Главная страница

Что надо знать родителям будущих первоклассников? Советы родителям Советы родителям «Время не воробей: упустишь не поймаешь»


Скачать 55.73 Kb.
Название Что надо знать родителям будущих первоклассников? Советы родителям Советы родителям «Время не воробей: упустишь не поймаешь»
Дата 18.02.2016
Размер 55.73 Kb.
Тип Документы

Советы родителям Советы родителям

Что надо знать родителям будущих первоклассников?

Советы родителям Советы родителям

«Время - не воробей: упустишь - не поймаешь»

Русская народная поговорка

Как готовить ребенка к обучению в школе? Современная школа требует от ребенка, поступающего в первый класс, наличия определенного уровня развития мышления и речи, ориентировки в окружающем мире, произвольности поведения, развития мелких движений кистей рук, а также желания идти в школу, мотивации к обучению. Эти качества позволят ребенку овладеть учебными программами, учиться с интересом.

Перечислим основные моменты, которые необходимо учитывать родителям будущих первоклассников при подготовке к школе.

  1. Для формирования позиции школьника очень полезна игра «в школу». Ребенок должен выступать в роли учителя, иногда – в роли ученика. Необходимо поддерживать хорошее отношение ребенка к школе и учению.

2. Не переучивайте детей-левшей с левой руки на правую. Не травмируйте ребенка!

  1. Подготовка ведущей руки. Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения:

  • Застегивание и расстегивание пуговиц;

  • Завязывание и развязывание лент, шнурков. Сейчас почти вся одежда детей состоит из липучек, кнопок и молний, и нет возможности рукам тренироваться естественным образом. Поэтому желательно найти одежду с пуговицами.

  • Полезно перекладывание мелких предметов (пуговиц, счетных палочек, бусинок, гречки) двумя пальцами - указательным и большим, а также мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме;

  • Игры с прищепками позволяют развить силу указательного и большого пальцев (сделай солнышко, ромашку, ёжика).

  • Просите ребенка отвинчивать и завинчивать маленькие гаечки, пробочки в пузырьках. Лепка из пластилина или глины оказывает превосходное воздействие и на пальчики ребенка и на его психологическое состояние.

  • Ребенок должен научиться рисовать простые предметы: деревья, солнце, траву, цветы, дома, человека и распределять их на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка заштриховывать цветными карандашами картинки и различные орнаменты, в этом вам помогут альбомы для раскрашивания. Ребенку надо показать, что начинать лучше не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.

4. Четкое произношение звуков. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения. Если у ребенка наблюдается плохое произношение звуков, обратитесь к логопеду, так как неправильное произношение может сказаться на успеваемости ребенкане только в начальной школе, но и позже. Поэтому проявите активность и начните занятия с логопедом до поступления в школу. Успех работы логопеда зависит от помощи со стороны родителей, выполняющих все домашние задания специалиста. Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.

5. Развивайте зрительное и слуховое внимание и умение следовать инструкциям. В школе трудности с вниманием приводят к тому, что дети на уроке не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют, из-за чего им приходится получать замечания учителя, у ребенка пропадает желание учиться. Приучайте ребенка прислушиваться к тихим звукам, например, гуляя в лесу или парке (давай послушаем, как падают листья, как поют птицы, как летит самолет, дует ветер, весной прорастает травка…). Поиграйте в игру, кто услышит больше звуков. Дома спрячьте громко тикающие часы, чтобы ребенок их нашел. Пусть ребенок отгадает, кто или что издает определенный звук.

Ребенок должен уметь прослеживать глазами за ярким предметом, особенно важно умение следить глазами в направлениях слева направо и сверху вниз – это предпосылки формирования навыка чтения. Зрительное внимание развивается у дошкольника в процессе занятий с картинным лото, когда надо заполнить маленькими карточками большую карту с рисунками на ту или иную тему.

Научите ребенка выполнять многоступенчатые инструкции: «подойди к столу, положи альбом и принеси красную книгу и зеленый карандаш» (два-четыре пункта в одном предложении). Это подготовит ребенка к выполнению требований учителя на уроке.

6. Развивайте восприятие речевых звуков. Начинайте с гласных звуков: А, О, У, И. Затем гласные Ы, Э. Произносите или напевайте гласные (А-О-Э), а ребенок пускай хлопает, когда услышит, например, А. После отработки гласных переходите к согласным, которые уже не поются, а произносятся коротко, отрывисто («Б», а не БЭ; «Р», а не РЭ). Ребенок должен на слух выделять определенный звук из ряда звуков или слогов.

7. Делите слова на слоги. Это можно сделать с помощью хлопков в ладоши. Проговаривайте слово и вместе с ребенком отхлопывайте его слоговую структуру. Начинайте с простых слов с открытыми слогами: ма-ма, во-да, лу-жа, лу-на, не-бо, ма-ши-на. Позже подключайте слова с закрытыми слогами и стечениями согласных звуков: пе-тух, ве-ник, бан-ка, вед-ро, ста-кан, фар-тук, те-ле-фон, ба-боч-ка, све-то-фор, пер-чат-ки, мост, хлеб, свеч-ка.

8. Учите выделять звуки из слова. Какой звук слышишь в начале? Какой звук стоит в конце? Какой звук на третьем месте? Назови все звуки в слове по порядку. Сколько их получилось? Купите ребенку пластиковые или магнитные буквы, и пускай он складывает из них слова. Для выработки данного умения можно использовать известную игру в «ГОРОДА», или по аналогии на другую тематику (например, еда, игрушки, мебель, животные, имена и др.)

9. Учите пересказывать сказки или рассказы.

Ребенок должен научиться пересказывать содержание мультфильма с обязательным умением называть имена героев, не размахивая при этом руками. Если ребенку трудно начать, помогите ему с помощью вопросов. К 6 годам дети должны правильно строить предложения, уметь с выражением прочитать стихотворение, рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало, продолжение и конец рассказа.

Обсуждайте с ребенком прочитанное произведение:

  • выясните перед чтением или во время чтения трудные слова;

  • спросите, понравилось ли произведение. Чем?

  • что нового, интересного он узнал?

  • попросите ребенка рассказать вам о главном герое, главном событии рассказа, стихотворения;

  • как описана природа? Какие слова и выражения ему запомнились?

  • чему научила его книга?

  • предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду;

  • выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

Уважаемые родители! Желаем Вам усердия, терпения в трудном, но интересном процессе подготовки ребенка к школе!

Использованная литература:

  1. OCR & SpellCheck: Zmiy ([email protected]), «Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй»: Прогресс; М.; 1990 Оригинал: Gianni Rodari, “Grammatica Della Fantasia. Introduzione all'arte di inventare storie”, 1973 Перевод: Ю. Добровольская,



  1. Душа ребенка / И.А.Сикорский. – М.: АСТ:АСтрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 153, с.: ил., - (Библиотека логопеда),

  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М:

Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. – (Коррекционная педагогика),

  1. Практика психолого-педагогического сопровождения детей СС ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе: коллективная монография / науч. ред. Л.С.Сековец. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012. – 159 с.,

  2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост., авт. Вступ. Ст., коммент. И слов Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.: ил. – (Библиотека словестника)

  3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.— М., 1981.