Главная страница

«Цветная сказка» (2 год обучения, возраст детей 9 10 лет) Тема занятия: «Техника лоскутного шитья \ Ляпочиха»



Скачать 160.84 Kb.
Название «Цветная сказка» (2 год обучения, возраст детей 9 10 лет) Тема занятия: «Техника лоскутного шитья \ Ляпочиха»
Дата 04.03.2016
Размер 160.84 Kb.
Тип Сказка


Конспект учебного занятия в кружке художественного лоскутного шитья

«Цветная сказка»

(2 год обучения, возраст детей 9 – 10 лет)
Тема занятия: «Техника лоскутного шитья "Ляпочиха»

Цель: Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

Задачи:

- Познакомить обучающих с техникой лоскутного шитья «Ляпочиха».

- Научить работать в технике лоскутного шитья «Ляпочиха», через знакомство с отличительными особенностями техники, технологической последовательностью изготовления коврика.

- Развивать внимание, память, навыки шитья, эстетический вкус.

- Воспитывать уважение к традициям народного искусства: интерес к лоскутному шитью, аккуратность, усидчивость.

Методы обучения.

Словесные – рассказ педагога

Наглядные – демонстрация слайдов

Практические – самостоятельная работа над выполнением техники.

Дидактические материалы и инструменты.

Для педагога: тематическая литература, образцы работ, таблицы, Т.С.О.- проектор, ноутбук, доска для мини – выставки.

Для обучающихся: Ножницы, иголки, наперстки, ткань, игольница, деталь основы, - полоски трикотажа разного цвета размером 4*8 см; нитки, карточки с последовательностью пришивания лоскутков по цвету.

Демонстрационный материал:

- Презентация «Лоскутное шитьё. Техника «Ляпочиха».

- Образцы « Технология изготовления блока».

Тип занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход занятия

  1. Вступительное слово педагога.

Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости!

Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости. Это девчушки - веселушки и они нам хотят, что - то спеть (девочки исполняют частушки).

Частушки:

1. Мы трудиться очень любим, 2. Говорят – умелая,

Нам трудиться нравится. Девочка – несмелая

Каждый сладит с трудным делом, Но любую я работу

С любой работой справится. До конца доделаю.

Я сидела у окна Кто вам фартучек скроит?

Платье себе шила, Кто поделку сотворит?

Думала в руке игла, У кого всегда в порядке

Оказалось – шило! Лоскуточки и прихватки.

Мы пропели, станцевали,

Но пора и честь нам знать,

Возьмём в руки мы иголки

Лоскутки пойдём сшивать.

Спасибо вам, большое за выступление. Сегодня мы с вами будем сшивать лоскутки.

Тема нашего занятия: «Техника лоскутного шитья «Ляпочиха». Изготовление блока.

(слайд)

Но перед те как притупить к изучению этой темы, поговорим немного о истории лоскутного шитья.

  1. Рассказ о истории лоскутного шитья.

Шитье из лоскутков, корни которого уходят в далекое прошлое, среди известных видов рукоделия занимает особое место. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных в ХI веке. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явились бедность и бережливость. В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировали, одежда перешивалась, а то что не подлежало переделке, сжигалось в печи. Даже изношенные старые лапти после изготовления новых, закапывали в грядку. Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое.

(слайд)

Эти ни на что другое уже не годные кусочки пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на основу, сшивались между собой, образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может и третью жизнь ненужным вещам.

( слайд)

Именно и это вынуждало женщин из остатков кроя, старой одежды делать изделия окружающего быта. Во многих странах (Америка, Англия и др.) шитья из лоскута стало национальным видом декоративно-прикладного искусства. Известные нам традиции лоскутного орнамента кропотливо создавались на протяжении ХIХ века и начала ХХ века. Свою лепту внесли мастерицы середины ХХ века, которые превратили ремесло лоскутного шитья в отдельный вид декоративно-прикладного искусства. С годами отношение к такому виду рукоделия как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций постепенно отошло в прошлое. Сегодня этот вид декоративно-прикладного искусства постепенно начинает возрождаться. Лоскутное шитье – один из видов народного искусства. Он вобрал в себя все лучшие традиции крестьянского декоративно-прикладного творчества. Предметы лоскутного шитья соединяют в себе три начала: польза, красота, добро. Особенность лоскутного ремесла в том, что его сформировала окружающая природа и крестьянская среда. Лоскутное шитье начинается с потребности сделать нужную, полезную в быту вещь с учетом законов гармонии цвета, со стремлением внести эту красоту в повседневную жизнь.

Техника «Ляпочиха» очень проста и интересна. А что же такое «Ляпочиха»?

Ляпочиха- это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу. Встречаются различные её названия «ляпоток», «ляпаток», «ляп», «лапша».

(слайд)

Отдельный торчащий лоскуток ткани называют «ляпачок»

(слайд)

Слово «Ляпачок» мужского рода, а шили из ткани одежду и вещи для дома женщины- ткачихи (в старину так называли женщин, которые пряли пряжу и ткали ткань, и шили одежду). От слова «Ляпочек» взяли «Ляпо», а от слова ткачиха взяли чиха, и получили технику «Ляпочиха».

( слайд)

Педагог.

Сегодня и мы с вами постараемся дать вторую жизнь старым вещам. Познакомимся с выполнением техники лоскутного шитья «Ляпочиха» и выполним блок в этой технике. Каждый из вас будет выполнять свой маленький блок. А потом мы их соединим в один большой и увидим, что у вас получиться. Но вначале я познакомлю вас со способами пришивания лоскутков на ткань.

  1. Техника «Ляпочиха». Способ «бабочка».

В технике « Ляпочиха» существует несколько вариантов пришивания лоскутков на основу.

1 вариант – полоски ткани пришиваются рядами. Каждую полоску выкладывают и посередине прокладывают машинную строчку. Затем отгибают верхнюю часть лоскутка вниз и получаются вот такие интересные работы.

( слайд)

2 вариант – полоски пришивают по разметке (слайд)

Основа для изготовления изделий может быть квадратной, круглой, прямоугольной формы. По разметке полоски пришиваются от центра к краям изделия, ряд за рядом. Ткань нарезают не только мелкими полосками, но и квадратной и прямоугольной формы.

3 вариант – пришивания лоскутков на основу. Лоскутки квадратной формы пришиваются к основе только за середину, образуя так называемый «цветок». А лоскутки прямоугольной формы скручиваются по середине, образуя «бабочку» и пришиваются к основе.

(слайд)

Получаются вот такие красивые изделия

(слайд)

В изготовлении этого изделия можно использовать любую ткань, но лучше чтобы изделия были аккуратными и красивыми, используются трикотажные ткани.

Рассказ обучающегося.

Трикотажные ткани бывают натурального и искусственного происхождения. Переплетение у трикотажных тканей вязаное полотно. По своим свойствам трикотажные ткани несыпучие, прочные, хорошо растягиваются и принимают заданную форму. Трикотаж бывает: толстый и тонкий, петлевой и гладкий, однотонный и разноцветный. Эти ткани применяются для изделий, которые будут часто использоваться.

(слайд)

В работе применяется разный трикотаж. В зависимости от величины трикотажных лоскутков можно получить коротковорсовый или длинноворсовый коврик


Обобщение и закрепление полученных знаний

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с историей лоскутного шитья, узнали о чего произошла техника «Ляпочиха», об вариантах пришивания лоскутков на основу. Узнали о тканях, которые применяются в технике «Ляпочиха».

А сейчас, давайте проверим, как внимательны вы были и что же запомнили.

Вопросы:

- Когда впервые была найдена аппликация из ткани? (самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации.)

- Почему в старину не выбрасывали старые вещи? (с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировали, одежда перешивалась, а то что не подлежало переделке, сжигалось в печи.)

– Что послужило толчком для создания изделий из лоскута? ( Беднота, бережливость, не

выбрасывали старые вещи)

- В какие три слова несет в себе лоскутное шитье? (польза, красота, добро).

- Что означает слово «Ляпочиха»? ( Ляпочиха- это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу)

- Скажите, почему в технике « Ляпочиха» применяются трикотажные ткани?

( трикотажные ткани неосыпаются, мягкие, прочные)

- Какие тир способа применяются для пришивания лоскутков на ткань? (1 вариант – полоски ткани пришиваются рядами, 2 вариант – полоски пришивают по разметке,3 вариант – пришивания лоскутков на основу.)

За каждый правильный ответ дети получают карточки.

Рассказ педагога.

Мы будем изготавливать в технике «Ляпочиха» - длинноворсовый блок.

(слайд).

Для него необходимы лоскутки прямоугольной формы размером 4х8 см. Для пришивания лоскутков на основу, мы будем использовать способ « бабочка».

(слайд)

Способ пришивания будем использовать - « бабочка». Пришивать лоскутик к основе лучше ниткой в цвет лоскутку, так шов не будет заметен. У каждого на столе подготовленные трикотажные полоски, основа квадратной формы и разметки по ней.

  1. Практическая работа.

    1. Инструктаж по технике безопасности.

Но перед началом работы повторим правила техники безопасности. Я предлагаю вам игру. За правильные ответы вы получаете карточки, которые вам пригодятся в работе. В начале вы назовете правила ТБ при работе с иглой и булавками, затем проверим правильность ответов на экране.

Техника безопасности при работе с инструментами.

Инструменты, которыми мы будем пользоваться, при неправильном обращении могут быть опасны. Поэтому соблюдение правил по технике безопасности обязательно:

1.Рабочее место нужно содержать всегда в порядке, все инструменты должны находиться

на своих местах.

Напомнить хочу про рабочее место-

Диван или кресло?

Нет, им там не место!

Усядемся лучше с тобой за столом,

И ткань здесь разложим, и мыло найдем,

Коробку достанем, где все инструменты,

Сошьем все детали, набьем элементы,

Те, из которых изделие родиться,

Рабочее место тебе пригодится!

2. При работе с иголкой и булавками:

- всегда перед началом работы посчитайте, сколько иголок и булавок вы взяли для

работы, а в конце занятия проверьте их наличие;

Иголки надо сосчитать,

Когда садишься за работу,

Потом внимательно собрать,

Хотя бывает неохота.

- не вкалывайте иголки и булавки в одежду и случайные предметы, они всегда должны

находиться в игольнице ;

Ты не бери иголку в рот!

Иголка острая – не плод!

Ты лучше с нею не шути,

А то окажется внутри.

- не держите иголки и булавки губами, можно случайно вдохнуть их;

- длина нитки должна быть не более 30-35 см, так как, работая иглой с длинной ниткой,

можно поранить сидящего рядом с вами.

После правильных ответов показывается слайд с техникой безопасности.

( слайд)

А теперь назовите правила ТБ при работе с ножницами. Проверяем все ли вы их назвали (слайд).

3.При работе с ножницами:

- в нерабочем состоянии ножницы должны находиться справа, кольцами к себе;

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути,

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

- передавать ножницы следует сомкнутыми концами, кольцами вперед;

Лишь окончена работа-

Ножницами нужна забота.

Не забудь их закрывать

И на место положить.

- после окончания работы, ножницы кладут на место. Проверяем все ли вы их назвали (слайд).

Ну вот мы с вами повторили технику безопасности, а теперь можем приступать к работе.

    1. Организация рабочего места.

Для работы нам понадобятся материалы и инструменты:

(слайд)

- деталь основы;

- полоски трикотажа разного цвета размером 4*8 см;

- нитки;

- ножницы;

- игольница с иглой и булавками.

Вы получили карточки, на которых указана последовательность пришивания рядов по цвету. Сейчас вам необходимо выбрать тарелку с лоскутками соответствующую вашей карточке. Также возьмите все необходимые для работы и подготовьте свои рабочие места.

Этапы работы по изготовлению блока .

Изготавливать блок мы будим поэтапно. На экране вы будете видеть каждый этап работы и выполнять его. И так , приступаем к изготовлению коврика. Посмотрите в карточки и приготовьте иглу с ниткой для первого лоскутка.

Технологическая карта изготовления блока коврика

Этап 1

рисунок32


  1. Подготовить иглу с ниткой

2. Ввести иглу с изнаночной стороны в центре основы


Этап 2

рисунок33


3. Сделать закрепку


Этап 3

рисунок34


4. Взять лоскуток, скрутить его посередине, образуя «бабочку»


Этап 4

рисунок35


5. Приложить «бабочку» к месту пришивания, крепко прижать пальцами левой руки


Этап 5

рисунок36


6. Пришить одним стежком


Этап 6

рисунок37


7. Пришить вторым стежком и сделать протяжку - шаг к следующему лоскутку на другой ряд


Этап 7

рисунок39


8. Сделать закрепку на новом месте


Этап 6

рисунок42


9. Взять лоскуток второго ряда, скрутить его «бабочкой», приложить к месту пришивания


Этап 6

рисунок43


10. Пришить его двумя стежками и

сделать протяжку, отступив 1 см


Этап 6

рисунок44


11. Сделать закрепку на новом месте


Этап 6

рисунок45

рисунок46


12. Взять следующий лоскуток, скрутить его «бабочкой» и пришить двумя стежками


Этап 6

рисунок47


13. Сделать протяжку, отступив 1 см и сделать закрепку на новом месте


Этап 6

рисунок49


15. В таком же порядке пришиваем все лоскутики второго ряда


Физкультминутка.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.( вращение корпусом вправо и влево)

Мы работаем руками, мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех? ( Дети имитируют движения крыльев)

Рядом с партою идём, (ходьба на месте).

И садимся мы потом. (Дети садятся за парты)

Ну вот вы отдохнули, а теперь продолжением работу.

  1. Анализ работ.

В заключение занятия идет коллективное обсуждение творческих работ детей. Детям предлагаются вопросы на обсуждение и творческое осмысление. Хорошие у вас получились блоки. Но, сначала ребята давайте выберем самую аккуратную и оригинальную работу по цветовой гамме.

Кто аккуратней выполнил?

У кого получился блок интересней по цветовой гамме?

А если бы соединить все эти блоки, то что получиться?

(Дети по желанию могут читать стихотворение о технике лоскутного шитья)

При анализе детских работ отмечается:

- Аккуратность работы;

- Правильность пришивания лоскутков.

8. Итог занятия. Рефлексия.

Педагог.

Ребята посмотрите сюда, что стоит на столе. Правильно это цветок без лепестков. А давайте соберем два этих цветка. У каждого из вас на столе лежат два лепестка, один красный ( знание), а другой синий ( умение). Вы должны написать на красном лепестке что вы узнали нового на занятии, а на синем чему научились. По ходу ваших ответов я буду приклеивать лепестки и мы соберем цветы.

Педагог.

Вот вы и собрали два красивых цветка. Они нам будут напоминать о проделанной работе.

Сегодня мы с вами познакомились с техникой лоскутного шитья «Ляпочиха», начали работу по изготовлению коврика в этой технике. На следующих занятиях мы продолжим его изготовление. Коврики в такой технике могут быть большие ( состоящие из несколько блоков) или маленькие, которые могут служить теплым покрывальцем на стуле или половичком у кровати. Такой коврик будет интересным и оригинальным подарком к празднику вашим родным и близким людям. Знания полученные на занятии, вам пригодятся: вы можете научить изготавливать такие коврики своих родных, подруг или друзей.

Ответившие правильно на наибольшее количество вопросов получают медаль «Самый внимательный»)

(Выходят девчушки - веселушки и исполняют частушки.)

Ох, спасибо вам большое А теперь всё что угодно,

Потрудились хорошо. Сделать можем мы вдвоём,

Пришивать мы научились Коврик сшить или прихватку,

Лоскуточек к лоскутку. А быть может что ещё.
Мы частушки вам пропели,

Но пора прощаться нам.

Говорим мы до свиданье,

И до новых встреч, пока.

Педагог.

Я благодарю всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели первые результаты своего труда. Покажите свое настроение в конце урока.

(слайд)

img4
Хорошее
Веселое
Жизнерадостное

img5
Нормальное
Спокойное
Уравновешенное

img6
Плохое
Недовольное
Унылое

Спасибо всем. (слайд)

Литература

  1. Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству.- СПб.: « Паритет». 2001

  2. Нагель О. И. Художественное лоскутное шитьё.- М.: Школа-Пресс.2000

  3. Кочеткова Н.В. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий: ( для детей 7-14 лет) , -Волгоград: Учитель, 2010..

  4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Физкультурные минутки.- М. Астрель. АСТ. Ермак.,2005

  5. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Издательство «Учитель» 2007.


Анализ открытого занятия.

Занятие проводилось в детском объединении художественного лоскутного шитья «Цветная сказка»: с детьми второго года обучения ( 9-11 лет)

Занятие поводила педагог дополнительного образования Морозова А.В. 9 ноября 2010 года.

Тема занятия: Техника лоскутного шитья «Ляпочиха».

Тип занятия: Получение новых знаний и умений

Структура: Данное занятие состояло из 4 этапов:

- организационного;

- теоретического;

- практического;

- итогового.

Занятие по изучению технике лоскутного шитья «Ляпочиха» включено в блок программы «Блоки». Оно является первым занятием в этом разделе. После ознакомления с техникой «Ляпочиха», у нас будет коллективное работа « изготовление коврика» с использованием этой техники.

Цель: Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

Задачи:

- Познакомить обучающих с техникой лоскутного шитья «Ляпочиха».

- Научить работать в технике лоскутного шитья «Ляпочиха», через знакомство с отличительными особенностями техники, технологической последовательностью изготовления блока.

- Развивать внимание, память, навыки шитья, эстетический вкус.

- Воспитывать уважение к традициям народного искусства: интерес к лоскутному шитью, аккуратность, усидчивость.

На этом занятии мной использовались следующие методы:

Словесные – рассказ педагога

Наглядные – демонстрация слайдов

Практические – самостоятельная работа над выполнением техники.

Главным этапом моего занятие является – теоретический и практический. На данном этапе использовались методы: рассказ, диалог, показ слайдов.

Я считаю, что время на занятии было распределено – рационально. Подготовительный этап создал эмоциональное настроение для восприятия нового материала.Практический этап помог проследить, как дети усвоили полученные знания и оценить свою деятельность на занятии. Для проведения усвоения ЗУН мною было проведено практическое занятие по выполнению блока в технике «Ляпочиха», задавались вопросы по пройденному материалу, где дети показали неплохие знания этого материала.

Для проведения занятия был подготовлен дидактический материал ( Технологическая карта, жетоны, материал для рефлексии). Использовалось ТСО- мультимедийный проектор.

На мой взгляд атмосфера на занятии была доброжелательной. Дети показали высокую работоспособность, это обеспечивалось сменой видов деятельности. ( рассказ с показом слайдов, игра для проверки техники безопасности)

Подведение итогов: ( рефлексия сборка цветка)

Я считаю, что занятие достигло поставленной цели и задач.

- Дети углубили свои исторические знания о происхождении лоскутного шитья, новой техники в лоскутном шитье «Ляпочиха».