|
«Цивилизация и общество»
|
 Скачать 220.04 Kb.
|
Учебно-методическая карта (план) занятия №
| 11
|
Дисциплина
| «Обществознание»
|
| Тема занятия
| «Цивилизация и общество»
|
| Время
| 90 минут
| Вид занятия (тип урока)
| комбинированный урок
|
|
Цели занятия
| учебная
| Дать представление о многовариантности общственного
| развития. Ознакомить с особенностями цивилизационного и
| формационного подходов в изучении общества
|
| развивающая
| Развивать навыки аналитического мышления,
| умения сопоставлять, делать сравнительные выводы
| воспитательная
| Формировать интерес к учебному предмету; воспитывать
|
| стремление к реализации своих коммуникативных способностей.
| Межпред-метные связи
| обеспечивающие
| Литература, география, история
| обеспечиваемые
| Основы экономики, литература, история, жизнь,
|
| основы философии
|
|
| Внутренние связи
| Со всеми темами курса
|
|
|
Обеспечение занятия
| А.Наглядные пособия
|
|
Б. Раздаточный материал
|
| Приложение 2-3: таблицы («Марксистская концепция
|
| общественно-экономических формаций», «Сравнительная
|
| характеристика трех стадий развития общества»,
|
| «Сравнительная характеристика Восточной и Западной
|
| цивилизаций»), тест
|
|
| Г. Место проведения
| Аудитория
| Д. Литература:
| Основная
| Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.- М.: Академия, 2010.
| Дополнительная
| Анишина В.И. Обществознание без шпаргалки. – М.: Материк-Альфа, 2006.
| Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. – М.: ВАКО, 2010.
| Белокрылова О.С. Обществознание. Пособие- репетитор. - Р/Д.: Феникс, 2006.
| Боголюбов Л.Н. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2007.
| Клименко А.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2006.
| Корсаков Г.Г. Готовимся к экзамену по обществознанию.- Р/Д.: Феникс, 2005.
| Кравченко А.И. Социология и политология. – М.: Академия, 2006. Куликов Л.М.
| Кубеев М.Н. 100 великих людей, изменивших мир. – М.: Вече, 2010.
| Основы социологии и политологии.- М.: Финансы, 1999
| Степаненко Л.Н. Обществознание. – Волгоград: Учитель, 2008.
|
План занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Мотивация – 2 мин.
3. Актуализация базовых данных – 5 мин.
4. Формирование новых знаний и представлений – 56 мин.
5. Контроль усвоения знаний - 23 мин.
7. Подведение итогов – 0,5 мин.
8. Домашнее задание - 0,5 мин.
№ эле-
мента
| Элементы занятия, учебные вопросы
| Время
| Формы, методы
обучения и контроля.
Примечания
| I
| Организационный момент
-
Приветствие студентов.
-
Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.
-
Знакомство с темой занятия: «Цивилизация и общество»
-
Знакомство целями и задачами занятия
План занятия:
I. Понятие цивилизации
II. Типология и эволюция обществ
III. Марксистская теория и теория трех стадий
IV. Восток и запад – два типа цивилизации
| 3
мин.
| Традиционное приветствие уч-ся
Отметить отсутствующих в журнале
Запись темы в тетрадь
На доске представлен план занятия
Преподаватель обращает внимание на план, записанный на доске, и определяет цели и задачи занятия. Запись плана в тетрадях.
| II
| Мотивация
Проблемность изучения нового материала
Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное и, наконец, капиталистическое общество.
Человеческое общество развивается от простого к сложному.
В пределах одной и той оке страны в разные периоды существовали различные типы общества. История России уходит в глубь веков. Россия - название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация - наименования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных типов общества.
Древний Египет и Древняя Греция отличались и управлением и культурой. Это совершенно разные цивилизации.
| 2
мин.
|
Слова преподавателя
| III
| Актуализация базовых знаний учащихся
Вопросы, направленные на повторение ранее изученного материала:
(?) – Вспомните периодизацию Всемирной истории (работа на доске с лентой времени)
(?) - В нескольких предложениях определите, с чем у вас ассоциируется история различных народов. (Первобытное общество - «колыбель человечества», Древняя Греция- гармоническое развитие свободной личности, Средневековье-рыцари, теоцентризм…)
(?) – Назовите факторы, определившие особенности русской истории?
(?) – Как развивается человеческое общество? Вспомните определение понятий «эволюция», «революция», «реформы».
(?) - Какова роль социальных революций в развитии общества?
| 5
мин.
| Беседа (для преподавателя – приложение 1)
| IY
| Организация и управление
учебно-познавательной деятельностью
студентов
План
I. Понятие цивилизации
II. Типология и эволюция обществ
III. Марксистская теория и теория трех стадий
IV. Восток и запад – два типа цивилизации
| 56
мин.
| Рассказ преподавателя, сопровождающийся беседой, работой со таблицами 1-3 (приложение 2) и конспектированием основного материала
(см. содержание лекции)
| Y
| Контроль усвоения знаний
1. Беседа, направленная на выявление уровня усвоения нового материала:
(?) – Что мы называем цивилизацией?
(?) - Назовите отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации. (Появление государства со столицей, письменное законодательство, рост городов...)
(?) - Перечислите основные классификации цивилизаций.
(?) - Перечислите основные теории развития цивилизаций.
(?) - Какому подходу - формационному или цивилизационному -вы отдаете предпочтение? 2. Рубежный контроль знаний
| 23
мин.
(3)
(20)
| Беседа
Работа с тестом
по вариантам
(см. приложение 3)
| YI
| Подведение итогов
Оценивание работы группы и отдельных учащихся на занятии (по необходимости)
| 0,5
мин.
| Устно
| YII
| Домашнее задание
1. Выучить лекцию
2. Важенин А.Г. «Обществознание…»
Стр. 98 - 105
| 0,5
мин.
| Всей группе
|
Дисциплина: «Обществознание»
Занятие № 11
Тема: «Цивилизация и общество» План I. Понятие цивилизации
II. Типология и эволюция обществ
III. Марксистская теория и теория трех стадий
IV. Восток и запад – два типа цивилизации
Содержание занятия
I. Понятие цивилизации
Существует более 100 определений понятия «цивилизация». Само слово «цивилизация» происходит от латинского civilis - гражданский, государственный. В отношении же определения понятия цивилизации существует целый ряд разных точек зрения.
Одни ученые связывают это понятие с религией - говорят, например, о
христианской или мусульманской цивилизациях.
Другие - с географическим регионом - скажем, европейская цивилизация.
Третьи предполагают, что цивилизация - это определенная историческая ступень
развития культуры того или иного общества (к примеру, античная цивилизация).
Наконец, еще в одном значении слово «цивилизация» используется как синоним
культуры.
Творчески объединяя два последних варианта, получим, что цивилизация - это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой.
Отсюда следует, что одну цивилизацию от другой отличают образцы как материальной, так и духовной культуры общества:
- орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага;
- жилища, в которых они живут; быт и знания, которыми они пользуются;
- искусство, который они украшают свою жизнь;
- наконец, социальные ценности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь.
- И все же главное, чем различаются цивилизации (особенно если брать не разные исторические эпохи, а цивилизации-современницы), - это духовная культура.
И в самом деле, если материальные элементы современных, к примеру, таиландского и бельгийского обществ во многом схожи, то социальные ценности и нормы, знания, искусство и религия значительно расходятся. II. Типология и эволюция обществ
В социологии принято выделять несколько типологий обществ:
1. Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.
Хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, не знакомы с ней. Не знающие письменности народы называются доцивилизованными.
2. Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса - простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения.
В простых обществах нет руководителей и подчиненных (кровно-родственные связи; родо-племенная организация общества), нет имущественного расслоения (богатых и бедных), нет классов и государства.
В первобытную эпоху простым обществом жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины - примитивные племена бродячих охотников и собирателей.
В сложных обществах наблюдается многоуровневое управление обществом через государство, социальное расслоение (классы, слои, имущие – неимущие, управляемые – управляющие…).
Простые общества возникли 40 тыс. лет назад, они относятся к догосударственным образованиям. Таким образом, исторический возраст простых обществ в 4-5 раз превышает возраст сложных.
3. По демократичности социально-политических отношений и открытости внешнему миру – открытые и закрытые.
Примером закрытого общества может выступать СССР, в тот период, когда существовал «железный занавес». В период колониальной экспансии – Китай, Япония.
4. По виду господствующей религии – исламские, православные, католические и т.д. III. Марксистская теория и теория трех стадий
Однако, наибольший интерес социологов вызывает различие обществ по социально-экономическим признакам. Здесь популярны два подхода (две системы): марксистская (формационный подход) и теория трех стадий современных западных социологов (цивилизационный подход)
Марксистская теория
В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию.
Формация – та или иная стадия развития общества с присущей ей социально-экономической структурой.
Передовая Америка и отсталый Бангладеш - соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства.
(?) – Рассмотрите таблицу 1. Какие исторические формации выделяет К.Маркс? Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем. Марксистская концепция общественно-экономических формаций
Собственность на
средства производства
| Общественно-экономическая формация
| Основные классы
| Общая
|
К оммунистическая


| коммунизм
| Без классов
| социализм
| Рабочие и крестьяне
| Частная
| Капиталистическая
| Капиталисты и рабочие
| Частная
| Феодальная
| Феодалы и крестьяне
| Частная
| Рабовладельческая
| Рабовладельцы и рабы
| Общая
| Первобытно-общинная
| Без классов
| Многолетняя практика «социалистического строительства» в полутора десятках стран мира (треть человечества) наряду с положительными выявила и негативные стороны.
(?) – Назовите эти положительные и отрицательные стороны
Положительные: больше равенства, социальной защищенности и уверенности в будущем;
Негативные: провозглашение великих целей, которые на деле не осуществлялись; тотальный контроль над людьми; произвол чиновников. Без которых ничего не решалось, бесправие «простого человека»; низкий уровень жизни; неэффективность экономики; «уравниловка»; «ничейность» собственности, подавление стимулов к труду, инициативы, творчества; низведение отдельного человека до роли «винтика» и т.п.
Теория трех стадий
Она выдвинута в середине ХХ столетия такими западными социологами как американцы Даниел Белл и Уолт Ростоу, француз Раймон Арон и др.
Они подразделили всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.
Рассмотрите таблицу 2 и ответьте на вопросы (в процессе беседы преподаватель комментирует данные таблицы):
(?) – Почему указан приблизительный период возникновения той или иной стадии?
Несмотря на различия истории разных народов и государств, в истории как науке тоже действуют свои законы и закономерности. И один из важнейших законов - закон неравномерного развития различных обществ. (?) – Что мы называем индустрией?
(?) – Одновременно ли проходила индустриализация в разных странах? Когда началась индустриализация в Россия?
(?) – Что входит в сферу услуг?
(?) – Почему в доиндустриальном обществе хозяйство было малопроизводительным?
(?) - Что мы называем натуральным хозяйством?
(?) - Что мы называем общественным разделением труда?
(?) – Что мы называем НТР? Сравнительная характеристика трех стадий развития общества
(учащиеся таблицу заносят в тетрадь)
Отличительные признаки
| Стадии общественного развития
| Доиндустриальное (аграрное)
общество
| Индустриальное общество
| Постиндустриальное (информационное)
общество
| Период возникновения
| ~ 6 тыс.л.н
| ~ 250 л.н
| последняя четверть
ХХ в
| Ключевая сфера экономики
| с/х
| промышленность
| сфера услуг
| Организационно-технические характеристики экономики
| Малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники
| Массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий
| Высокоразвитая рыночная экономика, эффективно использующая НТР, автоматизацию и информационно-компьютерные технологии
| Основы развития
| традиции
| Последовательный НТП, дух предпринимательства и конкуренции, свободы и демократии
| Бурная НТР, теоретические знания и информация, компетентность и профессионализм, зрелая демократия
| Ведущую роль в обществе играют
| церковь и армия
| Промышленно-финансовые корпорации
| Университеты (как центры научных знаний)
| Ведущие социальные группы
| священники и феодалы
| бизнесмены
| Научно-технические специалисты
|
IV. Восток и запад – два типа цивилизации
Часто определяют еще два типа цивилизации: восточную (традиционную) и западную.
Корни первой из них уходят в середину II тысячелетия до н. э. на территорию прежде всего Индии, Китая и Японии. Западная цивилизация несколько моложе: она возникла в VIII - VI вв. до н. э. в бассейне Средиземноморья.
Различия между Востоком и Западом обнаруживаются уже в самом характере их развития. Восточная цивилизация поднималась по ступенькам веков плавно и медленно, постепенно приспосабливаясь к новым явлениям жизни и (главное!) бережно сохраняя установившиеся традиции. Западная цивилизация, напротив, двигалась вперед азартно и стремительно; активно преобразуя действительность, решительно отбрасывая все отжившее и ненужное и покоряя все новые и новые вершины прогресса. (Более полную картину особенностей этих двух цивилизаций дает их сравнительная характеристика см. таблицу 3). Сравнительная характеристика Восточной и Западной цивилизаций
Г л а в н ы е ч е р т ы
Восточная цивилизация Западная цивилизация 
Следование вековым традициям,
упор на адаптацию к складывающимся условиям жизни
| Стремление к постоянному обновлению, преобразованию жизни, к социально-экономическому прогрессу
| Дух созерцательности, пассивного наблюдения и бездеятельности
| Дух активных действий, инициативы и предприимчивоости
| Дух коллективизма и единства народа, сплоченного общей собственностью, общиной, религией, сильной централизованной властью государства, коллективистскими традициями и нормами поведения; восприятие отдельного человека как «винтика» огромной машины общества
| Дух здорового индивидуализма, самоценности отдельного человека, его свободы, самостоятельности и внутренней ответственности за свою судьбу; дух состязательности между людьми на основе равенства возможностей
| отсутствие полноценной
частной собственности
неразделенность собственности и власти (кто у власти, тот и при собственности)
| узаконенность и гарантированность частной собственности
разделение власти и собственности
| Господство государства
над обществом, административный произвол (властвует не закон, а конкретное должностное лицо, «начальник»)
| Государство – не повелитель,
а лишь инструмент в руках граждан, чьи права и свободы защищает закон
|
Историческая судьба сложилась лучше у западной цивилизации. Она постепенно все шире и шире раздвигала свои границы. В частности, утвердилась в Северной Америке, превратившись из европейской в евро-американскую.
Основные ее элементы творчески восприняты Японией и другими азиатскими странами, которые, благодаря этому, мощно ускорили свое развитие. Ныне эти элементы приобрели характер общечеловеческих ценностей - таких, как: рынок, частная собственность, предпринимательство, честная конкуренция, самостоятельность и свобода, равноправие и равноответственность всех граждан перед законами общества и др.
(?) – Как вы считаете, к какой цивилизации (Западной или Восточной) относится Россия?
Наша страна по многим критериям пока не достигла уровня передовых обществ. Причем, это отставание возникло давно: проходили века, сменялись цари, императоры, генсеки, многие из них пытались провести реформы, а Россия в целом оставалась «вечно догоняющей» Европу державой - как по эффективности экономики, так и по демократичности общественного устройства. Что же не так в российском обществе? Почему оно не вписывается в поток прогрессивной мировой цивилизации?
Споры о том, к какой цивилизации принадлежит Россия и как следует ей двигаться дальше, ведутся давно. Так, в середине XIXв. Дискуссии по этим вопросам разделили российских интеллектуалов на два идейных лагеря: славянофилов и западников
Славянофилы, или славянолюбы, считали, что духовно разлагающая западная цивилизация разрушает человеческую личность и ведет к упадку. Начатая русским царем и первым российским императором (1721) Петром I Великим (1672-1725) европеизация нашего общества нарушила органичное развитие доброй старой допетровской Руси, разорвала связь дворянства с народом, привела к чрезмерной власти государства над обществом.
(?) – Вспомните, в чем проявилась европеизация российского общества при Петре?
У России должен быть свой, особый, самобытный путь исторического развития на началах «соборности» (т.е. свободного объединения людей), общинности и патриархальной (традиционной) упорядоченности жизни народа, на основах всеобщей любви, братства, смирения и верности истинному христианству - православию.
Западники упрекали славянофилов в идеализации «доброй старой Руси» и оценивали весь исторический путь России более критически, утверждая, что в стране царят хронический, многовековой застой, невосприимчивость к прогрессу, неблагоустроенность, бездеятельность и всеобщая беспробудная спячка. В то время как энергичный Запад, отмечали они, без устали развивал у себя социальный прогресс, Святая Русь лениво стояла в стороне от этой «великой мировой работы». Западники указывали на чрезмерную и неплодотворную «азиатскость» России и подчеркивали необходимость ее приобщения к прогрессивным достижениям более благополучной Европы.
В 20-30 гг. ХХ столетия к славянофилам и западникам прибавилось еще одно самостоятельное направление – евразийство. Его сторонники (в основном русская интеллигенция, покинувшая страну после большевистского переворота 1917) утверждали, что культура России не является ни европейской, ни азиатской, а занимает особое серединное – евразийское положение.
Евразийство
| Сходство со славянофильством
| Отличия от славянофильства
| глубокая антипатия к Западу (упрекали Западников в идейном холопстве перед Европой)
Петр I прервал особый путь России и начал антинациональную политику насильственной европеизации
российский человек выступает не «сам по себе», а как «симфоническая» (основанная на гармоническом соединении), «соборная» личность, т.е. он не индивидуалист, а часть всего целого (семьи, сословия, класса)
| корни русской нации не в Киевской руси, а в еврозийской империи Золотой Орды, поэтому восточные славяне едины с татарами, монголами, казахами, бурятами, якутами и другими народами Евразии.
сила России не в местном самоуправлении, а в мощном централизованном (основанном на силе и принуждении) идеократичеком государстве.
|
Со времени тех исторических диспутов прошло более полутора веков, а в идейно- психологическом настроении россиян мало что изменилось. Маниловщина (Манилов – герой Н.Гоголя «Мертвые души» - мечтательное, бездеятельное отношение к жизни) и обломовщина (Обломов- герой романа Ивана Гончарова «Обломов» - безволие, состояние бездеятельности и лени), ожидание «манны небесной», отлынивание от работы, празднолюбие и разгульноепьянство все так же распространены в нашем обществе. Русский человек всегда тянется к коллективу, подчас не хватает ему и личной ответственности.
Западная цивилизация – это более благоустроенный мир с высоким благосостоянием, с большими правами и свободами человека.
(?) – Скажите, как понятия «эволюция», «революция», «реформы» связаны с темой нашего занятия?
Приложение 1 Периодизация - подразделение прошлого на отрезки времени (исторические периоды, века, эпохи и т. п.).
Древний мир
| Средние века
| Новое время
| Новейшее время
| 3
| 2
| 1
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| 19
| 20
| До нашей
эры
| Наша эра
|
Факторы, определившие особенности русской истории
Ø природно-климатический
Цикл с/х работ в России составлял всего 125-130 рабочих дней; многовековая традиция деспотической власти российского самодержца, крепостное право в России, общинные традиции; национальный характер
Ø геополитический
Обширная, слабо заселенная территория, незащищенная естественными преградами граница; оторванность от морей; обширная речная сеть; промежуточное между Европой и Азией положение территорий.
Ø конфессиональный (религиозный)
Православное христианство (в Россию пришло через Византию). Повлияло на идею коллективного движения к лучшему будущему, в идеях социальной справедливости...
Ø социальной организации.
«общественная организация обусловила государственный строй». П.Н. Милюков. |
|
|