Главная страница

«Использование театрализованных игр в работе с детьми.»


Скачать 92.14 Kb.
Название«Использование театрализованных игр в работе с детьми.»
Дата14.02.2016
Размер92.14 Kb.
ТипДокументы

Семинар-практикум
Цель: 1. Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности

дошкольников.
2. Совершенствование практических навыков, необходимых в работе с

детьми по данному направлению.
2.Занятие. Тема: «Использование театрализованных игр в работе с детьми.»
Цель занятия: Систематизация знаний педагогов по организации

(2 слайд) театральной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи занятия: 1. Способствовать активизации имеющихся у воспитателей

(3 слайд) теоретических знаний, практических умений и навыков.

2. Содействовать творческому поиску, а также созданию

благоприятного психологического климата в группе

педагогов.

Ход 2 занятия:


  1. Использование театрализованных игр в работе с детьми.


Задачи по развитию театрализованной деятельности

в каждой возрастной группе.
(4 слайд) В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры, впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в больницу и т.д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные, упражнения на эмоции. («Солнышко встаёт», «Солнышко садится») Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. (Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно.) Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка.
(5 слайд) Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста:
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:


  1. От наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;




  1. От индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;




  1. От имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Задачи и содержание работы:

(6 слайд) В младшей группе необходимо формировать интерес детей к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

В дальнейшем важно стимулировать их желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.
Ступени работы следующие:


  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).




  • Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).




  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).




  • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).







  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).




  • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).




  • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).




  • Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).


У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры:


  • настольного театра игрушек;




  • настольного плоскостного театра;




  • плоскостного театра на фланелеграфе;




  • пальчикового театра.


Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Хочется добавить, что в младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

(8 слайд) Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:


  • от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;




  • от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;




  • от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление) ;



  • от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.


(9 слайд) Задачи и содержание работы:
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм.

Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, чувство партнёрства. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская).

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:


  • многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);




  • игры-драматизации по текстам рассказов на темы: «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;




  • постановка спектакля по произведению.


Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:


  • мягкой игрушки;




  • деревянный театр;




  • конусный театр;




  • театр народной игрушки;




  • плоскостных фигур;




  • театр ложек;

Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).
(10 слайд) Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:


  • от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;







  • от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;




  • от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.


(11 слайд) Задачи и содержание работы:


  1. Формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре.




  1. Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).




  1. В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.




  1. Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.



  1. Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.


(12 слайд) Наряду с вышесказанным, старшего возраста продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
(13 слайд) Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром, как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем устройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская)
(14 слайд) В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности.
(15 слайд) Подводя итог нашего семинара, хочется сказать, что через различные виды театральной деятельности проходит самореализация детей дошкольного возраста (дошкольники переносятся в сказочный, увлекательный мир; познают что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учатся перевоплощаться в роль; используют свои средства выразительности: мимику, пантомиму, интонации)