Главная страница

Цикл занятий по краеведению для детей старшего дошкольного возраста «Природа и быт Тюменского Севера» Занятие «Природа и жизнь людей». Цели


Скачать 98.19 Kb.
Название Цикл занятий по краеведению для детей старшего дошкольного возраста «Природа и быт Тюменского Севера» Занятие «Природа и жизнь людей». Цели
Дата 03.05.2016
Размер 98.19 Kb.
Тип Документы

Цикл занятий по краеведению для детей старшего дошкольного возраста «Природа и быт Тюменского Севера»

Занятие 1. «Природа и жизнь людей».

Цели: Формировать познавательный интерес детей о родном крае. Воспитывать дружеские чувства к детям коренных наций, желание больше узнавать об особенностях их жизни, их профессиональной деятельности – оленеводы, охотники, рыбаки.

Ход занятия:

Предложить детям рассмотреть карту Тюменской области, отметить, что на нашей земле, на Севере, нашей страны холодно, зима долгая, лето очень короткое, деревьев, цветов, трав очень мало. Тундра покрыта мхом, здесь живут мужественные люди – оленеводы, охотники, рыбаки. Затем предложить послушать рассказ о северной земле – тундре Н. Сладкова «Разноцветная земля». После прочтения рассказа дети отвечают на вопросы: Почему писатель назвал тундру «седой землей»? Какие животные живут в тундре? Расскажите, какая тундра бывает летом, вспомните как об этом написал писатель. Далее можно предложить рассмотреть иллюстрации о Севере и рассказать, что они видят на картинке.

Воспитатель. – А сейчас дети я вам буду показывать картинки о Севере, где люди живут и трудятся, а вы внимательно слушайте (рассказ воспитателя). После рассказа детям предлагается рассмотреть гербарий северных растений.

Воспитатель. – Такими ли растения вам представлялись во время чтения рассказа? Сейчас ребята вы можете нарисовать или раскрасить понравившиеся растения, а потом расскажите, почему именно это растение вам понравилось.

После раскрашивания и рассказывания о растении детям предлагается вырезать свои рисунки и составить плоскостную композицию и украсить ей группу.

Занятие 2. «Человек и северный олень».

Цели: Познакомить детей с национальной одеждой севера. Показать значение оленя в жизни северных народов. Воспитывать любовь и уважение к северному народу и животным.

Ход занятия:

Предложить детям рассмотреть куклу в национальной одежде, обратить внимание на то, как расшит костюм. Затем спросить детей, из чего он сшит? Из какого меха?

– Правильно из меха оленя.

– Дети олень играет большую роль в жизни коренных народов Севера. Северный олень – благородное животное, всю жизнь коренные жители Сибири живут с оленем, благодаря оленю, подобно оленю. Предложить детям потрогать мех оленя, приложить к нему руку и почувствовать тепло. Затем воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации и послушать рассказ о привязанности людей к оленям. Когда рождается ребенок его заворачивают в оленью шкуру и ложат в люльку. Новорожденным всегда дарят олененка самочку, с которой он растет. Подрастая вместе с оленем, в ребенке воспитывается такие качества, как чувство ответственности за доверенное ему существо, доброта, преданность, но олень растет и взрослеет быстрее чем его товарищ – ребенок, поэтому и он может многому научить мальчика. Под влиянием оленя у ребенка вырабатываются определенные навыки, походка, взгляд, развиваются ловкость, выносливость. Первые несколько лет ребенок растет в чуме на материнской половине. Давайте и мы заглянем туда (использовать игру «Чум»). В чуме меховое покрытие сшитое из 6-7 десятков шкур оленей, затем малыш знакомиться еще с одной из сторон общения человека с ним – это вещи сделанные из меха руками мамы, (снова обратить внимание на куклу одетую в национальную одежду). Женщина никогда не сидит сложа руки, она постоянно чем-то занята. Вся одежда, обувь, другие изделия из меха и кожи сделаны ее руками.

– Ребята, а вы знаете, как называется одежда и обувь северных народов? (Ответы разнообразные). Ну что ж, вы сказали много мнений, давайте проверим, какое же из них правильное. Давайте попробуем разгадать ребусы (зашифрованы слова: парка, сах, малица, кисы). Затем показать детям настоящие детские вещи северных народов.

До четырех лет девочки и мальчики одеты абсолютно одинаково. На них меховые парки – шубки, сшитые из оленей шкурки мехом наружу. У парки пришивают капюшон п пришивные рукавицы (показ). После четырех лет мальчики одевают малицы, а девочки – сахи. Сахи украшаются орнаментом (показ куклы, рассматриваем сах). На ногах у девочек и мальчиков меховые сапожки, сшитые из оленьей шкуры (показ мужских и женских кис). А как вы думаете, какие из них женские, а какие мужские? Высказываются разные мнения. Кисы кроятся одинаково, отличить их можно только по рисунку, по трем поперечным полоскам. Этот рисунок на женских кисах находиться над ступней, на мужских под коленом. Затем предлагается собрать на ниточку бисер определенным рисунком и при помощи воспитателя пришить к кусочку меха (этим показать детям, какой это трудоемкий долгий труд). После занятия дети пожеланию предложить продолжить занятие с бисером. (Презентация)

Занятие 3. «Природа и дети Севера».

Цели: Продолжить знакомить детей с растительностью Севера. Формировать понятия детей о быте и культуре народов севера через образ северного оленя. Воспитывать уважение, любовь к коренным жителям.

Ход занятия:

Дети, мы сегодня с вами вновь вернемся к разговору о нашем крае. Скажите, что окружает наш город тайга, или тундра? Какие растения вы знаете, которые растут в тундре? Какие они размером? (Дети перечисляют названия деревьев). Затем подробнее остановиться на грибах и ягодах. Обратить внимание детей на серии открыток о грибах и ягодах. Дети, давайте попробуем выбрать с вами съедобные грибы, растущие на Севере. (Сморчки, рядовка, масленок, подберезовик, подосиновик, моховики, рыжик сосновый, рыжик еловый, шампиньоны, сыроежки, лисичка, грузди, волнушки, опенок. А теперь назовите и покажите ядовитые грибы. (Бледная поганка, мухомор, волоконница, желчный гриб, сатаннин гриб.

Затем предложить детям поиграть в игру «В лес по грибы».

Цель: умение отличать съедобные грибы от ядовитых.

А теперь ребята послушайте о северных ягодах: Я вам буду показывать (гербарий), а вы запоминайте какие ягоды растут на Севере. Многие виды ягод устойчивы против гниения – это клюква, брусника майник. Находясь под снегом эти ягоды не сгнивают до весны и снова становятся доступны птицам, а такие ягоды как рябина, черемуха, шиповник, калина и ряд других не опадают и используются животными на всю зиму, в этих ягодах большой запас витамина С.

– Дети, а как вы думаете какие птицы живут на Севере? Чернозобая гагара, Лебедь шипун Краснозобая гагара. Стерх (юг Тюмен. обл.), утка Широконоска, Тундровый алый лебедь, Гусь-белошей, Лебедь кликун.

– Ребята, а вы знаете какой национальности коренные жители живущие на Ямале? Перечисляют: ненцы, селькупы, ханты. За многие века обитания в полярной зоне ханты и ненцы создали самобытную культуру. Самый старинный город на Ямале которому более 400 лет это Салехард. А раньше он назывался Обдарск, что в переводе с ненецкого обозначает город на мысу. Дети этих народов очень трудолюбивые, они с детства заботятся об оленях. Все детские игры и игрушки, так или иначе связаны тесно с оленеводством, охотой. Широко распространены игры в «Оленя», которые тренируют основные физические качества оленевода: умение набросить аркан на выбранного оленя, попасть с большого расстояния: умение ловить бегущего оленя, набрасывая петлю на бегу и т.д. Большого мастерства требует управлять оленей упряжкой, выделка упряжки и нарт, поэтому уже с 7-8 летнего возраста ребенок приучается самостоятельно запрягать оленей и править упряжкой. Показ игрушек: хомутики набитые волосом, костяные недоуздки, упряжки из кожи, сукна из тряпок, нарты самых разнообразных размеров, оленьи головы из утиных клювов. «Оленья» тема присутствует не только в играх мальчиков, но и девочек. С самого раннего возраста маленькая хозяюшка училась плетению бисером. Узоры из бисера разных цветов назывались орнаментом. Среди них есть такие как: «Оленья тропа», «Роса оленя», «Красные рога оленя».

Сейчас давайте с вами поиграем. Вот перед вами кубики с кусочками орнаментов, вы разделитесь на две команды, и каждая должна будет собрать из фрагментов целый рисунок. Северные народы всячески поощряют внимание ребенка к оленю: делают игрушки, знакомящие с промыслом, дают в игру убитого оленя копыта, зубы (в виде погремушек), куски шкурки, рога, поощряют детей делать изображение оленей.

Дети давайте и мы с вами сделаем игрушку оленя. Сейчас закроем глаза и перенесемся в страну «Вообразилию» досчитали до пяти, а с пяти до десяти, вот так чудеса, мы в стране фантазии. Посмотрите, что здесь только нет волшебный ящик, а в ящике шишки, бумага, пластилин, мох, кусочки ткани и т.д.

Изготовление поделок, затем предложить рассказать о своей поделке каждому ребенку. Организовать выставку.

Занятие 4. Дети Севера, чтение рассказа А. Ляпидевского «Про мальчика Ильянинчена».

Цели: Во время чтения рассказа вызвать у детей интерес к жизни людей на Севере, к их труду, обычаям, национальному искусству, показать добрые чувства, которые бытуют в отношениях народа.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами прочитаем рассказ про мальчика «Ильянинчена» из рассказа вы узнаете о том, как однажды пятилетнего мальчика-охотника настигла в тундре страшная пурга.

Отрывок.

Вернуться домой было нельзя. Маленький охотник не растерялся, он закутался в шкуру, зарылся в снегу, уложил рядышком собак, намело на них большой сугроб, вот им и тепло было. Так он лежал под снегом двое суток. А как стихла пурга, он разрыл снег и вернулся. 
Я спросил у него:
– Не замерз?
– Нет, только нос немного отморозил.
– А собаки?
– Нет, они хорошие, они меня согревали, как живые печки. Мне все не верилось, что этому бесстрашному охотнику всего лишь пять лет. Ведь ему еще только в детский сад ходить.

Воспитатель. – Дети вам понравился этот рассказ? Как этого мальчика можно назвать, какими словами? (Бесстрашный, смелый, сильный, храбрый и т. д.). среди нас есть такие смельчаки? Затем детям предложить рассмотреть иллюстрации оленеводов, которые везут людей на нартах, стадо оленей, где есть большие олени и оленята.

Игра «Олени».

После игры дети рассматривают иллюстрацию где изображено стадо оленей: - Многие народы Сибири занимаются оленеводством и поэтому в течении года кочуют вместе с оленями стадами. Обычно стойбище остается на одном месте не более полумесяца зимой или недели летом. Оленеводы со стадами совершают сезонные перекочевки: весной примерно с марта – к северу, где животные меньше страдают от комаров и мошки, а осенью с августа – обратно к югу к границе лесов, где олени укрытые от холодных зимних ветров, без особого труда добывали себе корни из-под рыхлого снега. А как вы думаете, чем питаются олени? (Мхом, ягелем.) Основную часть времени олени находятся под присмотром пастухов, которые на легковых упряжках объезжают стадо, следя, чтобы животные не отставали и по мере необходимости перегоняли его на новые пастбища. Основным орудием труда оленевода является аркан – тогщян (показ иллюстрации), а помощником является собака лайка. Хорошей собакой хозяева дорожат. Её приучают загонять в стадо отбившихся оленей, помогать перегонять стадо в нужном направлении, сгонять оленей в кучу. Большое стадо охраняется двумя пастухами и несколькими собаками. Ребята, а как вы думаете, какое стадо охранять легче, большое или маленькое? На самом деле легче охранять большое стадо, так как в этом случае у оленей сильнее развивается чувство стадности, они меньше разбегаются. Пастухи и собаки должны внимательно оберегать стадо, т.к. у оленя достаточно много врагов. Как вы думаете, кто они? (Медведь, росомаха, комары, олений овод). Ребята, а какого человека мы называем богатым? (У которого много вещей, денег и т.д.) А вот на Севере богатым считаются не тот, у кого много денег, а тот у кого много оленей. Посмотрите на эту игрушку-головоломку. В нее играли и дети и взрослые. А называется она «Цена оленя». Кто-нибудь может объяснить, почему она так называется? Это игра развивает сообразительность, внимание и она достаточно сложна, поэтому раньше тому человеку, который ее разгадывает дарили оленя. Вы тоже можете попробовать свои силы. После игры предложить детям вылепить из пластилина, стадо оленей больших и маленьких, чум собак. (Зимой на прогулке предложить построить чум из снега и поиграть в сюжетно-ролевую игру «Дети Севера»).

Занятие 5. «Северный олень».

Цели: Показать значение оленя в жизни северных народов, сложите приспособительные особенности к условиям обитания, биологические особенности оленя. Воспитывать любовь к животным.

Ход занятия:

Обратить внимание детей на картину «Северный олень», затем предложить потрогать, погладить мех северного оленя взрослого и молоденького. За многие годы северный олень приспособился к жизни в суровых условиях. У него широкие копыта, которые позволяют ему не проваливаться в снег. Нельзя сказать. Что северный олень такой же красавец, как его родич благородный олень: ноги у него короткие хвост маленький, а у самцов на верхней челюсти иногда бывают клыки. Его мех состоит из длинных трубчатых волос и мелких волосков (раздать образцы – кусочки шкуры). Трубчатые волосы частично заполнены воздухом и у основания тоньше, чем снаружи, поэтому они как бы заклинивают друг друга (рассмотреть через лупу). Олени прочно вошли в жизнь людей, что даже счет времени и определение периодов ведутся по ярким приметам жизни оленей. Начало годового цикла у оленеводов считается осень, когда происходит случка оленей. Зиму они проводят занимаясь охотой и заготовкой древесины для хозяйственных нужд. Весна - время отела наиболее ответственный период. Когда решается вопрос о росте поголовья и благополучия хозяйства. В летний период выпаса оленей создаются трудности комары. В малонаселенных болотистых местах их также множество, что с ними приходиться считаться и людям, и животным. Олень не находит себе места от боли, лишается аппетита и бегает по тундре а поисках прохладных и обдуваемых ветром мест, чтобы спастись от этих насекомых. На летний период приходится линька, которая продолжается 2-3 месяца. Забой оленей происходит в течении всего года. В период осени особенно кореные жители ханты, мансы, ненцы полностью используют в хозяйстве забитого оленя. Мясо путем сушки заготавливают в прок. Сначала мясо вялят на воздухе, затем досушивают на огне в очагах чума. В таком виде оно хранится долгое время. Северные народы употребляют в пищу в сыром виде оленьи бронхи. Печень, почки, легкие и теплую кровь. При выпаривании костей получали костный жир, который богат витаминами. Из рогов изготавливали наконечники стрел, детали арканов (показ). Кожицу соскребаемую с молодых рагов оленей, очень любят дети – это своеобразная северная жвачка. Старинный миф северных народов гласит: бог Нуми, сотворив из сосновых сучьев, оленей, рыб, птиц и зверей. Показал людям, как делать снаряжение, лыжи, нарты, все полезные вещи. Затем указав на то, что у них будут дети он приказал их приучать к охоте и передавать.

Игра «Олень».

Затем детям предложить вспомнить, что украшает небо в зимнюю долгую северную ночь.

– Правильно северное сияние (рассматривание фотографии, иллюстрации). Предложить послушать стих Ю. Шесталова «Северное сияние»:

Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой горит – пламя
Над сверкающими льдами!
Ой горит большой костер
Выше леса, выше гор!
Он горит, а снег не тает,
Он блестит – не согревает
Мерзнут горы и леса,
Коченеют небеса
Кто зажег огонь небесный?
Не живет ли в вышине
Великан могучий
Не печет ли на огне, 
Хлеб себе за тучей?
Никого за тучей нет, не пекут там хлеба
Это – свет холодный свет
Северного неба.

Затем предложить детям обвести оленя по контуру и обклеить его кусочками меха, а фон закрасить северным сиянием. Работы проанализировать, повесить на выставку.