|
«Что нужно есть в разное время года»
|
 Скачать 131.99 Kb.
|
Внеклассное занятие для учащихся 3 – его класса
в рамках программы «Разговор о правильном питании»
(использование здоровьесберегающих технологий)
с элементами окружающего мира, чтения и математики по теме: «Что нужно есть в разное время года». Учитель: Кузьминова Е.В. Цель:
-
сформировать предоставление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания;
-
познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков;
-
познакомить с некоторыми традициями питания и блюдами национальной кухни жителей разных регионов;
-
воспитывать чувства любви и заботы к собственному организму.
Оборудование:
-
Интерактивная доска
-
Слайды «Осень»и сказка «Золушка»
-
Осенний пейзаж
-
Рисунки овощей и фруктов, о которых говорится в загадках
-
Таблички «Овощи», «Фрукты»
-
Таблички с названиями команд
-
Таблички с названиями национальных блюд: кумыс, тюря, хлодник
-
Две основы для составления меню жаркого летнего дня и холодного зимнего дня
-
Выставка книг со сказками
-
Овощи и фрукты для витаминного стола
-
Выставка книг о правильном питании
-
Рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья» (у каждого ребенка)
-
Два поварских колпака для кулинарного поединка
Ход занятия.
-
Организация внимания.
Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы продолжаем постигать тайны главного чуда света – человека, поговорим о здоровом питании.
-
Актуализация знаний с элементами окружающего мира.
Учитель:
Ночи темнее, дни холоднее,
Листья пожелтели, птицы улетели.
Мелкий, затяжной дождь поливает.
Как это время народ называет?
(осень) - Какие изменения в живой и неживой природе происходят с приходом осени?
- дни – ночи (короче - длиннее)
- температура
- осадки
- растения
- животные
- Сколько всего времён года? (4)
-
Сообщение темы и целей.
-
Постановка проблемы:
- Как вы думаете, влияют ли сезонные изменения на организм человека?
-
Сегодня нам это предстоит выяснить.
Тема нашего занятия: «Что нужно есть в разное время года»
-
| Тема записана на центральной доске
|
-
Помогать будете вы:
-
| Слева на доске название команд и эмблемы
|
Девочки – команда «Лето» Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна! Мальчики – команда «Зима» Тройка – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Вся покрылась серебром.
-
Основная часть занятия.
-
-
Инсценировка.
Ребята из лагеря «Здоровье» (между ними интересный разговор)
| Рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья» страница 16 - 17
4 чел: 2 девочки и 2 мальчика в летней одежде
|
Ренат. Ну и жарища, прямо как у нас на Волге.
Даша. А у нас в Сибири даже жарче летом бывает. В такую погоду только на речке хорошо. Петя, дай мне, пожалуйста, ещё попить.
Петя. Ой, а у нас вся вода уже закончилась! Как быстро мы всё выпили.
Роза Кузьминична. Это и неудивительно. В жару человек потеет. Капельки пота, выступающие на коже, охлаждают тело и защищают нас от перегрева. Но организм при этом теряет много жидкости, вот почему нам хочется пить.
Кстати, человек потеет и во время болезни, при высокой температуре. Вот почему врачи советуют больному пить больше.
Даша. У нас дома в жару все с удовольствием пьют квас, минеральную воду. А я люблю клюквенный морс.
Роза Кузьминична. А ты знаешь, Даша, что минеральная вода может быть столовой и лечебной? Для того чтобы утолить жажду, пить нужно только столовую.
Ренат. Кто-нибудь из вас пробовал кумыс?
Петя. Нет, а что это такое?
Ренат. Кумыс — напиток из кобыльего молока, он очень вкусный и полезный.
Даша. А вот есть в жару совсем не хочется, особенно жирную пищу.
Роза Кузьминична. Правильно, жирная пища тяжело переваривается в жаркую погоду.
Петя. Я, кажется, догадался, почему это так. Ведь жиры служат для нас источником энергии, а значит, помогают нам согреться. Летом и так тепло, поэтому в пище может быть меньше жиров.
Даша. Не случайно летом все с удовольствием едят холодные первые блюда — окрошку, зелёные щи из молодой крапивы или щавеля, свекольники. А зимой... вот уж когда хочется горячее первое.
Учитель: Все правильно! Ребята, будьте сегодня гостями на нашем занятии.
-
Беседа по теме.
Давайте обсудим, что вы узнали важного из разговора ребят.
- Почему летом хочется много пить?
-
Во время жары организм теряет большое количество влаги. Вместе с потом из организма уходят и минеральные вещества. Вот почему важно постоянно восстанавливать водно-солевой баланс.
|
- Что нужно пить летом?
-
квас, минеральную воду, соки, морс
|
- Какую минеральную воду можно пить?
-
Только столовую, лечебная минеральная вода в этих целях не используется.
|
- Из чего можно приготовить морс?
-
Рецепт
(1 девочка)
| Ягоды заливают кипятком и кипятят в течение 5 – 10 мин. Затем отвар процеживают, добавляют сахар и доводят до кипения. Подают охлажденным.
|
- Какие блюда вы предложите летом?
-
Холодные первые блюда – окрошка, зеленые щи из молодой крапивы или щавеля, свекольники.
|
- Что такое кумыс?
-
Кумыс – это национальный напиток из кобыльего молока
|
А сейчас девочки познакомят вас с некоторыми национальными блюдами.
-
После рассказа каждая девочка вещает табличку с названием блюда на левую доску.
|
-
Хлодник – холодное блюдо белорусской кухни и кухни жителей западной части России. По своему составу и принципу приготовления очень напоминает окрошку, издревне используемую жителями центральной части России.
-
Тюря – блюдо русской и белорусской кухни, которую было принято есть в жаркую погоду. Основой в тюре является квас. В него добавляется черные хлеб, соль, редька.
-
У жителей Средней Азии во время жары принято пить горячий чай. Считается, что при высоких температурах он лучше утоляет жажду, чем холодные напитки.
Зима:
Учитель: В холодное время года наш организм нуждается в дополнительном количестве тепловой энергии, которая позволяла бы адаптироваться к низкой температуре.
- Откуда зимой организм возьмет дополнительное количество тепловой энергии?
Источник энергии – жиры. Едим продукты с высоким содержанием жира – жирное мясо, сало, копчености, масло.
|
Это интересно: рацион питания народов живущих там, где преобладают низкие температуры, отличается обилием жирных блюд.
-
Какие блюда вы предпочтете зимой?
Горячие блюда. Они обеспечивают двойной подогрев (жир и своя высокая температура)
|
Учитель:
(микроитог)
| Раз вы все так хорошо усвоили, я предлагаю провести конкурс кулинаров.
|
-
Конкурс кулинаров.
-
2 человека (1 девочка и 1 мальчик) на центральной доске составляют меню жаркого холодного летнего дня
| «Лето» собирает названия и рецепты блюд для жаркого летнего дня.
«Зима» - блюда для холодного зимнего дня.
|
-
Работа в тетради «Две недели в лагере здоровья» страница 18 № 1, № 2
| Подведение итогов конкурса
|
-
Игровая ситуация с элементами чтения.
На центральной доске – выставка сказок.
«Заюшкина избушка»
По щучьему велению
Снежная королева
Снегурочка
Госпожа Метелица

|
Зимние сказки
| Маша и медведь
Гуси – лебеди
| Летние сказки
| -
К какому жанру литературы относятся эти произведения?
-
Какие сказки предложим команде «Лето», «Зима»? Почему?
-
Какое из этих меню вы бы предложили Емеле? Почему?
-
А подошло бы это меню Снежной королеве?
| (нет, растаяла от избытка энергии - жиров)
|
-
Какие полезные продукты встретились в сказке «Гуси - лебеди»?
| молочный кисель, яблоки.
| Микроитог
| Пища должна быть и полезная и разнообразная.
|
-
Физкультминутка
(шуточная)
| Проводит подготовленный раннее ученик, показывает движения всему классу
|
Шел по городу волшебник
По прозванию Сизый нос
И дарил всем – всем прохожим
Что в корзине нёс. Нёс он фрукты и печенье,
Нёс он вкусное варенье,
Нёс колбаски и творог.
Всех обрадовать он смог.
И ребятам без разбору
Всё, всё, всё давал
И взамен за угощенье
Ничего не брал. Все ему «Спасибо» говорили,
Много раз благодарили.
Но прошел всего лишь час,
У ребят, как будто враз
Заболели, заболели
Очень животы
Ах и ух, ах и ух, ы – ы – ы!
- А почему?
Микроитог
| -
Надо есть разнообразную пищу.
-
Не переедать
|
-
Овощи и фрукты – полезные продукты.
-
Ребята, а кто любит есть овощи и фрукты?
(поднимают руки)
-
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
(они полезные, в них много витаминов)
| Обратить внимание на витаминный стол!
|
-
А теперь отгадайте, о каких овощах и фруктах эти загадки:
-
Загадки
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков……
(горох) Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(лук) Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
На грядке нет сочней ……
(помидора) Красный хвост в землю врос,
А зеленый хвост снаружи,
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(морковь)
Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке
Крепкие, солёные.
(огурец) Желтый, круглый, ты откуда?
- Прямо с солнечного юга
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели меня на дольки.
Как меня ты назовешь?
(апельсин) Само с кулачок,
Красный, желтый бочок.
Тронешь пальцем - гладко,
А откусишь – сладко.
(яблоко)
-
Логическое упражнение.
- Распределите предметы на 2 группы:
овощи фрукты
- Как вы отличаете, где овощ, а где фрукт?
(Фрукты обычно выращивают в саду, овощи в огороде)
(Фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи – нет, хотя сладковатая морковь)
-
Математическая задача.
А теперь я хочу предложить вам задачу. В нашем классе 17 человек любят овощи, а 23 человека любят фрукты. 11 человек любят и то, и другое. Сколько человек в классе?


 Анализ задачи.
-
Что известно?
-
Что сказано про 11 человек?
-
Что такое пересечение?
-
Что нужно узнать в задаче?
-
Что означает запись внизу схемы? 
-
Что такое объединение множеств?
I способ: (17 + 23) – 11 = 29 (чел) Можно ли решить задачу другим способом? II способ:
-
17 – 11 = 6 (чел) – только овощи,
-
23 – 11 = 12 (чел) – только фрукты
-
6 + 12 + 11 = 29 (чел) - всего
-
Слово учителя.
Принято считать, что за счет овощей и фруктов в организм может запасти витамины на зимний период.
К сожалению, это не так. Витамины, поступающие в организм, сразу же расходуются им. Поэтому даже зимой нужно есть больше овощей и фруктов. Например, сделать на окошке зеленую грядку – посадить в горшочек лук – у вас всегда будет зеленый лучок.
А еще я хочу вам предложить угадать один овощ – настоящий источник витаминов – особенно зимой.
-
Просмотр отрывка из м/ф «Золушка».
| Превращение тыквы в карету
|
-
Угадали сказку?
-
Кто автор?
-
Какой же овощ превратился в карету?
-
Кто нибудь знает загадку о тыкве?
Загадка
Золотая голова велика, тяжела
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
-
Какие блюда можно приготовить из тыквы:
| можно тушить, запекать,
варить кашу, есть в сыром виде,
семечки тыквы полезны
|
-
Итог занятия.
-
Что узнали важного и интересного на занятии?
-
Какое должно быть питание? (сезонным)
-
Ребята, если бы вы неправильно питались, могли бы так хорошо справиться с заданием?
Мне хочется дать совет:
Когда готовите пищу, бросьте в неё немножко любви, чуть – чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пищи и принесут здоровье.
|
|
|