Главная страница

Что и когда окончила



Скачать 173.66 Kb.
Название Что и когда окончила
Дата 06.05.2016
Размер 173.66 Kb.
Тип Документы


Родионова Елена Сергеевна

Что и когда окончила

Владимирский государственный педагогический институт им.П.И.Лебедева-Полянского, 1993год

Полученная специальность

Биология и Химия

Квалификация по диплому

Учитель биологии и химии

Трудовой стаж

20 лет

Педагогический стаж

18 лет

Стаж работы в данном ОУ

1 год

Повышение квалификации

Название структуры

Где прослушаны курсы

Год и месяц

Проблематика курсов

Владимирский институт повышения квалификации работников образования имени Л.И.Новиковой


г. Владимир

2011г.

26 октября

«Система работы с одаренными детьми. Реализация деятельностного подхода в преподавании неорганической химии».

2011

26.09- 23.12

Повышение квалификации учителей химии(108часов).


Содержание


  1. Результаты педагогической деятельности--------------------- с. 2

  2. Научно – методическая деятельность ----------------------------- с. 4

  3. Внеурочная деятельность по предмету -------------------------- с. 9

  4. Учебно – методическая база-------------------------------------------------- с. 10


Я, Родионова Елена Сергеевна, в 1993 году закончила с отличием Владимирский Государственный педагогический институт им.П.И.Лебедева- Полянского. С ноября 1993 года работала учителем химии в МОУ СОШ № 6 , затем с 1996 года – в МОУ СОШ № 34 и с сентября 2010г по настоящее время - в МОУ СОШ № №36.
1. Результаты педагогической деятельности
В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире и, скорее всего им не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим. Поэтому одним из важных моментов при обучении школьников химии, по моему мнению, является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний. Необходимо, чтобы учащиеся могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса обучения. Я думаю, что в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность учащегося.

Ориентация на реальное продвижение учащихся подтверждается результатами успеваемости и качества обученности учащихся, степени подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации, по итогам участия учащихся в конкурсах и олимпиадах.

По сколько после предыдущей аттестации в 2007году я последующие два года 2008-2009гг находилась в декретном отпуске, а после выхода из него один год 2009- 2010- работала в МОУ СОШ №34,а следующий 2010-2011г - в МОУ СОШ №36, то для анализа результатов своей деятельности я и беру этот последний год работы.

Уровень учебных достижений учащихся по предмету свидетельствует о положительной динамике.

Результаты педагогической деятельности

Динамика качества знаний и успеваемости обучающихся по химии за 2010-2011 уч.

 Классы

Успеваемость (%)

Качество знаний (%)

СОУ (%)

8

100

69,01

52,34

9

100

62,50

51,05

11

100

66,10

55,22

СР

100

49,20

52,87


График успеваемости по химии по классам
График качества знаний учащихся по химии

2010 – 2011 уч. год
График степени обученности учащихся по химии

2010 – 2011 уч. год

2. Научно – методическая деятельность
В 2010-2011 учебном году имела учебную нагрузку 21 час в неделю, преподавала химию в 8,9,11 классах. В работе использовала программы, учебники и учебно-методические пособия по химии, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации. С 2010 учебного года работаю по типовой программе курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Е.Кузнецова, И.М. Титова, А.Ю. Жегин (8-9 кл); Н.Е.Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара, А.Ю. Жегин (10-11 кл)); 2006 год, «Вентана-Граф». Программа рассчитана на 2 часа в неделю для общеобразовательных классов и 3 часа – для классов естественнонаучного профиля.

Учебно – методический комплект выбран в соответствии с традиционной формой обучения, а именно:


класс

учебник

8

Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Кузнецова Н.Е., Титова И. М. и др. – М.: Вентана-Граф, 2005

9

Химия: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Кузнецова Н.Е., Титова И. М. и др. – М.: Вентана-Граф, 2006

10

Химия: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н. и др. – М.: Вентана-Граф, 2011

11

Химия: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н. и др. – М.: Вентана-Граф, 2010

Учитель – одна из профессий, требующая постоянного совершенствования, самообразования.

Постоянно занимаюсь самообразованием, которое осуществляется по плану: изучение сборника нормативных документов по химии федерального компонента Государственного стандарта образования, изучение федерального базисного учебного плана и программ по химии; изучение методической копилки элективных курсов, изучение опыта работы методического объединения, изучение публикаций журнала «Химия в школе» и газеты «Первое сентября» на сайте http://1september.ru; совершенствование по владению ИКТ; систематическое знакомство с материалами сайтов Интернета и методической копилки учителей.

Свой профессиональный уровень совершенствую на курсах повышения квалификации.

В 2011г прошла курсы повышения квалификации по теме «Система работы с одаренными детьми. Реализация деятельностного подхода в преподавании неорганической химии». С сентября 2011г по декабрь - курсы повышения квалификации учителей во Владимирском институте повышения квалификации работников образования имени Л.И.Новиковой.
Ежегодно разрабатываю программу самообразовательной работы.

В 2009-2011 учебных годах работала над следующими темами:

  • Применение информационных технологий на уроках химии.

  • Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии.

  • Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках химии.

С целью обеспечения современного качества образования более подробно изучила технологию развития познавательной деятельности обучающихся (Г.И.Щукина); технологию модульного обучения (П.И.Третьяков, И.Б. Сенновский); освоила исследовательскую технологию обучения (М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер) и методику компетентностного подхода в обучении.

Изучила ведущие идеи организации научно-исследовательской деятельности школьников (А.В. Леонтович, Т.А.Файн, Н.И.Дереклеева, Н.А.Криволапова); теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Основной формой учебно-воспитательного процесса остается урок. Кем бы ни стали ученики по окончании школы, им всегда будут нужны научные знания, навыки самостоятельной работы, умения логически мыслить, делать выводы, сравнивать. И учить этому необходимо на уроке. Чтобы он был интересным, необходимо совершенствовать его форму и содержание, использовать современные технологии, находиться в поиске эффективных приемов, методов.

Добиться качественно высокого уровня эффективности уроков в процессе обучения позволяют, по моему мнению, информационные технологии. Работу строю с опорой на ключевые моменты, отраженные в концепции информатизации образования, созданной под руководством А. П. Ершова, использую идеи программированного и проблемного обучения. Использование ИКТ в своей деятельности как учителя, я условно делю на четыре направления: теоретическая поддержка курса, создание презентаций к урокам и внеклассным занятиям, проектная деятельность учащихся, контроль знаний.

Использование электронных пособий определяю сама, исходя из целей урока, содержания и последовательности подачи учебного материала. На уроках лекциях -это теоретическая поддержка курса, на практических занятиях - виртуальная лаборатория, на этапе контроля - это возможность пройти тест и разобрать свои ошибки. В кабинете химии имеются диски по теоретическим разделам органической и неорганической химии (Уроки Кирилла и Мефодия 8-9 и 10-11 кл), тестовые задания, подготовка к ЕГЭ, «репетитор», «виртуальная лаборатория», «химические опыты со взрывом и без».

Использование компьютерных дисков на уроке химии позволяет учащимся увидеть те демонстрационные опыты, которые нет возможности показать учащимся на уроке, узнать много новой информации, проверить свои знания и умения по составлению формул, уравнений реакций, решению задач.

Но каким бы совершенным не было электронное пособие, каждый учитель видит преподавание предмета по своему. И вот здесь на помощь приходит возможность создания презентаций в программе Power Point. Мною разработаны презентации к урокам: «Атомно – молекулярное учение», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Галогены», «Сера – химический элемент и простое вещество», «Алканы», «Алкины», «Спирты», «Карбоновые кислоты», «Теория химического строения органических соединений». Считаю, что использование информационных технологий в процессе обучения обеспечивает создание каждому учащемуся собственной траектории самообучения; способствует эффективной организации познавательной деятельности обучаемых; предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения; позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к деятельности учащегося; дает возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу.

Очень долгое время вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. Отличительной особенностью нашего времени является переход к новому состоянию общества, которое характеризуется резким повышением роли информационных процессов и, в частности, созданием целой индустрии производства информации. Современное общество находится на переходе к качественно иной форме своего существования – информационному обществу, и в более широком контексте – к информационной цивилизации. На передний план выходит информация, а наука становится непосредственной производительной силой. Преобразования в обществе и школе обусловили изменения требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации.

Само время диктует сегодня необходимость преобразования содержания образования. Для самоутверждения выпускника как успешного и компетентного, ему необходимо владеть рядом качеств, таких как критическое мышление, рефлективность, коммуникабельность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность. Поэтому, сегодня, как никогда, возрастает роль и значение современной системы образования, в которой главным должен стать новый подход к качественному обучению, ориентированному на результат.

В педагогической литературе появился современный и перспективный «компетентностный подход».

Компетентностный подход требует иного подхода в образовательном процессе, нового стиля мышления, характеризующегося открытостью, гибкостью, осознанием внутренней многозначимости, альтернативностью принимаемых решений. Сущность образования уже не сводится только к усвоению знаний, умений и навыков. Приоритетной является цель, которая

заключается в том, чтобы, как минимум, дать ученику опыт самоопределения в некоторой среде, а как максимум, передать техники самоопределения, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.

Основной целью и результатами процесса обучения должно стать овладение различного рода компетенциями.

Способ развития ключевых компетенций лежит, на мой взгляд, в основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).Опыт моей работы по использованию данной технологии был представлен в 2010 г на городской конкурс методических материалов «Новые подходы к оценке качества образовательных достижений учащихся» и отмечен дипломом 1 степени, а также представлен к обобщению в ВИПКРО им.Л.И,Новиковой.

Технология РКМЧП позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.

Структура данной педагогической технологии состоит из трёх технологических этапов – трёх стадий: 1стадия – вызов, 2 стадия – осмысление содержания, 3 стадия – рефлексия. На стадии вызова ученику предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме. На стадии осмысления учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Элементы технологии развития критического мышления я использую в своей работе уже 4-ый год. За время работы накоплен большой дидактический материал, конспекты уроков.

Российская высшая школа перешла на тестовую форму контроля. В связи с этим считаю целесообразным знакомить учащихся средней школы с тестовой технологией и формировать у них специфические навыки тестирования. Тестовую технологию широко применяю для проверки знаний.

Для того, чтобы наилучшим образом подготовиться к единому государственному экзамену, необходимо вести целенаправленную работу с 8 по 11 классы.

Тесты составляю в соответствии с федеральными образовательными требованиями к уровню подготовки учащихся общеобразовательных школ. В тесты включаю задания, которые позволяют выявить навыки практического использования химических знаний, владения основными понятиями школьного курса химии.

Для учащихся с высокими способностями в работу включаю задания по данной теме из экзаменационных материалов ЕГЭ за прошедшие годы.

Для учащихся 8 и 9 классов разработала пособия «Контрольные работы». Пособия состоят из текстов контрольных работ в тестовой форме в параметрах ЕГЭ, соответствующих программе химии Н.Е,Кузнецовой. Пособия предназначены для проведения на уроках тематического и итогового контроля по основным темам курса. Контрольные работы учащиеся выполняют на бланках ЕГЭ.

В настоящее время для получения хорошего образования недостаточно ограничиться рамками школьного учебника, а также разобраться в решении типовых задач. Нужно еще уметь использовать свои знания в нестандартных, требующих проявления творческих способностей ситуациях, в условиях неопределенности, не определен план действий, зачастую неизвестен и конечный результат поиска.

Практика показывает, что большая часть вопросов, которые задаются на уроках, направлена на воспроизведение информации из учебника или на понимание.

В настоящее время встречается в методической литературе достаточно много заданий и задач творческого характера. Мною сделана попытка отобрать и систематизировать задания по классам в соответствии с изучаемыми темами. Главная идея составления и подбора системы проблемных вопросов, творческих и практических исследовательских заданий заключается в том, что задания должны приглашать к размышлению, наблюдениям, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения.

В практической деятельности опираюсь на концептуальные положения теории развития творческих способностей Д.Б.Богоявленской, Л.С. Выготского, А.Н.Лука; разделяю взгляды И.Г. Захаровой на формы и методы, способствующие развитию творческих способностей учащихся.

Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. На развитие поисковой активности работают разные приемы.

Руководствуясь принципом, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а мыслить», своей педагогической целью считаю создание условий для самостоятельной деятельности учащихся. Дидактическая ценность самостоятельной работы заключается в конкретном показе поступательного движения учащихся от простого к сложному. А выполнение самостоятельных реконструктивных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленных задач.

В зависимости от цели и содержания материала учебные занятия могут проводиться в разных формах. В настоящее время в старших классах все большее признание получает система лекционно-семинарского обучения. Практика показывает, что лекционные занятия предпочтительно проводить в форме проблемных лекций.

В ходе проблемной лекции организуется совместное размышление учителя и учащихся, направленное на решение учебной проблемы. Дидактической целью лекции является изучение нового материала посредством демонстрации образца всех этапов исследования. Методологическая суть лекции в том, что школьники, получая блок новой учебной информации, следят за логикой поиска решения проблемы. В процессе этого они проводят весь цикл научного исследования. Тем самым у школьников формируются основы проблемного мнения на уровне знаний – представлений.

Основываясь на идее В.Ф.Шаталова, применяю при изучении теоретических вопросов химии опорные конспекты и схемы, разработанные по основным разделам школьного курса химии: «Химия металлов», «Химия неметаллов», «Классификация и свойства кислот», «Классификация и свойства оснований», «Классификация и свойства солей», «Классификация и свойства оксидов»

С 2006 года занимаюсь вопросом «Приобщения учащихся к исследовательской работе через уроки и организацию внеурочной работы по химии».

Работу по формированию навыков исследовательской деятельности веду на основе современного подхода к осуществлению образовательного процесса (конструирование уроков и внеурочной деятельности учащихся с учетом педагогических принципов, отбор и разработка системы проблемных вопросов, творческих и практических исследовательских заданий; создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности.) Считаю, что организация мотивированной исследовательской деятельности на уроках химии и во внеурочной деятельности будет способствовать реальному продвижению учащихся по пути овладения основными образовательными компетенциями, необходимыми для продолжения образования.

Осмысление накопленного опыта, анализ педагогической и методической литературы позволили разработать модель системной работы по приобщению учащихся к исследовательской деятельности, которая складывается из: организации современного подхода к образовательному процессу (усиление деятельностного компонента и практической направленности процесса обучения) и организации внеурочной деятельности по предмету (реализация программ элективных и факультативных курсов, руководство исследовательской деятельностью учащихся в НОУ).

Анализ работы в данном направлении позволил сделать вывод, что приобщение учащихся к исследовательской деятельности:

- подготавливает школьников к изучению нового предмета;

- позволяет добиваться высоких качественных результатов в обучении;

- усиливает практическую направленность уроков и внеурочной деятельности;

- активизирует познавательную, творческую деятельность

- развивает в учениках компетенции, необходимые для продолжения образования.

Данные качественной успеваемости учащихся по предмету, результаты итоговой аттестации школьников, показатели результативности участия школьников в конкурсах и научно-практической конференции в рамках школьного Дня Науки, анализ исследовательских работ учащихся подтверждают правильность выбранного подхода.

Неоднократно делилась с коллегами опытом работы и педагогическими находками. Так темами выступлений на заседаниях МО были:

  • Применение информационных технологий на уроках химии.

  • Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии.

  • Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках химии.


. С 2009 года делюсь педагогическим опытом с коллегами за пределами округа. Имею публикации в сетевых сообществах «Открытый класс»(http://www.openclass.ru/user/334134), «Социальная сеть работников образования» (http://nsportal.ru/rodionova-elena-sergeevna), «Wiki Владимир»( http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/), а также публикацию в брашюре «Наша новая школа»№3.2011., изданной ВИПКРО им. Л.И. Новиковой.
3. Внеурочная деятельность по предмету
Каждый педагог стремится к тому, чтобы его ученики любили и хорошо знали преподаваемый им предмет. Но как быть, если в классе большая часть детей считает его необязательным для своего дальнейшего образования, изучает химию лишь из-за необходимости получить хорошую отметку в аттестате?

В результате многолетней работы в школе, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету через внеклассную работу. С учащимися веду разностороннюю внеурочную работу: подготовка школьников к научно-практическим конференциям, подготовка к участию в предметных олимпиадах.

Для выявления одаренности, творческого потенциала учащихся использую методики диагностики одаренности (по А.И. Савенкову), тест «Оценка уровня творческого потенциала личности» (по А.С. Шарову).

Высокий уровень контрольно-диагностической функции, исследовательская направленность организации работы с одаренными детьми позволяет:

  • грамотно организовывать текущее и перспективное планирование организации исследовательской деятельности с учащимися;

  • совершенствовать образовательный процесс, с учетом особенностей каждого ребенка, его интересов, образовательных возможностей и способностей;

  • стимулировать создание атмосферы эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самопознания, саморазвития учащихся.

Приобщение школьников к исследовательской работе происходит на основе поэтапного формирования исследовательской культуры школьников, включающей в себя:

  • мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение, доказательство);

  • умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

  • развитие специальных исследовательских умений и навыков;

  • развитие умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Результаты системной работы в указанном направлении свидетельствует о положительной динамике:

  • наблюдается рост количественных и качественных показателей участия школьников в конкурсах и конференциях;

  • наблюдается положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности.

Исследования учащихся велись по следующим направлениям:

  • Исследование и сравнение химического состава различных сортов чая;

  • Мир йогуртов;

  • Витамины, как одна из составляющих рационального питания детей школьного возраста.

Позитивными показателями деятельности являются результаты, достигнутые школьниками в научно-практических конференциях, проводимых в рамках Дня Науки в школе, а так-же в экологической конференции, проводимой Городской станцией юнатов.
Анализ исследовательских ученических работ свидетельствует о том, что проводимые учащимися исследования дают огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  • развивают у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);

  • формируют аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

  • дают возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

  • воспитывают целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

  • благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Для учащихся среднего звена и старшеклассников мною разработаны и адаптированы следующие программы факультативных курсов: «Решение расчетных и качественных задач», «Готовимся к ЕГЭ по химии», элективные курсы «Мир окислительно-восстановительных реакции», «Именные реакции в органической химии», « Шаг в чудесный и волшебный мир».

Качественные показатели исследовательской деятельности подтверждаются системными знаниями учащихся по предмету и стабильной успеваемостью, участием учащихся в олимпиадах и конкурсах различных уровней.

4. Учебно – методическая база

Кабинет химии в школе должен быть оборудован таким образом, чтобы в нем можно было с наибольшей эффективностью осуществлять обучение школьников, имея в виду не только базовый уровень образования, углубленное изучение курсов, но и развитие творческого потенциала обучающихся.

Много времени уделяю содержанию кабинета в надлежащем виде, накоплению методического и дидактического материала. Учебный кабинет – место для творческой работы учителя и его учеников.

Оснащение кабинета призвано максимально облегчить и труд учителя, и познавательную деятельность школьников.

В кабинете на передней стене традиционно расположена доска с закрывающимися створками. Доска магнитная, это позволяет легко с помощью магнитов крепить на них демонстрационные модели, таблицы, схемы.

В кабинете собрана библиотека по предмету, которой пользуются учащиеся и коллеги.

Ребятам это дает возможность самостоятельного поиска нужной информации в научно-популярной, справочной литературе по химии.

Имеются стенды, которые постоянно обновляются, необходимые таблицы («Периодическая система химических элементов», «Растворимость кислот, солей, оснований», «Ряд активности металлов»).

В кабинете имеется достаточно полная дидактическая база по предмету: самостоятельные и контрольные работы, тесты, опорные конспекты, разработки модульных уроков, разработки уроков – презентаций, материалы к уроку. Раздаточный материал классифицирован по темам, классам.

Постоянно пополняется учебное оборудование (закупка недостающих книг, тиражируемых пособий, компьютерных дисков)

В наличии имеются и широко используются технические средства обучения.