Главная страница

«Интерактивное обучение на уроках обществознания»


Скачать 288.12 Kb.
Название«Интерактивное обучение на уроках обществознания»
Дата28.02.2016
Размер288.12 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Брасовского района Локотская средняя общеобразовательная школа №1

имени П.А Маркова

Обобщение педагогического опыта

учителя обществознания

Талалаевой Светланы Владимировны

по теме:

«Интерактивное обучение на уроках обществознания»

П. Локоть

2015 год

1 Раздел.

    1. Сведения об авторе:

Талалаева Светлана Владимировна

Образование – высшее

Стаж педагогической работы:

20 лет (с 1995г.)

Квалификационная категория:

Высшая по должности «учитель» ( с 2006 г.)

    1. Основная идея опыта.

Я уверена, только в творческой деятельности ученик осознает свою значимость и максимально реализует свои личностные способности, наличие собственной точки зрения, известную смелость и независимость в принятии решений.

Наличие в ребенке внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель опыта – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствует современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности. Поэтому, основная идея данного опыта – это разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьника, что стало возможным при использовании интерактивного обучения.

    1. Новизна опыта.

Безусловно, для учителя-практика данная технология просто находка, так как это не только один из интереснейших подходов в обучении, но и огромнейший ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках. Кроме того, оно основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

1.4.Научность опыта.

Данные наработки разрабатывались в соответствии с основными положениями педагогического сотрудничества, психологии детского и подросткового возраста и методики преподавания предмета. При планировании своей работы я использую основную способность интерактивного обучения- диалоговое обучение, при котором диалог строится на линиях «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д.

    1. Результативность опыта.

Я считаю, что с использованием в своей работе технологии интерактивного обучения, у меня появилась возможность усилить прежде всего мотивацию обучения у учащихся, появилась возможность формировать ключевые компетентности на своих уроках. В этом для меня заключается успешность преподавания обществознания. За этим будущее. Сегодня это востребовано обществом и даёт позитивные результаты.

Мои ученики активно принимают участие и занимают призовые места в школьном, муниципальном туре олимпиад по обществознанию, и областных конкурсах

Результаты учащихся, показавших свои знания в муниципальных олимпиадах:

  • Победители муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию:

  • 2011 –Полоникова Виктория 8 класс-победитель

  • 2012-Волчок Юлия 8 класс- победитель

  • 2014- Сенчурова Александра –призер


2013 год -областной конкурс «Правовое государство в России: проблемы и перспективы» -победитель Ромашин Артем
Международный проект videouroki.net «Дистанционная олимпиада по обществознанию» 2014


  • 5 класс – Афанасьева Анастасия- 2 место

6 класс – Колчина Виктория- 2 место, Симонова Алена- 3 место

7 класс- Митронин Игорь, Талалаева Юлия- 2 место

8 класс - Высоцкая Дарья- 2 место

IV Всероссийские предметные олимпиады

(январь 2014)

7 класс -Тихонова Кристина – 4 место

8 класс –Астахова Татьяна- 2 место, Фомина Анна- 3 место

9 класс –Чекулаева Юлия – 1 место
Школьная научно-практическая конференция «Путь в науку»


  • 2011- проект «Социальная реклама» – 1 место

  • 2012 –исследовательская работа «История денег»- 2 место

  • 2013- исследовательская работа «Экология и общество» -1 место

Общероссийская предметная олимпиада по обществознанию 2013

  • Скворцова Вероника 7 класс -1 место

  • Калинина Карина 7 клас -3 место




    1. Стабильность опыта.

В результате работы учителя у учеников формируется познавательный интерес к получению знаний по обществознанию. Происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок получает не только систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной. На протяжении ряда лет ученики показывают достаточно стабильные результаты обучения в зависимости от сложности изучаемого материала, а также от подбора класса. Качество знаний в сравнении с региональным составляет:









8







80(+1,2)

79(+0,2)

77(+0,4)

77(+0,4)

73(+0,4)

68(-0,5)

78

68(-0,5)

Выбор ГИА по обществознанию колеблется от 60 до 90% от всего количества выпускников.

    1. Репрезентативность опыта.

Данный опыт доступен в освоении. Его можно применять в любой школе района. Необходимо овладеть методами данной технологии и творчески подходить к планированию каждого отдельно взятого урока или мероприятия. И кроме этого интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем.

    1. Оптимальность опыта.

Интерактивное обучение позволяет резко увеличить % усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.

Я думаю, что это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения, “целостного человека”. Считаю, что сегодня интерактивное обучение как никакая другая технология способствует овладению учеником всеми 7 ключевыми компетентностями: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетентностью личностного самосовершенствования и профильной.

Применение данного опыта позволяет учащимся быстрее адаптироваться к постоянному исследованию программного материала, привыкают мыслить творчески, искать нужную информацию самостоятельно и не ждать готовых ответов на вопросы. Это является главным, к чему мы должны стремиться при работе с детьми. Данный опыт позволяет работать в соответствии с нормативами санитарно-гигиенических норм, не отражаясь на здоровье учащихся, позволяет разгрузить учащихся от выполнения объемных домашних заданий.


    1. Системность опыта.

Интерактивные методы обучения используются не только на уроках обществознания, но и во внеурочной деятельности. При планировании работы с учащимися я опираюсь на их владение технологией и знания, полученные в средних классах, что позволяет сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. В старших классах происходит совершенствование методики. Постоянное использование интерактивного обучения в работе превращает учителя в консультанта, организатора – фасилитатора, информатора – эксперта.

2 Раздел

2.1. Актуальность.

В последние десятилетия произошли большие изменения в системе историко-обществоведческого образования:

  • произошел отказ от формационного подхода и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплектов, основанных на цивилизационном, культурологическом, антропологическом подходах

  • возросло значение историко-обществоведческого образования как средства гражданского и нравственно-патриотического образования

  • усилено внимание изучению духовной жизни общества и человека в истории вместо приоритетного изучения социально-экономической истории

Исходя из этих особенностей времени у меня сложилась своя система преподавания обществознания в школе. В процессе применения интерактивного обучения происходит формирование политических и социальных компетенций. Очень важно, чтобы каждое занятие имело для учащихся личностный смысл, способствовало самопознанию.

Я уверена, только в творческой деятельности ученик осознает свою значимость и максимально реализует свои личностные способности, наличие собственной точки зрения, известную смелость и независимость в принятии решений. Воспитание творческой личности – основная задача современной системы образования. В познавательной сфере творческие способности или креативность определяются в контексте общих интеллектуальных способностей и проявляются в ходе решения творческих задач, участия в проектах, конкурсах, олимпиадах, в отношениях с окружающим миром, в поведении человека и выстраивании взаимоотношений и т.д.

Интерактивное обучение, безусловно способствует формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям “научились выступать публично”, “дискутировать”, “быстро думать”, “вспоминать то, что, кажется совсем не знали” (из анкет учащихся).

Интерактивное обучение — это именно такая форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Преподавание обществознания с использованием интерактивного обучения способствует также и формированию информационных компетенций, развитию критического мышления у учащихся.

Необходимость последней компетенции обусловлена следующими причинами:

  • Развитием массовых коммуникаций и манипулятивных технологий

  • Возникновением новых интерпретаций прошлого в связи с открытием новых источников или переосмыслением старых

  • Использованием исторических фактов в рекламе и современных художественных фильмах

  • Освоением информационных “джунглей” Интернета.

2.2. Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность.

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Я предлагаю очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования.

В своей практике использую следующие интерактивные методы обучения:

  • создание ситуации выбора

  • кейс-метод

  • проблемно-познавательные, логические задания

  • ролевые, деловые игры

  • сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинения стихов

  • редактирование параграфов учебника от конкретного политического лица

  • лото

  • тексты-ловушки, тексты с ошибками

  • соотнеси

  • закончи предложение

  • дискуссия, диспут, дебаты

  • узнай историческое лицо

  • современные информационные технологии обучения.

  • Создание ассоциаций


Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры: ролевые, деловые, образовательные.

4. Использование общественных ресурсов: приглашение специалиста, экскурсии,

5. Социальные проекты: соревнования, выставки, спектакли,

представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала:

интерактивная лекция, ученик в роли учителя, работа с наглядным пособием, каждый учит каждого.

8. Работа с документами: составление документов, письменная

работа по обоснованию своей позиции.

9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем: проектный

метод, шкала мнений, дискуссия, дебаты, симпозиум.

10. Разрешение проблем: мозговой штурм, дерево решений,

переговоры и медиация.

Методики и формы интерактивного обучения

  • Ситуативные – рассмотрение реальной или вымышленной ситуации.

  • Дискуссионные – обсуждение той или иной проблемы, обмен идеями, мнениями.

  • Рефлексивные – самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы.

  • Поисковые – получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования.

  • Ассоциативные –опора на ассоциативное мышление.

  • Аналитические – критическое мышление- дедукция- от частного к общему и индукция – от общего к частному.

  • Репродуктивные – воспроизводство готовых сведений.

  • Игровые – моделирование реальных или вымышленных ситуаций.

  • Проектные – не накопление знаний, главная цель, а овладение способами деятельности.



В данной работе я покажу, как на своих уроках использую эти формы.

Создание ситуации выбора.

-В 9 классе : “Политические партии ” можно предложить вопрос: “ В какую партию вошли? Почему?” (работа может идти в группах, представляющих разные партии)

- ИГРА «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?»

ТЕМА: «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

ЦЕЛЬ: Выяснить, существует ли такое понятие, как права человека, и какими вообще, они должны быть. Ввести определение понятия «права человека».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Данная игра позволяет ученикам лучше понять природу и функции прав человека. Ученикам предлагается выбрать утверждения, которые, как они думают, верны для всех случаев. После обсуждения, аргументированных высказываний учащихся, отстаивания собственной позиции, школьники сами смогут сформулировать определение понятия «права человека».

ИГРА «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?»

ХОД ИГРЫ

  1. Каждая группа получает набор карточек. Один человек из группы должен перемешать карточки и раздать их. Не имеет значения, если кто – то получит больше карточек.

  2. Не советуясь ни с кем, прочтите то, что написано на карточках, положите каждую из них «лицом» вверх на то поле на листе, где, как вы считаете, она должна находиться. Например, на одной из ваших карточек написано «нельзя пытать». Если вы считаете, что запрет действует ВСЕГДА, положите карточку на центральное поле. Если вы считаете, что это верно В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, положите её на среднее поле. Положите её на крайнее поле, если считаете, что этот запрет действует только В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ.

  3. Когда все члены вашей группы разложат свои карточки, все еще не советуясь ни с кем, внимательно посмотрите на карточки, разложенные другими членами группы. Если вам покажется, что карточка расположена неправильно, переверните ее «лицом» вниз.

  4. Когда все это будет сделано, карточки, которые остались неперевернутыми, выражают мнение вашей группы.

  5. Запишите, какие карточки остались неперевернутыми в графе «всегда».

  6. Следующий этап – обсуждение каждой перевернутой карточки. В каждом случае вы должны выяснить, кто положил карточку на это поле, а кто её перевернул. Ваша задача теперь – вместе выяснить, где должна находиться каждая карточка. Если вы не можете прийти к общему решению, то вам придётся всей группой искать компромисс.

  7. Добавьте к своему перечню те утверждения, которые появились в центральной части поля.

ЗАДАНИЕ

Карточки на центральном поле описывают те права, которые, как вы считаете, должны иметь все люди, независимо от пола, возраста, цвета кожи, то есть при всех обстоятельствах. Это ваше мнение о правах человека.

Сравните ваш список со списками других групп.



КАРТОЧКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Карточка №1_______________

Нельзя убивать.

Карточка №8_____________________

Людям разрешается критиковать свое правительство.

Карточка №2________________

Нельзя пытать.

Карточка №9_____________________

Люди могут разговаривать и встречаться с любым человеком.

Карточка №3________________

Нельзя содержать рабов.

Карточка №10____________________

Нельзя заставлять человека работать.

Карточка №4________________

Достигнув определенного возраста, человек может жениться на ком желает.

Карточка №11____________________

Человек, обвиненный в совершение преступления, должен быть судим тем, кто не имеет отношения к делу.

Карточка №5_________________

Люди могут говорить и писать то, что хотят.

Карточка №12____________________

Люди могут путешествовать и покидать свою страну, если хотят.

Карточка №6_________________

Ко всем людям нужно относиться одинаково, независимо от их пола, внешности, возраста или страны, из которой они приехали.

Карточка №13_____________________

Частные письма нельзя читать, а разговоры – подслушивать.

Карточка №7__________________

Люди, находящиеся в тюрьме, должны знать, почему их там держат.

Карточка №14_____________________

Люди могут иметь или не иметь религиозные убеждения.


Проблемно-познавательные, логические задания.

Познавательные задачи, я уверена, в значительной мере способствуют развитию способности ученика к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию статистических и иных методов познания, т.е. овладению учебно-познавательной компетентностью.

- Что бы случилось, если бы?

- Что ты имеешь в виду?

- Если она права, то, как повлиять на…

Ролевые игры.

Способствуют овладению учащимися социально-трудовой компетентностью. Они позволяют не только овладеть знаниями и опытом, но и выполнять различные роли, заставляют выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Ценностно-смысловая компетентность обеспечивает механизм самоопределения учащихся в различных ситуациях. Причём данную форму интерактивного обучения я часто использую на своих уроках. (Приложение 1)

Например: в 7 классе при изучении темы «Подросток в группе» провожу игру «Три судьбы» (трое желающих учеников выходят за дверь, в это время они выбирают себе судьбу «человека - лентяя», «труженика» и «карьериста», а класс готовит вопросы для разговора во время беседы с этими уважаемыми пожилыми гостями в классе; трое участников заходят в класс, представляются, но не называют своей линии жизни или судьбы, ребята, задавая им отвлеченные вопросы, узнают,  кто из них кто, у кого какая судьба сложилась), далее обсуждение вопроса «Чья судьба интересней? Какая линия жизни для вас ближе?»;

 

o   при изучении темы «Межличностное отношение» в 7 классе  вначале урока провожу упражнение «Воздушный шар» (группа ученых – колонка учащихся - была в научной экспедиции, возвращаясь на землю, воздушный шар вдруг стал быстро падать, у ребят на руках список того, что было с собой (снаряжение), что делать со снаряжением, чтобы себя спасти (групповая работа, обсуждение, спор), учитель наблюдает за происходящим: переход к изучению темы – «Что сейчас в ваших  умах  происходит? Почему? А дальше переход к теме и целям  урока;

Сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинение стихов, ребусы

Этот вид работы я использую при подготовке домашнего задания. Темы: 9 класс

-«Право в моей жизни».

-«Что значит быть гражданином России сегодня?»

-«Роль законов в жизни общества и государства»

8 класс «Экономическая сфера»






На уроках материалы сочинений, писем зачитываются детьми, иногда их анализ выливается в дискуссию. Выбираются оппоненты, они дополняют, развивают мысль, могут и не согласиться с рассуждением, возразить и представить свою точку зрения по проблеме. Бывает, что в ходе дискуссии точка зрения отдельного ученика меняется. Всех благодарю за работу.
Тексты-ловушки, тексты с ошибками.

Пример текста-ловушки:

  • Мы вдруг увидели горько плачущую Золушку. Надо остановиться и дать ей правовые советы.



  • Задание: Перед вами текст с ошибками. Исправьте их и объясните свой выбор.

  • 15-летнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.

  • При приеме девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6.00 до 21.00. В течение трех месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.

  • Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придется работать в выходные дни». Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.

  • Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.

  • На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля отправила её работать крупье в придворный игорный клуб.

  • Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.

  • Однажды, прогуливаясь по лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалеку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил Золушке руку и сердце.

  • Счастливая Золушка приняла предложение, но работу не оставила. Только теперь никто не смел нарушать её трудовые права.

Соотнеси.

Соотнеси деятеля и событие.

Это достаточно просто и дети всегда с радостью воспринимают такие задания.
Закончи предложение.

А вот пример из урока обществознания в 7 классе: “Юридические границы подросткового возраста»:

-в 14 лет подросток еще не может….. .

-в 16 лет подросток имеет право……

9 класс «Конституция»

  • Изучив главу 1, продолжи предложения:

  • РФ есть демократическое __ __ государство с __ формой правления.

  • Человек, его __ и __ являются __ __.

  • Носителем __ и единственным источником __ в РФ является __ __ __.

  • __ РФ распространяется на всю ее территорию

  • Государственную власть в РФ осуществляют ______________

  • В РФ признается политическое __ , __ .

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых----------

Я благодарен своей Родине (семье, школе) потому ..., желаю ей ....
Дискуссия, диспут, дебаты

Безусловно, все эти интерактивные формы обучения требуют значительного интеллектуального обучения, включают умственные процессы, позволяют решать различные проблемы, что характерно для ключевых компетенций. Я хочу более подробно остановиться на уроках-дебатах.

Дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.

Темы дебатов по обществознанию:

- Подростки должны нести такую же ответственность за преступления, как и взрослые.

- ЕГЭ. За и против.

- Обучение в школе следует продлить

- Права и обязанности человека.

- Алкоголь, наркомания – это отклоняющееся поведение молодежи?
Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок-игру, но и эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» широки.

Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяющим учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе имеющихся знаний и умения применять эти знания.

Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.

Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.

Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.

Основные элементы дебатов

Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности.

  1. Сначала я предлагаю детям тему дебатов. Она должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения. Например, на уроке обществознания: «Легализация наркотиков».

  2. Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих позиций относительно формулировки темы.

  3. Отрицающая сторона пытается убедить их в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки.

  4. Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.

  5. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию. Аргументы и доказательства ребята находят в Интернете, библиотеках, в СМИ.

  6. Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.

Основные этапы проведения дебатов

  1. Подготовительный (за неделю до проведения дебатов):
    - я формирую команды (3-6 человек);
    - бейджики для команд, фишки двух цветов для судей, песочные часы, гонг;
    - формулировка тезиса. Команды получают задание подготовить аргументы, доказательства, подобрать цитаты из произведений, критической литературы и так далее «за» и «против» предложенного тезиса;
    - правила дебатов, кодекс чести дебатера, этикет проведения дебатов.

  2. Проведение дебатов
    - жеребьевка (определяется утверждающая и отрицающая команды);
    - строгое соблюдение регламента, правил работы в команде, в соответствии с которой следует не переходить на личности, обсуждать аргумент, а не позицию;
    - критерии оценки.

  3. Заключительный
    - вопросы для анализа дебатов;
    - рефлексия (письменно).

Дискуссия

Пример задания для дискуссии 8 класс «Конфликты»

Познакомьтесь с историей

В мире и согласии жили друг с другом рот, нос, глаза и брови. Но однажды между ними разгорелся шумный спор. Начал его рот, решивший, что работает больше других, и потому незаслуженно оказался ниже всех на лице. Он гневно обратился к носу:

- Эй, ты, нос! Я способен рассуждать о том, что есть ложь и что правда ныне и в древние времена, а на что годен ты? И, невзирая на это, ты сидишь выше меня?!

- Хм, - недовольно хмыкнул нос. - Разве не я различаю запах того, что ты ешь и что пьешь? Лишь с моего одобрения все это попадает к тебе. Посему я не зря сижу выше тебя.

Глаза, понаблюдав за спором рта и носа, бросили на них презрительный взгляд и сказали с важным видом:

- Эй, вы, двое, а имеете ли вы вообще право спорить о том, кто выше, а кто ниже? Если уж на то пошло, то выше всех мы, глаза! Кончик кисти вблизи и край неба вдали - все видим мы, глаза! Кто из вас сравнится с нами? Именно мы достойны самого высокого места.

Так хвастались глаза. Тут они заметили вдруг две темные брови, нависшие над ними, и сразу вспыхнули от гнева:

- Эй вы! Все такие же черные, и годы вас не берут! Какой от вас прок, почему сидите над нами?

Брови услышали и недовольно нахмурились:

- Пусть от нас вроде бы и нет никакой пользы, но как бы выглядело лицо, если бы не было на нем бровей?

Вопросы для обсуждения

-Что бы Вы сказали рту, носу, глазам и бровям, чтобы прекратить их конфликт?

-Можете ли Вы привести реальный пример конфликта, напоминающий данную ситуацию?

-Как эта история связана с темой «Толерантность»?

Также в последнее время все большую популярность приобретает технология критического мышления. Вот несколько приемов по данной технологии, которые я использую.

Ассоциативный ряд. К теме или конкретному понятию урока я выписываю в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

  • если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со  словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

  • оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

  • Создание ассоциаций

  • 9 класс «Политические режимы»

  • -Игра «Ассоциация»

  • игры "Ассоциация", суть игры в том, чтобы используя свои знания о демократии, группы поочередно называют слова-ассоциации со словом "демократия". В итоге мы получим солнце с лучами, где основание-это "демократия", а лучи - это ее признаки. 
    Следующим этапом методом игры "Каждый учит каждого" рассматривается вопрос о демократии и ее признаках. Информация делится на части и каждая из групп получает одну из частей, затем в течение определенного учителем времени знакомится с ней в своей группе, потом 3 спикера от каждой группы идут по одному в другие группы, где знакомят учащихся других групп с полученной информацией.

  • Материал для групп:

  • Первая группа: Само слово демократия греческого происхождения и означает "власть народа". Впервые это слово использовал Геродот. В политике этот термин трактуется по-разному: а) под демократией понимается система общественной жизни, в которой все действия человека совершаются по его доброй воле; б) демократией называют форму государства противоположную монархии; в) демократия понимается как идеальная модель строения общества основанная на ценностях свободы, равноправия и защиты прав человека. Из этого можно сделать вывод, что демократия есть форма государственно-политического строения общества, признающая народ источником власти и основанная на принципах равенства и свободы.

  • Вторая группа: В качестве исторических форм демократического обустройства общественной жизни можно назвать Афинскую демократию, Римскую республику, средневековые городские демократии, парламентские формы правления в Англии, США и т.д. Для Афинской демократии были присущи следующие институты демократии: верховная власть находилась в руках Народного Собрания, где рассматривались вопросы внутренней и внешней политики; в качестве исполнительного органа избирался Совет Пятисот; важным шагом на пути к демократии было назначение Народного Суда.

  • Третья группа: Современные демократические режимы, хотя восприняли и сохранили многие традиции истории демократии, тем не менее все более отходят от нее. В этой связи в современной политической науке выдвигаются все новые теоретические модели демократии и их насчитывается более пятисот. Все эти различные толкования группируются вокруг двух основных теорий: либерально-демократической и радикально-демократической, сформулированной классиками политической мысли XVII-XIX в.в. - Локком, Монтескье, Руссо, Кантом. Кроме этого, сейчас распространены идеи - плюралистическая, консенсусальная, конкурентная и др.

  • Четвертая группа: Согласно либерально-демократической теории, основывающейся на праве отдельного человека, общество трактуется как сумма свободных индивидов, а общественный интерес - как общий интерес всех индивидов, т.е. индивид ставится выше общества, а право выше общественного блага. Радикально-демократическая теория, основывающаяся на праве общества, общество ставится выше индивида, а общественное благо выше права индивида.

  • Следующий этап урока «На пути к правовому государству». У каждой группы на столе лежат плакаты со схемой маршрута. Задача групп заключается в том, чтобы подписать те принципы демократии или правового государства, которые будут помогать достичь цели и те принципы тоталитаризма которые будут мешать это сделать. При этом каждая группа путешествует на том виде транспорта, который соответствует цвету бэйджиков и стихии этого цвета - 1)синий - вода на корабле, а помогают им дельфины, мешают акулы; 2) красный-огонь на ракете, помогают звезды, мешают метеориты; 3)голубой - воздух на самолете, помогают облака, мешают тучи; 4)коричневый - земля на машине, помогают разрешающие, мешают запрещающие знаки. По истечении времени группы проводят презентацию и делают выводы.



Стадия “вызова

направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам, кластер.



Данный прием вызывает много вопросов у детей, что показывает высокий познавательный интерес.
На стадии рефлексии я возвращаю детей к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на уроке, предлагается самим учащимся посмотреть дополнительную литературу. По обществознанию рефлексивный этап часто заканчивается написанием эссе.

Ситуативные задачи

Итоговый урок «Экономическая сфера» 8 класс:

В ближнем магазине книга стоит 70 рублей, а в дальнем – 60 рублей. В каком магазине выгоднее купить книгу, если поездка на трамвае в дальний магазин стоит 8 рублей?

Ответ:

ВЫГОДНЕЕ КУПИТЬ КНИГУ В БЛИЖНЕМ МАГАЗИНЕ,

Т.К. 60+8+8= 76 РУБЛЕЙ; ДА И ВРЕМЯ МОЖНО СЭКОНОМИТЬ.

Как повлияют на цену говядины следующие события?

  • а) В стране увеличилось число любителей мяса.

  • б) Резко подскочили цены на корма для мясного скота.

  • в) Врачи стали рекомендовать есть меньше мяса.- 3000

  • а) Цена увеличится, т. к. вырос спрос.

  • б) Цена увеличится, т. к. увеличились затраты.

  • в) Цена уменьшится, т. к. уменьшился спрос.

На остановке нас встречают герои из мультипликационных фильмов:

  • Незнайка

  • Золотая антилопа

  • Чебурашка

  • Крокодил Гена

  • Задание: назовите экономические термины, которые встречаются в мультиках, где присутствуют эти герои.

8 класс «Бюджет государства и семьи»

  • В купе к нам подсел Иван. У него затруднения с ведением домашнего хозяйства. Помогите Ване.

  • Задание: решите задачу.

  • В семье Ивана обсуждают месячный семейный бюджет. В общие расходы входят: квартплата и коммунальные услуги — 200 монет, продукты питания — 250 монет, расходы на ремонт квартиры и мебели — 190 монет, ремонт и обновление одежды — 150 монет. Плюс индивидуальные потребности: бабушка — лекарства — 40 монет; папа — сигареты — 40 монет; мама — журналы мод — 15 монет; младшая сестрёнка — кукла Барби — 40 монет; Иван — лыжи с лыжными ботинками — 65 монет.

  • Как бы вы распределили семейный бюджет, если общий доход семьи составляет 890 монет в месяц? Что нужно делать, чтобы удовлетворить потребности каждого члена семьи?

  • 8 класс «Труд, занятость, безработица»

  • Семнадцатилетняя Катя Семенова после школы устроилась в почтовое отделение доставщиком телеграмм. Проработав 3 месяца, она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск, поскольку ее мама приобрела две туристические путевки и она хотела бы с ней съездить отдохнуть. Начальник почтового отделения отказала ей в просьбе, заявив, что отпуск еще надо заработать.

  • Законен ли отказ? Почему?

Деловая игра «Выборы»

Тема: Моделирование предвыборной ситуации и выборной кампании.

После занятий учащиеся смогут: 
1. практически применить полученные знания по курсу «обществознание» 
2. тренировать навыки работы в группах, умение критически слушать, анализировать, выступать на публике. 
Ход занятия: 
1.Мотивация: 
Вводное слово учителя о теме и цели урока – практикума. В ходе интерактива 
происходит выяснение целей и задач электората и независимых экспертов.

2.Интерактивное упражнение . Работа в группах. 
а) учащиеся класса произвольно делятся учителем на 3 -4 группы 
и работают над составлением программ своих партий (блоков, 
движений) – с выдвижением лидера, кандидата в депутаты. 
(Учащиеся могут сделать агитационные листы, плакаты в поддержку 
своего кандидата). 
б) Назначается группа независимых экспертов из числа учащихся, 
которые должны будут следить за ходом предвыборной кампании 
и процесса выборов.

3. «Ролевая игра» 
Презентация лидерами программных установок своих групп (партий), ответы на вопросы электората, экспертов и соперников.

4.Голосование (тайное) по избирательным бюллетеням.

5.Рефлексия. 
Подведение итогов выборной кампании независимыми экспертами. 
Анализ проведенного практикума в виде обобщения сделанного учителем.
2.3. Педагогическая технология.

В результате проб и ошибок в своей работе, несмотря на все то обилие технологий, что есть в современной педагогике, всегда нужно подходить разумно и взвешенно к использованию тех или иных методов и приемов. Но всегда надо помнить, что оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методик способствует более успешному процессу овладению ключевыми компетентностями учащимися. Рассматривая применение интерактивной педагогической технологии на уроках обществознания, следует отметить в первую очередь, что это новаторская технология, которая наиболее полно обеспечивает решение проблем современного образования. Во вторых, предполагает использование компьютера и интернета на уроке и при подготовке к нему .

Примеры уроков смотри на сайте.