|
Д. С. Лихачев Искусство является одной из сфер духовно-практической деятельности людей, которое направлено на художественное восприятие и освоение окружающего нас мира
|
 Скачать 109.85 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное
учреждение Республики Мордовия
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Всероссийская научно-практическая конференция «Межкультурный диалог народов россии»
на базе ГБОУ РМ СПО
«Ичалковский педагогический колледж имени С.М. Кирова»
Наименование работы
«Мордовский национальный костюм как пример художественного наследия народа»
 Автор: Иваненкова Елена
группа - ДН-21, 072501 Дизайн
(по отраслям) промышленности Руководитель: Данилина И.В., преподаватель гуманитарных дисциплин
Ковылкино 2015 «… Без духовной оседлости, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования»
Д.С. Лихачев
Искусство является одной из сфер духовно-практической деятельности людей, которое направлено на художественное восприятие и освоение окружающего нас мира.
Мордовский народ является неотъемлемой частью единого российского полиэтнического государства, а мордовское культурное наследие обогащает культуру нашего родного Отечества и всего мира. Мордовия представляет собой пример крепкой дружбы народов, совместно решающих задачи экономического, социального и духовного развития родного края, сохраняющих атмосферу взаимного доверия и согласия.
Одежда всегда была и остается выражением самобытной внутренней культуры народа, его традиций и обычаев. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями.
Одежда мордвы как часть культуры выполняла основные универсальные функции культуры. Костюм был отражением метафизических ценностей этноса, коллективных представлений народа об окружающем мире и его структурных элементах, обеспечивая адекватное восприятие бытия, его прошлого и настоящего. Он хранил осмысление образов картины мира и через сложную систему норм регулировал правила поведения человека и деятельность всего общества, организовывал и контролировал его (нормативная функция).
Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Например, до сих пор в национальных костюмах всех народов сохраняется обычай разделять наряд девушки и замужней женщины.
Национальный костюм - красноречивое повествование о народе, его истории, психологии, идеале, душе. Многосложный красочный мордовский народный костюм - это вклад народов эрзи и мокши в мировую художественную культуру.
Ценность традиционного костюма эрзян и мокшан определялась его назначением, функциональной нагрузкой. Многоликость ритуальной функции традиционного костюма мокши и эрзи отражала своеобразие и богатство культурной жизни этноса, закрепляясь в определенной знаковой и символической предметности.
Следовательно, всесторонний анализ традиционного костюма мордвы, выявление не только его специфики, но и транслируемого им смысла, ценностного потенциала, того общего и неизменного, что формирует российскую и мировую культуру, совершенно необходимы с точки зрения динамики культурных процессов и интенсификации межэтнических взаимодействий. Весьма актуально звучит предостережение Ю. В. Бромлея: «Мы не можем позволить себе «роскошь незнания» друг друга…, это стало невозможным и даже опасным теперь, когда в мире все так взаимозависимо – в определенном отношении у всех народов общая судьба, если иметь в виду перспективу выживания в мире…».
Традиционный костюм мордвы – мокши и эрзи, самого многочисленного финно-угорского народа России, в своем полном ансамбле дает идеальное представление нации о красоте человека. Он соединяет не только художественное творчество, воплощенное в вышивке, ткачестве, составлении украшений из бисера, бус, раковин каури. Само умение надевать и носить национальную одежду было своеобразным искусством, которое в народе передавалось из поколения в поколение. Коллекция одежды позволяет представить локальное разнообразие мокшанского и эрзянского костюмов, особенности его составных элементов, ярко демонстрирует художественную одаренность народа и своеобразие его творческого мышления.
Традиционный костюм мордвы, особенно женский, очень самобытен и красочен. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка разновидностей. Расцветка мордовской вышивки включает чёрный цвет с синим оттенком и тёмно-красный как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора.
Женскую рубашку носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш). Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами каури, цепочками, медными пуговицами, бляшками, снизками разноцветного бисера праздничный пулай. Встречающийся только у эрзи, пулай, видимо, являлся реликтом какой-то чрезвычайно архаичной формы женской поясной одежды, превратившейся позднее в украшение.
Декоративным центром нагрудных украшений является застёжка, которая закалывает ворот рубахи (сюлгам, сюл-гамо). Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником кргань-пирьф (у мокши). К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие — на периферийной части украшения.
Украшения — серьги, браслеты, перстни, кольца изготовлялись из меди и её сплавов, реже из золота и его сплавов, из сплава золота с серебром.
Для эрзянок типичны были высокие головные уборы на твёрдой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста, вышитой и украшенной блёстками, а для мокшанок — двурогие головные уборы, тюрбанообразные повязки. Причёски замужних мокшанок представляли собой два закрученных на висках пучка волос, которые также походили на рога. На уши надевали серьги с подвеской — серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха.
Отличительной чертой девушек-мордовок являются кожаные красные сапожки, имеющие наглухо закреплённые сборы и острые носы. Повседневной обувью служили, как правило, лыковые лапти. Мокшанки носят и теперь полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, вязанные из шерсти.
Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая считается основным украшением традиционной одежды. Для вышивания применялись шерстяные, реже шелковые и бумажные нитки преимущественно красно-кирпичного и черного или темно-синего цветов. Выполнялась вышивка по счету ниток, без предварительного нанесения рисунка. Для этого девушки использовали специальный крючок-кечказ. Эрзянки вышивали на лицевой стороне холста, а мокшанки в основном - с обратной стороны. Для эрзянской вышивки характерна большая декоративность и монументальность, рельефность. Большие массивы вышивки выполняются сплошным заполнением площади крупными орнаментальными фигурами. Цветовая гамма ее довольно сдержанна. Два основных цвета дополняются лишь зеленым и желтым. Мокшанская вышивка ажурнее, сплошное заполнение площадей встречается реже. Цветовая гамма ее богаче. Наиболее характерным элементом орнамента является ромб с продленными сторонами. Широко распространен у мордвы и мотив восьмиугольной звезды. Большая часть узоров располагается по косой сетке, но применялись также бордюры и розетки.
Нельзя не заметить, что шитье бисером занимало значительное место в народном искусстве мордвы. Бисер широко применялся для отделки одежды и из него изготовлялись различные украшения. Его нашивали на холст, кожу или нанизывали на нитку, проволоку и т.п. Обычно мордва-эрзя использовала бисер в основном как отделочный материал. Она применяла бисер красного, белого, желтого и черного цветов. Мокша из бисера изготовляла нагрудные и шейные украшения. Цветовая гамма мокшанских украшений из бисера была очень разнообразной: голубая, синяя, белая, розовая, зеленая, золотистая и др. Орнамент бисерных украшений был схож с орнаментом вышивки: ромбы, косые кресты, зигзаги. Иногда бисер просто нашивался горизонтальными рядами. Широко а мордовском костюме применялись бисерные кисти в качестве накосников, височных подвесок и т.д. Занималась мордва и узорным ткачеством. В основном узорные ткани употреблялись для отделки. Состав орнаментальных мотивов узорного тканья был геометрическим: зигзаги, елочки, косые кресты, ромбы, клетка.
Важно отметить, что у мокши было распространено художественное вязание. Своим простым геометрическим орнаментом они украшали наколенники, связанные из черной и белой шерсти.
Несмотря на современную моду, традиционный костюм в настоящее время сохранил свое предназначение в разной степени у мокши и эрзи. Но если мокшанки ещё довольно часто надевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты одежды, то эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по тем или иным праздникам, на концерты художественной самодеятельности. Свахи надевают его на свадьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды.
Образцы, формы и приемы прошлого постоянно сохраняются в традиционной культуре, а преемственность в освоении видов декоративно-прикладного творчества гарантирует передачу их последующим поколениям. Диалектическая природа народного костюма связывает его не только с прошлым, но и с настоящим и будущим, и представляет собой поступательное движение в целостной социокультурной системе. Кроме того, народный костюм всегда представляет собой единство духовного и материального, чутко реагирует на окружающую среду.
Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. Часто элементы старинной народной одежды встречаются на наших модных нарядных блузках, юбках и платьях. Лучшие элементы мордовского народного костюма продолжают сохраняться и развиваться в современном творчестве мордовских модельеров, в работах мордовских вышивальщиц.
Проведя параллели между прошлым и будущем культуры национального костюма мы видим, что при совмещении современной моды и самобытности мордовского орнамента рождаются новые декоративно-художественные композиции в одежде, которые имеют большое значение при сохранении культурного наследия мордовского народа. Стиль орнамента прошлого находит выражение и в современных костюмах, которые современная молодежь c удовольствием носит и сейчас. Необычайная красочность, эмоциональная насыщенность национального костюма обладают той притягательной мощью, которая привлекает художников декоративно-прикладного искусства и модельеров, являясь неиссякаемым источником творческого вдохновения.
Любой этнос создает свою собственную культуру, благодаря которой отличает себя от других аналогичных этносов. По своей роли и сущности традиционная культура этноса представляет собой историческую совокупность материальных, духовных, этнических, моральных и эстетических ценностей.
Несмотря на всё более стандартизирующеюся культуру в условиях глобализации, приобщение молодёжи к этой части национальной культуры очень актуально, ведь без прошлого нет будущего.
приложения
-

|
Костюм молодой женщины мокшанки. Зубово-Полянский район, РМ. 30-е гг. ХХ в.
|

|
Костюм молодой женщины мокшанки. Ковылкинский район, РМ. 30-е гг. ХХ в.
|

|
Костюм девушки эрзянки. Кочкуровский район, РМ. 30-е гг. ХХ в.
|

| Костюм пожилой эрзянки. Кочкуровский район, РМ. 30-е гг. ХХ в.
|

|
Женское наспинное украшение пулапунят. Мордва мокша. Старошайговский район, РМ. Кон. ХIХ в.
|

|
Женское набедренное украшение пулай. Мордва эрзя. Большеберезниковский район, РМ. Нач. ХХ в.
|

| Костюм молодой женщины мокшанки. Старошайговский район, РМ. Сер. ХХ в.
|

|
Фрагмент праздничного костюма женщины мокшанки. Темниковский район, РМ. Нач. ХХ в.
|

|
Мужская рубаха
|
Современный молодежный национальный мордовский костюм
 Молодежное платье с воротником по мотивам эрзянской вышивки Пензенской губ.
 Сценический костюм по мотивам эрзянской вышивки Самарской губ.

Молодежное платье с нагрудным и поясным украшением по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия
 Молодежный комплект по мотивам мокшанской вышивки
 Женский ансамбль с сумкой по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия

Молодежное платье с капюшоном по мотивам вышивки финно-угорских народов
 Брючный ансамбль с шарфом и палантином по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Поляиского района Республики Мордовия
|
|
|