Главная страница

Что читать детям и как читать



Скачать 45.48 Kb.
Название Что читать детям и как читать
Дата 10.02.2016
Размер 45.48 Kb.
Тип Книга


Консультация для родителей

ЧТО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ И КАК ЧИТАТЬ
Детская книжка – радость, праздник для ребёнка. И вместе с тем это та сила, которая заставляет детей задумываться и глубоко чувствовать, учит мыслить и говорить.

Влияние хорошей книги сильнее, чем назидания.

Книга способна творить чудеса. Горький писал: «В поразительный мир книг маленький человек входит также, как он входит в жизнь – осторожно, понемножку, осматриваясь и удивляясь, делая восторженные открытия и горькие выводы.

Книга приучает ребёнка отличать лучшее от худшего, верное от неверного. В этом чудесном мире у него появляются свои друзья и враги, привязанности и протесты, рождаются мечты, нравственные начала, на основе которых взгляды и облик этого крохотного ещё человека».

Хорошая книга манит ребёнка и ведёт его за собой.

Современный поток информации обращён не только ко взрослым. В детской литературе он становится потоком научно-популярных, научно-познавательных книг, которые стремятся рассказать ребёнку обо всём на свете. Из этого разнообразия нужно постараться выбрать те книги, которые не только помогают накапливать информацию, не просто дают знания, но активно развивают у малышей самостоятельное мышление. Всё то, что ребёнок видит на улице или на экране телевизора, всё, о чём он случайно слышит в разговоре взрослых, книга объясняет не только с научной и технической, но и в первую очередь с человеческой, моральной, нравственной точки зрения.

В книгах о науке и технике, о живой и неживой природе, в книгах об открытиях и путешествиях дети, прежде всего, слышат живой голос рассказчика, чувствуют его отношение к миру.

Из всех этих разнообразных, разнотемных книг ребёнок должен вынести главное: знать – интересно, знать – необходимо, человек добывает знания, чтобы сделать жизнь всех людей лучше и разумнее.

Если это убеждение сложится и укрепится в детском сознании, ребёнок, подрастая, научится находить главное в разнообразном потоке информации и превращать знания в орудие своей деятельности, в «строительный материал» своей личности.

Взрослый знает, что книга не только развивает, учит, воспитывает ребёнка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

Ребёнок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Мир чтения, мир книги с её литературными и графическими образами, помогает взрослому насытить и направить детское воображение. Книга подаёт ребёнку пример творчества. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоничное отношение к действительности. Книга рассказывает самое главное, показывает самое красивое.

Есть в детской литературе книги весёлые и грустные, но всегда они жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребёнку понять, почувствовать книгу во всей её полноте.

Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать её в слух, поговорить о ней. Помощником в этом непростом деле должна стать детская библиотека. В библиотеке можно получить практически любую книгу, которую библиотекари порекомендуют с учётом возрастных особенностей ребят.

Работники библиотеки помогут правильно составить план чтения, предложат рекомендованные списки. Здесь же, в библиотеке, можно получить консультацию о формах индивидуальной и массовой работы с книгой. Главное, чтобы взрослые сознательно воспитывали у ребёнка любовь к книге. Библиотека поможет сформировать и постоянно расширять круг детского чтения, руководить чтением ребёнка индивидуально, с учётом его личностных особенностей и вкусов.

Но выбор книги – это только первая, подготовительная ступень в процессе совместного чтения.

Как читать эту книгу ребёнку? Как добиться того, чтобы он заинтересовался ею?

Наверное, самый главный способ – это чтение вслух.

Продолжительность и объём чтения зависят от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка, от сложности книги, от эмоционального настроения малыша именно в этот момент и, конечно, от ваших способностей к чтению.

Дошкольникам совсем не обязательно читать только те книжки, которые можно прочитать за один раз. Детям можно читать и объёмные книги, даже такие, в которых несколько сот страниц. Например, А.Милна «Винни-Пух и все, все, все…». Чтение такой книги растянется на долгое время и сам способ этого чтения должен быть особый. Читать надо маленькими частями, так, чтобы одно приключение кончилось, а следующее начиналось, чтобы у детей не пропадал интерес к проделкам забавного Вини-Пуха. Или, например, русская народная сказка «Три медведя» в обработке Л.Н. Толстого. Эта сказка маленькая, её можно прочитать за десять минут, прочитать – и всё. Можно и иначе познакомиться со сказкой «Три медведя». Сначала прочитать её, а потом вылепить всех героев из пластилина, шишек, лоскутов и палочек. Или самим нарисовать иллюстрации к этой сказке, а потом устроить выставку работ. Читать нужно так, чтобы вызвать у детей стремление не расставаться с героями, продолжать действие книги, чтобы книжные герои не только запомнились, но и полюбились, чтобы малыши приняли их в свою игру.

Литературное произведение выполнит свою воспитательную задачу в том случае, если оно будет понятно ребёнку, если оно дойдёт до его ума и сердца, т.е. если ребёнок в состоянии понять и почувствовать то, о чём рассказывает писатель.

Репертуар чтения и рассказывания детям расширяется из года в год. Детям среднего дошкольного возраста читают и рассказывают и то, что для них специально рекомендуется, и произведения, указанные в списке для малышей, а для старших дошкольников – всё, что доступно дошкольному возрасту.

Наблюдение над тем, что детей интересует, каковы их взаимоотношения, игры, поможет сделать наиболее удачный подбор книг. В книге дети находят отражение того, что видят в жизни. Например, ожидается Новый год. Дети с увлечением заучивают стихи о ёлке, слушают рассказы об этом празднике.

Наступила весна, всюду тает снег, разлилась река. Как живо воспринимают дети произведения Некрасова «Дед Мазай и зайцы»!

Необходимо помнить, что однократное чтение произведения, стремление прочитать детям как можно больше новых книг приносит вред. Дети не запоминают того, что им читают, у них всё перепутывается в памяти и создаётся плохая привычка к поверхностному отношению к книге.

Время от времени нужно повторять чтение одной и той же книги. А также чередовать чтение сказок с рассказами, стихами, потешками, загадками.

Книги, которые дети полюбили, окажут наиболее действенное влияние на них: им захочется подражать любимым героям, говорить о них с товарищами, рассказывать тем, кто не знает этих книг. Любимые произведения становятся содержанием детских рисунков, лепки, творческих игр.