|
Исследовательская работа «Подвиг народа: малоизвестные страницы великой отечественной войны 1941-1945гг.»
|
 Скачать 104.9 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Тойдинская средняя общеобразовательная школа
Панинский муниципальный район
Воронежская область
исследовательская работа
«Подвиг народа:
малоизвестные страницы
великой отечественной войны
1941-1945гг.»
Выполнила
Гусейнова Зарифа Ниметовна, ученица 11 класса
Координатор
Савинова Ирина Ивановна,
учитель истории и обществознания
п.Тойда-1
2015год
Содержание:
-
Введение.
-
Актуальность темы
-
Цели и задачи исследовательской работы.
-
Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны.
-
Боевые награды ветерана.
-
Заключение.
-
Литература.
-
Приложения.
Введение
Для нас Великая Отечественная война - это не прошлое. Её дыхание многие чувствуют и сегодня. Ведь она круто повернула всю жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью. Она поглотила в своём пламени миллионы людей. Принесла народу колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне остро тревожат народную память. В каждой стране есть свои национальные праздники. Но, наверное, самый главный, самый дорогой праздник для нашего народа – это День Победы, который мы празднуем 9 мая. Победа. Мир. Что может быть сильнее и человечнее этих слов? Мир. Народ ждал тебя четыре года. Четыре долгих года он шел к тебе дымными полями сражений, хоронил своих сыновей и дочерей, не доедал и не досыпал и все же выстоял и победил. В этот день в больших и малых городах нашей огромной страны проходят парады. Но если еще несколько лет назад ветераны ВОВ принимали участие в этих парадах, то сейчас, к сожалению, их ряды редеют, это уже достаточно взрослые люди, которым под 90 лет и старше и они уже не в силах участвовать в парадах, но по праву занимают почетные места на трибунах. И горько иногда от того, что мы вспоминаем о ветеранах только в канун 9 мая. Все дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны. Но никогда не исчезнут из памяти изумляющие мир подвиги воинов. Тема войны – неисчерпаема. Кажется, о ней уже всё написано, сказано, но это только кажется.
Тема моей исследовательской работы: «Военный орден ветерана».
Какие они, эти военные ордена? Какой ценой доставались нашим дедам и прадедам?
Выбранная мной тема исследовательской работы не только актуальна, но и имеет практическую значимость.
Скоро семьдесят лет, как кончилась великая война. Тогда стояла цветущая весна. На улицах обнимались незнакомые люди, у радиоприемников выстраивались очереди: послушать радостные новости. Той весной наш народ начал с энтузиазмом восстанавливать руины страны: врага прогнали, пора навести порядок в доме.
Мы не любим войны, потому что их начинают за свои интересы политики, богачи или фанатики. Но Отечественная война называется Великой, потому что велик был народный подвиг. Люди воевали не за политические ценности, а за свой дом, сад около него, за семью. Закономерно, что победили те, кто сражался за человеческие ценности. А те, кто пришел поработить, потерпели поражение. Сейчас все мы пользуемся плодами борьбы наших прадедов за нашу свободу от рабства. А также - плодами их труда, ведь военное и послевоенное поколение восстановили промышленность, отстроили города и села, где теперь живем мы. Величие народного подвига в том, что его творили не для себя. Люди жертвовали собой для будущих поколений, для нас. Мы же, живя в удобстве, намного больше жалуемся на жизнь, чем они.
Чему же война может научить человека? Прежде всего, ценить мир и по-братски объединяться ради него. Ценить возможность жить рядом с близкими, а не ждать их годами с фронта. Любить и быть с любимыми, а не получать «похоронки» на женихов. Спокойно идти по улице, а не бежать поскорее в бомбоубежище. Покупать в магазине свежие булочки, а не печь хлеб из лебеды. Ветераны ВОВ могут рассказать нам, как страшна война, насколько мир лучше. Но к сожалению их становится все меньше . Так давайте же сами помнить об этом, чтобы большие и малые войны остались в истории. «… Война уже стала историей. Но так ли это? Для меня ясно одно: главные участники войны – это люди и время. Не забывать время – это значит не забывать людей…Быть историчным – это быть современным».1
Война! Тяжелейшее испытание для любого народа. Именно Советский Союз вынес на своих плечах всю тяжесть войны, и весь мир восхищался советскими солдатами. Не было равных советскому человеку в стойкости и мужестве. Родина моя, огромная, великая русская земля! Каких людей ты умеешь рождать! Людей, для которых нет жизни без тебя, и, когда приходит нужда, они просто и щедро отдают за тебя и жизнь, и кровь свою до капли, не прося ничего взамен. И пока не перевелись такие люди, ничего тебе не страшно – в любой беде спасут они тебя, прикроют собой. Россию считали страной - освободительницей. Она не только изгнала фашистскую армию из своих пределов, а освободила другие страны, находящиеся под гнетом фашизма. Немногие дошли до Берлина, но слава погибших, их имена живут в наших сердцах. В Великую Отечественную войну люди показали, на что способен российский народ и какая великая и могущественная наша страна.
В преддверии юбилея Великой Победы, объектом исследования стало изучение биографии ветерана Великой Отечественной войны.
Я поставила перед собой цель: изучить жизнь ветерана и доказать, что каждый участник Великой Отечественной войны внёс личный вклад в общую победу, а значит, никто не должен быть забыт.
Для достижения цели были поставлены задачи:
-изучить литературу о Великой Отечественной войне;
-собрать материал о ветеране войны, живущем в нашем поселке Тойда-1;
-раскрыть сущность и важность изучаемого вопроса;
-на основе анализа воспоминаний ветерана, составить историю его жизни;
-на примере жизни ветерана войны, усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения;
-провести интервьюирование, опрос учащихся.
Методы исследования: систематизация и обобщение рассказа ветерана о войне, анализ семейных фото и документальных источников.
При работе над исследованием, большую ценность оказали встречи с ветераном Савиновым Семеном Борисовичем. Исследуя данную тему я выяснила, что на территории Сергееского поселения проживает всего два ветерана: Савинов Николай Борисович и Савинов Семен Борисович. Савинов Н.Б. проживает село Сергеевка, а Савинов С.Б. в поселке Тойда-1. Мне хотелось рассказать о боевом пути и военных наградах своего земляка.
Сквозь слёзы ветеран вспоминал о самой кровопролитной в истории человечества войне. Сколько молодых, ни в чем не виновных солдат погибло? Матери со слезами на глазах провожали своих сыновей на фронт. Они не могли подумать, что видят своих сыновей последний раз. Каждая мать надеялась и верила до последнего, что именно её сын сможет отстоять свое Отечество, выдержит тяготы войны, и вернется домой. Но, увы, вернулись десятки, а то, и меньше. Вот и Савинова Анастасия Константиновна проводила на войну мужа и трех сыновей. Как только исполнилось восемнадцать лет, ушел на войну Савинов Семен Борисович. Свой боевой путь он начал в Пензе с учебы на сержанта. Со слов ветерана, учился там около двух месяцев. В июне 1942 года прибыл в 434 стрелковый полк 1 Белорусского фронта под командованием К.К. Рокоссовского. Память ветерана велика, потому что без труда называет мне незнакомые белорусские города : « Клинцы, Гомель, Бобруйск, Барановичи, Минск, Жлобин» . Служил в 169 стрелковой дивизии старшим сержантом, помощником командира взвода. О боевых действиях говорит со слезами на глазах: - « Много убитых…». Особенно запомнились переправы через реки Сож и Днепр. « Немцы бомбили так, что невозможно было понять где земля , где небо. После длительного ночного марша по лесам, наша часть вышла на опушку леса. Мои товарищи, в полном боевом снаряжении- с винтовками, автоматами, едва не валились с ног от усталости… Перед атакой устраивались концерты»- вспоминает ветеран. Савинов Семен Борисович был снайпером. Мы только из книг и фильмов знаем, что значит быть снайпером. Какую силу воли и терпения надо иметь. На вопрос: - « Сколько убитых немцев на счету?» Ответил скромно: - « Не помню». А может не захотел вспоминать? 29 декабря 1944 года отправлен курсантом в Саратовское военно-техническое училище. Там и встретил День Победы. Учиться не захотел и его вместе с товарищами отправили на Сахалин, где продолжил службу до 1947 года. Во время беседы Семен Борисович с особой теплотой показал мне боевые награды: орден Славы второй степени, орден Славы третьей степени, орден Отечественной войны второй степени, медаль за победу над Германией и юбилейные медали. С гордостью и со слезами на глазах рассказывал ветеран как получил свое первый орден Славы третьей степени в боях под городом Волковыйском. Орден Славы второй степени за освобождение Белоруссии. По окончании войны орденом Отечественной войны второй степени. Награжден юбилейными медалями.
Орден Отечественной войны был учрежден 20 мая 1942 . Это была первая награда, появившаяся в годы войны. Этим орденом награждали и военных, и гражданских, которые отличились в борьбе с фашистами. А самой почетной солдатской наградой был орден Славы трех степеней. Он появился в тот же день, что и орден Победы. Этим орденом награждались бойцы за личный подвиг в боевой обстановке. Орден имеет 3 степени. Высшей является 1-ая степень. Награждение производилось последовательно: сначала вручали орден 3-й степени, затем 2-й, и наконец, 1-й степени. Орден Славы напоминает старинный русский солдатский орден – Георгиевский крест. Об этом сходстве напоминает знаменитая черно-оранжевая ленточка, которая получила название Георгиевской. Получить эту награду было очень трудно – ее получал тот, кто первым ворвался с боем в расположение противника, кто в минуту опасности спас знамя чести, тот, кто, рискую жизнью, спас в бою командира.
Рассматривая награды, я чувствовала гордость за ветерана. Вернувшись с войны в родное село Сергеевка, на его плечи легли трудовые будни. Почти сорок лет он трудился на благо Родины. Некогда было отдыхать, нужно было растить детей. Савинов Семен Борисович имел трех сыновей и дочь. За долголетний и добросовестный труд награжден почетными грамотами и медалью Ветеран труда.
В России нет ни одной семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война. О войне написано бесчисленное количество книг, сняты художественные фильмы, основанные на реальных событиях. С каждым годом документальных свидетельств становится все больше: открываются секретные архивы, то о чем раньше говорить было не принято – становится доступным. Подвиг советского воина от этого не блекнет, наоборот, становится более понятной самоотверженность простых людей, отдавших лучшие годы, здоровье и жизнь за Победу. « 2Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнем войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда Победа будет за нами». Уже почти не осталось живых свидетелей той смертельной схватки с жестоким и сильным врагом. Молодое поколение, вступающее в жизнь, должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу. Память народа хранит историю своего Отечества, которая складывается из отдельных историй рядовых и сержантов, офицеров и генералов, принимавших участие в той далекой войне - каждый в силу своих возможностей вносил свой вклад в победу, сражаясь на фронте или работая в тылу.
Заключение.
Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам. Война живет в памяти всего народа. Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться. Тойда-1 – это поселок, в котором я родилась и выросла. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Мои земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они самоотверженно трудились во имя Победы, помогая фронту и солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, что их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием. И если мы хотим отдать, долг памяти и уважения им, то надо делать это сейчас. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, я сделала вывод о том, что память остается жива, по сей день. Поставленная цель - изучение жизни ветерана войны достигнута. Результаты исследования были обработаны и рекомендованы для проведения уроков мужества. Наши исследования размещены на школьном сайте. Исследовательская работа была представлена учащимся 5-7 классов для ознакомления с жизнью Савинова Семена Борисовича. Данная работа имеет продолжение, т.е. мы будем продолжать встречи с ветераном Великой Отечественной войны. По словам Семена Борисовича, война оставила глубокий след в его душе, подорвала его здоровье. Она научила его по-настоящему ценить жизнь, дружбу, сделала его волевым человеком, серьезным, и ответственным.
При сборе материала, при беседе с ветеранами я переживала страх, грусть за тех, кто погиб на войне и не вернулся к родным. При записи его воспоминаний хотелось заплакать от гордости за него, за то, что у нас счастливое детство.
Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение. Ведь забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за наше счастье. Список литературы:
1.Бондарев Ю.В. Мгновения./ Сост. Ю.В.Бондарев.- ИТРК, 2009г. -720 стр.
2.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления./ Сост. Г.К. Жуков.- Агенства печати Новости, 1969г.- 736 стр.
3.Картавцева М.И., Котельникова Э.А. Неубитая память священной войной./ Сост.В.В. Будаков.- Воронеж.Центр духовного развития Черноземного края, 1997г.- 480 стр.
4.Юрьев И.А. Родина мужественных: стихи и поэмы военных лет./ Сост. И.А.Юрьев.- Ярославль. Верхне-Волжское кн. изд-во,1985г.- 239 стр.
Приложения:

Рис.№1 Савинов С.Б. и Савинов Н.Б. в мирное время.

Рис.№2 Савинов С.Б. в первые годы войны.

Рис.№3 Военный билет ветерана.
 
Рис.№4 Красноармейская книжка ветерана с подписью.
 
Орден Славы 3 степени. Орден Славы 2 степени.
 
Медаль за победу над Германией. Орден Отечественной войны.
Рис№5 Боевые награды ветерана.

Рис.№6 Встреча ветеранов с учениками МКОУ Тойдинской СОШ.

Рис.№7 Ветераны Великой Отечественной Войны на митинге, посвященному Дню Победы.

Рис.№8 Глава Панинского муниципального района Щеглов Н.В. вручает юбилейную медаль Савинову С.Б.

Рис.№9 Глава района Щеглов Н.В. с ветеранами на встрече с учениками МКОУ Тойдинской СОШ. |
|
|