Главная страница

Доклад: «Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников»


Скачать 79.24 Kb.
НазваниеДоклад: «Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников»
Дата20.04.2016
Размер79.24 Kb.
ТипДоклад

ДОКЛАД:

«Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников»

Педагогический совет – 2014 г.

Рогудеева Лилия Анатольевна – учитель изобразительного искусства, МХК
1. Теоретические основы влияния метода проектов на развитие социальной компетентности школьников

Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают различные подходы, средства и методы к решению проблемы.

Однако детальное ознакомление с их работами позволяет выделять некоторые тенденции в выборе путей формирования социальной компетентности: это уделение огромного внимания самостоятельности и инициативности школьников, субъектно-субъектного характера педагогического общения, усиление прикладного, практического характера предметного обучения и др.

1.2 Влияние метода проектов на процесс развития социальной компетентности школьников

В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали внедряющимся подходам к отбору содержания образования. Одной из широко известных педагогических технологий является метод проектов.

Выделим характерные черты метода проектов:

· Сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;

· Использование комплекса знаний и навыков из различных сфер;

· Соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников;

· Четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;

· Творческая направленность, стимулирование самореализации и самоактуализации личности;

· Направленность на практический, социально-значимый результат.

Даже при первом ознакомлении с характерными особенностями (активность и самостоятельность учеников, практическая направленность, соответствие тем проектов интересам учащихся) метода проектов становится очевидным его направленность на социализацию личности и, как следствие, развитие социальной компетентности.

Список социальных компетенций обучающихся и воспитанников образовательного учреждения (Надежда .Николаевна Ушакова):

  1. знать этические нормы поведения и следовать их предписаниям;

  2. иметь гуманистическую направленность;

  3. быть социально ответственным и правопослушным;

  4. владеть культурой мышления;

  5. быть способным адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим обстоятельствам;

  6. владеть навыками межличностного общения;

  7. уметь работать в команде (в том числе междисциплинарной);

  8. владеть навыками самоконтроля;

  9. быть готовым к выбору индивидуальных образовательных траекторий;

  10. проявлять эмоциональную устойчивость;

  11. проявлять социальную активность.

Это позволяет нам сделать вывод, что метод проектов должен быть более полно использован в педагогической деятельности, направленной на развитие социальной компетентности и получить максимально широкое применение в современной школе.

Как справедливо отмечает С.В. Аласова, «Развитие социальной компетентности школьников может быть эффективным при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, её противоречиям и тенденциям, которая и происходит в работе над проектом». Необходимо синтезировать личный опыт и научную информацию и на их основе эффективно развивать социальную компетентность школьников».

Таким образом, для результативного внедрения метода проектов в современный образовательный процесс в дальнейшем становится необходимым выявление условий эффективности использования данного метода в деятельности педагогов.

· Метод проектов на данном этапе развития образования становится максимально эффективным способом развития социальной компетентности позволяющим учитывать индивидуальные особенности школьников и делать акцент на их активную деятельность в обучении.

Среди причин положительного отношения учителей к данному виду деятельности учеников, можно назвать

  • развитие познавательных интересов школьников,

  • возможность во время самостоятельно работы учеников более тщательно анализировать их деятельность с целью дальнейшего применения личностно-ориентированного подхода в обучении,

  • а также возможность передать ведущую роль в деятельности самим ученикам и на некоторое время снизить напряжение, возникающее в педагогической деятельности.

Помимо этого, методу проектов отдается предпочтение при выборе методов обучения ввиду того, что он обладает огромным воспитательным воздействием.

Метод проектов развивает

  • ответственность,

  • активную деятельностную позицию и умение доводить начатое до конца.

Преимущество метода проектов, как показывает практика, состоит в том, что он, помимо приобщения учеников к культуре общества, создания условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации,

помогает в более полной мере реализовывать такую функцию школы, как воспитательного учреждения, в процессе социализации, как автономизация подрастающих поколений от взрослых.

В рамках создания проектов появляется возможность реализовать целый арсенал различных методов обучения и воспитания, таких как

  • дискуссии,

  • мозговые штурмы,

  • поисковые и исследовательские методы.

Более подробно остановимся на использовании метода проектов в системе обучения изобразительному искусству, мировой художественной культуре.

Более того, анализ учебных программ преподавания позволяет с уверенностью заявить, что сами разработчики уверены в гармоничном использовании метода проектов в рамках обучения данных предметов. В этом убеждают многочисленные проекты, предлагаемые ученикам на всех этапах работы над различными темами.

Изучение проектов, а также опросы учеников позволяют сделать вывод о непосредственной связи предлагаемых тем с возрастными интересами и потребностями школьников. Таким образом, в своей работе педагог реализует основные принципы организации проектной деятельности, такие как:

  • принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность)

  • учета индивидуальности учащихся и принцип кооперации, который проявляется в широком взаимодействии педагога, участников в группе и между группами на различных этапах проекта.

Подготовительная работа педагога по разработке широкого ряда подтем в рамках некой текущей темы позволяет также реализовывать принцип

  • свободного выбора и принцип

  • опоры на субъектный опыт учащихся, так как ученики часто определяются с темой проекта, исходя из накопленных знаний и умений.

Согласно наблюдениям педагогов это позволяет существенно повысить мотивацию на учебный процесс, что чрезвычайно важно в нынешней ситуации развития негативного отношения школьников к обучению.

Что касается роли учителя в проектной деятельности учеников, то метод проектов требует очень гибкого подхода и не всегда легко реализуем в педагогической деятельности, так как предполагает

Это порой вызывает трудности, ввиду неосознаваемого желания педагогов навязать ученикам свою точку зрения, продиктованного в некоторой степени педагогической деформацией. Во время проекта педагоги стараются «отойти в тень», играя роль фасилитатора (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию) и консультанта во время самостоятельной активной деятельности школьников. Педагогу необходимо

  • грамотно корректировать свою деятельность в зависимости от особенностей конкретного коллектива, чередуя проекты с явной и скрытой коммуникацией, или меняя характер координации на различных этапах проектной деятельности.

Так, например, координация чаще всего является явной на подготовительном и организационном этапах, но ее роль заметно понижается на деятельностном этапе.

Изучение продуктов деятельности, являющихся результатом работы над проектами позволяют с уверенностью заявить, что в своей практике педагоги используют различные по доминирующей деятельности типы проектов. В работе находят отражение

  • исследовательские,

  • игровые проекты.

Однако большее предпочтение отдается

  • ознакомительным проектам (исходя из типологии Э. Коллингза, их можно определить как органичный союз storyprojects(проекты по рассказам) и handprojects (ручные или конструктивные проекты))

Такие проекты позволяют преподавателю выйти за рамки учебной программы, приобщая учеников к ценностям современной культуры. Поиск новой информации активизирует познавательный интерес школьников и развивает умение сотрудничать, работать с различными источниками информации.

Также нужно отметить ценность творческих проектов, которые находят широкое применение в организации различных внеурочных мероприятий и праздников.

Исходя из тем и ходе реализации проектов, можно сказать, что они, изначально являясь монопроектами, имеют многочисленные межпредметные связи, так как предмет ИЗО, МХК в данном случае выступает лишь средством реализации некой темы, которая может иметь отношение к другим учебным предметам, например, литературе, истории, географии и др.

В основном для опыта работы педагогов характерны групповые или парные проекты, с четкой детерминацией всех этапов организации проектной деятельности (подготовка и организация, работа над проектом, защита и презентация проектов).

Метод проектов, применяемый в системе обучения, играет особую связующую роль, в определенной степени открывая перед учениками механизмы взаимодействия в, так называемой, «взрослой жизни», так как в современном мире понятие «проект», как способ организации профессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится все более популярным.

· Для более эффективного применения метода проектов с целью развития социальной компетентности учеников должны быть соблюдены следующие условия:

1. Анализ и учет особенностей ученического коллектива в организации педагогом работы над проектом и координации проектной деятельности.

2. Предоставление широкого выбора тем для будущего проекта, отвечающих потребностям и интересам школьников.

3. Чередование различных способов формирования проектных групп для корректировки развития социальной компетентности каждого ученика.

4. Наличие социальной направленности в темах учебных проектов и общественно-значимого результата.

Таким образом, обобщая полученные данные, можно сделать вывод о том, что метод проектов – являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования, в том числе и по причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности. Можно сказать, что данный метод может быть одним из многочисленных методов обучения, направленных на развитие социальной компетентности школьников.