Главная страница

И. А. Крылов. Обобщение изученного


Скачать 138.87 Kb.
НазваниеИ. А. Крылов. Обобщение изученного
Дата20.04.2016
Размер138.87 Kb.
ТипДокументы

Тема: И.А. Крылов. Обобщение изученного.

Задачи урока:

образовательные: продолжить знакомство с художественным жанром–басней; обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова; добиться понимания содержания басен, умения сравнивать басни; находить общее и различие, воздействия содержания на чувства, мысли и поведение детей; учить выделять мораль басни; объяснять ее смысл; предлагать свой вариант морали (поучения).

развивающие: развивать логическое мышление учащихся: операцию сравнения; умения находить общие и отличительные свойства басен; творческое воображение, навык выразительной речи с помощью интонации; умения и навыки анализа басен: поиск главного, определение стиля речи.

воспитательные: воспитывать интерес к предмету; использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм.

Оборудование: карточки для работы в парах «Собери название басни», «Паззлы» для работы в группах, листы самопроверки, Выставка книг, документ-камера, интерактивная доска, проектор, презентация к уроку.

Предварительная подготовка: рисунки детей, проектная работа «Памятник Крылову», подборка книг для выставки, чтение басен пожеланию.

Ход урока

-Наш урок мне бы хотелось начать словами Лебедева-Кумача: (Щ)

«Крылов! Это имя нам дорого с детства: 

И знает Крылова Любой человек – 

Дедушка нам оставил наследство, 

Которое светит из века в век…» 

(В.И.Лебедев-Кумач)

- Скажите, творчество какого писателя мы изучали? ( Творчество И.А.Крылова) (Щ)

- Мы с вами все басни, предложенные в учебники прочитали, как думаете, но наш урок все таки будет посвящен Крылову, как думаете, чем будем заниматься? (повторять, обобщать)

- Для чего? (предположение детей)

Объявление темы (Щ)

- Что он писал? ( Он писал басни. )

- Значит, как мы можем назвать И.А.Крылова? ( Баснописец. )

- Потому что баснописец – это…( Человек, который пишет басни)

- Какие интересные факты о Крылове вы нашли? (выступления детей, проверка Д.З.)

Итак, И.А.Крылов писал басни. А что такое басня? (Щ)

Чтобы ответить на этот вопрос, уберём лишние элементы из схемы на доске (работа). (интерактивная доска)

карточки

Вывод: Басня – это занимательное короткое стихотворение или рассказ, часто построенное в виде диалога. Герои басни – животные, реже люди. Цель басни: помочь человеку исправить свои недостатки, посмеявшись над ними. Для этого в басне есть мораль, поучение.

- Что такое мораль? (нравоучительное заключение)

(Лист самооценки: шаг 2.)
- Вы прочитали уже несколько басен Крылова и наверняка помните их название. Задание 2: « Собери название басни » (работа в парах) (Щ)

- Работать вы будете в парах. На столах у вас карточки с частями от названий басен. Они все перепутались. Соберите их.

Ворона

обезьяна

Лиса

очки

Зеркало

лисица

Мартышка

муравей

Стрекоза

виноград


(самопроверка с помощью документ камеры: ребенок выходит, ставит стрелки, остальные проверяют себя)

(Лист самооценки)

- Молодцы! Название басен знаете, помните, а сейчас посмотрим, как вы умеете соотносить содержание басни с иллюстрацией

(презентацию свернуть)

Работа в группах: Игра паззлы «Собери картинку и подпиши словами басни» (Собирают картинку, наклеивают, подбирают подпись к басне) (проверка с помощью документ камеры)

басня крылова 559189[1].jpgмартышка и очки * крылов и.
(по ходу) Какова мораль в басне:

Мораль в басне «Стрекоза и Муравей»: Делу время, а потехе час.

Мораль в басне «Мартышка и Очки»:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

т.е. Люди-Мартышки, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг.

Мораль в басне "Ворона и лисица":

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

т.е не стоит верить льстецам. Что лесть гнусна, вредна. Часто те, кто неискренне говорит вам какой вы хороший, умный, замечательный - преследуют свои нехорошие цели.
Рисунки детей (через документ-камеру, читают к ним подпись)
Результат работы в карту самооценки
Физ.минутка (Театр-мим. Изобрази зверей из басни.)

«Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит»

«Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет»

«Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой»
На столе у вас лежат листы тексами. Прочтите и подготовьтесь ответить на предложенные вопросы

Карточка 1

Л.Н. Толстой (1828-1910)

Стрекоза и муравьи
(Басня)


Осенью у муравьев подмокла пшеница: они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».

Эзоп(6 век)

Муравей и Цикада.

(Басня)


Стужа стояла, и ненастье сошло с Олимпа. Но Муравей ещё в пору жатвы собрал в своем жилье богатые запасы. А Цикада забилась в щель и едва дышала, изнемогая от голода, жажды и сильной стужи. И попросила она у муравья поесть: довольно пшеничного зернышка – и она будет спасена. «Где же ты была летом? – спросил Муравей. – Почему ты не запасла корму в жатву?» Ответила Цикада: «А я пела и веселила прохожих». С громким смехом сказал Муравей: «Ну, так попляши зимою!».

Учит нас басня, что самое главное – заботиться о насущной пище, а не тратить время на забавы и гулянья.


Задание: Что общего у этих произведений?

Чем они различаются?

Карточка 2

Л.Н. Толстой (1828-1910)

Ворон и Лисица

(Басня)


Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:

– Эх, ворон, как посмотрю на тебя, – по твоему росту да красоте только бы тебе царем быть! И, верно, был бы царем, если бы у тебя голос был.

Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

– Ах, ворон, коли бы еще у тебя и ум был, быть бы тебе царем.

Эзоп(6 век)

Ворон и Лисица

(Басня)


Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:

"Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать".

Басня уместна против человека неразумного.


Задание: Что общего у этих произведений?

Чем они различаются?


- Как думаете, почему эти басни так похожи: у них одинаковый сюжет, похожие герои, одинаковая мораль?

- Расположите басни в порядке их написания для этого обратите внимание на годы жизни баснописцев. Кто родоначальник басни? (Щ)

Рассказ учителя: Первым баснописцем считается Эзоп. (Щ) Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Он их не записывал, они передавались из уст в уста.

Легендарный Эзоп – баснописец, предположительно жил в 6 веке до нашей эры. Так как он был раб и не мог открыто смеяться над людьми обладающими властью, то в своей речи использовал иносказание, т.е. рассказывал истории, которые якобы случались с животными, но все понмали, что речь идет о людях. С тех пор иносказательную речь называют «Эзопов язык» (Щ)

Особенность басен Эзопа в том, что изложение текстов скучное, без литературного лоска, но крайне проницательное. Легенды гласят, что по мудрому сборнику эзоповских басен обучали дети того времени.

Пролетали годы и века, и басни Эзопа становились “музами” для таких известных писателей и баснописцев, как Жан Лафонтен, Лев Толстой и даже Иван Крылов. Именно басни Крылова благодаря своей складности, высокой литературной ценности, стали эталоном современного басенного жанра. А Крылова помнят и знают даже дети. По сюжетам его басен сняты мультфильмы, а Крылову поставлены памятники. Об одном из них вам расскажет Кирилл.

О памятнике Крылову презентация: (Кирилл Офицеров)

Обобщение знаний.

- Какой же вывод можно сделать?

- Живут ли басни Крылова в наши дни?

- Могут ли они сегодня кого-либо научить правильным поступкам и поведению?

- Да. Басни И.А.Крылова живут и в наше время. Они интересны, поучительны и любимы народом.
В подтверждение наших слов, послушайте историю, которая произошла в школе, в таком же классе, как у нас (текст).

К новогоднему празднику ребята решили нарисовать стенгазету. Они обсудили тему, идею газету, приготовили краски, цветную бумагу. Однако, когда все собрались, Лена захотела нарисовать большую ёлку, а Игорь предложил нарисовать Деда Мороза и Снегурочку. Пока ребята думали, Володя нарисовал карнавальные маски. Кате не понравились маски, но своих идей у неё не было. Разразился горячий спор.

На шум в класс пришла учительница. Она увидела разгорячённые лица ребят, разлитые краски. И только лист бумаги, приготовленный для газеты, остался пустым.

- Могла ли такая история случиться в нашем классе?

- Почему не получилась газета?

- Героев какой басни Крылова напоминают нам дети? (Лебедь, Щука и Рак).

- Вспомним мораль этой басни. Кто виноват из них, кто прав, судить не нам. Да только воз и ныне там.

Домашнее задание: 1. Попробуйте сочинить свою басню

или

2. Подобрать интересные случаи из жизни Лермонтова

Интересные факты из жизни Крылова Ивана Андреевича:

знаменитый «мурзилка» Известно, что писатель никогда не держал в руках расческу, неохотно менял одежду, мылся еще реже. И это притом, что даже зимой изрядно потел. Можно представить, какой запах от него исходил, и как он влиял на окружающих, в частности на дам. К тому же Крылов не только курил табак, а нюхал его и даже жевал. Как-то он поинтересовался у знакомой, какой выбрать костюм для маскарада. Она посоветовала ему просто вымыться и причесаться, этого будет достаточно для того, чтобы остаться неузнанным.

Интересные факты из жизни Крылова Ивана Андреевича: нет лишним словам и жестам Писатель старался делать минимум движений. Это была еще одна радость Крылова. Проработав почти 30 лет в Публичной библиотеке, он умудрялся каждый день часа два поспать на рабочем месте. Сначала люди злились, а затем привыкли, что после обеда он отдыхает, и перестали к нему обращаться в это время. Начальство не обращало внимания на вольность

Крылова, так как он был другом царской семьи и любимцем общества. Знакомые, у которых он часто гостил, имели для него отдельное кресло, на котором он спал после плотного обеда.

Крылов и Хостов

Однажды И.А.Крылов сделал какое-то едкое замечание об одном из творений графа Д.И.Хвостова. Граф обиделся и решил отомстить Крылову. Он сочинил сатирические стихи на баснописца и распускал их по городу с видом глубокого сожаления, что вот некоторые неизвестные ему остряки язвят таланты. Вот эти стихи:
«Небритый и нечесаный,
Взвалившись на диван,
Как будто неотесанный
Какой-нибудь чурбан,
Лежит, совсем разбросанный,
Зоил Крылов Иван:
Объелся он иль пьян?»
Крылов тотчас же угадал автора:
«В какую хочешь нарядись кожу, мой милый, а ушка не спрячешь!» — и отомстил автору стихов в ближайшее же время в своей манере. Крылов объявил Хвостову, что он очень бы хотел прослушать новые стихи графа, напросился к нему на обед, где ел за троих. После обеда граф пригласил гостя в кабинет, где начал читать свои стихи, но Крылов повалился на диван, заснул и проспал до самого вечера.

Безобразие

Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам одним словом, мешал слушать).
— Безобразие! — сказал довольно громко Крылов.
— Это относится ко мне? — оживился сосед.
— Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. — Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.

Лягушки заквакали

На набережной Фонтанки Крылова догнали три студента. Один из них нараспев произнес:
— Туча идет.
Очевидно, он намекал на тучную фигуру незнакомого им старика.
— И лягушки заквакали, — в тон озорнику ответил Крылов.

Много ли человеку нужно

Крылов любил поесть и аппетит имел отменный. На обедах в Английском клубе, членом которого он состоял, было принято самим накладывать себе подаваемые блюда. Иван Андреевич накладывал столько, сколько помещалось на тарелке. После обеда он обыкновенно молился и неизменно приговаривал: «Много ли человеку нужно».
Слова эти вызывали веселое оживление среди присутствующих.

Позвольте подвинуться

За обеденным столом рядом с Крыловым оказался любитель рыбной ловли. Он рассказывал «потрясающие истории» о своих успехах, в частности о том, какую гигантскую стерлядь поймал. Указывая ее размеры, он развел руки так широко, что коснулся баснописца. Иван Андреевич поспешил отодвинуться со словами: «Позвольте мне подвинуться, чтобы пропустить вашу стерлядь».

А вы помойтесь, причешитесь

И.А. Крылов в быту был очень неопрятен. Его растрепанные, нечесаные волосы, запачканные, мятые рубашки и прочие признаки неряшливости вызывали насмешки у знакомых.
Однажды баснописец был приглашен на маскарад.
— Как мне следует одеться, чтобы остаться неузнанным? — спросил он у знакомой дамы.
— А вы помойтесь, причешитесь — вот вас никто и не узнает, — ответила та.

Черный шар

П.А. Катенин — поэт, драматург и критик в литературном споре крайне нелестно отзывался о И.А. Крылове.
— У вас к нему, должно быть, личная вражда? — спросили его.
— Вовсе нет, — последовал ответ. — Я сужу о нем только с литературной точки зрения. Спор продолжился, и разгоряченный Катенин привел еще один довод:
— К тому же он плохой человек. При избрании меня в академию один из всех положил черный шар.

Мне все-равно

В договоре о квартиросъемке Крылова заставили подписать обещание, что в случае пожара по его вине он обязан заплатить владельцу 60 000 рублей. Крылов подписал к указанной сумме еще два нуля и подписался со словами: «Мне все равно. Ни той, ни другой суммы у меня нет».

Крылов и Николай I

И.А.Крылов служил библиотекарем в императорской публичной библиотеке и жил в том же здании. Как-то на лето императорская семья поселилась в Аничковом дворце. Однажды на Невском проспекте император Николай Павлович встретил Крылова:
«А, Иван Андреевич! Каково поживаешь? Давненько не видались мы с тобой».
Баснописец ответил:
«Давненько, Ваше Величество! А, ведь, кажись, соседи?»

Крылов и торговцы

Врачи предписали Крылову ежедневные прогулки. Он следовал этому совету, и особенно любил прохаживаться по второму ярусу Гостиного Двора. Но эти прогулки были сопряжены с постоянными помехами, так как торговцы наперебой зазывали, чуть ли не силой затаскивая, Крылова в свои лавки. Однажды Крылова затащили-таки в меховую лавку. Он спросил:
«Ну, покажите, что есть у вас хорошего?»
Перед ним разложили множество мехов. Он внимательно пересмотрел их и попросил показать еще. Так он перебрал весь товар в лавке, поблагодарил и пошел в следующую лавку, где проделал то же самое. Потом зашел в третью лавку, в четвертую... Торговцы быстро поняли, в чем тут дело, и с тех пор Иван Андреевич мог спокойно совершать свои прогулки.

Крылов о «Борисе Годунове»

Когда Пушкин читал свою драму «Борис Годунов», все присутствующие горячо выражали свое одобрение и восхищение. Только Крылов спокойно сидел в своем кресле. Немного задетый Пушкин к нему обратился:
«Иван Андреевич! Вам, верно, не нравится мой „Борис“?»
Крылов в ответ рассказал следующий анекдот:
«Один священник в беседах утверждал, что всякое творение Божие есть верх совершенства. Однажды к нему пришел ужасный горбун, с горбами спереди и сзади, показал свои горбы и спросил:
„Неужели, и это тоже верх совершенства?“
На что удивленный священник сказал:
„Да, более горбатого среди горбунов, наверно, нет. Ты — совершеннейший горбун“.
Так и Ваша драма, Александр Сергеевич, наипрекраснейшая в своем роде».

Рассеянность Крылова

Будучи старым холостяком И.А.Крылов мало следил за своим туалетом. Когда он приехал во дворец для представления императрице Марии Федоровне, А.Н.Оленин, который должен был представить его Государыне, решил осмотреть одежду Крылова, чтобы убедиться в ее исправности и опрятности. Крылов выразил свое неудовольствие, заявив, что на нем новый мундир. Оленин удивился:
«Да что же это за пуговицы на нем?»
Крылов немного смутился:
«Ох! Они ж еще в бумажках! А мне и невдомек их распустить!»

Крылов в гостях

Как-то приехал он в гости к одному своему знакомому. Слуга сказал ему, что барин спит. Крылов прошел в гостиную, улегся там на диван и тоже заснул. Хозяин проснулся, зашел в гостиную и увидел на диване незнакомого спящего человека. Естественно хозяин немного удивился. Еще более его удивил вопрос проснувшегося Крылова:
«Что Вам угодно?»
Но он быстро пришел в себя:
«Позвольте лучше мне задать этот вопрос. Здесь моя квартира».
Крылов удивился:
«Как? Ведь здесь живет N?»
Хозяин возразил:
«Нет! Теперь я живу здесь. N жил до меня. А как Вас величать?»
Крылов ответил. Хозяин очень обрадовался, что у него в доме находится такая знаменитость, и просил у него чести остаться и отобедать с ним. Но Крылов отказался:
«Мне и так теперь совестно смотреть на Вас».

Готов еще раз провиниться

Однажды граф Мусин-Пушкин пригласил Крылова на обед, главным блюдом которого были специальным образом приготовленные итальянцем-поваром макароны. Крылов опоздал на обед и приехал, когда уже подавали главное блюдо. Граф весело сказал:
«Виноваты! Вот вам и наказание!»
И Крылову наложили глубокую тарелку макарон с верхом. Крылов справился с этим наказанием. После этого граф предложил Крылову начать обед с самого начала по порядку, то есть с супа. Когда дело дошло до макарон, Крылову опять наложили полную тарелку. Когда Крылов доедал макароны, его сосед выразил опасение за желудок баснописца. Крылов удивился:
«Да что ему сделается? Я, пожалуй, хоть теперь же готов еще раз провиниться».