Главная страница

Элективный курс «молекулярная биология и генетика в вопросах и ответах»


Скачать 0.64 Mb.
Название Элективный курс «молекулярная биология и генетика в вопросах и ответах»
страница 1/4
Дата 24.02.2016
Размер 0.64 Mb.
Тип Элективный курс
  1   2   3   4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

Элективный курс

«МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ И ГЕНЕТИКА

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»



Составитель:

Учитель биологии МБОУ «СОШ №34»

Ощепкова Надежда Васильевна

г. Владимир 2012г

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………….стр. 3

  2. Цели и задачи…………………………………………………....стр. 4

  3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся………стр. 4

  4. Содержание курса……………………………………………….стр. 5

  5. Тематическое планирование………..…………………………..стр.6-9

  6. Методические рекомендации ……………………………….стр.10-11

  7. Литература………………………………………………………стр.11

  8. Приложения……………………………………………………..стр.12



Программа элективного курса по биологии

«Молекулярная биология и генетика в вопросах и ответах»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс является предметным, направленным на углубление, расширение знания учебного предмета по двум разделам в курсе общей биологии: молекулярной биологии и генетики. Поскольку для проведения занятий используются задания, аналогичные заданиям спецификации КИМ ЕГЭ по данным темам, то данный курс является репетиционным по данным темам.

Курс предназначен для учащихся 10-11-х общеобразовательных классов. Объем программы- 17 часов. Проводится в первой или второй половине учебного года, 1 час в неделю.

В ходе элективного курса развиваются познавательные универсальные учебные действия: общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; регулятивные универсальные учебные действия - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль; знаково-символические действия - моделирование; логические универсальные действия - анализ, синтез, сравнение, классификация; коммуникативные универсальные учебные действия. В курсе есть занятие по знакомству с всемирными базами и банками данных углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот, а также с программами для визуализации этих структур, что реализует на практике метапредметные связи биологии и ИКТ, являясь, по сути, первой ступенью молекулярного моделирования.

На занятиях создаются условия для самостоятельного поиска ответов и решений, а также используется ИКТ, что способствует активизации познавательного интереса учащихся.

На занятиях используется практический, проблемно-поисковый, интерактивный методы. Основная форма работы - групповая (или в парах). За каждое занятие группа получает зачет, так называемый текущий контроль. Также учащийся получает дифференцированные оценки по итогам контрольных работ. По итогам всего курса предлагается выполнить творческое задание - самостоятельно составить задачи, тестовые вопросы, кроссворды по молекулярной биологии и генетике. В целом за элективный курс учащийся получает зачет.

Цель элективного курса: создать условия для углубления, расширения и систематизации знаний по молекулярной биологии и генетике, формирования умений решать задачи, самостоятельно применять свои знания, подготовки к ЕГЭ по темам соответствующих разделов биологии.

Задачи курса:

1. Актуализация теоретических знаний по структурно-функциональной и химической организации клетки, метаболизму, делению клетки, генетическим закономерностям.

2. Формирование практических умений и навыков по решению задач соответствующих разделов.

3. Помощь учащимся в подготовке к сдаче ЕГЭ.

4. Усиление познавательной активности учащихся через систему самостоятельного поиска информации и решения задач.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:

  • Химический состав клетки;

  • Органеллы клеток и их функции;

  • Особенности прокариотической и эукариотической клеток;

  • Сходство и различие растительной и животной клеток;

  • Процессы метаболизма клетки;

  • Особенности деления соматических и половых клеток;

  • Законы Г.Менделя, закономерности неаллельных взаимодействий, наследования, сцепленного с полом, закона Т.Моргана, закона Харди-Вайнберга;


Учащиеся должны уметь:

  • Называть органеллы клетки и «узнавать» их на схеме или рисунке;

  • Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации живого;

  • Сопоставлять биологические объекты, процессы.

  • Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений;

  • Применять знания в практических ситуациях;

  • Работать с текстом, рисунком;

  • Решать задачи по цитологии и генетике;

  • Самостоятельно составлять задачи, тесты.


Содержание курса

Раздел 1

«Структурно-функциональная и химическая организация клетки»-3 часа

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Химический состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека. Программа для визуализации нанообъектов. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности.

Практическая работа «Третичная структура белка в программе RasWin»

Раздел 2.

«Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез»-2 часа

Реакции матричного синтеза. Транскрипция, трансляция. Обмен веществ и превращение энергии-свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

Раздел 3.

Обобщение и контроль-1 час

Структурно-функциональная и химическая организация клетки. Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. Контрольная работа, содержащая задания, аналогичные А27, А28, В1, В6, В8, С1, С2, С5 по спецификации КИМ ЕГЭ.

Раздел 4.

«Деление клетки. Воспроизведение организмов»-1час

Деление клетки. Воспроизведение организмов. Жизненный цикл клетки, митоз, амитоз, мейоз, размножение, оплодотворение.

Раздел 5.

«Генетические закономерности. Организм как биологическая система» -6 часов

Законы Г.Менделя. Моногибридное скрещивание, анализирующее скрещивание, неполное доминирование, дигибридное скрещивание. Варианты определения пола. Сцепленное с полом наследование. Неаллельные взаимодействия генов. Наследование групп крови человека. Закон Т.Моргана.

Раздел 6. «Генетика человека»-1час

Хромосомные болезни человека, генеалогический метод, близнецовый метод. Решение комбинированных задач.

Раздел 7. «Генетика популяций»-1час

Принцип популяционного равновесия. Закон Харди-Вайнберга.

Раздел 8. Обобщение и контроль- 2 часа

Генетические закономерности. Организм как биологическая система. Генетика популяций. Контрольная работа, содержащая задания, аналогичные А29, А30, В1, В6, В7, С1, С5, С6 по спецификации КИМ ЕГЭ.

Тематическое планирование курса

Наименование

раздела курса


№ занятия

Тема занятия


Элементы содержания

Перечень основных изучаемых/формируемых понятий

Структурно-функциональная и химическая организация клетки


1

Химическая организация клетки

Химический состав клетки. Макро-и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки.

Макроэлементы I группы, макроэлементы II группы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, мономеры, биополимеры, белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды.

2

Визуализация нанообъектов/практическая работа с использованием интернет-ресурса и программы RasWin

Программа для визуализации нанообъектов RasWin (всемирные базы и банки данных, просмотр третичной структуры белка в программе)

Всемирные базы и банки данных в сети Интернет, программы для визуализации нанообъектов.

3

Многообразие клеток. Структурно-функциональная организация клетки.

Многообразие клеток. Прокариоты. Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности.

Прокариоты, эукариоты, мембранные и немембранные органоиды клетки.

Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез.


4

Биосинтез белка в клетке.

Генетический код. Транскрипция.Трансляция. Регуляция транскрипции и трансляции.

Свойства генетического кода, ДНК, и-РНК, т-РНК, м-РНК, транскрипция, трансляция, промотор, оперон, репрессор.

5

Энергетический обмен. Дыхание. Фотосинтез. Хемосинтез.

Обмен веществ и превращение энергии-свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение. Дыхание. Реакции световой и темновой фаз фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез.

Обмен веществ, метаболизм, анаболизм, катаболизм, автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы.

Обобщение и контроль

6

Структурно-функциональная и химическая организация клетки. Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез

Контрольная работа, содержащая задания, аналогичные А27, А28, В1, В6, В8, С1, С2, С5 по спецификации КИМ ЕГЭ.




Деление клетки. Воспроизведение организмов.

7

Митоз. Амитоз. Мейоз.

Жизненный цикл клетки, митоз, амитоз, мейоз, размножение, оплодотворение.

Митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, интерфаза. Мейоз, гаметы, гаплоидный набор, диплоидный набор, гаметогенез, овогенез, сперматогенез, оплодотворение.

Генетические закономерности. Организм как биологическая система.


8,9

Законы Г.Менделя.

Моногибридное скрещивание, анализирующее скрещивание, неполное доминирование, дигибридное скрещивание.

Гаметы, генотип, фенотип, доминанта, рецессив, гомозиготы, гетерозиготы, гибриды, родители.

10

Наследование групп крови человека.

О, А, В, АВ группы крови человека.

Агглютиногены, агглютинины, универсальный донор, универсальный реципиент, резус-фактор.

11

Генетика пола.

Варианты определения пола. Сцепленное с полом наследование.

Половые хромосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол.


12

Неаллельные взаимодействия генов

Комплементарность, эпистаз, полимерия

Комплементарные гены, супрессоры.

13

Закон Т.Моргана

Хромосомная теория наследственности, сцепленное наследование, кроссинговер

Хромосомные карты

Генетика человека

14

Генетика человека

Хромосомные болезни человека, генеалогический метод, близнецовый метод. Решение комбинированных задач.

Синдром Дауна, синдром Кляйнфельтера, гемофилия, дизиготные и монозиготные близнецы.

Генетика популяций

15

Закон Харди-Вайнберга

Принцип популяционного равновесия. Закон Харди-Вайнберга

Свободное скрещивание, мутации, миграции, дрейф генов.

Обобщение и контроль

16,

17

Генетические закономерности. Организм как биологическая система. Генетика популяций.

Контрольная работа, содержащая задания, аналогичные А29, А30, В1, В6, В7, С1, С5, С6 по спецификации КИМ ЕГЭ.





Методические рекомендации

Данный элективный курс предполагает наличие знаний, умений и навыков по молекулярной биологии и генетике на базовом уровне. Поэтому все занятия, кроме 2 (визуализация нанообъектов), направлены на актуализацию знаний, выявление пробелов в знаниях, закрепление и формирование умений по решению задач. Форма проведения занятий - групповая или в парах. Вначале занятия раздаются задания по теме (Приложение), структурированные в соответствии со спецификацией КИМ ЕГЭ. Учащимся рекомендуется создать опорный конспект, схему теоретического материала. При этом можно пользоваться учебником, дополнительной литературой, ЭОР, поисковыми системами Интернет, таблицами и пособиями кабинета. Затем непосредственно приступать к выполнению заданий, или проделать эту работу одновременно. Учитель выступает в роли консультанта, объяснив правила выполнения заданий, где искать нужную информацию, как оформлять задачи, показав, при необходимости, пример выполнения задания или оформления задачи. Таким образом, при работе используется интерактивный метод (работа в группах или в парах), проблемно-поисковый (поиск ответа или решения), ИКТ, ЭОР, практический метод (решение задач), самостоятельная работа. Занятие по визуализации нанообъектов с использованием сети Интернет, программы RasWin, включено для развития познавательной активности учащихся.

Поскольку для элективного курса отобрано содержание заданий повышенного и высокого уровня сложности, то оно должно способствовать формированию профильных умений и навыков. Умения и навыки, формируемые на занятии с использованием программы (поиск адресов сайтов баз данных и банков данных, умение найти программу, скачать ее, установить, найти в базе данных файл для скачивания определенного формата) полезны для любых профессий.

По окончании элективного курса учащиеся должны показать следующие результаты: предметные - устранение пробелов в знаниях по данным разделам, совершенствование и формирование умений и навыков при решении задач, обобщение и применений знаний, сопоставление биологических объектов, процессов, применение биологических знаний в практических ситуациях; метапредметные - способность планировать и осуществлять учебную деятельность и сотрудничество, способность использовать универсальные учебные действия на практике; личностные - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

В ходе элективного курса учащиеся составляют опорные конспекты, схемы, выполняют задания, в качестве творческого задания предлагается самостоятельно составить тестовые вопросы, задачи, проекты. Учащиеся получают зачет за каждое занятие (текущий контроль), итоговый контроль - выполняют две контрольные работы, оценка за которые выставляется в баллах, а также выполняют творческое задание- разрабатывают самостоятельно тесты, задачи, аналогичные выполненным. В целом по элективному курсу ставится зачет.

Результатом элективного курса является углубление, расширение знаний учащихся по молекулярной биологии и генетике, формирование умений работать с тестом, текстом, рисунком на повышенном уровне, обобщения и применения знаний о клеточно-организменном уровне организации живого, сопоставления биологических объектов, процессов, явлений, установления последовательности биологических объектов, процессов, явлений, применения знаний в практических ситуациях, решения задач. Эффективность курса можно оценить по качественному показателю контрольных работ и выполнению творческого задания.

Для проведения элективного курса на 1 занятие понадобится компьютерный класс, Интернет. Для проведения остальных занятий могут использоваться учащимися современные средства доступа в Интернет, к ЭОР, а также понадобятся учебники, дополнительная литература, таблицы по данным темам, раздаточный материал на группу или на пару.

Литература для учителя и учащихся

1. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко.-Изд.4-Ростов н/Д:Легион,2012

2. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: уровни А,В,С: учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко.-Изд.2-Ростов н/Д:Легион,2012

3. Биология. 10-11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Базовый, повышенный, высокий уровни : учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко.-Изд.4-Ростов н/Д:Легион,2012

4. Биология. Учебник 10-11 классы с углубл.изучением биологии под ред. В.К. Шумного и др. Просвещение, 2011

5. Биология Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор под ред. Р.Сопера в трех томах

6. Элективный курс Е.Маслак «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» журнал «Биология. Первое сентября» 12/2009

7. Home Page for RasMol and OpenRasmol/ http://www.rasmol.org/

8. Pymol/ http://www.pymol.org/

9. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

10.http://www.km-school.ru/r1/media/index.asp Информационно-образовательные ресурсы компании «Кирилл и Мефодий».

11.http://www.nfpk.mspu.ru/spisok_r.html Список цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Приложение№1

Дидактические тренировочные задания к занятиям элективного курса, составлены по типу ЕГЭ

Занятие №1 «Химическая организация клетки»

Уровень А (1 правильный ответ)

1)Какой процент нуклеотидов с гуанином содержит молекула ДНК, если доля ее нуклеотидов с аденином составляет 28 %? (28%, 22%, 44%,56%)

2) Какой процент нуклеотидов с аденином и тимином в сумме содержит молекула ДНК, если доля ее нуклеотидов с цитозином составляет 16 % от общего числа? (16%,32%,34%,68%))

3) Сколько нуклеотидов с тимином содержит молекула ДНК, если количество нуклеотидов с аденином составляет 22,5%?(22,5%,27,5%,45%,55%)

4) Сколько нуклеотидов с цитозином содержит молекула ДНК, если количество нуклеотидов с аденином 120, что составляет 10% от общего числа?(240,480,960,9600)

5)В одной цепи молекулы ДНК содержится 32 % нуклеотидов с аденином. Какое количество (%) нуклеотидов с тимином будет содержаться в молекуле и-РНК?(0%,16%,32%,64%)

6)В молекуле и-РНК содержится 100 нуклеотидов с урацилом. Что составляет 10% от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов (%) с аденином содержит одна из цепей молекулы ДНК?(10%,20%,80%,90%)

7) Сколько нуклеотидов с гуанином содержит молекула и-РНК, если в одной цепи ДНК, на которой синтезируется эта молекула и-РНК, 300 нуклеотидов с цитозином? (0,150,300,600)

Уровень В (три ответа)

8) Какие функции в клетке выполняют углеводы? 1)каталитическую 2)энергетическую 3)двигательную

4)структурную 5) запасающую 6) сократительную

9) Каково биологическое значение ферментов?

1)специфические белки 2) выполняют сигнальную функцию 3)катализаторы 4) активны при высокой температуре 5) неспецифичные белки 6) активны при определенной температуре, pH среды

10) Установите соответствие между химическими элементами и группами, к которым они относятся.

Химические элементы: Группа:

А) кислород 1)макроэлементы Iгруппы

Б)углерод 2)макроэлементы IIгруппы

В) фосфор

Г) сера

Д)натрий

Е) водород

А

Б

В

Г

Д

Е



















11) Установите последовательность процессов, происходящих при дупликации ДНК.

А) отделение одной цепи ДНК от другой

Б) присоединение комплементарных нуклеотидов к каждой цепи ДНК

В) образование двух молекул ДНК

Г) раскручивание молекулы ДНК

Д) воздействие фермента на молекулу ДНК































Уровень С

12) Каково значение микроэлементов для живых организмов?Приведите пр

13) Схема какого процесса изображена на рисунке? Под действием каких факторов происходит этот процесс? Каковы разновидности этого процесса и его биологическая роль?

14) какую длину имеет участок молекулы ДНК, в которой закодирована первичная структура рибонуклеазы, если молекула рибонуклеазы содержит 124 аминокислоты, а один нуклеотид занимает 0,34нм в цепи ДНК? Сколько молекул т-РНК будет участвовать в переносе этого количества аминокислот к месту синтеза? Ответ поясните.

Занятие №2 «Визуализация нанообъектов»

Учащиеся находят базы данных и банки данных липидов, углеводов, белков, нуклеиновых кислот в Интернете, затем по базе данных белков UniProt находят информацию о расшифрованной последовательности какого-либо белка, переходят на его страницу в ProteinDataBank, скачивают файл, открывают его в программе RasWin, получая возможность увидеть пространственную структуру белка.

Программа RasWin предназначена для просмотра 3D молекул и находится в свободном доступе в глобальной сети «Интернет». Raswin является версией программы RasMol, адаптированной под операционную систему Microsoft Windows. Программа была создана Рождером Сэйлом (Roger Sayle) в начале 90х годов. RasWin позволяет просматривать изображения молекул в формате .pdb. Файлы в данном формате можно найти в базе данных Protein Data Bank (PDB).







c:\users\юля\documents\работа по биологии\безымянный.bmp







Занятие №3 «Многообразие клеток. Структурно-функциональная организация клетки»

Уровень А

1) Каким путем осуществляется транспорт ионов через мембрану клетки?

1)фагоцитоза 2) диффузии 3) активного и пассивного транспорта 4)пиноцитоза

2) Какой органоид участвует в расщеплении органических веществ и переработке структур клетки?

1)митохондрия 2)лизосома 3) ЭПС 4) аппарат Гольджи

3) В каких клеточных структурах происходят процессы окисления?

1)рибосомах 2)митохондриях 3)хлоропластах 4) митохондриях и хлоропластах

Уровень В (три ответа)

4) Какие функции в клетке выполняют хлоропласты?

1) синтез углеводов 2) синтез органических веществ из неорганических 3)синтез липидов 4) синтез белков 5)расщепление органических веществ до мономеров 6)использование энергии солнечного света для синтеза органических веществ

5)Каковы особенности строения и функционирования ЭПС?

1)изолирует клетку от внешней среды 2) имеет разветвленную сеть каналов и полостей 3)осуществляет транспортную функцию 4) участвует в синтезе жиров, углеводов и белков 5)представляет собой стопку плоских цистерн, от которых ответвляются трубочки и отделяются пузырьки 6)участвует в выработке секретов

6) Каковы особенности строения и функционирования рибосом?

1)немембранные органоиды 2) участвуют в процессе синтеза АТФ 3) участвуют в процессе формирования веретена деления 4) участвуют в процессе синтеза белка 5) состоят из белка и РНК 6)состоят из пучков микротрубочек

7) В состав каких органоидов входят белки и липиды?

1) ЭПС 2) мембраны пластид 3)клеточный центр 4) ядерная оболочка 5)микротрубочки 6) рибосомы

8) Какие органоиды относятся к немембранным?

1)цитоскелет 2) вакуоли 3)центриоли 4)лизосомы 5) пластиды 6)рибосомы

9) Установите соответствие между особенностями и клетками, которые их имеют

Особенности Клетки

А) оформленное ядро 1)прокариотическая

Б) имеет определенное для 2)эукариотическая

каждого вида число хромосом

В) рибосомы крупные

Г) клеточный центр отсутствует

Д) имеет двухмембранные органоиды

Е) имеется мезосома

А

Б

В

Г

Д

Е



















10) Установите соответствие между органоидами и клетками, которые их имеют

Органоиды Клетки

А) гликокаликс 1)растительная

Б) мезосома 2) бактериальная

В) пластиды 3) животная

Г) кольцевая хромосома

Д) вакуоли с клеточным соком

Е) клеточный центр

А

Б

В

Г

Д

Е



















11)Установите соответствие между органоидами клетки и группами, к которым они относятся

Органоиды Группа

А) ЭПС 1)двухмембранные

Б) вакуоли 2)одномембранные

В) митохондрии

Г) лейкопласты

Д) лизосомы

Е) хромопласты

А

Б

В

Г

Д

Е



















Уровень С

12) Почему листья растений осенью желтеют?

13) Найдите ошибки в приведённом ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

1. К прокариотам относятся бактерии, наследственная информация которых отделена мембраной от цитоплазмы. 2. ДНК представлена двумя молекулами кольцевой формы. 3. В состав клеточной стенки входит муреин. 4. В бактериальных клетках отсутствуют митохондрии, эпс, комплекс Гольджи. 5. При наступлении неблагоприятных условий бактерии размножаются с помощью спор.

14) Укажите черты сходства в строении митохондрий и хлоропластов.

Занятие №4 «Биосинтез белка в клетке».

Уровень А

1)Какому триплету в молекуле ДНК соответствует антикодон т-РНК ГУА?

1)ГУТ 2)ЦТУ 3)ЦАУ 4) ГТА

2) Какому кодону в молекуле и-РНК соответствует антикодон т-РНК УАЦ?

1)АТГ 2)АУГ 3)ТАЦ 4)УАГ

3)Какой антикодон т-РНК соответствует триплету ГЦТ в молекуле ДНК?

1)ЦГА 2)ЦГУ 3)ГЦУ 4) ГЦТ

4)Какой кодон и-РНК соответствует триплету ААТ в молекуле ДНК?

1)УУА 2)ААУ 3)УУТ 4)ТТА

5) В чем выражается универсальность генетического кода?

1) каждой аминокислоте соответствует строго определённый три-
плет нуклеотидов

2) один триплет всегда обозначает только одну-единственную
аминокислоту

3) у всех организмов одни и те же триплеты нуклеотидов соответствуют одним и тем же аминокислотам

4) большинству аминокислот соответствует не один, а несколько различных триплетов

6) В чём выражается избыточность генетического кода?

1)каждой аминокислоте соответствует строго определённый триплет нуклеотидов

2)один триплет всегда обозначает только одну-единственную аминокислоту

3)у всех организмов одни и те же триплеты нуклеотидов соответствуют одним и тем же аминокислотам

4)большинству аминокислот соответствует не один, а несколько различных триплетов

7) В чём выражается однозначность генетического кода?

1)каждой аминокислоте соответствует строго определённый триплет нуклеотидов

2)один триплет всегда обозначает только одну-единственную аминокислоту

3)у всех организмов одни и те же триплеты нуклеотидов соответствуют одним и тем же аминокислотам

4)большинству аминокислот соответствует не один, а несколько различных триплетов

8)В чём выражается триплетность генетического кода?

1)каждая аминокислота кодируется тремя триплетами

2)каждый триплет кодирует одну аминокислоту

3)каждый триплет кодирует три аминокислоты

4)каждый нуклеотид кодирует три аминокислоты
  1   2   3   4