Главная страница

Что нам стоит дом построить


Скачать 116.63 Kb.
Название Что нам стоит дом построить
Дата 19.02.2016
Размер 116.63 Kb.
Тип Документы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

Филиал в г. Славянске – на Кубани
факультет педагогики и психологии
кафедра общей и профессиональной педагогики

Региональный научно – образовательный проект

очно –заочный конкурс проектно – исследовательских работ

учащихся начальных классов

«Математика вокруг нас»
Тема: « Что нам стоит дом построить»

Выполнила: Научный руководитель:

ученица 2 «А» класса учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 12 МАОУ СОШ № 12

города Геленджика города Геленджика

Астафьева Диана Владимировна Шепова Елена Викторовна

Г.Славянск – на – Кубани

2013

«Что нам стоит дом построить»

Аннотация
«Числа не управляют миром,
но показывают,
как управляется мир».
И.В.Гете
Математика вокруг нас. Она везде. Без неё мир не может существовать. Мне стало интересно узнать, как математика связана со строительством дома, улицей, городом.

Цель: исследовать связь математики со строительством дома, улицей, городом.

Задачи: - узнать, какие знания из математики нужны для того, чтобы построить дом;

- изучить меры длины;

- выполнить практическую работу;

- изучить нумерацию домов;

-составить образовательно-туристический маршрут по улицам города Геленджика, которые «хранят героев павших имена»;

-узнать, почему населенные пункты имеют разный статус.

Объект исследования: математика вокруг нас.

Предмет исследования: как связана математика со строительством дома, улицей, городом.

Методы исследования: наблюдения, интервьюирование, анализ, обобщение, экскурсии, работа со словарями, анализ научно-познавательной литературы, практическая работа.

Я пришла к выводу, чтобы построить дом, знания математики необходимы. Наши дома, улицы, города без математики существовать не могут. Хоть числа произошли очень давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате.

Оглавление.

  1. Введение.

  2. Основная часть.

    1. Как строили свой дом мои прадедушка и прабабушка.

    2. Как строил дачу мой дедушка.

    3. Без них построить дом нельзя. Практическая работа.

    4. Как строят дома сейчас. Экскурсия в 12 отдел государственной экспертизы Министерства обороны. Экскурсия на стройплощадку.

    5. Дом, улица. Четные и нечетные номера домов.

    6. Образовательно-туристический маршрут по улицам города Геленджика, которые «хранят героев павших имена».

    7. Дом, улица, станица, город.

  3. Заключение.

  4. Библиографический список

Введение.

Числа встречаются везде: на дверях моей и других квартир; на подъездах домов; на зданиях; на номерах машин; на документах; на ценниках; на билетах; на номерах сидений в театре; на страницах книг, журналов, календарей; на вещах; на деньгах; на часах; на дорожных знаках; на игрушках; в названиях праздников (8 Марта, 9 Мая, 23 февраля, 1 Мая), в каждом дне рождения тоже есть число, на упаковке любой игрушки, продуктов питания, вещей, техники. Часто встречаются числа однозначные, двузначные. Числа, состоящие из большого количества цифр, встречаются реже, но я их могу прочитать. Например, 2013 год. А вот в номере моего свидетельства о рождении 6 цифр, в социальном номере 12 и их нельзя изменять и менять местами. Номер моего мобильного телефона состоит из 11 цифр, их я не запомнила, а сохранила в памяти телефона. Мне стало интересно узнать, как числа связаны со строительством дома, улицей, городом.

Цель: исследовать связь математики со строительством дома, улицей, городом.

Задачи: - узнать, какие знания из математики нужны для того, чтобы построить дом;

- изучить меры длины;

- выполнить практическую работу;

- изучить нумерацию домов;

-составить образовательно-туристический маршрут по улицам города Геленджика, которые «хранят героев павших имена»;

-узнать, почему населенные пункты имеют разный статус.

Объект исследования: математика вокруг нас.

Предмет исследования: как связана математика со строительством дома, улицей, городом.

Методы исследования: наблюдения, интервьюирование, анализ, обобщение, экскурсии, работа со словарями, анализ научно-познавательной литературы, практическая работа.
Основная часть.

Как строили свой дом мои прадедушка и прабабушка.

Мои прабабушка и прадедушка строили свой дом в 1965 году в хуторе Кочергине Курганинского района Краснодарского края. Я попросила прабабушку рассказать, как это происходило. Первоначально определили длину, ширину, высоту дома в метрах. Затем определили, сколько будет комнат, где будут окна, двери, как будут располагаться комнаты, какой длины и ширины будет каждая комната, начертили чертеж. Сначала построили фундамент. Что это такое? Прабабушка показала мне фундамент, а в Словаре русского языка С.И.Ожегова я прочитала: « Фундамент – основание, служащее опорой для стен здания, для машин и т.п.»(1). Затем строили стены, крышу, вставляли окна и двери. Прабабушка рассказала, что они не высчитывали точно, сколько нужно песка, цемента, шлака, шифера, досок. Покупали все с запасом, потому что ещё нужно было строить сараи, баню.

В те времена в станицах и на хуторах люди строили хаты и дома в основном из самана. Хозяевам нужно было подсчитать, сколько изготовить саманов для хаты. Для этого надо было знать длину, ширину, высоту каждой стены; длину, ширину, высоту 1 самана. Саман делали всем хутором (слайд 3,4), а стены делал мастер. Я видела как делают саман в станице-музее «Атамань» Я тоже делала саман и хату из него, когда участвовала в проекте «Чудо планеты Земля» (слайд 5)

Вывод: прабабушке и прадедушке для того, чтобы построить дом на хуторе, как минимум, нужно было знать единицы измерения длины и уметь чертить простой чертеж.
Как строил дачу мой дедушка.

Мой дедушка строил дачу в 1985 году (слайд 6). Ему предложили посмотреть чертежи нескольких вариантов дачных домиков. Он выбрал тот, который ему понравился. А затем сам начертил чертеж домика, определив длину, ширину, высоту, указал, где будут окна, двери. Дедушка строил дачу из кирпича. Он высчитывал точное количество кирпичей, зная длину, ширину и высоту стен, и длину, ширину и высоту кирпича.

Вывод: дедушке для того, чтобы построить дачу, нудно было уметь чертить чертеж, знать единицы длины, уметь рассчитывать количество кирпичей.
Без них построить дом нельзя.

Прослушав рассказы прабабушки и дедушки, я поняла, для того, чтобы построить дом, нужно знать единицы длины. Мы на уроках математики начали их изучать. Записав столбиком единицы длины, я заметила разные части в начале каждого слова (слайд 7)

миллиметр

сантиметр

дециметр

метр

километр

Я обратилась к словарям, чтобы выяснить, что значат эти части.

Милли... (от лат. mille — тысяча), приставка для образования наименований дольных единиц, по размеру равных 1/1000 исходных единиц. (2)

В словаре С.И. Ожегова (1): «Миллиметр - одна тысячная доля метра».

Санти... -первая часть сложных слов со значением единицы, равной одной сотой доле той единицы, которая названа во второй части сложения.(3)

«Сантиметр – единица измерения длины, сотая часть метра».(1)

Деци... - (от лат. decem - десять) - приставка для образования наименований дольных единиц, равных 1/10 от исходных. (2)

В словаре С.И. Ожегова (1): «Дециметр – единица измерения, равная одной десятой метра».

Кило…-первая часть сложных слов со значением единицы, равной одной тысяче
тех единиц, которые названы во второй части сложения.(3)

«Километр – мера длины, равная 1000 метрам». (1)

«Метр – основная единица длины в десятичной системе мер»(1)

Выяснив значение первых частей слов, я научилась быстро переводить одни единицы длины в другие. Есть ещё одно слово, у которого вторая часть – метр. Это периметр. «Периметр – в математике: сумма длин всех сторон многоугольника»(1)

Практическая работа. (слайд 8 )Рассчитать, сколько метров плинтусов нужно купить для пола и потолка дачной комнаты.

Я измерила рулеткой длину и ширину комнаты .Длина (а) - 4 м, ширина(в) –3 м. Периметр можно найти 3 способами. Р= а+а+в+в; Р=(а+в) *2; Р=(а*2) + (в*2)

Я не знаю, что такое умножение и найду Р по первой формуле. Р= 4+4+3+3, Р=12м.

Значит, нужно купить 12 метров плинтуса для пола и 12 метров для потолка.

Я составила несколько задач, которые предложу своим одноклассникам.

Задача № 1.(слайд 9)

Найди длину комнаты, если её периметр12 метров, а ширина 3метра.

Задача № 2.(слайд 9)

Найди ширину комнаты, если её длина 4 метра, а периметр 12 метров.

Задание № 3.(слайд 9)Сравни:

20мм…2см 5дм…50см 3дм2см…23см 8дм…8см 1дм…10см

Задание № 4.( слайд 10) Расшифруй:

ч

45дм-34дм

р

78см-45см

п

12мм+3см

а

18см+32см

я

14дм+56дм

о

5см+4дм

в

45см-40см

т

39см-19см

с

5дм -25см

и

32мм+23мм

м

23мм+45мм

л

1м -4дм




68мм

55мм

33см

45см

68мм


















42мм

33см

50см

5см

70дм

20см





















11дм

55мм

25см

60см

50см
















(миром правят числа)

Это интересно! Необычный дом, в котором все ходят по потолку есть в селе Кабардинка (слайды 11, 12, 13 )

Вывод: чтобы построить дом, необходимо знать единицы длины.
Как строят дома сейчас. Экскурсия в 12 отдел государственной экспертизы Министерства обороны. Экскурсия на стройплощадку.

Сейчас построить дом, зная только его длину, ширину и высоту, невозможно. Сначала необходимо заказать проект дома. Проект дома делают специалисты: проектировщики, архитекторы. В проекте отражено все, что необходимо для строительства: размеры дома, количество и размеры комнат, какие строительные материалы используются, стоимость строительных материалов, стоимость работ. Я побывала на экскурсии в 12 отделе государственной экспертизы Министерства обороны России, где проводят экспертизу уже готовых проектов. Я убедилась, что без знания математики ни один проект дома сделать нельзя (слайд 14). На стройплощадке дома строители работают под руководством инженера-строителя, который следит за выполнением всех принятых проектных решений (слайд 15)

Вывод: без знания математики построить дом невозможно.

Дом, улица. Четные и нечетные номера домов.

Каждому дому присваивается номер. Нумерация домов — способ присвоения домам номеров. Номер дома — идентификатор здания, уникальный в некоторой окрестности (улицы, квартала, района), являющийся частью адреса (слайд16).

Как правило, номер дома является числом, к которому иногда добавляется буквенный индекс, номер корпуса, строения или номер через дробь.

В Лондоне в 18 веке власти впервые облегчили жизнь почтальонов, введя нумерацию домов. До этого адрес определялся по имени владельца. Известно, что до 1764 г. дома в Лондоне не имели нумерации. Нумерация домов во французских городах была введена в 1778 году (первая попытка - 1728 год). В конце 18 века в Петербурге была проведена первая нумерация домов. Но в отличие от современной системы, нумерация была не по улицам, а общая по всему городу. Так, например, в 1791 году в Петербурге уже имелось 4554 номера дома. В это число не входили дома, расположенные в гвардейских слободах. Позднее, город разделили на несколько частей, и нумерация шла уже по этим районам.

Самым распространённым способом нумерации является нумерация вдоль улицы. Я заметила, что нумерация домов на улицах города какая-то странная. Я узнала, что по одной стороне улицы располагаются дома с четными номерами, а по другую – с нечетными. Я узнала, что четное число – целое число, которое делится на 2 без остатка. Нечетное число – целое число, которое не делится на 2 без остатка. Понятие чётности чисел известно с глубокой древности и ему часто придавалось мистическое значение. Так, в древнекитайской мифологии нечётные числа соответствовали Инь, а чётные — Ян. В разных странах существуют связанные с количеством даримых цветов традиции, например в США, Европе и некоторых восточных странах считается, что чётное количество даримых цветов приносит счастье. В России чётное количество цветов принято приносить лишь на похороны умершим. В случаях, когда в букете много цветов чётность или нечётность их количества уже не играет такой роли.

В 1858 году в Петербурге чётные номера стали давать по левой стороне улицы, а нечётные — по правой. Такая система сохранилась в Петербурге до наших дней.

В Европе наиболее распространена схема нумерации домов, при которой на одной стороне дороги располагаются здания с увеличивающимися нечётными номерами, начиная с 1, а на другой с увеличивающимися чётными номерами, начиная с 2, а иногда и с 0. Нечётные номера, как правило, находятся на левой стороне дороги, в направлении возрастания числовых значений номеров. Нумерация чаще всего начинается в центре населённого пункта.

Нумерация домов с разделением на четную и нечетную стороны улицы была введена в России только после полицейской реформы 1862 г., а до той поры москвичи писали адреса примерно так: Москва, приход храма Тихвинской иконы Божией Матери, в доме купца Иванова, такому-то.

Вывод: без математики невозможно в современных условиях ориентироваться в стране, городе, деревне, станице; адрес человека – это математика.
Образовательно – туристический маршрут по улицам города Геленджика, которые «хранят героев павших имена».

А как улицы получают свои названия? Чтобы ответить на этот вопрос, я побывала в музее.Здесь я узнала, почему у улиц разные названия. Я составила образовательно – туристический маршрут по улицам города Геленджика, которые «хранят героев павших имена».(слайды 17-35)

Вывод: в рассказе о любом историческом событии обязательно есть математика.
Дом, улица, станица, город.

Проезжая по территории нашего края, я заметила, что населенные пункты имеют вот такие названия: хутор, станица, город. Мало улиц – хутор, побольше улиц – станица, много улиц – город. Так думала я. Оказалось, что статус населенного пункта зависит от количества жителей. И здесь математика! Большинство современных городов и станиц края были основаны казаками-переселенцами. Названия для первых 40 станиц казаки принесли с собой с Украины. Сейчас в крае 26 городов, 42 поселка городского типа, 411сельских, поселковых, станичных округов, среди них 39 крупных станиц, с населением от 10000 человек до 48000 человек, 1725 сельских населенных пунктов.
Заключение.

Я пришла к выводу, чтобы построить дом, знания математики необходимы. Наши дома, улицы, города без математики существовать не могут. Хоть числа произошли очень давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате.

«Рано или поздно всякая правильная математическая находит применения в том или ином деле». Л.Н.Крылов
Библиографический список.

1.С.И.Ожегов «Словарь русского языка»; издательство «Советская энциклопедия»; Москва – 1972г.

2. Энциклопедический словарь; издательство «Советская энциклопедия»; Москва – 1972г.

3. С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова «Толковый словарь русского языка»; издательство «Советская энциклопедия»; Москва – 1972г.