Главная страница

Данная цель предусматривает следующие задачи


Скачать 178.15 Kb.
Название Данная цель предусматривает следующие задачи
Дата 26.02.2016
Размер 178.15 Kb.
Тип Закон

Вступление России в постиндустриальное пространство, заставило систему образования пересмотреть подходы и требования к процессу обучения. Закон об образовании, проекты стандартов нового поколения представляют модель современного ученика, который может эффективно реализовать свой потенциал в новом постиндустриальном обществе.

Практика последних лет показывает, что данная модель далека от реальной действительности. Сегодня мы наблюдаем значительное снижение интеллектуального и нравственного уровня не только обучающихся средней школы, но и общества в целом.

С каждым годом при увеличении требований со стороны министерства образования, усложнения содержания заданий ЕГЭ, олимпиадных заданий, мы фиксируем снижения качества знаний обучающихся на всех ступенях обучения.

Наблюдается низкая учебная мотивация уже на начальной ступени обучения. Решение данных противоречий между требованиями системы образования и реальностью является основной проблемой моей педагогической деятельности.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования и в рамках реализации Программы развития школы я сформулировала цель своей профессиональной деятельности – формирование свободной социально-компетентной личности обучающегося, способной к саморазвитию и самореализации.

Данная цель предусматривает следующие задачи:

- формирование учебной мотивации к изучению истории и обществознания, привитие интереса к предмету и учебному процессу в целом;

- формирование высокого уровня общеучебных умений и навыков;

- развитие творческих способностей, самостоятельности, навыков исследовательской деятельности;

- формирование ответственности у обучающихся за результаты своего труда, стимулирование работы учеников в зависимости от их индивидуальных способностей;

- получение стабильных качественных результатов

Рассмотрим механизмы реализации данной цели и задач.

Учебно-воспитательный процесс планирую в соответствии с Концепцией модернизации российского образования и в рамках реализации Программы развития школы на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. В преподавании предметов история и обществознание применяю государственные программы для общеобразовательных учреждений. Соблюдаю преемственность учебных программ по параллелям: история Отечества изучается на основе авторской программной линии - А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, обществознание - автор А.Ф.Никитин, в преподавании всемирной истории преемственной линии нет, данный факт объясняется отсутствием единой авторской программной линии, удовлетворяющей современным требованиям преподавания. Эффективность применения данных учебно-методических комплектов проверена временем, они дают наилучшую учебно-информационную и методологическую базу для обучения, стабильное качество знаний, качественный процент при сдаче итоговой аттестации.

Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. За межаттестационный период были изучены и апробированы: технология личностно-ориентированного обучения, исследовательская, тестовая технология контроля знаний, информационно-коммуникативная и проектная технологии.

Рассмотрим эффективность данных технологии в практическом учебном процессе.

Исходя из концепции личностно - ориентированного обучения, основной целью уроков является создание условий для проявления познавательной активности каждого ученика. За время работы по теме самообразования «Роль изучения исторической личности в учебной деятельности старшеклассников», за период 2006-2010 года был накоплен богатый теоретический и практический материал.

Апробированы следующие формы работы:

составление характеристики и художественного портрета исторической личности. На основе работы с источниками (художественные, документальные, учебные) и алгоритмом - характеристики учащиеся составляют характеристику исторического деятеля, а так же создают художественные портреты на персоналии, о которых история оставила лишь устное описание (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга и т.д.). Данная форма работы дает возможность научить учащихся уделять внимание личностно - психологическим аспектам истории, высказывать и обосновывать суждения о действиях людей в истории, о роли исторической личности в историческом процессе. А также формировать умения оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников, развивать способности, анализировать и оценивать факты, явления и события, раскрывать причинно - следственные связи между ними.

Работа с опорными конспектами. Человеку свойственно мыслить образами, ученики лучше усваивают учебный материал, если в ходе учебного процесса задействованы все каналы восприятия информации, поэтому я использую работу с опорными конспектами, в которых имя исторической личностью выступает в роли «двойного раздражителя памяти». Во-первых, идет процесс запоминания личности во времени, во-вторых, события как бы накладываются на имя, идет ассоциативный ряд, например: Петр I - империя, евразийство; Л.И. Брежнев – эпоха «Застоя», «Холодная война». Работа с опорным конспектом помогает не только научить учащихся систематизировать знания, а также развивать творческие навыки, при самостоятельном создании индивидуальных опорных конспектов. В 10 классе с этого года проходит апробирование новая форма работы – заполнение обучающимися индивидуального опорного конспекта в процессе познания, данная работа дает возможность систематизировать объемный материал, а также обучающиеся получают навыки работы со схемами, незаконченными предложениями, на сегодня наиболее проблемными формами заданий материалов ЕГЭ. Диагностика выпускников показывает, что работа с ОК является наиболее привлекательной формой обучения.

Творческие исследовательские работы: «История моей семьи», ролевое письмо, социологические опросы и т.д. Данные формы работы нравятся обучающимся, т. к несут личностный характер. Ребенок изучает окружающий его социум, ощущая себя непосредственным участником исторических событий. Обработка социологических опросов дает навыки перевода информации из одной знаковой системы в другую, обучающиеся учатся оценивать, классифицировать, обрабатывать социально значимую информацию.

Логичным завершением работы по теме самообразования, явилось создание адаптационной программы факультативного курса для учащихся 10-11 классов «Личность на фоне Отечественной истории». 2008 году она была зарегистрирована на районном экспертном совете.

Проектная технология широко используется при изучении, закреплении материала по предмету обществознание. По данной технологии разработаны и апробированы алгоритмы уроков по темам: «Проект малого предприятия», «Школа будущего», «Наши изобретения» - на данных уроках учащиеся, работая в группах, создают «свои» частные предприятия, проекты школы будущего, воплощают решение задач ТРИЗа в форме проекта с последующей защитой.

Данная технология показывает высокую учебную мотивацию, развивает творчество детей, учит сотрудничеству – одной из главных компетенций современного общества. Проектная технология используется и в воспитательной работе. Эффективность применения подтверждается итогами районного конкурса на лучший классный час «Истинная любовь к своему народу немыслима без любви к своему языку» - дипломом I степени. Ученики 6 класса создавали в группах проект буклета о государстве, в котором они живут.

Исследовательская технология используется на всех ступенях обучения. Исследовательские задачи ставятся перед учащимися исходя из их возрастных, интеллектуальных возможностей, уровня, умений и навыков. Я предлагаю учащимся различные формы исследовательских работ: сообщение; мини-исследования «История моей семьи» 5 класс; сравнительный анализ художественной и учебной литературы в контексте рассмотрения исторического события; эссе, историческое письмо; рефераты.

Для наиболее эффективного применения метода в ходе уроков, семинарских занятий проводится курс учебно-исследовательских практикумов. (Методика Гликмана Н.З.) На третьей ступени обучения (10-11 класс) обязательно написание рефератов (ученик выбирает индивидуальную тему исследования) с последующей защитой, критическим анализом работы одноклассниками. Учащимся с наиболее полно проработанными темами предлагается выступить на школьных НПК.

Эффективность применения данных методов в работе подтверждается:

1. Результатами итоговой аттестации обучающихся 9-11 классов. За межаттестационный период было 2 выпуска в 11-х и 2 в 9 классах, не зависимо от формы экзамена выпускники показали 100% успеваемость.

Ученикам не составляет труда написание части С, т.к. в ходе выполнения исследовательских работ они приобретают навыки письменного выражения своих знаний, умения рассуждать, анализировать источники.
Результаты ЕГЭ в 11А/Б классах 2007-2008 учебный год

Предмет

класс

Всего в классе

Количество сдавших экзамен

«Оценки»

% успева-емости

% качества

5

4

3

2

История

11 «А»

21

2

1

1







100

100%

История

11 «Б»

21

5




1

4

-

100

20%

Обществознание

11 «А»

21

3







3

-

100

0%

Обществознание

11 «Б»

21

3




1

2




100

33%

Средний балл по истории – 49,5; по обществознанию – 49,3. Средний балл в России: история – 50,1; обществознание – 50,3 балла.

Результаты ЕГЭ в 11 классе, физико-математическая группа

2008-2009 учебный год

Предмет

Всего

в классе

Количество

сдавших экзамен

% сдавших

экзамен

«Оценки»

%

успева-емости

% качества

5

4

3

2

Обществознание

10

5

%

1

3

1

-

100

«80%»

Средний балл по Иркутской области в июньскую сессию 2009 г. по обществознанию составил 52,46 по 100-балльной шкале. Средний балл в группе 11 «А» (физико –математический профиль) составил 61.2 балла.
Результаты экзамена по выбору в 9 А/В классах 2009-2010 учебный год

В 9 «А» классе учитель работает с 5 класса, 9 «В» обучал в течение года

Предмет

класс

Всего

в классе

Количество

сдавших экзамен

Оценки

%

успева-емости

% качества

5

4

3

2







История

9 «А»

25

2

1

1







100

100%

Обществознание

9 «А»

25

8

4




4

-

100

50%

Обществознание

9 «В»

25

4




2

2




100

50%

Результаты экзамена по выбору в 9 А/Б классах 2010-2011 учебный год

В 9 «А» классе учитель работает с 5 класса, в его новый состав вошли обучающиеся двух классов 8 «А» и 8 «Д», 9 «Б» обучал в течение года

Предмет

класс

Всего

в классе

Количество

сдавших экзамен

Оценки

% успева-емости

% качества

5

4

3

2

История

9 «А»

25

2

1




1




100

50%

История

9 «Б»

25

1

1







-

100

100%

Обществознание

9 «А»

25

11

7

3

1

-

100

90%

Обществознание

9 «Б»

25

9




2

7




100

22%

2. Происходит рост мотивации изучения предмета, желание работать с дополнительными источниками информации.

3. Возрастает потребность в самовыражении, желание участвовать в конкурсах различных уровней. За межаттестационный период совместно с моими учениками подготовлено 13 исследовательских работ , 7 из которых стали победителями и призерами.

Информационно-коммуникационная технология дает современному учителю широкий спектр возможностей. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает пакет Microsoft Office. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Я активно применяю в работе презентации, которые создаю сама, а также презентации созданные учениками. Компьютерные презентации, созданные в программе PowerPoint, позволяют создавать слайд-фильм урока. Подобрав нужные исторические карты, схемы, иллюстрации, таблицы значительно обогащается наглядный ряд, позволяющий оживить и разнообразить рассказ учителя. В 7-8 классах предлагаю ученикам самостоятельно создавать проекты - презентации с последующей их защитой. Тематика проектов в 7 классе определяется учителем, в 8 классе дается свобода выбора, ограниченного только курсом предмета. Помимо создания презентаций ученики с удовольствием создают буклеты в программе Publiser. К сожалению, применить информационные технологии в полной мере я не могу, т.к материально-техническое оснащение школы остается на уровне прошлого века, не все обучающиеся имеют возможность домашнего пользования компьютером. Не смотря на это, я выделяю ряд преимущества использования ИКТ:

1. индивидуализация обучения (ученики самостоятельно изучают материал, учатся выбирать и систематизировать основную информацию, готовят план выступления – защиты – презентации; за 2008-2011 учебный год было создано 27 презентаций, в работе приняло участие 43 ученика);

2. интенсификация самостоятельной работы учащихся, рост объема выполненных на уроке заданий;

3. повышение мотивации и познавательной активности.

Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к занятиям. За последние 3-4 года значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем общеобразовательным предметам в том числе и по истории и обществознанию. Я являюсь участницей педагогических интернет - сообществ: "Сеть творческих учителей», «ПЕДСОВЕТ», имею свой мини-сайт в Социальной сети работников образования (http://nsportal.ru/user). С 2011 года являюсь администратором сайт-страницы «Колумбы образования», объединяющей в своих рядах учителей истории Шелеховского района. Поддерживаю тесную связь с коллегами из других школ России, обмениваюсь с ними методическими находками.

Педагогу, как человеку творческой профессии, необходимо повышать свой профессиональный уровень. Повышение квалификации и профессионализма осуществляю, прежде всего, посредством обучения на курсах повышения квалификации и переподготовки. За межаттестационный период получены удостоверения по 6 краткосрочным курсам, преобладают курсы общепрофессиональной области (324 часа) и в области ИКТ (144 часа)

Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием преподавателя, его увлеченности предметом, умения передать учащимся свое отношение не только к предмету, но и к процессу самосовершенствования методик преподавания.

Участие в педсоветах, семинарах и конференциях – эффективное средство повышения профессионального уровня. Взаимный обмен опытом на таких методических мероприятиях является мощным стимулом для дальнейшего роста педагога, его развития. Своими наиболее удачными наработками делюсь с коллегами, ежегодно выступаю на школьных педагогических советах, активно участвует в работе школьного и районного методического объединения, являюсь членом городской аттестационной комиссии, провожу открытые уроки, мастер-классы в рамках районных и областных семинаров. За межаттестационный период опыт работы обобщался 9 раз, 4 раза деятельность учителя истории, 2 раза классного руководителя, 3 раза руководителя районного методического объединения.

2007-2008 - Классный час по теме «Люблю тебя, моя Отчизна! Люблю тебя, родной язык!» в рамках районного конкурса на лучший классный час «Истинная любовь к своему народу не мыслима без любви к своему языку». Я знакомила коллег с возможностями применения проектной деятельности во внеклассной работе;

- Районный педагогический форум. Участие в конкурсе национального проекта «Лучшие учителя», выступление обобщение педагогического опыта;

- Вторая региональная научно-практическая конференция «Повышение роли воспитания в условиях модернизации российского образования». Выступление с обобщением опыта работы классного руководителя по теме «Диагностика работы классного руководителя».

2008-2009 – Школьный семинар - представление проекта «Будущее рождается сегодня», выступление с обобщением опыта «Ситуация успеха», работа с одаренными детьми через участие в научно-исследовательской деятельности;

- Семинар руководителей районных методических объединений «Организация работы районного методического объединения учителей». Выступление с обобщением опыта проведения районного конкурса «Лучшее школьное методическое объединение учителей истории г. Шелехова и Шелеховского района»;

2009-2010 - Районный педагогический форум «Образование Шелеховского района-2010», выступление с обобщением опыта работы;

- Областной конкурс «Учитель года-2010», выступление с обобщением опыта по теме «Взаимодействие, как основной компонент эффективности работы образовательного пространства».

2010-2011 - VII областной образовательный форум. Семинар: «История и обществознание в XXI веке: концептуально-содержательное и методическое обновление» выступление на секции учителей истории с презентацией обобщение работы районного МО.

Участие в профессиональных конкурсах стимулирует активную исследовательскую деятельность не только педагога, а также мотивацию, повышает интерес к предмету обучающихся соучастников учителя в данных мероприятиях.

В 2007-2009 годах я дважды принимала участие в районных конкурсах на лучший классный час: «Истинная любовь к своему народу немыслима без любви к своему языку» и «Все начинается с семьи», которые были оценены дипломами I степени. Основным стимулом участия в данных конкурсах было стремление повысить учебную мотивацию в 6А классе, (который на тот момент имел характеристику класса с ниже средним уровнем обученности), активизировать деятельность под воздействием публичного наблюдения. Основной формой работы на данных мероприятиях была работа в группах, создание и защита творческих проектов, ролевые игры. Анализ мероприятий, анкетирование обучащихся и их родителей, участников конкурсных мероприятий, подтвердили эффективность данных мероприятий, примененных форм работы, показали высокий уровень качества знаний.

Система российского образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества, в лице их социальных институтов и граждан.

В своей работе я выделяю 6 зон взаимодействия (см. Приложение 1).

При этом все зоны являются не разорванными частями, а комплексной компонентой, значит взаимосвязаны.

Моя миссия: построение эффективного образовательного пространства для:

- качественного выполнения социального заказа родителей и государства;

- реализации собственного педагогического (творческого) потенциала.

Изменения, происходящие в современной России, такие, как: демократизация общества, построение правового государства, актуализируют проблему гражданско–правового образования. В течение семи лет я преподаю правоведческие факультативные курсы. Одной из форм практического погружения в мир права и политики является сотрудничество с Шелеховской территориально – избирательной комиссией.

Формы взаимодействия разнообразны: конкурсы рисунков, сочинений, викторины, встречи с депутатами районной Думы. Результатами данной работы являются победа в районном конкурсе на лучшее мероприятие по теме «Избирательное право. Избирательный процесс». Урок в 8Е классе по теме «Ты будущий избиратель» - был оценен Диплом победителя;

-Региональный конкурс среди педагогов общеобразовательных учреждений на лучший учебно-методический комплект по вопросам избирательного прав и процесса «Школа выборов-2008». Результат Диплом II степени.

Эффективность данного взаимодействия проявляется в высокой мотивации изучения курсов, количество участников курсов стабильно, что говорит о социальной значимости и привлекательности курса для тех ребят кто увлечен миром права. С каждым годом растет количество ребят участников правовых конкурсов. Данное взаимодействие дает учащимся азы профессиональных знаний, прививает правовую и политическую культуру.

Из двух выпусков, последних трех лет на юридические факультеты различных ВУЗОВ поступило 8 человек.

Как классный руководитель и учитель предметник я стараюсь в своей работе как можно теснее сотрудничать с работниками культуры: библиотек, музеев, шелеховского телевидения, архива. Формами взаимодействия являются посещение музеев, выставок; встречи с интересными людьми, библиотечные часы, конкурсы, сотрудничество при написании исследовательских работ. Благодаря такому сотрудничеству родились интересные работы: 2007 г. Евсевьева Татьяна представила работу по теме «Волшебная сила слова Т.И. Ангарской – поэтессы г.Шелехова», 2008 г. юные исследователи 7 класса изучили и представили на суд жюри НПК «Шаг в будущее, юниор» работу по теме «История СМИ г. Шелехова».
Для развития познавательно интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: познавательные игры, викторины, историко-литературные вечера, линейки памяти, провожу исторические декады, олимпиады по истории, обществознанию, праву, краеведческие экскурсии.

Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы дифференцированного характера, зачеты, тестирования. В работе применяю тестовые задания разноуровневого характера. Начиная с 5 класса, итоговые контрольные задания составляются в формате ЕГЭ. В 9, 11-х классах в начале и середине года составляю и провожу, по согласованию с администрацией школы «пробные ЕГЭ». Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются. Намечаются пути коррекции и устранения ошибок.
Показателями правильности выбранных форм, направлений, а также технологий работы для решения выше обозначенной проблемы являются стабильные результаты качества образования, участие в исследовательских конкурсах, предметных олимпиад.

история



Обществознание-право



Я могу сделать вывод, что данное противоречие разрешимо. Формирование свободной социально-компетентной личности обучающегося, способной к саморазвитию и самореализации возможно в современной школе.

В своей профессиональной области я выполняю три роли: учитель-предметник, классный руководитель, руководитель районного МО. Безусловна, каждая роль имеет свои приоритеты и цели, но при этом есть общие вопросы, которые требуют дальнейших решений – снижение профессиональной мотивации учителя, апатичность большинства родителей в вопросе воспитания, увеличение детей, которые относятся к категории «педагогически запущенных», что в свою очередь заставляет искать новые методы работы. Таким образом, поставлена запятая в очередном профессиональном этапе, намечены цели дальнейшей работы.