Главная страница

Легко ли быть молодым учителем?



Скачать 51.65 Kb.
Название Легко ли быть молодым учителем?
Дата 12.02.2016
Размер 51.65 Kb.
Тип Документы

Легко ли быть молодым учителем?

(Описание основных направлений педагогического опыта).

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

В.А. Сухомлинский.

Каждый человек стремится быть успешным. Он шаг за шагом преодолевает трудности, которые преподносит жизнь. Сегодня я бы хотела обратиться к молодым учителям. Мы преподаем разные предметы, но решаем одинаковые задачи. Наверное, каждый из нас хотя бы один раз попадал на такой урок, где царствовала ее величество Скука. Она не позволяет выполнять работу качественно, внимание рассеивается, а ученики (да и учитель также) с нетерпением ждали звонка. Теперь я – учитель. А одна из главных задач учителя – победить скуку на уроках, научить ребенка учиться.

Уже второй год я работаю в школе. Именно здесь я поняла, что выбрала правильный путь. Я стараюсь на каждом уроке встречать детей теплой доброжелательной улыбкой. Считаю, что взглядом можно приветствовать и согревать любую маленькую душу. Согласитесь, часто сердце замирает от волнения… волнения за чужие жизни…

Александр Грин в «Алых парусах» писал: «В маленьком мальчике постепенно укладывается огромное море». И мне всегда хочется, чтобы мои ученики каждый день находили что-то необычное на уроках русского языка. Но как сделать так, чтобы урок был интересным, чтобы дети проявляли свои способности к языку, стремились к знаниям, развивались, познавая этот мир?

В этом учебном году мне посчастливилось побывать на лекциях Марата Анваровича Ахметова о развитии познавательной активности учащихся на уроке. Он считает, что «активная учебно-познавательная деятельности есть оптимальный путь обучения, потому что она ведёт к успеху, дарит положительные эмоции. Следовательно, является залогом дальнейшего стремления к познавательной деятельности, в том числе, за пределами урока, без участия учителя».

Познавательный интерес на уроках русского языка можно формировать по-разному. Выбор того или иного приема зависит от различных факторов, главным из которых является возраст ребенка. В 5-6 классе лучше всего усваиваются знания, полученные в ходе игровой деятельности. С большим интересом мои ученики находили лишнее слово в предложениях, разгадывали ребусы, кроссворды, участвовали в веселых разминках. В конце каждого изученного раздела мы путешествовали по сказочным странам, принимали участие в галактических турнирах и брейн-рингах. Дети работали с большим удовольствием, были активны, руки тянули даже те, кто ранее не стремился проявить себя.

Жан-Жак Руссо говорил: «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему…». Поэтому важная задача учителя – удивлять! А как это - удивлять? Чем удивить ученика в век современных технологий? Вы нашли ответ на эти вопрос? Я - нашла, и хочу поделиться с вами своим открытием.

В этом мне помогла книга Елены Леонидовны Мельниковой «Как открывать знания с учениками». На каком из уроков ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь? На каком осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают творческие способности? Где отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают бойцовский характер? Разумеется, на проблемном уроке. Проблемное обучение вызывает неослабевающий интерес учеников, ребята чувствуют, что творят чудеса самостоятельно.

Приведу пример. На этапе изучения нового материала, я разделила класс на несколько небольших групп. На доске были представлены слова: врачом, пейзажем, карандашом, свечой, пастбищем. Перед школьниками поставлена задача выдвинуть гипотезу, ответив на вопрос: отчего зависит написание О или Е в данных словах? После проведённого мозгового штурма, проблема была сформулирована. Оставалось проверить, каждое из утверждений методом от противного. Я, выступая в роли консультанта, помогала ученикам делать выводы, подводила их к правильному ответу. А лингвистическая сказка (прием «Эффект «яркое пятно») завершила этот этап урока.

Очень интересно было наблюдать, как мои шестиклассники работали на уроках развития речи. При описании картины А.М. Герасимова «После дождя» первоначально был предложен черно-белый вариант репродукции. Работая цветными карандашами, ученики пытались угадать, какой эту картину видит автор. Далее ребятам предстояло объяснить, почему они выбрали те или иные цвета. Проблемная ситуация родилась сама собой, ведь каждый ученик создал свой маленький шедевр. Увидев авторскую репродукцию, учащиеся включились в работу. Сочинения получились неожиданные и интересные.

После того, как я начала применять данные методы на своих уроках, ученики изменили свое отношение к предмету. Они научились ценить имеющиеся знания, ежедневно их пополнять и использовать их в своей практической деятельности.

Еще одна задача учителя – раскрыть потенциал каждого ученика. Не всегда дети могут проявить себя на уроке среди одноклассников. Поэтому я предложила учащимся поработать самостоятельно. На небольших индивидуальных карточках предлагаются задания проблемного характера и система вопросов к ним. Остается лишь найти путь к правильному ответу. Часто в поиске ребенку помогают сказочные персонажи, с которыми можно проконсультироваться как с учителем.

На своих уроках я учу детей тому, что все слова в русском языке важны, за каждым скрывается глубина и многочисленные образы. «Слова имеют свою собственную душу», - писал немецкий поэт и прозаик Бертольд Брехт. Но есть одно слово, которое в жизни учителя важнее всех других. Это слово - ЛЮБОВЬ. Любовь – чувство, которое должно быть в сердце каждого педагога. Оно передается ученикам через улыбку, доброжелательное отношение и неподдельное уважение к еще пока маленькой личности. Не зря Л.Н. Толстой говорил: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

В этом году мне выпал шанс попробовать себя в качестве классного руководителя. Любовь к профессии – чувство, которое поселилось у меня в сердце после того, как я познакомилась с моими учениками и их родителями. Когда я переступаю порог школы, дети бегут навстречу, они улыбаются, расспрашивают о предстоящих событиях дня. Мы вместе готовили классные часы, придумывали разнообразные конкурсы и все дети участвовали в школьных мероприятиях. Уже через месяц класс получил первую награду. Ребята, не осознавая, что такое чудеса, невольно творили их с самого первого дня. Это были чудеса доброты, взаимовыручки, сплоченности. Благодаря этому, мы стали единым целым: вместе решаем общие проблемы, вместе радуемся достижениям, вместе анализируем неудачи.

Сейчас я понимаю, чтобы достичь успеха, необходимо, прежде всего, совершенствоваться самому учителю, находиться в постоянном педагогическом поиске. В этом мне помогают курсы повышения квалификации, которые я прохожу каждый год. Учителя, выступающие перед нами и имеющие уже большой педагогический опыт, подсказывают, как сделать урок интересным, увлекательным.

В 2013 году я поступила в магистратуру на филологический факультет КамГУ им. В. Беринга. Решение продолжить обучение было обдуманным и, с моей точки зрения, обоснованным. Знания, полученные в ходе написания научной работы по диалектологии, помогают развить лингвистический кругозор учащихся, воспитать любовь не только к русскому слову, к родному краю.

Так легко ли быть молодым учителем?

Нет, не легко! Но, приходя каждое утро на работу, я мысленно говорю себе, что у меня все получится. Получится проводить интересные уроки и внеклассные мероприятия, получится находить общий язык с детьми, получится развиваться творчески и реализовывать свои планы. И что бы не происходило в жизни, я не намерена останавливаться на достигнутом!