Главная страница

«Цивилизация и общество»


Скачать 220.04 Kb.
Название «Цивилизация и общество»
Дата 23.04.2016
Размер 220.04 Kb.
Тип Документы

Учебно-методическая карта (план) занятия №

11


Дисциплина

«Обществознание»




Тема занятия

«Цивилизация и общество»




Время

90 минут

Вид занятия (тип урока)

комбинированный урок





Цели занятия

учебная

Дать представление о многовариантности общственного

развития. Ознакомить с особенностями цивилизационного и

формационного подходов в изучении общества




развивающая

Развивать навыки аналитического мышления,

умения сопоставлять, делать сравнительные выводы

воспитательная

Формировать интерес к учебному предмету; воспитывать




стремление к реализации своих коммуникативных способностей.

Межпред-метные связи

обеспечивающие

Литература, география, история

обеспечиваемые

Основы экономики, литература, история, жизнь,




основы философии







Внутренние связи

Со всеми темами курса








Обеспечение занятия


А.Наглядные пособия




Б. Раздаточный материал




Приложение 2-3: таблицы («Марксистская концепция




общественно-экономических формаций», «Сравнительная




характеристика трех стадий развития общества»,




«Сравнительная характеристика Восточной и Западной




цивилизаций»), тест







Г. Место проведения

Аудитория

Д. Литература:

Основная

Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.- М.: Академия, 2010.

Дополнительная

Анишина В.И. Обществознание без шпаргалки. – М.: Материк-Альфа, 2006.

Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. – М.: ВАКО, 2010.

Белокрылова О.С. Обществознание. Пособие- репетитор. - Р/Д.: Феникс, 2006.

Боголюбов Л.Н. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2007.

Клименко А.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2006.

Корсаков Г.Г. Готовимся к экзамену по обществознанию.- Р/Д.: Феникс, 2005.

Кравченко А.И. Социология и политология. – М.: Академия, 2006. Куликов Л.М.

Кубеев М.Н. 100 великих людей, изменивших мир. – М.: Вече, 2010.

Основы социологии и политологии.- М.: Финансы, 1999

Степаненко Л.Н. Обществознание. – Волгоград: Учитель, 2008.


План занятия

1. Организационный момент – 3 мин.

2. Мотивация – 2 мин.

3. Актуализация базовых данных – 5 мин.

4. Формирование новых знаний и представлений – 56 мин.

5. Контроль усвоения знаний - 23 мин.

7. Подведение итогов – 0,5 мин.

8. Домашнее задание - 0,5 мин.


эле-

мента

Элементы занятия, учебные вопросы

Время

Формы, методы

обучения и контроля.

Примечания

I

Организационный момент

  1. Приветствие студентов.



  1. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.



  1. Знакомство с темой занятия: «Цивилизация и общество»



  1. Знакомство целями и задачами занятия

План занятия:

I. Понятие цивилизации

II. Типология и эволюция обществ

III. Марксистская теория и теория трех стадий

IV. Восток и запад – два типа цивилизации


3

мин.

Традиционное приветствие уч-ся

Отметить отсутствующих в журнале

Запись темы в тетрадь

На доске представлен план занятия

Преподаватель обращает внимание на план, записанный на доске, и определяет цели и задачи занятия. Запись плана в тетрадях.

II

Мотивация

Проблемность изучения нового материала

Человеческое общество постоянно изменяется. На заре исто­рии возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное и, на­конец, капиталистическое общество.

Человеческое общество развивается от простого к сложному.

В пределах одной и той оке страны в разные периоды существовали различные типы общест­ва. История России уходит в глубь веков. Россия - название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государст­во, Российская империя, Советская Россия и современная Рос­сийская Федерация - наименования не только разных видов го­сударства, существовавших в пределах одной страны, но и раз­личных типов общества.

Древний Египет и Древняя Греция отличались и управлением и культурой. Это совершенно разные цивилизации.



2

мин.


Слова преподавателя


III

Актуализация базовых знаний учащихся

Вопросы, направленные на повторение ранее изученного материала:

(?) – Вспомните периодизацию Всемирной истории (работа на доске с лентой времени)

(?) - В нескольких предложениях определите, с чем у вас ассоции­руется история различных народов. (Первобытное общест­во - «колыбель человечества», Древняя Греция- гармониче­ское развитие свободной личности, Средневековье-рыцари, теоцентризм…)

(?) – Назовите факторы, определившие особенности русской истории?

(?) – Как развивается человеческое общество? Вспомните определение понятий «эволюция», «революция», «реформы».

(?) - Какова роль социальных революций в развитии общества?


5

мин.


Беседа (для преподавателя – приложение 1)

IY

Организация и управление

учебно-познавательной деятельностью

студентов

План

I. Понятие цивилизации

II. Типология и эволюция обществ

III. Марксистская теория и теория трех стадий

IV. Восток и запад – два типа цивилизации


56

мин.


Рассказ преподавателя, сопровождающийся беседой, работой со таблицами 1-3 (приложение 2) и конспектированием основного материала

(см. содержание лекции)

Y

Контроль усвоения знаний

1. Беседа, направленная на выявление уровня усвоения нового материала:

(?) – Что мы называем цивилизацией?

(?) - Назовите отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации. (Появление государства со столицей, письмен­ное законодательство, рост городов...)

(?) - Перечислите основные классификации цивилизаций.

(?) - Перечислите основные теории развития цивилизаций.

(?) - Какому подходу - формационному или цивилизационному -вы отдаете предпочтение?
2. Рубежный контроль знаний


23

мин.

(3)

(20)


Беседа

Работа с тестом

по вариантам

(см. приложение 3)

YI

Подведение итогов

Оценивание работы группы и отдельных учащихся на занятии (по необходимости)


0,5

мин.

Устно

YII

Домашнее задание

1. Выучить лекцию

2. Важенин А.Г. «Обществознание…»

Стр. 98 - 105

0,5

мин.

Всей группе




Дисциплина: «Обществознание»

Занятие № 11

Тема: «Цивилизация и общество»
План
I. Понятие цивилизации

II. Типология и эволюция обществ

III. Марксистская теория и теория трех стадий

IV. Восток и запад – два типа цивилизации

Содержание занятия

I. Понятие цивилизации

Существует более 100 определений понятия «цивилизация». Само слово «цивилизация» происходит от латин­ского civilis - гражданский, государственный. В отношении же определения понятия цивилизации существует целый ряд разных точек зрения.

 Одни ученые связывают это понятие с религией - говорят, например, о

христианской или мусульманской цивилизациях.

 Другие - с географическим регионом - скажем, европейская цивилизация.

 Третьи предпо­лагают, что цивилизация - это определенная историческая сту­пень

развития культуры того или иного общества (к примеру, ан­тичная цивилизация).

 Наконец, еще в одном значении слово «цивилизация» используется как синоним

культуры.

Творчески объединяя два последних варианта, получим, что цивилизация - это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой.

Отсюда следует, что одну цивилизацию от другой отличают образцы как материаль­ной, так и духовной культуры общества:

- орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага;

- жилища, в которых они живут; быт и знания, которыми они пользуются;

- искусство, который они украшают свою жизнь;

- наконец, социальные цен­ности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь.

- И все же главное, чем различаются цивилизации (особенно если брать не разные исторические эпохи, а цивилизации-совре­менницы), - это духовная культура.

И в самом деле, если матери­альные элементы современных, к примеру, таиландского и бель­гийского обществ во многом схожи, то социальные ценности и нормы, знания, искусство и религия значительно расходятся.
II. Типология и эволюция обществ

В социологии принято выделять несколько типологий обществ:

1. Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьюте­рах.

Хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Ама­зонки или в Аравийской пустыне, не знакомы с ней. Не знающие письменности народы называются доцивилизованными.

2. Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса - простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения.

В простых обществах нет руководителей и подчиненных (кровно-родственные связи; родо-племенная организация общества), нет имущественного расслоения (богатых и бедных), нет классов и государства.

В пер­вобытную эпоху простым обществом жили охотники и собирате­ли, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в раз­личных регионах необъятной планеты исследователи обнаружи­вают живые осколки старины - примитивные племена бродячих охотников и собирателей.

В сложных обществах наблюдается многоуровневое управление обществом через государство, социальное расслоение (классы, слои, имущие – неимущие, управляемые – управляющие…).

Простые общества возникли 40 тыс. лет назад, они отно­сятся к догосударственным образованиям. Таким образом, исто­рический возраст простых обществ в 4-5 раз превышает возраст сложных.

3. По демократичности социально-политических отношений и открытости внешнему миру – открытые и закрытые.

Примером закрытого общества может выступать СССР, в тот период, когда существовал «железный занавес». В период колониальной экспансии – Китай, Япония.

4. По виду господствующей религии – исламские, православные, католические и т.д.
III. Марксистская теория и теория трех стадий

Однако, наибольший интерес социологов вызывает различие обществ по социально-экономическим признакам. Здесь популярны два подхода (две системы): марксистская (формационный подход) и теория трех стадий современных западных социологов (цивилизационный подход)

Марксистская теория

В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию об­ществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культу­рой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составля­ют одну общественно-экономическую формацию.

Формацията или иная стадия развития общества с присущей ей социально-экономической структурой.

Передовая Аме­рика и отсталый Бангладеш - соседи по формациям, если базиру­ются на капиталистическом типе производства.

(?) – Рассмотрите таблицу 1. Какие исторические формации выделяет К.Маркс? Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре форма­ции - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капитали­стическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.
Марксистская концепция общественно-экономических формаций


Собственность на

средства производства

Общественно-экономическая формация

Основные классы

Общая


Коммунистическая







коммунизм


Без классов

социализм

Рабочие и крестьяне

Частная

Капиталистическая

Капиталисты и рабочие

Частная

Феодальная

Феодалы и крестьяне

Частная

Рабовладельческая

Рабовладельцы и рабы

Общая

Первобытно-общинная

Без классов

Многолетняя практика «социалистического строительства» в полутора десятках стран мира (треть человечества) наряду с положительными выявила и негативные стороны.

(?) – Назовите эти положительные и отрицательные стороны

Положительные: больше равенства, социальной защищенности и уверенности в будущем;

Негативные: провозглашение великих целей, которые на деле не осуществлялись; тотальный контроль над людьми; произвол чиновников. Без которых ничего не решалось, бесправие «простого человека»; низкий уровень жизни; неэффективность экономики; «уравниловка»; «ничейность» собственности, подавление стимулов к труду, инициативы, творчества; низведение отдельного человека до роли «винтика» и т.п.

Теория трех стадий

Она выдвинута в середине ХХ столетия такими западными социологами как американцы Даниел Белл и Уолт Ростоу, француз Раймон Арон и др.

Они подразделили всемирную исто­рию на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и пост­индустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственно­сти, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.

Рассмотрите таблицу 2 и ответьте на вопросы (в процессе беседы преподаватель комментирует данные таблицы):

(?) – Почему указан приблизительный период возникновения той или иной стадии?

Несмотря на различия истории разных народов и государств, в истории как науке тоже действуют свои законы и закономерности. И один из важнейших законов - закон неравномерного развития различных обществ.
(?) – Что мы называем индустрией?

(?) – Одновременно ли проходила индустриализация в разных странах? Когда началась индустриализация в Россия?

(?) – Что входит в сферу услуг?

(?) – Почему в доиндустриальном обществе хозяйство было малопроизводительным?

(?) - Что мы называем натуральным хозяйством?

(?) - Что мы называем общественным разделением труда?

(?) – Что мы называем НТР?
Сравнительная характеристика трех стадий развития общества

(учащиеся таблицу заносят в тетрадь)

Отличительные признаки

Стадии общественного развития

Доиндустриальное (аграрное)

общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное (информационное)

общество

Период возникновения

~ 6 тыс.л.н

~ 250 л.н

последняя четверть

ХХ в

Ключевая сфера экономики

с/х

промышленность

сфера услуг

Организационно-технические характеристики экономики

Малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники

Массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий

Высокоразвитая рыночная экономика, эффективно использующая НТР, автоматизацию и информационно-компьютерные технологии

Основы развития

традиции

Последовательный НТП, дух предпринимательства и конкуренции, свободы и демократии

Бурная НТР, теоретические знания и информация, компетентность и профессионализм, зрелая демократия

Ведущую роль в обществе играют

церковь и армия

Промышленно-финансовые корпорации

Университеты (как центры научных знаний)

Ведущие социальные группы

священники и феодалы

бизнесмены

Научно-технические специалисты


IV. Восток и запад – два типа цивилизации

Часто определяют еще два типа цивилиза­ции: восточную (традиционную) и западную.

Корни первой из них уходят в середину II тысячелетия до н. э. на территорию прежде всего Индии, Китая и Японии. Западная цивилизация несколько моложе: она возникла в VIII - VI вв. до н. э. в бассейне Средиземноморья.

Различия между Востоком и Западом обнаруживаются уже в самом характере их развития. Восточная цивилизация поднима­лась по ступенькам веков плавно и медленно, постепенно приспо­сабливаясь к новым явлениям жизни и (главное!) бережно сохра­няя установившиеся традиции. Западная цивилизация, напротив, двигалась вперед азартно и стремительно; активно преобразуя действительность, решительно отбрасывая все отжившее и ненуж­ное и покоряя все новые и новые вершины прогресса. (Более пол­ную картину особенностей этих двух цивилизаций дает их срав­нительная характеристика см. таблицу 3).
Сравнительная характеристика Восточной и Западной цивилизаций


Г л а в н ы е ч е р т ы


Восточная цивилизация

Западная цивилизация



Следование вековым традициям,

упор на адаптацию к складывающимся условиям жизни

Стремление к постоянному обновлению, преобразованию жизни, к социально-экономическому прогрессу

Дух созерцательности, пассивного наблюдения и бездеятельности

Дух активных действий, инициативы и предприимчивоости

Дух коллективизма и единства народа, сплоченного общей собственностью, общиной, религией, сильной централизованной властью государства, коллективистскими традициями и нормами поведения; восприятие отдельного человека как «винтика» огромной машины общества

Дух здорового индивидуализма, самоценности отдельного человека, его свободы, самостоятельности и внутренней ответственности за свою судьбу; дух состязательности между людьми на основе равенства возможностей

 отсутствие полноценной

частной собственности

 неразделенность собственности и власти (кто у власти, тот и при собственности)

 узаконенность и гарантированность частной собственности

 разделение власти и собственности

Господство государства

над обществом, административный произвол (властвует не закон, а конкретное должностное лицо, «начальник»)

Государство – не повелитель,

а лишь инструмент в руках граждан, чьи права и свободы защищает закон


Историческая судьба сложилась лучше у западной цивилиза­ции. Она постепенно все шире и шире раздвигала свои границы. В частности, утвердилась в Северной Америке, превратившись из европейской в евро-американскую.

Основные ее элементы твор­чески восприняты Японией и другими азиатскими странами, ко­торые, благодаря этому, мощно ускорили свое развитие. Ныне эти элементы приобрели характер общечеловеческих ценностей - та­ких, как: рынок, частная собственность, предпринимательство, честная конкуренция, самостоятельность и свобода, равноправие и равноответственность всех граждан перед законами общества и др.

(?) – Как вы считаете, к какой цивилизации (Западной или Восточной) относится Россия?

Наша страна по многим критериям пока не достигла уровня передовых обществ. Причем, это отставание возникло давно: проходили века, сменялись цари, императоры, генсеки, многие из них пытались провести рефор­мы, а Россия в целом оставалась «вечно догоняющей» Европу дер­жавой - как по эффективности экономики, так и по демократичности общественного устройства. Что же не так в российском об­ществе? Почему оно не вписывается в поток прогрессивной мировой цивилизации?

Споры о том, к какой цивилизации принадлежит Россия и как следует ей двигаться дальше, ведутся давно. Так, в середине XIXв. Дискуссии по этим вопросам разделили российских интеллектуалов на два идейных лагеря: славянофилов и западников

Славянофилы, или славянолюбы, считали, что духовно разлагающая западная цивилизация разрушает человеческую лич­ность и ведет к упадку. Начатая русским царем и первым россий­ским императором (1721) Петром I Великим (1672-1725) европе­изация нашего общества нарушила органичное развитие доброй старой допетровской Руси, разорвала связь дворянства с народом, привела к чрезмерной власти государства над обществом.

(?) – Вспомните, в чем проявилась европеизация российского общества при Петре?

У России должен быть свой, особый, самобытный путь исторического развития на началах «соборности» (т.е. свободного объединения людей), общинности и патриархальной (традиционной) упорядоченности жизни народа, на основах всеобщей любви, братства, смирения и верно­сти истинному христианству - православию.

Западники упрекали славянофилов в идеализации «доб­рой старой Руси» и оценивали весь исторический путь России более критически, утверждая, что в стране царят хронический, многовековой застой, невосприимчивость к прогрессу, неблагоустроенность, бездеятельность и всеобщая беспробудная спячка. В то время как энергичный Запад, отмечали они, без устали раз­вивал у себя социальный прогресс, Святая Русь лениво стояла в стороне от этой «великой мировой работы». Западники указывали на чрезмерную и неплодотворную «азиатскость» России и под­черкивали необходимость ее приобщения к прогрессивным дос­тижениям более благополучной Европы.

В 20-30 гг. ХХ столетия к славянофилам и западникам прибавилось еще одно самостоятельное направление – евразийство. Его сторонники (в основном русская интеллигенция, покинувшая страну после большевистского переворота 1917) утверждали, что культура России не является ни европейской, ни азиатской, а занимает особое серединное – евразийское положение.

Евразийство

Сходство со славянофильством

Отличия от славянофильства

 глубокая антипатия к Западу (упрекали Западников в идейном холопстве перед Европой)

Петр I прервал особый путь России и начал антинациональную политику насильственной европеизации

 российский человек выступает не «сам по себе», а как «симфоническая» (основанная на гармоническом соединении), «соборная» личность, т.е. он не индивидуалист, а часть всего целого (семьи, сословия, класса)

 корни русской нации не в Киевской руси, а в еврозийской империи Золотой Орды, поэтому восточные славяне едины с татарами, монголами, казахами, бурятами, якутами и другими народами Евразии.

 сила России не в местном самоуправлении, а в мощном централизованном (основанном на силе и принуждении) идеократичеком государстве.


Со времени тех исторических диспутов прошло более полутора веков, а в идейно- психологическом настроении россиян мало что изменилось. Маниловщина (Манилов – герой Н.Гоголя «Мертвые души» - мечтательное, бездеятельное отношение к жизни) и обломовщина (Обломов- герой романа Ивана Гончарова «Обломов» - безволие, состояние бездеятельности и лени), ожидание «манны небесной», отлынивание от работы, празднолюбие и разгульноепьянство все так же распространены в нашем обществе. Русский человек всегда тянется к коллективу, подчас не хватает ему и личной ответственности.

Западная цивилизация – это более благоустроенный мир с высоким благосостоянием, с большими правами и свободами человека.

(?) – Скажите, как понятия «эволюция», «революция», «реформы» связаны с темой нашего занятия?

Приложение 1
Периодизация - подразделение прошлого на отрезки време­ни (исторические периоды, века, эпохи и т. п.).


Древний мир

Средние века

Новое время

Новейшее время

3

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

До нашей

эры

Наша эра


Факторы, определившие особенности русской истории

Ø природно-климатический

Цикл с/х работ в России составлял всего 125-130 рабочих дней; многовековая традиция деспотической власти российского самодержца, крепостное право в России, общинные традиции; национальный характер

Ø геополитический

Обширная, слабо заселенная территория, незащищенная естественными преградами граница; оторванность от морей; обширная речная сеть; промежуточное между Европой и Азией положение территорий.

Ø конфессиональный (религиозный)

Православное христианство (в Россию пришло через Византию). Повлияло на идею коллективного движения к лучшему будущему, в идеях социальной справедливости...

Ø социальной организации.

«общественная организация обусловила государственный строй».
П.Н. Милюков.