровольно отправилась за ним в ссылку.



Отходят от рояля. Выстраиваются в линию.


Слайд 16.

Кадры из фильма AYI Decembristi


Звучит песня на стихи Б. Окуджавы "Кавалергарда век не долог"


Княгиня Болконская:

Идя на подвиги,
Не алчут орденов, 
Не бредят 
Благодарностью державы, 
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.


Княгиня Курагина:

Идя на подвиги, 
Не ведают о том,
Насколько щедрость родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Все то, что станет подвигом потом.




Звучит полонез





Юноши выходят, дарят цветы и уводят дам под музыку.



Список рекомендуемой литературы:
Интернет-источники:
http://www.museum.ru./1812/ (сайт об Отечественной войне 1812 года, содержит ссылки на источники, научную и художественную литературу)
http://www.imda.ru (официальный сайт Военно-исторической ассоциации)
http://borodino.ru (сайт музея-заповедника «Бородино»)
http://genstab.ru (официальный сайт журнала «Сержант», посвящённого военно-исторической реконструкции)
http://tellur.ru (сайт российского электронного журнала «Мир истории)


Воспоминания современников:
Бородино в воспоминаниях современников. – М., 2001.
Давыдов Д.В. Дневник партизанских действий, Дурова Н. Записки кавалерист-девицы. – М., 1985.
1812 год в воспоминаниях, переписке и рассказах современников. – М., 2001.
Михайловский-Данилевский А.И. Отечественная война 1812 года. Воспоминания современников. – М., 2004.


Научная литература:
1812 год. Бородинская панорама. – М., 1982 (1989).
Брагин М. В грозную пору. 1812 год. – М., 1969.
.