Главная страница

Данское и патриотическое воспитание средствами музейной педагогики в системе начального и среднего профессионального образования



Скачать 105.34 Kb.
Название Данское и патриотическое воспитание средствами музейной педагогики в системе начального и среднего профессионального образования
Дата 24.02.2016
Размер 105.34 Kb.
Тип Документы

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.Ю.Маткаримова

(ГБОУ СПО «Нефтегорский государственный техникум, г.Нефтегорск)

Л.А.Аннамухаммедова

(МБУ «Культура» Районный Детский музей, г.Нефтегорск)

«Родина - место, где мы родились, Отечество - Родина, мною осознанная»

М.Пришвин

Актуальность. Быть патриотом непросто. Воспитание гражданственности и патриотизма у молодёжи было и остаётся одной из главных воспитательных задач, на наш взгляд, любого образовательного учреждения. Это диктует необходимость поиска новых средств, которые могли бы помочь в формировании личностных и гражданских качеств у студентов и обучающихся. Решению этих проблем способствует приобщение молодёжи к культурному историческому прошлому своего народа, своей малой и большой родины [ 1].

Возрождение патриотизма, гражданственности – это шаг к возрождению России, так как именно они являются духовно-нравственной основой общественного сознания, достоянием личности.

Сейчас в современном российском обществе наблюдается противоречие между сложившимся мировоззрением у молодёжи и общечеловеческими ценностями, которые вырабатывались на протяжении многих лет. Это противоречие требует пересмотра и изменения содержания, средств и методов воспитания учащейся молодёжи. У современной молодёжи иные стремления, приоритеты, идеалы и примеры для подражания, которые формируются под влиянием окружающей действительности и СМИ. Не исключение и те подростки, которые приходят учиться в ГБОУ СПО «Нефтегорский государственный техникум».

Изменились уровень жизни, менталитет, представления об историческом прошлом и его значимости. Воспитание студентов и обучающихся на примерах истории, осмысливание опыта предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и гражданственность будут всегда нормой общества.

Цель. Анализируя личный опыт, проследить процесс воспитания патриотизма и гражданственности средствами музейной педагогики среди студентов и обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования на примере ГБОУ СПО «Нефтегорский государственный техникум».

В нашем учебном учреждении гражданское и патриотическое воспитание студентов и обучающихся начинается на занятиях истории как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности (предметные недели, проектные недели). Это традиционная схема. Но в последнее время неоценимую помощь в гражданском и патриотическом воспитании учащихся оказывает музей. Музейная педагогика всё чаще включается в образовательный процесс. Она занимает всё более значимое место в практической деятельности музеев [2, с.7] и становится частью системы воспитания гражданственности и патриотизма.

Музейная педагогика - одно из важнейших направлений в воспитании подростков, а активное участие в развитии сети музеев образовательных учреждений профессионального образования ветеранов, педагогов и самих студентов трудно переоценить.

Музей – это особый мир, особая атмосфера. За короткое время, которое отведено на занятие или внеклассное мероприятие подросток может не только окунуться в мир прошлого и увидеть день сегодняшний, но и сопоставить события разных времён, как бы совершить путешествие на машине времени. Музей можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают ей нашим потомкам. Музей ОУ – это широкое поле творчества педагогов и обучающихся. Это одна из нетрадиционных форм активной воспитательно-образовательной работы. Можно сочетать несколько видов и методов, проводить комбинированные занятия: тематические экскурсии, музейные уроки, творческие конкурсы, массовые праздники, встречи и беседы с ветеранами и интересными людьми, интерактивные обучающие программы и т.д. Занятия можно проводить не только в самом музее, но и в условиях классно-урочной системы с привлечением материалов музея. В процессе реализации всех форм учебной и воспитательной работы с привлечением музейной педагогики достигается главная цель – воспитание гражданина и патриота. Так, человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством.

Используя в образовательном и воспитательном процессе музейную педагогику, мы ставим перед собой задачи:

- расширить знания студентов и обучающихся о современном обществе

- способствовать формированию собственного взгляда на окружающую действитильность

- воспитывать любовь к Родине

- сформировать положительные эмоции, чувство уважения к предкам и гордости за свою Родину

- организовать поисковую и исследовательскую деятельность

В ГБОУ СПО «Нефтегорский государственный техникум» действует Музей истории образовательного учреждения. Он был создан силами преподавателей и обучающихся при помощи сотрудников районного Детского музея в год 15-летия образовательного учреждения. Большое значение таким музеем придают современные исследователи [3, с.89].

На базе нашего музея регулярно проводятся мероприятия патриотической направленности. Назовём некоторые из них. В 2011-2012 учебном году в рамках предметной недели по истории прошла фотовыставка под названием «Моя малая Родина». В выставке приняли участие обучающиеся I и II курсов. Подростки подготовили фотоматериал, который был посвящён городам и сёлам Самарской области, Нефтегорского и Алексеевского районов, где они родились и выросли, тем местам, которые близки их сердцу. Были представлены следующие работы: «Моя малая Родина – Нефтегорск», «Моя малая Родина – Самара», «Моя малая Родина – Утёвка», «Моя малая Родина – Семёновка», «Моя малая Родина – Бариновка», «Моя малая Родина – Антоновка» и др. Ребята, получив задание, самостоятельно проводили поисковую, исследовательскую работу. С интересом искали необычные факты из истории своей родной земли, делали фотоснимки, потом представляли свои работы посетителям выставки (учащиеся и преподаватели). Каждому хотелось как можно интереснее рассказать о своей малой родине. Выставка проходила на конкурсной основе. Победителями стали – Корнева Татьяна, обучающаяся гр.№79 по профессии «Повар-кондитер» (I место) и Плешакова Ника, обучающаяся гр.№78 по профессии «Лаборант- эколог» (II место).

Регулярно в музее нашего ОУ проходят необычные уроки памяти, посвященные разным знаменательным датам. Приведём некоторые примеры. При изучении по истории темы «Куликовская битва» студенты и обучающиеся первых курсов были приглашены в музей на урок - круглый стол, который назывался «Воинский и духовный подвиг Пересвета». Дискуссию предварял просмотр мультипликационного фильма «Пересвет и Ослябя» (снятый при поддержке Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Министерства культуры), после чего учащиеся получили вопросы для обсуждения. Поднимались такие вопросы: В чём заключается воинский подвиг Пересвета? В чём заключается духовный подвиг Пересвета? После дискуссии подводились итоги, делались выводы.

Совсем недавно, зимой, были проведены уроки-памяти, посвящённые двум величайшим датам периода Великой Отечественной войны – снятию блокады Ленинграда («Ленинградская победа») и победе в Сталинградской битве («Героическое прошлое Сталинграда»). Студентам и обучающимся были показаны документальные фильмы о событиях тех лет, они слушали военное радио – сообщения диктора Левитана (в записи). Сами подростки подготовили тематические презентации к этим событиям. Подобные занятия всегда проходят на высоком эмоциональном уровне и патриотическом подъёме, что не маловажно. Студенты, как правило, в конце таких уроков благодарят преподавателя и изъявляют желание чаще проводить подобные нестандартные занятия.

Наше ОУ имеет хорошую основу в деле гражданского и патриотического воспитания студентов и обучающихся в лице библиотеки техникума, которая также не остаётся в стороне от этого вопроса. В частности, на базе библиотеки и музея проводились такие мероприятия, созвучные нашей теме, как музыкально-поэтический устный журнал «И музы тоже воевали», ролевая игра «Тяжело в учении – легко в бою».

Конечно, наш музей совсем небольшой. Тематические экспозиции носят временный характер, формируются по мере необходимости. Основная экспозиция посвящена рабочим профессиям, которым обучаются подростки в техникуме. Но, тем не менее, наш музей играет важную роль в образовательном и воспитательном процессах. «Музей был способом налаживания контактов, одухотворения взаимоотношений учителя с детьми» [3, с.90, 95].

Огромную помощь в воспитании гражданственности и патриотизма студентов и обучающихся оказывает районный Детский музей, с которым активно сотрудничает наше образовательное учреждение. Сотрудники музея организуют содержательные выставки, которые рассказывают о великом прошлом и настоящем нашей Родины, тем самым заставляют молодое поколение задуматься о многом, многое переосмыслить, помогают узнать что-то новое, взглянуть по-другому на, казалось бы, давно известные вещи. В районный музей наши студенты и обучающиеся ходят и на уроки истории, и на внеклассные мероприятия, например, на классные часы вместе со своими кураторами.

Сотрудники музея профессионально готовятся к экскурсии не только экспонаты, но и устный материал, который им нужно донести до сознания молодого поколения. Они подбирают материал таким образом, что бы не только дать представление о том или ином событии, но и заставит прочувствовать суть события, зародить в сердце подростка патриотические чувства такие, как гордость за свою страну, за своих предков; уважение к их подвигам, мужеству, стойкости, героизму; пробудить национальное самосознание; осознать свою причастности к истории великого народа; любовь и уважение к культуре и традициям нашей Родины.

Студенты и обучающиеся за последние годы не только посетили огромное количество выставок и экспозиций, подготовленных Районным детским музеем, но и приняли во многих мероприятиях непосредственное участие. Назовём лишь некоторые: «Страхолетье»(к 25-летию катастрофы в Чернобыле), «Космические орбиты Самары»(к 50-летию полёта Ю.А.Гагарина в космос), «Что в имени тебе моём…»( посвященная жизни и творчеству нашего соотечественника, известного иконописца Григория Журавлёва). Последняя выставка была передвижная и проходила в стенах самого техникума. Это тоже одна из важных форм организации музейной педагогики [3, с.99]. Сейчас открылась ещё выставка, посвященная 155-летию со дня рождения Григория Журавлёва «Не хлебом единым…».

В 2012г. в музее проходила интерактивная выставка при активном участии всех групп техникума. Называлась она «Я б в рабочие пошёл…» и посвящалась тем профессиям, которым ребята обучаются в нашем техникуме - сварщик, автомеханик, электромонтёр, оператор по добыче нефти и газа, лаборант-эколог, повар-кондитер, секретарь-референт, токарь и др. Они сами приносили в музей в качестве экспонатов профессиональные инструменты, инвентарь, элементы оборудования, спецодежду. Маска и брезентовая роба сварщика, очки и мерительный инструмент токаря, колпак и кухонная утварь повара, каска и краскопульт строителя, диэлектрические перчатки электромонтёра и многое другое – всё вызывало у посетителей неподдельный интерес. Подобная деятельность развивает у молодого поколения гордость за свою профессию, уважение к созидательному труду, сопричастность к общему делу и, конечно же, гражданственность.

Кроме экскурсий и выставок в Музее проходят встречи с интересными выдающимися людьми, ветеранами и участниками исторических событий. В 2012г. была организована для студентов и обучающихся выставка, посвящённая Гражданской войне в Испании 1936-1939г., в которой принимала участие Красная армия. Почётным гостем на выставке была Мария Алексеевна Прилепская – председатель Испанской группы при Комитете ветеранов войны и военной службы г. Самары.

15 февраля наша страна отмечает годовщину Вывода советских войск из Афганистана. Этот день стал днём памяти воинов – участников локальных конфликтов. В 2011г. наши обучающиеся посетили экспозицию, приуроченную к этой дате «Неправда - друг не умирает, он просто рядом быть перестаёт». А15 февраля 2013г. в музее прошла выставка-встреча под названием «Никто не создан для войны» с участием студентов и обучающихся ГБОУ СПО «Нефтегорский государственный техникум», куда были приглашены участники войны в Афганистане 1979-1989гг. и их матери. Наши ребята выступили с инициативой – подготовить презентацию и музыкальный подарок бывшим воинам. Ими были исполнены солдатские и патриотические песни. Готовясь к этому мероприятию, подростки многое узнали о войне в Афганистане 1979-1989гг. Это помогло им задуматься о многом, испытать гордость за тех, кто проливал свою кровь на полях сражения, и вместе с тем, сказать героям, что их подвиг не забыт. Эта тема так затронула их, что они совместно с работниками музея начинают работу над одноимённым с выставкой проектом «Никто не создан для войны» по созданию интерактивной карты. Эти карты помогут проследить судьбу и историю военной службы наших земляков. Эта работа поможет молодому поколению помнить о своих земляках и их ратных подвигах. А в рамках этого проекта планируется создать поисково- патриотический клуб при районном Детском музее.

Помимо этого студенты и обучающиеся «НГТ» через Районный детский музей участвуют в разных проектах. Например, в 2011г. в рамках проекта «Рецепты семейного благополучия» сотрудниками музея была проведена выставка «Веков связующая нить» для образовательных учреждений г. Нефтегорска. Она была посвящена семье и семейным ценностям. На выставке были представлены выполненные детьми рисунки, сочинения, составлены свои родословные. Наш техникум представляла Остроумова Анастасия, обучающаяся гр.№79 по профессии «Повар-кондитер» со своим сочинением.

В 2012г. обучающийся гр.№80 по профессии «Сварщик» Колчин Тимур совместно с музеем принял участие в 12-ом Региональном открытом фестивале социальных и культурных проектов «МОСТ» в г. Октябрьске с интерактивной выставкой «В стране зелёных зайцев», рассказывающей о проблеме маргинализации общества. Она была создана на основе судеб реально существующих людей нашего города.

В том же году Колчин Тимур представил свой проект под названием «Жертвы сталинских репрессий», приуроченный к 30 ноября – Дню памяти жертв политических репрессий.

Важно отметить следующее, чем активнее проявляет себя подросток в учебном процессе, в исследовательской, поисковой, музейной деятельности, тем лучше усваиваются знания, развиваются творческие способности, идёт формирование гражданственности, патриотизма, ответственности за общее дело.

Вся эта совместная работа регулярно освещается а местных СМИ (районная газета «Луч», «Городская газета», Нефтегорское телевидение).

Сама инфраструктура г.Нефтегорска помогает нам совместными усилиями воспитывать гражданственность и патриотизм в студентах и обучающихся техникума. На проспекте Победы, где располагается ГБОУ СПО «Нефтегорский государственный техникум» в шаговой доступности находятся следующие учреждения и объекты: Районный детский музей, Районная межпоселенческая библиотека, мемориал «Обелиск Славы» воинам Великой Отечественной войны, Военный комиссариат.

Выводы. Таким образом, опираясь на личный опыт, мы пришли к следующим выводам. Взаимодействие музейной педагогики и системы начального и среднего образования является многоуровневым, сложным и многофункциональным. Оно обусловлено общими целями и задачами. Поскольку музейная педагогика является особой областью знаний и исследований, взаимодействует с образовательными учреждениями, выполняет многие функции системы образования, то мы считаем её одним из направлений образования.

Нами были найдены возможности использования музейной педагогики в деле воспитания патриотизма и гражданственности современной молодёжи.

Подводя итог, можно утверждать, что весь комплекс средств, форм и методов, используемых в воспитании студентов и обучающихся, историей, оказывает положительное влияние на морально-нравственную атмосферу всего учебно-воспитательного процесса в техникуме и на формирование у студентов и обучающихся исторического сознания, гражданственности, патриотизма и любви к Отечеству.

Список литературы

  1. Обдуханян Л.И. Формирование патриотизма у студентов средствами музейной педагогики: [Электронный ресурс]. UPL: http: //www.dslib.net/obv-pedagogika/formirovanie-patriotizma-u-studentov-sredstvami-muzejnoj-pedagogiki.htm. (Дата обращения 01.03.2013)

  2. Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н. Музейно-педагогическая мысль в России. Исторические очерки. – М.: 2006. – С. 5-13.

  3. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. – М.: 2001. - С. 86-99.