Главная страница

Чтение: мучение или удовольствие


НазваниеЧтение: мучение или удовольствие
Харитоненко
Дата19.02.2016
Размер80.6 Kb.
ТипДокументы



«Чтение: мучение или удовольствие»

Выполнила: Харитоненко

Виктория Романовна

МОУ СОШ № 12, 3-в класс
Руководитель: Шепова Елена

Викторовна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 12
Город-курорт Геленджик

2010 год
«Чтение: мучение или удовольствие»

Аннотация

Цель данной работы повысить интерес учащихся к процессу чтения. Узнать, почему одни ученики читают с удовольствием, а другие совсем не любят читать.

В работе были использованы следующие методы и приемы: анкетирование, опрос учащихся и библиотекаря нашей школы, анализ, сравнение, наблюдение.

В результате проведенного исследования я пришла к выводу, что различные интересные виды работ помогут повысить интерес к чтению. Это и соревнования «Дерево познания» и «Башня знаний», и реклама любимой книги, и библиотечные уроки.

Оглавление.

страницы

I. Введение 3-4

1) Выбор исследования.

2) Актуальность.

  1. Цели исследования.

  2. Задачи исследования.

  3. Гипотеза.

  4. Методы исследования.

II. Практическая часть. 5-7

1)Анкетирование с целью выявления актуальности

данной работы.

2) Опрос библиотекаря.

III. Основная часть. 8

1)Изучение данной темы.

IV. Заключение. 9

V. Список используемой литературы. 10

I. Введение.

1). Выбор исследования.
1. Почему я выбрала эту тему для моего исследования.

Тема моего исследования: «Чтение: мучение или удовольствие».

В своем классе я заметила, что одни дети читают с большим желанием, а другие даже отказываются от чтения. Мне захотелось найти пути решения данной проблемы.
Заполняю схему «Звездочка обдумывания».


Составляю план работы:

  • 1.Изучить литературный материал.

  • 2.Составить анкетирование для учащихся 1- 4 класса.

  • 3.Провести анкетирование.

  • 4.Провести анализ результатов анкеты.

  • 5. Провести опрос библиотекаря.

  • 6.Рассмотреть и проанализировать некоторые книги.

  • 7.Обобщить и оформить результаты, сделать вывод.

  1. Актуальность.

По телевидению я слышала, что в нашей стране читательский интерес у детей с каждым годом снижается. Я решила проверить, как обстоят дела в нашей школе.

  1. Цели исследования:

- изучение читательского интереса учащихся 1- 4 классов;

- найти пути повышения читательского интереса у детей.

4). Задачи исследования:

А) Провести анкетирование в 1 - 4 классах с целью выявления читательского интереса у детей.

Б) Выбрать методики исследования: анкетирование, опрос, сравнение, анализ, наблюдение.

В) Анализ полученных результатов.

Г) Определение путей решения проблемы и практических предложений.

  1. Гипотеза:


Читательский интерес у детей начальной школы является не стойким.
5) Методы исследования:




Изучение Анкетирование Сравнение

литературных

источников Анализ Опрос Наблюдение

II Практическая часть.

  1. Анкетирование.

Cвоё исследование я начала с проведения анкетирования с целью выявления уровня читательского интереса в 1-4 классах.

В анкетировании принимали участие учащиеся 1 – 4 классов по 22 человека с каждого.

Вопросы анкеты:

  1. Любите ли вы читать? Да Нет

2. Произведения какого жанра вам больше нравятся?

А) стихи

Б) сказки

В) рассказы

Г) энциклопедии

3. Выбирая книгу, на что в первую очередь ты обращаешь внимание?

А) на крупный шрифт

Б) на иллюстрации

В) на название книги

Результаты анкетирования:

Диаграмма результатов анкетирования по 1 вопросу:

Вывод: Большинство опрошенных детей любят читать. Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Чтение для них является сложным процессом, требующим прикладывать усилия. Наиболее выражен читательский интерес у учащихся 2 классов, менее выражен у 4 классов.

Диаграмма результатов анкетирования по 2 вопросу:



Вывод: Учащиеся 1, 3 и 4 классов предпочитают стихи другим жанрам, учащиеся 2 класса предпочитают рассказы и энциклопедии. Меня удивило, что во всех классах наименьшее предпочтение отдается жанру сказки.

Диаграмма результатов анкетирования по 3 вопросу:



Вывод: Детям значительно интереснее читать книгу, в которой много иллюстраций, так как это помогает осмыслить содержание прочитанного. Легче читать книги с крупными буквами, небольшим количеством текста на странице. Учащиеся 4 классов делают выбор книги более осознано, выбирая книги по названию или определенному автору.

2) Опрос библиотекаря.

Вопросы:

  1. Сколько детей каждого класса с 1 по 4 записано в библиотеке?

  2. Дети какого класса самые читающие?

  3. Увеличивается или уменьшается посещение детьми библиотеки?

  4. С чем это связано?

Я узнала, что в школьной библиотеке записано 122 учащихся 1 – 4 классов..

Самые читающие дети во 2 А классе и в 4 А классе.

По сравнению с предыдущими 3 годами количество детей начальной школы, посещающих библиотеку, снизилось.

По словам библиотекаря, это связано с тем, что чтение не привито с детства, дети больше играют на компьютере, смотрят телевизор, а ещё в библиотеке скуден выбор книг.

3) наблюдение.

Я рассмотрела некоторые книги на стеллажах библиотеки, предназначенных для младшего школьного возраста, и увидела, что большая часть книг с крупным шрифтом и красочными иллюстрациями. Но мне встретились и книги с некачественно выполненными картинками, которые прочитать мне не захотелось.

Я наблюдала, как ученики выбирают книги в библиотеке, и заметила, что дети в первую очередь обращают внимание на иллюстрации.

III Основная часть.

  1. Изучение данной темы.

Люди перестают мыслить,

Когда они перестают читать.

Д.Дидро

Книга играет важную роль в развитии. Слушая стихи и сказки, мы узнаем и запоминаем новые слова, содержание книги и иллюстрации помогают расширить кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Она учит человека думать и принимать решения, способствует формирования собственного взгляда на мир.

Часто хорошая книга позволяет объяснить те вещи, которые трудно точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры позволяют усвоить правила поведения, понять об отношениях между людьми, научиться законам жизни в обществе.

Сегодня интерес к книге чаще всего вытесняется увлеченностью компьютерными играми и мультфильмами.

Я считаю, что ни телевидение, ни Интернет не могут заменить книгу. Во-первых, потому, что частая смена картинок, многообразие эмоций и звуковое сопровождение утомляют головной мозг, затрудняя усвоение информации. Во-вторых, в отличие от телевидения, книга помогает включить воображение, осмыслить и осознать прочитанное. Читателю необходимо вникать в текст, вычленять нужное, отделяя главное от второстепенного. В то время как информация с экрана приходит в готовом виде, не задействует наше сознание и не развивает ни фантазию, ни интуицию, ни другие способности человека. А поэтому, такая информация быстро забывается. Кроме того, частая смена картинок на экране, ухудшает зрение.

Я считаю, необходимо создать такие условия, чтобы дети сами захотели читать, чтобы чтение доставляло им удовольствие. Например, можно приобретать аудиозаписи к текстам книг, где дети могут прослушать профессионально озвученный текст, следить за текстом по книге. Можно предложить детям самим выбрать для себя книги в магазине или библиотеке, которые им захочется прочитать.

IV. Заключение.

Проведя анкетирование в 1 - 4 классах, я сделала вывод, что дети имеют нестойкий интерес к чтению. Бывают периоды, когда процесс чтения им нравится и доставляет удовольствие, а иногда они читают только по принуждению. Мне кажется, что положительное отношение к чтению формируется в семье: если ученик видит, что его родные любят читать, ему тоже захочется. В нашем классе практикуются библиотечные уроки, на которых мы посещаем библиотеки: сельскую и школьную. На этих уроках нам рассказывают о книжных новинках, читают детские книги. Часто в школьной библиотеке мы читаем энциклопедии в читальном зале.

В классе мы смотрели диафильмы, которые нужно читать. Это очень понравилось всем ученикам. Еще ученики нашего класса любят читать книги, по которым нарисованы мультфильмы.

Я считаю, что детские книги должны быть с красивыми яркими иллюстрациями, с крупным шрифтом, чтобы они привлекали детей, побуждали к чтению.

В своем классе мы создали альбом с рекламой к любимой книге. В нём ученики нарисовали иллюстрации к любимому произведению и выступили с кратким сообщением о книге. Они смогли заинтересовать других детей и обменяться книгами.

Так же в классе мы создали «Дерево познания», на которое ребята нашего класса вешают цветочки и листочки с названиями прочитанных книг. Это вызвало большой интерес у детей нашего класса, каждый стремиться повесить на это дерево свой листочек.

А в дальнейшем проводилось соревнование «Башня знаний». В нем каждый ученик получил нарисованный замок, где ребята закрашивали каждый кирпичик после прочтения книги. Так мы видели, у кого быстрее закрасится весь замок, и кто больше всех читает.

Я считаю, что все эти виды работ помогут повысить интерес к чтению и превратить процесс чтения в удовольствие.

V. Список используемой литературы:


  1. А.И.Савенков «Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников». Самара: Издательский дом «Федоров», 2008 год. – 32 с.

  2. М.М.Новожилова «Как корректно провести учебное исследование».