|
I. Пояснительная записка
|
 Скачать 410.56 Kb.
|
I. Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 ) на основе примерной основной образовательной программы, авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей.
Формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях предполагает создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности.
Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.
Цель курса:
формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных Задачи курса:
-
развитие мотивации к процессу получения знаний;
-
ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.
-
формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
-
развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;
-
развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
-
воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.
II. Общая характеристика курса
Реализация программы «Учусь создавать проект» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Принципы отбора содержания.
-
Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникаль-ности каждого ученика).
-
Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
-
Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
-
Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
-
Систематичность, последовательность, наглядность обучения.
Каждый урок подчинен определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Содержание программы будет способствовать:
-
овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
-
саморазвитию и самовыражению;
-
осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
-
востребованию творческого потенциала учеников;
-
получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.
Предлагаемая программа позволит учащимся самим находить ответы на многие “почему?” используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д. В процессе обучения используются следующие формы работы:
-
типовые занятия (объяснения и практические работы),
-
уроки-тренинги,
-
групповые исследования,
-
игры-исследования,
-
творческие проекты.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
-
Рефлексия (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
-
Целеполагание (ставить и удерживать цели);
-
Планирование (составлять план своей деятельности);
-
Моделирование (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-
Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи;
-
Вступление в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Ученик получит возможность научиться:
-
видеть проблемы;
-
ставить вопросы;
-
выдвигать гипотезы;
-
давать определение понятиям;
-
классифицировать;
-
наблюдать;
-
проводить эксперименты;
-
делать умозаключения и выводы;
-
структурировать материал;
-
готовить тексты собственных докладов;
-
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
(2 класс)
| Второй уровень результатов
(3 класс)
| Третий уровень результатов
(4 класс)
| предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
| предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
| предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
|
Результатами работ будут: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях. III. Место курса в учебном плане.
Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, создаём» для учащихся 2 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю продолжительностью 45 минут).
Изменения в авторскую программу не внесены. IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни чело- века, развитие организованности, целеустремлённости, ответствен- ности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные
результаты
Личностные
| Регулятивные
| Познавательные
| Коммуникативные
| • осознавать себя ценной частью большогоразнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
| • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
| • предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
| • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
|
VI. Содержание учебного предмета
(2 класс) Что такое исследование, проект (2ч)
Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как выбрать тему (2ч)
Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? и др. Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Цель и задачи исследования, проекта (2ч)
Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования.
Гипотеза исследования (2ч)
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.
Организация исследования (2ч)
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования.
Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья) (4ч)
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.
Наблюдение – доступный способ добычи информации (2ч)
Наблюдение, Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения, приборы и аппараты для наблюдения.
Эксперимент (2ч)
Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента.
Индивидуальное исследование (2ч)
Работа индивидуальная и коллективная. Индивидуальные консультации учителя.
Работа в паре (2ч)
Выбор темы. Распределение работы в паре.
Работа в группе (3ч)
Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.
Презентация (3ч)
Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Подготовка к защите исследовательской работы (4ч)
Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Защита работ (2ч)
Урок-конференция.
VII. Тематическое планирование и
основные виды деятельности учащихся
| Тема
| Формы организации деятельности
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые умения
| 1 четверть (9 часов)
| -
| Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения
| Вводная беседа. Беседа – размышление. Просмотр видеофрагмента об увлечениях.
| Знакомство класса с темой. Дать понятие «хобби». Подготовить материал для беседы о хобби
| Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби»
| Умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя.
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
| -
| Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема»
| Игры
| Подготовить материал для и игр.
Дать понятия «словарь», «проект», «тема»
| Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.
| Формирование умения находить информацию в словарях и справочниках; формирование умения понимать шутливо – жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче.
Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
| -
| Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями
| Беседа - размышление
| Подготовить материал для беседы. Объяснить понятие «формулировка»
| Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии»
| Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста
Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.
Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя.
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
| -
| Выбор помощников работе над проектом
| Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир»
| Дать понятие слова «помощник». Учить задавать правильные вопросы проектанту.
| Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос.
| Формирование навыка коллективного планирования и умения работать в команде.
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.
Учиться согласованным действиям с помощниками.
| -
| Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап»
| Ролевые игры
| Работать над понятием слова «этап». Запоминание обоснования. Знакомство детей с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем
| Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя
| Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
| -
| Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность»
| Беседа-рассуждение
| Познакомить с понятием «актуальность»
| Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе.
| Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
| -
| Проблема. Решение проблемы
| Беседа
| Познакомить с понятием «проблема», « лидер». Научить будущих проектантов видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон. Работать над сплочением коллектива и формированием команды
| Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы
| Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным
| -
| Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение»
| Беседа-рассуждение
| Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение». Руководить деятельностью детей по выдвижению гипотез детьми.
| Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники.
| Формировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
| -
| Цель проекта
| Мини-выступления
| Объяснить, что такое цель проекта. Обучение нахождению способа решения проблемы (цели проекта)
| Учится работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения
| Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.
| 2 четверть (7 часов)
| -
| Задачи проекта
| Мини-выступления
| Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. «Зажечь» детей идеей, обеспечить пусковой механизм творческой активности и возбудить желание разрешить проблему проекта.
| Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры»
| Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.
| -
| Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы».
| Работа в группах
| Дать понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное.
| Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, учится работать с реальными объектами как с источниками информации
| Развивать умение интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурирование информации, выделение главного. Умение
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
| -
| Знакомство с интересными людьми. Интервью
| Ролевые игры
| Дать понятия: «интервью», «интервьюер»
| Запоминать толкование новых понятий. Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Играть в игру»интересное интервью»
| Формировать умение брать интервью, умения вести и участвовать в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
| -
| Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор».
| Мини - проекты
| Дать понятия: «обработка информации», «отбор». Руководство деятельностью учащихся по отбору значимой информации о лошадях из текстов.
| Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельный поиск необходимой информации. Поиск недостающей информации у взрослых (учитель, родители). Анализировать и обобщать собранные сведения о лошадях
| Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.
| -
| Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка»
| Исследовательская работа: составление сообщений
| Познакомить с понятиями: «продукт проекта» ( «макет», поделка»). Учить создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.
| Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию , данную в рабочей тетради.. Подготовить сообщения о своих коллекциях.
| Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом.
| -
| Играем в учёных. Это интересно
| Ролевые игры
| Проведение опыта по превращению белого мелка в цветной
| Ответы по домашнему заданию: дети рассказывают о достопримечательности городов, в которых побывали. Анализ результата опыта
| Применять знания на практике.
| -
| Тест. «Чему ты научился?»
| Решение теста
| Организация беседы о результатах опыта, проведённого дома. Организация проверки заданий теста
| Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой
| Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы
| -
| Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)
| Мини-сообщения
| Ознакомление с понятием «выступление». Руководство деятельностью детей по подготовке мини- сообщений и анализу стихотворения .
| Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление».Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Анализ стихотворения
А. Барто
| Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других)
| 3 четверть (10 часов)
| -
| Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация»
| Творческая мастерская
| Знакомство с понятием «презентация проекта» . Оказание индивидуальной помощи детям по созданию презентации на бумаге
| Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация»
| Формирование умения в составлении презентации на бумаге. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.
| -
| Значимость компьютера в создании проектов. Презентация
| Исследовательская работа: мини-доклад. Выставка детских работ
| Познакомить с компьютерной презентацией
| Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради
| Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия со сверстниками по созданию презентаций
| -
| Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point
| Работа с компьютером
| Познакомить с программой МРР-Microsoft Power Point. Обучение первым шагам составления презентации на компьютере
| Практическая работа на компьютере
| Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point Умение организовать свою деятельность
| -
| Первые шаги составления презентации на компьютере.
| Работа с компьютером
| Руководство деятельностью обучающихся по ознакомлению с кнопками клавиатуры компьютера. Репетиция шагов на компьютере
| Практическая работа на компьютере
| Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности
| -
| Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией
| Ролевые игры
| Пошаговая инструкция учителя к подготовке выступления перед аудиторией
| Активно участвовать в диалоге. Репетиция выступления перед аудиторией
| Формирование и развитие коммуникативной компетентности, а именно умения уверенно «держать» себя во время выступления и владеть аудиторией («держать» в поле зрения) Артистические умения. Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
| -
| Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта
| Работа в малых группах
| Организовывает процесс обучения в режиме речевого творческого развития, решает задачи интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания и развития младших школьников.
| Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Рассказы о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценка своего выступления по пятибалльной шкале
| Формирование умения отстаивать свою точку зрения, развитие находчивости, уверенности в себе. Развивать навыки монологической речи. Обучение рефлексии.
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
| -
| Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»
| Решение теста
| Выявление объёма накопленных знаний во время проектной деятельности, поверка на сохранность знаний
| Самостоятельное выполнение теста
| Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.
| -
| Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки
| Творческая работа. Составление визитки
| Познакомить с понятиями «визитка» и «визитная карточка». Учить составлять визитку. Подготовить раздаточный материал с названием школы, фамилией, именем и отчеством учителя-руководителя проекта
| Участвует в коллективной работе по составлению титульного листа визитки. Составляет титульный лист визитки своего проекта на отдельном листе используя подсказки рабочей тетради
| Формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.
| -
| Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»
| Самостоятельная работа по оценке умений и навыков приобретённых в процессе проектной деятельности
| Дать понятие самоанализа (рефлексии). Учить универсальным учебным действиям (УУД).
| Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа
| Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия)
| -
| Играем в учёных. Это интересно
| Практическая работа (опыты)
| Подготовить рисунок с изображением дома, прозрачную стеклянную банку с водой. Провести опыт по использованию воды вместо линзы
| Активно участвовать в диалоге. Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует
| Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности.
| -
| Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности
| Конкурсы проектно - исследовательской работы
| Познакомить с различными конкурсами проектов («Открытие», «Я -исследователь», «Горизонты открытий»)
| Учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Заучивает понравившиеся стихи наизусть
| Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества
| 4 четверть (8 часов)
| -
| Памятка жюри конкурса
| Творческая работа. Составление памятки
| Руководить деятельностью обучающихся по ознакомлению с памяткой жюри. Разъяснить новые понятия и слова
| Обсуждать каждый пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Познакомиться с новыми советами мудрого Дельфина
| Формирование умения оценивать свою работу по выработанным критериям
| -
| Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
| Пробное выступление
| Повторить правила, которые помогут выступить перед незнакомой аудиторией
| Выступать перед незнакомой аудиторией
| Формирование умения публичного выступления представления результатов работы
| -
| Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией
| Ролевые игры
| Обучать рефлексии. Учит универсальным учебным действиям (УУД).
| Сочинять советы выступающим перед незнакомой аудиторией.
| Формирование умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы
| -
| Играем в учёных. Это интересно
| Практическая работа
| Провести опыт по наблюдению за тем, как в такт биению сердца колышется спичка, поставленная на запястье. Подготовить для опыта пластилин, спичку, стол, часы с секундной стрелкой
| Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует,
| Формирование умения делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов
| -
| Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам
| Творческая работа
| Оказывать индивидуальную помощь в подготовке благодарностей
| Рисовать открытки своим помощникам
| Формирование умения высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам
| -
| Советы на лето от Мудрого Дельфина
| Интеллектуальные игры
| Подбирает и адаптирует материал с учётом типа школы и уровня подготовленности учащихся. Учит универсальным учебным действиям (УУД).
| Активно участвовать в играх
| Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников
|
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных Минобрнауки РФ. Книгопечатная продукция:
-
УМК для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и др.)
Литература для учащихся:
-
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Рабочие тетради для 2 класса к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М.: Издательство РОСТ, 2012.
-
Научно – популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения)
-
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.)
Методические пособия для учителя
-
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2012.
-
А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
-
Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.
-
Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
-
Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.
-
Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
Печатные пособия:
-
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения
-
Плакаты по основным темам
-
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)
-
Географические и исторические настенные карты.
-
Атлас географических и исторических карт.
-
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др).
Экранно-звуковые пособия
-
Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме)
-
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)
Игры и игрушки
-
Настольные развивающие игры по тематике предмета
-
Наборы ролевых игр, игрушек и
конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)
-
Набор карандашей, красок, альбомов для рисования.
|
-
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
-
Термометр медицинский.
-
Лупа.
-
Компас.
-
Часы с синхронизированными стрелками.
-
Микроскоп (по возможности цифровой)
Лабораторное оборудование
для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. п.
Натуральные объекты:
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плов и семян растений
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).
Живые объекты (комнатные растения животные)
| Ученические столы одно- и двуместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
телевизор с диагональю не менее 72 см (по возможности)
Видеомагнитофон/видеоплеер Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран размером не менее 150Х150 см
Компьютер
|
|
|
|