Главная страница

Д. С. Лихачев Искусство является одной из сфер духовно-практической деятельности людей, которое направлено на художественное восприятие и освоение окружающего нас мира


Скачать 109.85 Kb.
Название Д. С. Лихачев Искусство является одной из сфер духовно-практической деятельности людей, которое направлено на художественное восприятие и освоение окружающего нас мира
Дата 24.02.2016
Размер 109.85 Kb.
Тип Документы

Государственное бюджетное образовательное

учреждение Республики Мордовия

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

Всероссийская научно-практическая конференция «Межкультурный диалог народов россии»

на базе ГБОУ РМ СПО

«Ичалковский педагогический колледж имени С.М. Кирова»


Наименование работы

«Мордовский национальный костюм как пример художественного наследия народа»



6dbc749629078bf61b33c78021ee9b53
Автор: Иваненкова Елена

группа - ДН-21, 072501 Дизайн

(по отраслям) промышленности
Руководитель: Данилина И.В., преподаватель гуманитарных дисциплин


Ковылкино 2015
«… Без духовной оседлости, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования»

 Д.С. Лихачев

Искусство является одной из сфер духовно-практической деятельности людей, которое направлено на художественное восприятие и освоение окружающего нас мира.

Мордовский народ является неотъемлемой частью единого российского полиэтнического государства, а мордовское культурное наследие обогащает культуру нашего родного Отечества и всего мира. Мордовия представляет собой пример крепкой дружбы народов, совместно решающих задачи экономического, социального и духовного развития родного края, сохраняющих атмосферу взаимного доверия и согласия.

Одежда всегда была и остается выражением самобытной внутренней культуры народа, его традиций и обычаев. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями.

Одежда мордвы как часть культуры выполняла основные универсальные функции культуры. Костюм был отражением метафизических ценностей этноса, коллективных представлений народа об окружающем мире и его структурных элементах, обеспечивая адекватное восприятие бытия, его прошлого и настоящего. Он хранил осмысление образов картины мира и через сложную систему норм регулировал правила поведения человека и деятельность всего общества, организовывал и контролировал его (нормативная функция).

Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Например, до сих пор в национальных костюмах всех народов сохраняется обычай разделять наряд девушки и замужней женщины.

Национальный костюм - красноречивое повествование о народе, его истории, психологии, идеале, душе. Многосложный красочный мордовский народный костюм - это вклад народов эрзи и мокши в мировую художественную культуру. 

Ценность традиционного костюма эрзян и мокшан определялась его назначением, функциональной нагрузкой. Многоликость ритуальной функции традиционного костюма мокши и эрзи отражала своеобразие и богатство культурной жизни этноса, закрепляясь в определенной знаковой и символической предметности.

Следовательно, всесторонний анализ традиционного костюма мордвы, выявление не только его специфики, но и транслируемого им смысла, ценностного потенциала, того общего и неизменного, что формирует российскую и мировую культуру, совершенно необходимы с точки зрения динамики культурных процессов и интенсификации межэтнических взаимодействий. Весьма актуально звучит предостережение Ю. В. Бромлея: «Мы не можем позволить себе «роскошь незнания» друг друга…, это стало невозможным и даже опасным теперь, когда в мире все так взаимозависимо – в определенном отношении у всех народов общая судьба, если иметь в виду перспективу выживания в мире…».

Традиционный костюм мордвы – мокши и эрзи, самого многочисленного финно-угорского народа России, в своем полном ансамбле дает идеальное представление нации о красоте человека. Он соединяет не только художественное творчество, воплощенное в вышивке, ткачестве, составлении украшений из бисера, бус, раковин каури. Само умение надевать и носить национальную одежду было своеобразным искусством, которое в народе передавалось из поколения в поколение. Коллекция одежды позволяет представить локальное разнообразие мокшанского и эрзянского костюмов, особенности его составных элементов, ярко демонстрирует художественную одаренность народа и своеобразие его творческого мышления.

Традиционный костюм мордвы, особенно женский, очень самобытен и красочен. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка  разновидностей.  Расцветка мордовской вышивки включает чёрный цвет с синим оттенком и тёмно-красный как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора.

Женскую рубашку носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш). Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами каури, цепочками, медными пуговицами, бляшками, снизками разноцветного бисера праздничный пулай. Встречающийся только у эрзи, пулай, видимо, являлся реликтом какой-то чрезвычайно архаичной формы женской поясной   одежды,   превратившейся позднее в украшение.

Декоративным центром нагрудных украшений является застёжка, которая закалывает ворот рубахи (сюлгам, сюл-гамо). Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником кргань-пирьф (у мокши). К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие — на периферийной части украшения.

Украшения — серьги, браслеты, перстни, кольца изготовлялись из меди и её сплавов, реже из золота и его сплавов, из сплава золота с серебром.

Для эрзянок типичны были высокие головные уборы на твёрдой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста, вышитой и украшенной блёстками, а для мокшанок — двурогие головные уборы, тюрбанообразные повязки. Причёски замужних мокшанок представляли собой два закрученных на висках пучка волос, которые также походили на рога. На уши надевали серьги с подвеской — серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха.

Отличительной чертой девушек-мордовок являются кожаные красные сапожки, имеющие наглухо закреплённые сборы и острые носы. Повседневной обувью служили, как правило, лыковые лапти. Мокшанки носят и теперь полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, вязанные из шерсти.

Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая считается основным украшением традиционной одежды. Для вышивания применялись шерстяные, реже шелковые и бумажные нитки преимущественно красно-кирпичного и черного или темно-синего цветов. Выполнялась вышивка по счету ниток, без предварительного нанесения рисунка. Для этого девушки использовали специальный крючок-кечказ. Эрзянки вышивали на лицевой стороне холста, а мокшанки в основном - с обратной стороны. Для эрзянской вышивки характерна большая декоративность и монументальность, рельефность. Большие массивы вышивки выполняются сплошным заполнением площади крупными орнаментальными фигурами. Цветовая гамма ее довольно сдержанна. Два основных цвета дополняются лишь зеленым и желтым. Мокшанская вышивка ажурнее, сплошное заполнение площадей встречается реже. Цветовая гамма ее богаче. Наиболее характерным элементом орнамента является ромб с продленными сторонами. Широко распространен у мордвы и мотив восьмиугольной звезды. Большая часть узоров располагается по косой сетке, но применялись также бордюры и розетки.

Нельзя не заметить, что шитье бисером занимало значительное место в народном искусстве мордвы. Бисер широко применялся для отделки одежды и из него изготовлялись различные украшения. Его нашивали на холст, кожу или нанизывали на нитку, проволоку и т.п. Обычно мордва-эрзя использовала бисер в основном как отделочный материал. Она применяла бисер красного, белого, желтого и черного цветов. Мокша из бисера изготовляла нагрудные и шейные украшения. Цветовая гамма мокшанских украшений из бисера была очень разнообразной: голубая, синяя, белая, розовая, зеленая, золотистая и др. Орнамент бисерных украшений был схож с орнаментом вышивки: ромбы, косые кресты, зигзаги. Иногда бисер просто нашивался горизонтальными рядами. Широко а мордовском костюме применялись бисерные кисти в качестве накосников, височных подвесок и т.д. Занималась мордва и узорным ткачеством. В основном узорные ткани употреблялись для отделки. Состав орнаментальных мотивов узорного тканья был геометрическим: зигзаги, елочки, косые кресты, ромбы, клетка.

Важно отметить, что у мокши было распространено художественное вязание. Своим простым геометрическим орнаментом они украшали наколенники, связанные из черной и белой шерсти.

Несмотря на современную моду, традиционный костюм в настоящее время сохранил свое предназначение в разной степени у мокши и эрзи. Но если мокшанки ещё довольно часто надевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты одежды, то эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по тем или иным праздникам, на концерты художественной самодеятельности. Свахи надевают его на свадьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды.

Образцы, формы и приемы прошлого постоянно сохраняются в традиционной культуре, а преемственность в освоении видов декоративно-прикладного творчества гарантирует передачу их последующим поколениям. Диалектическая природа народного костюма связывает его не только с прошлым, но и с настоящим и будущим, и представляет собой поступательное движение в целостной социокультурной системе. Кроме того, народный костюм всегда представляет собой единство духовного и материального, чутко реагирует на окружающую среду.

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. Часто элементы старинной народной одежды встречаются на наших модных нарядных блузках, юбках и платьях. Лучшие элементы мордовского народного костюма продолжают сохраняться и развиваться в современном творчестве мордовских модельеров, в работах мордовских вышивальщиц.

Проведя параллели между прошлым и будущем культуры национального костюма мы видим, что при совмещении современной моды и самобытности мордовского орнамента рождаются новые декоративно-художественные композиции в одежде, которые имеют большое значение при сохранении культурного наследия мордовского народа. Стиль орнамента прошлого находит выражение и в современных костюмах, которые современная молодежь c удовольствием носит и сейчас. Необычайная красочность, эмоциональная насыщенность национального костюма обладают той притягательной мощью, которая привлекает художников декоративно-прикладного искусства и модельеров, являясь неиссякаемым источником творческого вдохновения.

Любой этнос создает свою собственную культуру, благодаря которой отличает себя от других аналогичных этносов. По своей роли и сущности традиционная культура этноса представляет собой историческую совокупность материальных, духовных, этнических, моральных и эстетических ценностей.

Несмотря на всё более стандартизирующеюся культуру в условиях глобализации, приобщение молодёжи к этой части национальной культуры очень актуально, ведь без прошлого нет будущего.

приложения


костюм молодой женщины мокшанки. зубово-полянский район, рм. 30-е гг. хх в.


Костюм молодой женщины мокшанки. Зубово-Полянский район, РМ. 30-е гг. ХХ в.


костюм молодой женщины мокшанки. ковылкинский район, рм. 30-е гг. хх в.


Костюм молодой женщины мокшанки. Ковылкинский район, РМ. 30-е гг. ХХ в.

костюм девушки эрзянки. кочкуровский район, рм. 30-е гг. хх в.


Костюм девушки эрзянки. Кочкуровский район, РМ. 30-е гг. ХХ в.


костюм пожилой эрзянки. кочкуровский район, рм. 30-е гг. хх в.

Костюм пожилой эрзянки. Кочкуровский район, РМ. 30-е гг. ХХ в.

женское наспинное украшение пулапунят. мордва мокша. старошайговский район, рм. кон. хiх в.


Женское наспинное украшение пулапунят. Мордва мокша. Старошайговский район, РМ. Кон. ХIХ в.


женское набедренное украшение пулай. мордва эрзя. большеберезниковский район, рм. нач. хх в.


Женское набедренное украшение пулай. Мордва эрзя. Большеберезниковский район, РМ. Нач. ХХ в.

костюм молодой женщины мокшанки. старошайговский район, рм. сер. хх в.

Костюм молодой женщины мокшанки. Старошайговский район, РМ. Сер. ХХ в.

фрагмент праздничного костюма женщины мокшанки. темниковский район, рм. нач. хх в.


Фрагмент праздничного костюма женщины мокшанки. Темниковский район, РМ. Нач. ХХ в.






Мужская рубаха



Современный молодежный национальный мордовский костюм
как национальный костюм и самобытные приемы его декора находят выход в культуру xxi столетия.
Молодежное платье с воротником по мотивам эрзянской вышивки Пензенской губ. 

как национальный костюм и самобытные приемы его декора находят выход в культуру xxi столетия.
Сценический костюм по мотивам эрзянской вышивки Самарской губ. 

как национальный костюм и самобытные приемы его декора находят выход в культуру xxi столетия.



Молодежное платье с нагрудным и поясным украшением по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия

как национальный костюм и самобытные приемы его декора находят выход в культуру xxi столетия.
Молодежный комплект по мотивам мокшанской вышивки

как национальный костюм и самобытные приемы его декора находят выход в культуру xxi столетия.
Женский ансамбль с сумкой по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия

как национальный костюм и самобытные приемы его декора находят выход в культуру xxi столетия.

Молодежное платье с капюшоном по мотивам вышивки финно-угорских народов

как национальный костюм и самобытные приемы его декора находят выход в культуру xxi столетия.
Брючный ансамбль с шарфом и палантином по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Поляиского района Республики Мордовия