Главная страница

«Что нужно есть в разное время года»


Скачать 131.99 Kb.
Название «Что нужно есть в разное время года»
Дата 18.02.2016
Размер 131.99 Kb.
Тип Документы

Внеклассное занятие для учащихся 3 – его класса

в рамках программы «Разговор о правильном питании»

(использование здоровьесберегающих технологий)

с элементами окружающего мира, чтения и математики по теме: «Что нужно есть в разное время года».
Учитель: Кузьминова Е.В.
Цель:

  • сформировать предоставление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания;

  • познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков;

  • познакомить с некоторыми традициями питания и блюдами национальной кухни жителей разных регионов;

  • воспитывать чувства любви и заботы к собственному организму.



Оборудование:


  • Интерактивная доска

  • Слайды «Осень»и сказка «Золушка»

  • Осенний пейзаж

  • Рисунки овощей и фруктов, о которых говорится в загадках

  • Таблички «Овощи», «Фрукты»

  • Таблички с названиями команд

  • Таблички с названиями национальных блюд: кумыс, тюря, хлодник

  • Две основы для составления меню жаркого летнего дня и холодного зимнего дня

  • Выставка книг со сказками

  • Овощи и фрукты для витаминного стола

  • Выставка книг о правильном питании

  • Рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья» (у каждого ребенка)

  • Два поварских колпака для кулинарного поединка

Ход занятия.


  1. Организация внимания.


Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы продолжаем постигать тайны главного чуда света – человека, поговорим о здоровом питании.



  1. Актуализация знаний с элементами окружающего мира.


Учитель:

Ночи темнее, дни холоднее,

Листья пожелтели, птицы улетели.

Мелкий, затяжной дождь поливает.

Как это время народ называет?

(осень)




на интерактивной доске доске – слайды картинка осени


- Какие изменения в живой и неживой природе происходят с приходом осени?

- дни – ночи (короче - длиннее)

- температура

- осадки

- растения

- животные

- Сколько всего времён года? (4)


  1. Сообщение темы и целей.

  1. Постановка проблемы:

- Как вы думаете, влияют ли сезонные изменения на организм человека?

  1. Сегодня нам это предстоит выяснить.

Тема нашего занятия: «Что нужно есть в разное время года»





Тема записана на центральной доске




  1. Помогать будете вы:




Слева на доске название команд и эмблемы

Девочки – команда «Лето»
Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна,

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!
Мальчики – команда «Зима»
Тройка – тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Вся покрылась серебром.



  1. Основная часть занятия.







Раздается стук в дверь




  1. Инсценировка.




Ребята из лагеря «Здоровье» (между ними интересный разговор)

Рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья» страница 16 - 17

4 чел: 2 девочки и 2 мальчика в летней одежде



Ренат. Ну и жарища, прямо как у нас на Волге.

Даша. А у нас в Сибири даже жарче летом бывает. В такую погоду только на речке хорошо. Петя, дай мне, пожалуйста, ещё попить.

Петя. Ой, а у нас вся вода уже закончилась! Как быстро мы всё выпили.

Роза Кузьминична. Это и неудивительно. В жару человек потеет. Капельки пота, выступающие на коже, охлаждают тело и защищают нас от перегрева. Но организм при этом теряет много жидкости, вот почему нам хочется пить.

Кстати, человек потеет и во время болезни, при высокой температуре. Вот почему врачи советуют больному пить больше.

Даша. У нас дома в жару все с удовольствием пьют квас, минеральную воду. А я люблю клюквенный морс.

Роза Кузьминична. А ты знаешь, Даша, что минеральная вода может быть столовой и лечебной? Для того чтобы утолить жажду, пить нужно только столовую.

Ренат. Кто-нибудь из вас пробовал кумыс?

Петя. Нет, а что это такое?

Ренат. Кумыс — напиток из кобыльего молока, он очень вкусный и полезный.

Даша. А вот есть в жару совсем не хочется, особенно жирную пищу.

Роза Кузьминична. Правильно, жирная пища тяжело переваривается в жаркую погоду.

Петя. Я, кажется, догадался, почему это так. Ведь жиры служат для нас источником энергии, а значит, помогают нам согреться. Летом и так тепло, поэтому в пище может быть меньше жиров.

Даша. Не случайно летом все с удовольствием едят холодные первые блюда — окрошку, зелёные щи из молодой крапивы или щавеля, свекольники. А зимой... вот уж когда хочется горячее первое.

Учитель: Все правильно! Ребята, будьте сегодня гостями на нашем занятии.


  1. Беседа по теме.


Давайте обсудим, что вы узнали важного из разговора ребят.

- Почему летом хочется много пить?


Во время жары организм теряет большое количество влаги. Вместе с потом из организма уходят и минеральные вещества. Вот почему важно постоянно восстанавливать водно-солевой баланс.


- Что нужно пить летом?


квас, минеральную воду, соки, морс


- Какую минеральную воду можно пить?

Только столовую, лечебная минеральная вода в этих целях не используется.

- Из чего можно приготовить морс?


Морс можно приготовить из клюквы, смородины, малины, ежевики, земляники.




Рецепт

(1 девочка)

Ягоды заливают кипятком и кипятят в течение 5 – 10 мин. Затем отвар процеживают, добавляют сахар и доводят до кипения. Подают охлажденным.


- Какие блюда вы предложите летом?


Холодные первые блюда – окрошка, зеленые щи из молодой крапивы или щавеля, свекольники.

- Что такое кумыс?


Кумыс – это национальный напиток из кобыльего молока


А сейчас девочки познакомят вас с некоторыми национальными блюдами.


После рассказа каждая девочка вещает табличку с названием блюда на левую доску.




  1. Хлодник – холодное блюдо белорусской кухни и кухни жителей западной части России. По своему составу и принципу приготовления очень напоминает окрошку, издревне используемую жителями центральной части России.

  2. Тюря – блюдо русской и белорусской кухни, которую было принято есть в жаркую погоду. Основой в тюре является квас. В него добавляется черные хлеб, соль, редька.

  3. У жителей Средней Азии во время жары принято пить горячий чай. Считается, что при высоких температурах он лучше утоляет жажду, чем холодные напитки.


Зима:

Учитель: В холодное время года наш организм нуждается в дополнительном количестве тепловой энергии, которая позволяла бы адаптироваться к низкой температуре.

- Откуда зимой организм возьмет дополнительное количество тепловой энергии?

Источник энергии – жиры. Едим продукты с высоким содержанием жира – жирное мясо, сало, копчености, масло.


Это интересно: рацион питания народов живущих там, где преобладают низкие температуры, отличается обилием жирных блюд.


  • Какие блюда вы предпочтете зимой?




Горячие блюда. Они обеспечивают двойной подогрев (жир и своя высокая температура)




Учитель:

(микроитог)

Раз вы все так хорошо усвоили, я предлагаю провести конкурс кулинаров.




  1. Конкурс кулинаров.




  1. 2 человека (1 девочка и 1 мальчик) на центральной доске составляют меню жаркого холодного летнего дня







«Лето» собирает названия и рецепты блюд для жаркого летнего дня.

«Зима» - блюда для холодного зимнего дня.




  1. Работа в тетради «Две недели в лагере здоровья» страница 18 № 1, № 2







Подведение итогов конкурса




Учитель:

(микроитог)

Помните, что организм нуждается во всех питательных веществах и качественное соотношение белков, жиров и углеводов должно сохраняться.




  1. Игровая ситуация с элементами чтения.


На центральной доске – выставка сказок.


«Заюшкина избушка»

По щучьему велению

Снежная королева

Снегурочка

Госпожа Метелица






Зимние сказки

Маша и медведь

Гуси – лебеди


Летние сказки

  • К какому жанру литературы относятся эти произведения?

  • Какие сказки предложим команде «Лето», «Зима»? Почему?







Сезонные сказки

  • Какое из этих меню вы бы предложили Емеле? Почему?

  • А подошло бы это меню Снежной королеве?




    (нет, растаяла от избытка энергии - жиров)

  • Какие полезные продукты встретились в сказке «Гуси - лебеди»?




молочный кисель, яблоки.

Микроитог

Пища должна быть и полезная и разнообразная.




  1. Физкультминутка




(шуточная)

Проводит подготовленный раннее ученик, показывает движения всему классу


Шел по городу волшебник

По прозванию Сизый нос

И дарил всем – всем прохожим

Что в корзине нёс.
Нёс он фрукты и печенье,

Нёс он вкусное варенье,

Нёс колбаски и творог.

Всех обрадовать он смог.

И ребятам без разбору

Всё, всё, всё давал

И взамен за угощенье

Ничего не брал.
Все ему «Спасибо» говорили,

Много раз благодарили.

Но прошел всего лишь час,

У ребят, как будто враз

Заболели, заболели

Очень животы

Ах и ух, ах и ух, ы – ы – ы!

- А почему?


Микроитог

  1. Надо есть разнообразную пищу.

  2. Не переедать




  1. Овощи и фрукты – полезные продукты.




  • Ребята, а кто любит есть овощи и фрукты?

(поднимают руки)


  • Почему нужно есть много овощей и фруктов?

(они полезные, в них много витаминов)




Обратить внимание на витаминный стол!




  • А теперь отгадайте, о каких овощах и фруктах эти загадки:




Дети читают наизусть, показывают картинку и прикрепляют ее на правую сторону доски




  1. Загадки


На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков……

(горох)
Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

(лук)
Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

На грядке нет сочней ……

(помидора)
Красный хвост в землю врос,

А зеленый хвост снаружи,

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(морковь)

Летом – в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою – в бочке

Крепкие, солёные.

(огурец)
Желтый, круглый, ты откуда?

- Прямо с солнечного юга

Сам на солнышко похож.

Можешь съесть меня, но только

Раздели меня на дольки.

Как меня ты назовешь?

(апельсин)
Само с кулачок,

Красный, желтый бочок.

Тронешь пальцем - гладко,

А откусишь – сладко.

(яблоко)


  1. Логическое упражнение.


- Распределите предметы на 2 группы:


овощи

фрукты

- Как вы отличаете, где овощ, а где фрукт?

(Фрукты обычно выращивают в саду, овощи в огороде)

(Фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи – нет, хотя сладковатая морковь)


  1. Математическая задача.







Схема за доской


А теперь я хочу предложить вам задачу.
В нашем классе 17 человек любят овощи, а 23 человека любят фрукты. 11 человек любят и то, и другое. Сколько человек в классе?




Анализ задачи.


  • Что известно?

  • Что сказано про 11 человек?

  • Что такое пересечение?

  • Что нужно узнать в задаче?

  • Что означает запись внизу схемы?

  • Что такое объединение множеств?


I способ:
(17 + 23) – 11 = 29 (чел)
Можно ли решить задачу другим способом?
II способ:


  1. 17 – 11 = 6 (чел) – только овощи,

  2. 23 – 11 = 12 (чел) – только фрукты

  3. 6 + 12 + 11 = 29 (чел) - всего



  1. Слово учителя.


Принято считать, что за счет овощей и фруктов в организм может запасти витамины на зимний период.

К сожалению, это не так. Витамины, поступающие в организм, сразу же расходуются им. Поэтому даже зимой нужно есть больше овощей и фруктов. Например, сделать на окошке зеленую грядку – посадить в горшочек лук – у вас всегда будет зеленый лучок.

А еще я хочу вам предложить угадать один овощ – настоящий источник витаминов – особенно зимой.


  1. Просмотр отрывка из м/ф «Золушка».







Превращение тыквы в карету




  • Угадали сказку?

  • Кто автор?

  • Какой же овощ превратился в карету?

  • Кто нибудь знает загадку о тыкве?

Загадка

Золотая голова велика, тяжела

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

  • Какие блюда можно приготовить из тыквы:

можно тушить, запекать,

варить кашу, есть в сыром виде,

семечки тыквы полезны




  1. Итог занятия.




  • Что узнали важного и интересного на занятии?

  • Какое должно быть питание? (сезонным)

  • Ребята, если бы вы неправильно питались, могли бы так хорошо справиться с заданием?

Мне хочется дать совет:

Когда готовите пищу, бросьте в неё немножко любви, чуть – чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пищи и принесут здоровье.