Главная страница

Конкурс среди педагогических и научных работников образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу


Скачать 386.56 Kb.
НазваниеКонкурс среди педагогических и научных работников образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу
Дата06.03.2016
Размер386.56 Kb.
ТипКонкурс



II областной конкурс среди педагогических и научных работников образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу

«Противодействие коррупции через образование»

Название работы:

«Образование как главное средство в борьбе с коррупцией»



Автор работы Пестерев Евгений Владимирович


Место выполненной работы

МОУ Лицей № 3, Екатеринбург

Екатеринбург, 2010




Оглавление

с.

Введение 3-4
Глава 1.Определение коррупции 5-7
Глава 2. Причины и масштабы коррупции в современной России 8-13
Глава 3. Образование как главное средство в борьбе с коррупцией 14-15
Заключение 16
Список источников и литературы 17
Приложения


Введение
Настоящее исследование посвящено актуальной для современной России проблеме коррупции. Однако коррупция является болезнью не только российского масштаба, ее скорее можно отнести к глобальным проблемам человечества. Данная болезнь схожа с другой глобальной проблемой – ВИЧ и СПИД: о ней также все говорят, она всех беспокоит, а лекарства еще не создано. Сегодня в высших эшелонах власти очень много говорится об антикоррупционных мерах, создаются антикоррупционные комитеты и ужесточается антикоррупционное законодательство. Но все эти меры не приводят к значимым результатам. Процент коррумпированности в России остается высоким и даже растет.

Коррупция – это враг безжалостный и подлый, уничтожающий, как ржавчина металл, общество и государство. Главным фактором борьбы с коррупцией является создание в стране гражданского общества, основанного на Законе. Защитой от такого рода социальной ржавчины являются сознательные граждане и справедливые законы. Формирование граждан, способных бороться с коррупцией и создавать справедливые законы - главная задача российского образования. Исходя из этого, в данной работе предпринята попытка оценить весомость антикоррупционных мер посредством такой социально важной сферы жизни любого общества, какой является образование. Образование – это мощнейшее оружие против коррупции.

Таким образом, объектом исследования является современное российское общество, предметом - коррупция и антикоррупционные меры в образовании современного российского общества.

Цель исследования: определить место и роль системы российского образования в борьбе с коррупцией.

Задачи:

- исследовать источники и литературу по проблемам современной российской коррупции;

- на основе комплексного анализа источников и литературы определить причины, масштабы и характерные проявления коррупции в современной России;

- выявить пути противодействия через образование коррупционным деяниям в современной России;

- пропагандировать антикоррупционные знания в современном российском обществе;

- формировать нетерпимость к коррупции посредством педагогической практики.

В исследовании использован огромный пласт нормативно-правовых документов, проливающих свет на проблему коррупции, а также материалы научно-практических конференций, научно-исследовательская литература и периодическая печать.

Практическая значимость проекта заключается в ликвидации правовой безграмотности по вопросам коррупции и пропаганде антикоррупционного сознания через образование.

Глава 1.Определение коррупции
В нашем государстве много проблем, одной из которых является коррупция, которая достигла небывалых размеров в современное время. Какое же имеет отношение Россия к этой проблеме? Оказывается, коррупция в нашей стране имеет широкие исторические корни.[III, 5] (см.: Приложение 7) По данным В.С.Аванесова, сегодня «устойчивое лидерство в коррупции принадлежит таможне» [II,1, с. 720]. В материале С. Комкова иные данные: «На первом месте по уровню коррупции, как и полагается, находятся правоохранительные органы» [III,2]. По другим данным, первое место среди коррупционеров занимают работники министерств (41%). На втором месте – сотрудники правоохранительных органов (26%) [II, 3].

Говоря о предмете нашего исследования, необходимо остановиться на том, что вкладывается в понятие коррупции.

Слово "коррупция" в русском языке, в том числе профессиональном, до сравнительно недавнего времени употреблялось, когда речь шла о продажности "в буржуазных странах" должностных лиц и политических деятелей. В словаре иностранных слов отмечалось происхождение данного слова от латинского corruptio и далее смысл его обозначался так: "подкуп"; в капиталистических странах - подкупность и продажность общественных и политических деятелей, а также государственных чиновников и должностных лиц. Так же приведены термины "коррумпировать, корруптировать (лат. corrumpere) - коррумпировать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Более позднее толкование данного слова в русском языке носило многозначный характер: переводилось и как подкуп, и как разложение, и далее как "злоупотребление служебным положением в корыстных целях".

Федеральный закон в ст. 1 нормативное толкование термина «коррупция» определяет так:

«а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица»[7].

Как мы видим, четкого толкования понятия «коррупция» в этом определении так и не появилось. По сути, в нем бессистемно перечислены уголовные деяния имущественного характера без какого-либо указания на то, кого все же следует относить к коррупционерам. По каким признакам коррупцию можно выделять в самостоятельный криминальный институт – определение ответа не дает.

Исходя из его содержания, практически невозможно установить общие квалифицирующие признаки состава коррупционного деяния как правонарушения и, следовательно, определить, кого конкретно надо относить к коррупционерам.

Осуществляя квалификацию коррупционных деяний, признаки которых в определенной степени отражены в нормах Федерального закона и УК РФ, мы получим ответ на вопрос: кто теперь есть коррупционер? Вот основные его признаки:

1. Злоупотребление служебным положением. Схожее обозначение можно обнаружить в двух статьях УК [I, 4]:

- ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» главы 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», касается лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, которое свои полномочия использует вопреки законным интересам этой организации;

- ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», где в Примечании 1 в качестве субъекта преступления указано должностное лицо.

То есть, здесь два специальных субъекта, совершающих деяния в противоположных сферах деятельности: 1) в коммерческой (предпринимательской) деятельности, законные интересы которой состоят в получении ее субъектом максимально возможной прибыли; 2) в сфере публичной – государственного или муниципального управления, воинской службы и службы в органах правопорядка, где целью деятельности данных служб является установление единого для всех правопорядка в стране, устранение ситуаций, в которых одни субъекты права нарушают законные права и интересы других субъектов.

2. Дача взятки. В соответствии с правилами ст. 20 ч.1 УК РФ - здесь общий субъект преступления, дееспособный гражданин, достигший 16-летнего возраста, передавший должностному лицу взятку в виде денег, ценных бумаг, иное имущество или выгоды имущественного характера за законные или незаконные действия или бездействие в свою пользу или третьих лиц. Диспозиция деяния описана в ст. 291 «Дача взятки».

3. Получение взятки. В соответствии с правилами ст. 290 УК РФ здесь специальный субъект преступления - должностное лицо. Оно, в соответствии с Примечаниями к ст. 285 УК РФ, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

4. Злоупотребление полномочиями. Здесь повтор ст. 201 и 285 УК РФ. Плюс также субъекты ст. 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами». То есть, субъекты здесь как должностные лица в соответствии с Примечаниями ст. 285, так и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также частные нотариусы и аудиторы, использующие свои полномочия вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

5. Коммерческий подкуп. В соответствии со ст. 204 УК РФ его субъект - лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому незаконно переданы деньги, ценные бумаги, иное имущество, а равно ему незаконно оказаны услуги имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Таким образом, переходя с нормативного толкования на толкование обыденного характера необходимо отметить, что коррупция – это приватизация власти. Результатом приватизации становится дряблость и паралич власти, а следом за этим – и государства.

Но каковы же причины и масштабы этого отвратительного явления?

Глава 2. Причины и масштабы коррупции в современной России
Для того чтобы вылечить больного человека, необходимо лекарство. Но чтобы лекарство помогло, его надо правильно использовать. На наш взгляд, образование является лекарством от многих болезней – проблем нашей страны, но за последние годы оно пережило некоторую трансформацию.

По имеющимся современным данным, большой размах коррупция получила, как ни парадоксально, в образовательной среде. По данным В.С. Аванесова, «...сфера образования находится, по некоторым оценкам, на третьем месте по уровню коррумпированности» [II, 1, с. 720].

Наиболее характерными видами преступлений, связанных с коррупцией в сфере образования, являются следующие:

1) получение взятки за поступление в высшее учебное заведение. Это самая распространенная форма злоупотреблений. По некоторым оценкам здесь кроется 80 % преступлений;

2)репетиторство преподавателями вузов и членами экзаменационных комиссий;

3)получение взятки за сдачу экзаменов и зачетов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

4)получение взятки за заключение договора аренды помещений в образовательном учреждении и превышение должностных полномочий путем незаконной сдачи в аренду государственного имущества;

5)продажа дипломов и аттестатов лицам, не прошедшим обучения в образовательном учреждении;

6)получение взятки за устройство детей в детские сады и общеобразовательные школы» [III, 3].

Борьба с коррупцией в России набирает обороты, особенно после того, как проблемой взяточничества озаботился президент Дмитрий Медведев. По данным Департамента экономической безопасности МВД, за первый квартал 2009 года российские правоохранительные органы выявили на 30% больше случаев коррупции, чем за аналогичный период прошлого года. Интересно, правда, что по официальной статистике судебной практики, среди взяточников, оказавшихся на скамье подсудимых, больше всего врачей, учителей и милиционеров.

Касаясь учительства, СМИ свидетельствуют о том, что рынок коррупции в вузе начинается с приема в вуз, а затем обрастает дополнительными услугами, начиная от платы за экзамены и кончая поступлением в аспирантуру и защитой диссертаций. Но парадокс! Автор данного исследования год назад получил ученую степень кандидата наук, но взяток, к сожалению, давать не пришлось. Да и среди знакомых не знает случая об имеющем место факте.

Недавно в Москве по обвинению во взяточничестве был арестован проректор по административно-хозяйственной работе Государственного университета управления. В июле этого года он потребовал от представителей строительной организации, выполнявшей работы в университете, 4 млн. рублей за беспрепятственное подписание всех документов, связанных с выполнением работ. Подобная "деловая хватка" как-то не вяжется с традиционным обликом ученого.

Основной причиной коррупции называют обычно низкие зарплаты. Сегодня в сильных вузах зарплата профессора составляет порядка 30 тысяч рублей, доцента - порядка 20 тысяч, и не имеющего степени ассистента или преподавателя - 10-15 тысяч рублей. В некоторых, очень немногих, единичных вузах - она выше, в очень многих - ниже. Понятно, что прожить на такие деньги трудно. Однако ведь далеко не все для получения дополнительных доходов начинают проставлять платные зачеты. Беда в том, что на таких честных и непрактичных людей во многих вузах смотрят косо. Чем больший вес имеет преподаватель, тем больше у него возможностей для получения дополнительных доходов, в том числе и благодаря членству в приемных комиссиях.

Причиной коррупции, по большому счету, является общее падение нравов. Реальные ценности все больше подменяются ценностями мнимыми: Такая "рыночная" атмосфера в вузах не только порождает коррупцию, но и задает студентам совершенно неправильную систему ценностей.

Верховный суд России отдаёт третье место в рейтинге коррупционных деяний образованию. Получается, что «абсолютно честнейшие» - федеральные и региональные государственные служащие - 0% привлеченных к юридической ответственности коррупционеров!!! Поистине, мудро народное наблюдение: «Рыба гниёт с головы, но чистят её с хвоста».

Тогда встречный вопрос: почему по заявлению Председателя Верховного суда Российской Федерации у данной категории лиц высокий рейтинг взяточничества? На наш взгляд, этот вопрос он должен задать самому себе, как специалисту в области скрупулезного толкования норм материального и процессуального права, поскольку в юридическом смысле слова преподаватель школы, колледжа и вуза взяточником не может быть по определению должностного лица. Для этого проанализируем содержание диспозиций норм ст. 209 «Получение взятки» и ст. 210 «Дача взятки» УК РФ.

В обеих статьях в качестве получателя взятки (взяточника) как одного из субъектов преступления имущественного характера установлено должностное лицо. В соответствии с Примечанием 1 ст. 285 УК РФ - это «...лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственной органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.»

Из выделенных фрагментов цитируемого текста следует, что, хотя преподаватели и могут работать в образовательных государственных или муниципальных учреждениях, но относить их к должностным лицам неправомерно. Организационно-распорядительные функции – не их компетенция: они не издают локальных распорядительных актов, организующих (упорядочивающих) выполнение каких-либо процессов. У них также нет и административных функций, связанных с требованиями к подчиненным им лицам, которых у них нет, об исполнении ими определенных указаний и распоряжений. И тем более, нет и каких-либо хозяйственных функций, связанных с оборотом имущества образовательного учреждения. Из числа работников образовательных учреждений по данному основанию могут быть привлечены к уголовной ответственности руководители вузов и иных образовательных учреждений, а также руководители их структурных подразделений (завучи школ, проректоры, деканы и т.п.).

Вот почему обвинять работников образования - педагогов и обслуживающий образовательную деятельность персонал, как в коррупционных деяниях в целом, так и в получении взяток - юридически не годно. Но, с другой стороны, имеются и факты латентных поборов с родителей и обучающихся за оказание им определенных преимуществ при поступлении в образовательное учреждение и обучение в нём. Но уголовной и административной ответственности за такие деяния при правильной юридической защите можно избежать.

Более того, такого рода поборы, если их оформлять юридически надлежащим образом, становятся вполне законными. И тогда субъекты, получающие от кого-либо, выражаясь по-старорусски, «нос» (от слова "нести": есть такое выражение «остаться с носом», то есть, не получить желаемого взамен не принятого подношения) не могут быть названы ни коррупционерами, ни взяточниками.

Такую возможность определенным категориям граждан дает ст. 575 ГК РФ «Запрещение дарения» в редакции Федерального закона от 25.12.2008 №280-ФЗ. Цитируем: «Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:

… 2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей». [I, 1]

Получается следующее.

Во-первых, эта норма запрещает дарение определенными лицами определенным лицам чего-либо стоимостью более 3 тыс. рублей. К любым другим, не перечисленным в статье субъектам права этот запрет не относится.

Во-вторых. Первое, в образовательном законодательстве нет понятия и организационно-правовой формы «образовательная организация». И в ГК РФ, и Законе «Об образовании» от 1992г., и в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» речь всегда идет об «образовательном учреждении». Стало быть, к работникам таких учреждений правило запрета дарения, за исключением «обычных подарков» не относится: им свободно могут дарить подарки на любую сумму кто угодно. Второе, в образовательных учреждениях граждане находятся на обучении, а не на воспитании. Стало быть, это дополняет предыдущее правило.

В-третьих, главное, чтобы все подарки были оформлены в соответствии с правилами ст. 160 ГК РФ «Письменная форма сделки». Для этого всегда нужно прилагать к каждому подарку дарственную (например, на открытке), с приложением товарного чека на указанную сумму. При этом получателю можно указать на то, что ему вручается «обычный подарок». Таких «подарков» может вручаться множество с разрывом по времени, ибо закон нормативно число дарения обычных подарков одним лицом другому не установил.

Кроме того, в соответствии с правилами ст. 582 ГК РФ «Пожертвования» такого рода денежные и имущественные подарки образовательным учреждениям могут передаваться в общеполезных целях. В этих случаях важно, чтобы они передавались по акту приема-передачи, отражались в бухгалтерской документации учреждения и в соответствии с целями жертвования надлежащим образом были использованы, что тоже следует отражать в бухгалтерских документах. [I, 1]

Таким образом, действия, по содержанию схожие с коррупционными деяниями, нынешнее законодательство дает возможность оформлять вполне правомерно по отношению к работникам образования, медицины социального обслуживания населения. Конечно, нравственное содержание таких действий час-то столь же порочно, как и реальное коррупционное поведение. Тогда как победить этот «обычно-подарочный синдром» в системе образования, чистота помыслов работников которых должна сопровождаться и «чистыми руками» исполнения ими образовательной и воспитательной функций?

Ответ до банальности прост - если общество хочет иметь образованных и нравственно воспитанных граждан, его святая обязанность - обратить пристальное внимание на положение учителя, воспитателя, преподавателя вуза и колледжа, создав им надлежащие материальные и социально-бытовые условия. Пока же в материальном плане эти категории граждан – одни из беднейших слоев населения страны. К данной категории лиц население, родители, чиновный люд различных рангов предъявляют серьезные претензии, обвиняя в неумении воспитывать не воспитанных самими их чад, требует зачастую такой отдачи, на которую униженный бедностью педагог просто не способен в силу своей приниженной социально-экономической оценки со стороны государства. Как любое угнетаемое существо, педагог сопротивляется этому общественному «накату», и в обиде на свое материальное положение, поругание чести, достоинства и на иные материальные и духовные характеристики, уходит в иные сферы деятельности. Либо дает реальную отдачу в соответствии со своим указанным статусом.

Однако, по нашему глубокому убеждению, проблемы сходных с коррупцией явлений в образовании можно решить известным способом. Как верно замечают эксперты в области исследования коррупционных явлений, нужно повысить материальный и иной статус нынешнего коррупционера с адекватным и более значимым повышением его ответственности за совершение коррупционных действий. Чтобы материальные и социальные выгоды от некоррупционного поведения были выше отрицательных последствий коррупционных деяний. Тогда их число может заметно пойти на спад. Но здесь речь идет о антикоррупционных мерах сверху. А что же снизу. В свою очередь сами работники сферы образования могут воспитать поколение граждан, препятствующих коррупции. О том, как это претворить в жизнь, речь пойдет в главе, посвященной образованию как главному средству против коррупции.

Глава 3. Образование как главное средство против коррупции
Как уже было сказано, коррупция - враг безжалостный и подлый, уничтожающий, как ржавчина металл, общество и государство. Главным фактором борьбы с коррупцией является создание в стране гражданского общества, основанного на Законе. Защитой от такого рода социальной ржавчины являются сознательные граждане и справедливые законы.

Как обстоят дела за рубежом с этим позорным явлением?

Авторы опубликованного в Париже доклада ЮНЕСКО о современной ситуации в мире утверждают, что взяточничество и коррупция наносят ущерб во всем мире. Решение накопившихся проблем эксперты ЮНЕСКО видят в обучении будущих поколений антикоррупционным знаниям, чтобы искоренить коррупцию.

К решению этой проблемы надо подходить комплексно. Необходимо постоянное распространение информации о реальных масштабах коррупции, об ущербе, который несет общество и государство в результате коррупции, о других ее негативных последствиях, о причинах, ее порождающих. Важно формировать противодействие ложным представлениям о коррупции в общественном сознании. В этом качестве должны фигурировать примеры успешных антикоррупционных дел в России.

Необходимо противодействовать коррупции через систему образования. Такой опыт уже имеется в высшей школе. В рамках реализации антикоррупицонного плана президента РФ Дмитрия Медведева разработан 36-часовой образовательный курс по борьбе с коррупцией. Цель программы - обучить граждан грамотно и эффективно противостоять коррупционным проявлениям.

Спецкурс лекций «Борьба с коррупцией как система общественных отношений» уже преподается в Московском институте государственного и корпоративного управления. Сейчас готовится законодательная база по его внедрению во все учебные заведения России.

На наш взгляд, этого мало. Необходимо проводить пропаганду антикоррупционных знаний уже начиная с основной школы.

В этом направлении большую роль играют уроки истории и обществознания, которые позволяют воспитывать гражданственность и патриотизм, понимать ценности гражданского общества и правового государства.

Предлагаемые действия и проекты:

В школах можно использовать данные исследований, проведенных местными неправительственными организациями, как часть проектов по общественному правосознанию. Такие данные могут служить материалом для статистического, географического, социологического и культурного анализа, а также лечь в основу дальнейшей работы над проектами. Сравнивая уровни коррупции в разных странах можно поднять вопрос о причинах коррупции в различных обществах.

Учащиеся могут проводить опросы с целью определения (предполагаемого) уровня коррупции в разных сферах. Это может быть осуществлено в ходе совместной работы или при выполнении отдельных проектов. Анкетирование может быть анонимным или проводиться в ходе личных интервью с членами семей, близкими, друзьями и т.д. Повсюду, где возможно, следует интересоваться подробностями личного опыта. Данная работа ведется и в лицее 3 г. Екатеринбурга. Ученица 9 класса работает над проектом, посвященным проблеме коррупции. В ходе исследования проводился опрос учителей, родителей по следующим вопросам:

· Как Вы считаете, улучшилась или ухудшилась ситуация в отношении коррупции в государственных (коммунальных) службах?

· Если Вы имели контакт со сферой коммунального обслуживания в прошлом году, укажите, за какие услуги Вам пришлось платить (в процентном выражении; можно собирать данные по конкретным услугам; подарки можно включить как отдельную категорию)?

· Давали ли Вы когда-либо взятку за медицинские услуги?

· Получали ли Вы когда-либо худшее обслуживание в результате отказа дать взятку?

Дорогого стоит проведение различных мероприятий, посвященных проблеме коррупции. Это могут быть уроки, внеклассные мероприятия. Примером является урок на тему: «STOP. Коррупция». (Приложение 4)

Надо настойчиво объяснять молодежи, что успешность карьеры выпускника школы не зависит от степени вовлеченности в коррупцию, а только от реальной подготовленности по своей специальности. Эту цель можно реализовать с помощью ролевой игры «Приемная комиссия». (Приложение 5)

В ходе проблемное изучения коррупции на уроках обществознания в 9-11 классов можно заострить внимание на степени пассивного восприятия коррупции и привлечь интерес к понятию об общей ответственности. (Приложение 6)

Большую силу воздействия в воспитании нетерпимости к коррупции проявляет язык плаката, карикатуры. (Приложение 1- 3)

Заключение

«Когда работаешь за идею, то коррупции нет!»

Коррупция остается одной из самых острых проблем современной России и таит в себе угрозу общенационального масштаба. Именно о коррупции и ее недопустимо высоком уровне в последнее время все чаще говорится на самом высоком уровне представителями исполнительной и законодательной власти, общественных организаций.

Д.А Медведев отмечал: "Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы. Она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества".

И речь, по словам главы государства, идет не просто о банальных взятках. "Речь о тяжелой болезни, которая съедает нашу экономику и разлагает общество", - подчеркнул Медведев. Поэтому одна из стратегических задач, стоящих сегодня перед страной - кардинальное снижение уровня коррупции.[III, 5]

В результате проведенного исследования было определено важное место и особая роль системы российского образования в борьбе с коррупцией. На основе комплексного анализа источников и литературы определены причины, масштабы и характерные проявления коррупции в современной России; выявлены некоторые пути противодействия коррупционным деяниям в современной России через систему образования; представлены формы, методы, способы и средства пропаганды антикоррупционных знаний посредством образовательного процесса в современном российском обществе. В работе обоснована мысль о том, что система образования - одна из менее коррумпированных сфер жизни общества, являющаяся основным противоядием коррупции.

Список источников и литературы

I.Источники

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: «Омега-Л», 2010.

2. "Национальный план противодействия коррупции» Российской Федерации от 31 июля 2008 г. Пр-1568.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. №196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции».

4. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: «Омега-Л», 2010.

5. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года N 815 "О мерах по противодействию коррупции".

6. Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов " от 17.07.2009 г. N 172-ФЗ.

7. Федеральный закон "О противодействии коррупции". От 25.12.2008г. № 273-ФЗ.
II.Литература

1.Аванесов B.C. Комплексный подход к противодействию коррупции в образователь-ной сфере //Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.) - М., Научный эксперт, 2007.

2. Материалы научно-практической конференции. «Социология коррупции». М, 20 марта 2003года.

3. Смолин О. Приоритеты образования. Взгляд законодателя//Высшее образование в России. №5, 2002.

4. Стрельников К.А. Вопросы реализации Федерального закона "О противодействии коррупции" // Юридический мир, 2009, № 3.

5. Хрестоматия по истории государства и права. М., 1991.

III.Интернет-ресурсы

1.http://www.anti-corrupcioner.ru/node/19

2.http://forum-msk.org/material/society/1641144.html

3.http://www.anti-corrupcioner.ru/node/19

4.http://www.kapital-rus.ru/articles/article/17408

5.http://lit.lib.ru/a/alxbow_a_p/text_0040.shtml


Приложения

Приложение 1. Язык антикоррупционного плаката



Приложение 2. Рейтинг государственных служб, наиболее активных в собирании взяток



Приложение 3. Язык карикатуры




Приложение 4. План – конспект урока

на тему «STOP. Коррупция».
Тип урока: интегрированный

Предмет: обществознание

Класс: 8

Время: 40 минут

Оборудование: план-конспект, проектор, презентация.

Межпредметные связи: история, право, литература

Цель: исследование проблемы коррупции в обществе

Задачи:

1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;

2. Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;

3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, формировать нетерпимость к коррупции.

Ход урока:

I. Организационный этап (2 минуты)

II. Объявление темы и цели урока (3 минуты)

Прочтите внимательно отрывок из произведения:

«… Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»

- Из какого произведения данный отрывок? Кто автор произведения? (Гоголь «Ревизор»)

- О чем идет речь в отрывке? (растрате, злоупотребление должностными полномочиями, хищение госбюджета)

- Кто из героев произведения говорит эти слова? (Городничий)

- Законно ли городничий поступил? Почему?

Согласно ООН 9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией.

Вот и сегодня на уроке предметом нашего изучения будет понятие под названием «коррупция». Мы раскроем содержание данного понятия, его проявления, последствия в современном обществе и меру наказаний за проявление коррупционной деятельности.

III. Беседа с учащимися (15 минут)

Мозговой штурм:

- слепим «снежный ком» о понятии «коррупция». Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка, подкуп, обман, мошенничество).

- Вот что говорит об этом понятии этимологический словарь:

Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

- Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе? Объясните их значение!

Ответы:

Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество

Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе

Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

Видит око, да зуб не мед – безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

Немного из истории …(сообщение учащегося):

Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

- Законодательством РФ разрешено дарить государственным служащим и служащим органов муниципального образования обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальным заработных плат.

В древнеиндийском трактате по искусству управления государством «Артхашастра» (IV в. до н.э.) подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Здесь перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина – шумерский царь полиса Лагаша во 2-ой половине ХХIV в. до н.э.

Вопросы учащихся к докладчику.

Что говорит нам летопись …(сообщение учащегося):

В России же первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят к русским летописям XIIIв.

Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Судебник 1497г устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь (битье кнутом). Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми: крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество; дал понятие преступления, а также особо опасного преступления.

Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказании за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввел деятельность Тайной канцелярии (тайной полиции) в 1718-1720гг.

В царствование Романовых коррупция была связана с фаворитизмом

· Фаворит Елизаветы Петровны канцлер Бестужев-Рюмин был агентом влияния со стороны британской короны.

· Фаворит Петра I князь Александр Меньшиков – талантливый администратор и полководец, который слыл любовью к деньгам и крупным казнокрадом. Он присвоил себе 1,5 млн рублей во время правления Романовых. Петр не раз наказывал его собственноручно, бил, грозил отставкой, но вскоре прощал друга.

Вопросы учащихся к докладчику

IV. Рассказ учителя (10 минут)

Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной уже в нач. 90х гг. Во 2-ой половине 20в. коррупция все больше начала становиться международной проблемой, приобретая массовый характер. Законы 1992-1997гг «О борьбе с коррупцией» формировали систему борьбы с коррупцией в России.

Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, в личных целях.

· Виды коррупции:

1. Бытовая – в сфере малого бизнеса

2. Деловая – в сфере управления крупными предприятиями

3. Коррупция верховной власти – в сфере государственного управления

· Каковы причины коррупции?

Примерные ответы:

- Бюрократизм при рассмотрении законных просьб граждан

- Переход к капитализму и распад системы контроля

- Упущения в кадровой работе

- Нарушения в государственной, финансовой дисциплине чиновников

- Не учитывается общественное мнение

- Малый доход, низкий уровень жизни

- Либерализм к проявлениям коррупционной деятельности

· Что влечет за собой коррупция?

Суммарные потери от коррупции в бюджете России составляют в среднем 10-20 млрд. долларов в год.

Лица коррупции нарушают естественный ход развития и управления делами общества.

Экономика: несправедливость в распределении госбюджета, повышение цен на товары и услуги, нарушение рыночной конкуренции, развитие теневой экономики.

Социальная сфера: преступность, социальное неравенство (олигархи и нищие), соц. напряженность в стране, деградация норм морали (деньги – мера всего): религии, отношений между людьми, искусства, роль права и законности падает в глазах общества, в результате – разочарованность, равнодушие и недоверие.

Политика: смена общенациональных планов на обогащение олигархических кланов и группировок.

· Преступление и наказание

Согласно УК РФ,

Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей <…> либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей <...> (ст. 159. ч.3 УК РФ Мошенничество)

Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, -

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей <…> либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. (ст.160, ч.1. УК РФ Присвоение или растрата).

Вымогательство <…> под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет <…> либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. (Ст.163 ч.1 УК РФ вымогательство)

Использование лицом коммерческой или иной организации своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей <…> либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет <…> либо лишением свободы на срок до трех лет. (Ст. 201. Злоупотребление полномочиями ч.1. УК РФ)

Незаконная передача лицу коммерческой или иной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением

- наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей <…> либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет <…> либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 204, ч.1 Коммерческий подкуп)

Коррупция – препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью (чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д.) Всех их движет один стимул – получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания.

- Как же отказаться соблазна, бороться с проблемой коррупции, которая ведет к краху и несправедливости? (мнение учащихся)
V. Закрепление нового материала. Подведение итогов урока. (10 минут)

Вопросы учащимся:

- Что подразумевает собой коррупция? Как она проявляется?

- Какие последствия влечет за собой постоянная коррупционная деятельность?

- Как боролись с казнокрадством Петр I, Иван IV?

- О каких наказаниях говорит УК РФ?

- как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

Выводы: прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Приложение 5. Ролевая игра «Приемная комиссия»

Цель игры - формирование навыков антикоррупционного поведения.

Задачи:

- знакомство с требованиями приема в различные учебные заведения;

- выявление путей противодействия коррупции;

- формирование нетерпимости к коррупции;

Условия проведения игры.

Игра рассчитана на учащихся 9-11 классов. Для игры необходимо изучить конкретную справочную литературу («Справочник для поступающих в ВУЗы, ССУЗы»),

Время проведения: 40 минут


Роли: Ведущий, приемная комиссия, поступающие, эксперты

Ход игры.


1 этап. Ведущий знакомит участников с правилами игры:

«Все вы скоро будете поступать в училища, техникумы, вузы или гимназии и лицеи, НОУ (частные школы или вуз). Давайте пофантазируем и представим, что для поступления не нужно сдавать никаких экзаменов, а нужно пройти собеседование с членами приемной комиссии, которая и решит, зачислять Вас или не зачислять, а также предложит вам условия зачисления. В нашей игре будет «приемная комиссия» и «поступающие». Посмотрим, многим ли удастся поступить? На каких условиях? Эксперты вместе с ведущим будут наблюдать за диалогом и действиями собеседников».

2 этап. Выбираются приемные комиссии из 3-4 человек, группа экспертов (2-3 чел.). Организуется несколько групп (по 3-7 чел.) «поступающих» в определенное ОУ. Ведущий может в обязательном порядке предложить группе любое учреждение для «поступления».

3 этап. Подготовка к игре.

Ведущий предлагает учащимся заполнить примерную анкету, подумать, чем они могут понравиться приемной комиссии и поступить в данное заведение.

Члены приемной комиссии знакомятся с учебным заведением (читают условия зачисления, рекламные проспекты, заранее подготовленные ведущим и т.п.) и вырабатывают главные критерии отбора, например:

  • знание будущей профессии

  • желание учиться в данном учебном заведении

  • способности к обучению

  • поведение, воспитанность

  • результаты ЕГЭ

  • материальный достаток абитуриентов и др.

Время на подготовку может занять от 10 до 15 минут.

4 этап. Учащиеся (от группы) по очереди пробуют поступить в учебное заведение. На одну попытку дается от 5 до 10 минут, в зависимости от числа играющих.

Члены приемной комиссии заинтересованы не только в соблюдении правил приема, способных учениках и абитуриентах, но и в осуществлении набора на платное отделение, на платные подготовительные курсы. Абитуриенты, ученики заинтересованы поступить на приемлемых условиях, с соблюдением закона и правил приема.

5 этап. Обсуждение игры.

Экспертами оцениваются правильность действия членов приемной комиссии и поведение поступающих, например: в какой степени абитуриент, ученик (или его родитель) овладел информацией или пытался получить достоверные сведения об условиях зачисления и обучения; насколько условия, на которые согласился претендент, законны, соответствуют правилам приема и т.д.

В итоге Ведущий должен сказать учащимся, какова реальная ситуация при поступлении в данное учебное заведение, кто из членов комиссии или претендентов действовал незаконно.

Диагностические возможности игры.


Систематизируются знания об условиях поступления, обучения, возможностях получения достойной работы после окончания того или иного учебного заведения, отрабатываются навыки поиска достоверной информации. Выявляется отношение к различным формам коррупции.

Типичные трудности.

Учащимся гораздо интереснее попробовать «поступить» в престижный ВУЗ, чем в профессиональное училище. Желательно дать школьникам возможность попробовать свои силы на разных учебных заведениях, но при этом ведущий должен следить за строгостью отбора в престижное учебное заведение, а также показать «подводные камни» при поступлении в те или иные заведения и как их можно преодолеть.
Приложение 6. Проблемное изучение коррупции на уроках обществознания 9-11 классов

Текст-кейс:

В ноябре 1999 года госпожа Карамфилка Георгиева из города Карнобат информировала нас о том, что в результате медицинской халатности и коррупции она потеряла своего первого внука, и что жизнь ее невестки, Марии Георгиевой, при этом оказалась в опасности. Ее невестка должна была родить своего первого ребенка в больнице г.Карнобат, где дежурный гинеколог потребовал 300 новых левов за принятие родов у Марии. После того, как ему сказали, что у семьи нет такой суммы, он оставил женщину без присмотра на всю ночь. В результате ребенок родился с тяжелым повреждением мозга, а Мария была переведена в Центральную больницу Бургаса в критическом состоянии. Наша проверка показала, что ребенок умер, и что мать до сих пор находится в тяжелом состоянии. По нашему настоянию, Карамфилка Георгиева подала жалобу директору Регионального Центра здравоохранения, доктору Георгию Паздерову, который затем обратился в районную Прокуратуру Бургаса.

Вопросы к тексту:

· Был ли гинеколог прав, когда отказался обслуживать Марию бесплатно?
· Можно ли оправдать его действия в том случае, если он не получал заработную плату в течение 3 месяцев, или, если его заработная плата ниже прожиточного минимума?
· Если бы официально было установлено, что такая медицинская услуга стоит 300 левов, которые потом поступали бы в фонд службы здравоохранения, изменилось бы Ваше мнение об этом случае?
· Если существует определенный тариф за предоставление медицинской помощи во время родов - 300 левов, должна ли Мария иметь право на бесплатное лечение?
· Последующие вопросы, которые могут стать основными темами для обсуждения:
- Доктора поступают нечестно, если требуют взятки от пациентов, но по сравнению с коррупцией в медицинской сфере, коррупция среди дорожной полиции не приводит к реальным жертвам.
- Если я желаю потратить мои собственные деньги, которые станут гарантией того, что мой ребенок поступит в университет, я имею на это право.
- Если правительство не уважает мое право на достойный жизненный уровень, почему я должен соблюдать свои обязательства перед ним?
- Если все мои коллеги привыкли получать дополнительную плату за медицинские услуги, а я - нет, то справедливо ли это?

Упражнение 2

Учащимся предлагается сыграть роли различных персонажей, которые могли бы участвовать в реальной ситуации. В конце актеров просят распределить ответственность. Это может стать стимулом для глубокого размышления о систематическом характере коррупции. Роли могут распределяться по парам следующим образом:

· Мать Марии и другая женщина, которая заплатила 300 левов - мать другого ребенка, рожденного в ту же ночь.

· Гинеколог и Министр здравоохранения, которому сократили бюджет в результате уменьшения налоговых доходов.

· Доктор-коллега, который отказывается брать взятки, и директор больницы, закрывающий глаза на практику взяточничества.


Приложение 7. Исторические предпосылки возникновения коррупции в России и попытки борьбы с ней

Испокон веков в нашем государстве, связи и возможности играли большое значение для людей. Как только возникло Древнерусское государство и первые зачатки государственной системы управления (власть князя, боярская дума) сразу же возникли новые понятия ценностей. С ранних времен славяне платили дань князю, однако это воспринималось, как должное. Князь защищал народ, а народ ему платил. Платили тем, что представляло ценность для каждой эпохи свои предметы: слитки меди, меха, продукты питания, мед и. т. д. Однако с появлением денежной системы взаимоотношение государства и населения, упростилось. Отблагодарить человека теперь стало проще, не нужно было думать, чем его заинтересовать. Деньги в основном сначала были золотые и серебренные, поэтому их ценность была во много раз выше. Однако со временем поток золота и серебра стал ослабевать. Денег в 16 - 17 веке стало мало. Своих запасов серебра и золота в России не было.

В России серебряные монеты, поступающие из - за границы, переплавлялись и резались на части перед употреблением. Привозное золото изымалось из обращения и закладывалось в царскую казну. Поскольку деньгами платили мало и нерегулярно, а платежи натурой были недостаточны, приказанные люди и чиновники прибегали к практике "кормления от дел". Под этим понимался доход, складывающийся из натуральных и денежных подношений, которые они получали от просителей, надеющихся таким образом ускорить волокиту приказной машины. Подношений можно выделить несколько видов.

ПОЧЕСТЬ - этот вид предполагал оказание почестей чиновнику. По обычаю, в таком случае была уместна икона, хорошая рыба или соль в большом количестве. Щедрое угощение или сумма денег тоже подходили под умасливание.

ПОМИНОК - рассматривалось, как напоминание. Проситель предлагал приказному или служивому человеку, который занимался данным делом, чернила, листы пергамента или бумаги, свечи и перья. Но такой способ мог остаться без последствий.

ПОСУЛ - представлялся самым эффективным. Это то, что сегодня называется взяткой. Этот дар мог иметь очень большую ценность, равную иногда годовому жалованию чиновнику.

Почести и поминки рассматривались всеми, как законные. Это называлось "кормиться от дел", а вот посул это была уже взятка как таковая в современном понимание этого слова. Данная практика существовала во все времена, только приобретала новые формы и уловки. Однако, как ни странно до 1714 года коррупцию в России не рассматривали, как один из видов преступлений. Этому явлению не придавали, собственно говоря, большого значения, так как за счет взяток и других "кормлений" и существовали государственные чиновники. Борьбу с коррупцией начал император Петр Великий. Указом 1715 года он вводит денежное вознаграждение для чиновников, вместо распределение земель в качестве компенсации за службу.С этого времени и до 1721 года в период перехода от Приказов к Коллегиям, число чиновников удвоилось до 3101 человека, так же и их жалование в деньгах и натуре. Жалование увеличивалось каждый год, иностранцам платили больше, чем россиянам. Теперь любое "кормление от дел" считалось незаконным.

Еще ранее в 1714 году своим указом Петр стал, рассматривал службу чиновников как долг перед государством. 8 лет спустя Сенат потребовал, чтобы все чиновники поставили свою подпись под именным указом Петра 1714 года, взяв на себя обязательство, не злоупотреблять своим служебным положением. В Генеральном регламенте (о гражданской службе) 1720 года чиновникам было запрещено заниматься служебными делами вне рабочего времени и вне рабочего места, под угрозой большого денежного штрафа.

Борьба с коррупцией и взятками при Петре приобрела широкий размах, достаточно сказать, что под угрозой обвинения в коррупции постоянно находился сподвижник императора князь Меньщиков. Против него с 1715 по 1725 год было заведено 14 проверок по финансовым вопросам, однако все эти финансовые проверки прекращались благодаря заступничеству жены Петра - Екатерины. Однако если Меньшикову все сходило с рук, то других высших чиновников наказание не обошло стороной. При Петре I казнокрадов били батогами, клеймили, ссылали. Несмотря на все меры по борьбе с коррупцией при Петре, размах её все больше увеличился. Количество чиновников при Петре Первом возросло так, что жалование выплачивалось нерегулярно, и взятки, особенно для чиновников низших рангов, вновь стали основным источником дохода. Вскоре после смерти Петра система "кормлений" была восстановлена, и к фиксированному жалованию вернулась лишь Екатерина II. Жалование чиновникам выдавали бумажными деньгами, которые в начале XIX века начали сильно обесцениваться по сравнению с металлическими деньгами. Необеспеченность бюрократии вновь привела к повышению коррупции.

Настоящая борьба с коррупцией началась при Екатерине II. Екатерина понимала, что словами делу не поможешь, и действовать надо решительнее своих предшественников на Российском престоле, иначе страну разграбят вконец. Теперь императрица имела право требовать от чиновников честности и действий согласно букве закона. При Павле I ситуация только обострилась бумажные деньги (ассигнации), которыми выплачивалась зарплата чиновникам, стали обесцениваться, и служащие опять обратились к извечному источнику своего дохода - взяткам. И усердно из него черпали. В 19 веке коррупция фактически превратилась в механизм государственного управления. Особенно же она ужесточилась при Николае I. Так, доподлинно известно, что помещики всех губерний Правобережной Украины ежегодно собирали для полицейских немалую сумму. Киевский губернатор И. И. Фундуклей объяснял это тем, что если помещики не будут выделять средства на содержание чиновников полиции, "то средства эти они получат от воров". После Октябрьской революции 1917 года, в мае 1918 года Совет народных комиссаров издал декрет о взяточничестве, предусматривающий тюремное заключение за взятки сроком пять лет, а также конфискацию имущества. А уже в 1922 году по Уголовному кодексу за это преступление предусматривался расстрел. Коррупция вновь начала процветать при НЭПе, когда вновь возникла предпринимательская деятельность. Тогда же взяточничество стали считать формой контрреволюционной деятельности. Теперь взятками стали считать любые подарки должностному лицу, работу по совместительству в двух и более учреждениях, находящихся между собой в товарообменных партнерских взаимоотношениях и т.п. А с началом коллективизации в 1929 году взяточничество распространилось и в деревне. В связи с этим пленум Верховного суда определил: "Все случаи получения должностными лицами магарыча, то есть всякого рода угощения в каком бы то ни было виде, подлежат квалификации как получение взятки".

Такое наказание, как расстрел просуществовало почти до Великой Отечественной войны. В советскую эпоху отношение к коррупции носило двойственный характер. Одновременно складывался особый класс, состоящий из управленцев отделенный от "простого" народа и существовало четкое мнение, что коррупция - это недопустимый для социалистического общества факт. Эта двойственность и разрушала государственный аппарат, приводя даже к тому, что должности с большим объемом полномочий просто продавались. А обнажение фактов огромного превышения полномочий привело в 80-х гг. к массовому шоку и послужило косвенной причиной для развала государства и системы управления.[II, 5; III, 5]