Главная страница

«Читательская конференция по эссе М. Цветаевой «Мой Пушкин»


Скачать 160.78 Kb.
Название «Читательская конференция по эссе М. Цветаевой «Мой Пушкин»
Дата 28.04.2016
Размер 160.78 Kb.
Тип Викторина


Тема: «Читательская конференция по эссе М.Цветаевой «Мой Пушкин»
Цели: рассмотреть особенности эссеистики как жанра на примере текста Цветаевой «Мой Пушкин», представить творческие исследования микрогрупп учащихся по статье Цветаевой, воспитывать чувство прекрасного и толерантное отношение к различным взглядам и мыслям, способствовать развитию аналитическиъх навыков, в ходе читательской конференции развивать чувство Слова и интерес к глубокому чтению и построению ассоциативных рядов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Интеллектуальная разминка:

(викторина «Строчка заблудилась», или «Пушкин! Он и в лесах не укроется»-приложение 1)

Викторина рассчитана на развитие чувства языка и стиля, памяти, ассоциативного мышления, а также расширение читательского кругозора

Слово учителя:

- Вы познакомились дома с оригинальным произведением М.Цветаевой «Мой Пушкин», которое, несомненно, привлекло каждого своей искренностью, живостью слова. Предлагаю вам рассказать о своих впечатлениях от прочитанного.

(Учащиеся зачитывают отмеченные словосочетания, предложения, отрывки текста, показавшиеся особенно яркими и образными.)
2. Беседа: «Дар писательский – дар Читательский.»

- Вы правильно заметили, что Цветаева обладала даром Слова не только писательского, но и читательского. А теперь проверим, насколько вы внимательны как читатели. Представьте вопросами самостоятельно составленных викторин те пушкинские творения, которые нашли особый отклик в «крылатой» поэтической душе Марины Цветаевой.
( Вопросы составленных учениками викторин на узнавание пушкинских произведений «Бесы», «Зимняя дорога», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Медный всадник», «Дон Жуан», «Каменный гость», «Цыганы», «Капитанская дочка», «Русалка», «Евгений Онегин», «Полтава», «Няне», «Делибаш», «К морю», «Черногорцы»)

(Учащиеся после заданного вопроса доказывают, что это произведение имеет отношение к статье цветаевой «Мой Пушкин», представляют соответствующие фрагменты цветаевского отзыва о т ом или ином произведении Пушкина, отмечают оригинальность восприятия и суждений. Каждое упомянутое произведение может представляться только один раз)
3. Выступления творческих микрогрупп, проводивших работу с текстом статьи «Мой Пушкин» по заранее определённым темам.,сопровождаются иллюстрационными слайдами, определяющими ассоциации СЛАЙД 1
1) «Моего поэта убили» СЛАЙД 2

(Выступление первой группы начинается с демонстрации картины Наумова «Дуэль». Ребята говорят о самой картине, о их впечатлениях от картины и об особом цветаевском восприятии темы дуэли: «Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта - убили».)

Учащиеся:

- Раскрытая тайна красной комнаты привела маленькую Марину ещё к одному выводу: Пушкин –негр, и это особый знак творческого гения и гонений толпы: «Какой поэт из бывших и сущих не негр, и какого поэта - не убили?..»

- Слово «живот» Цветаевой органично воспринимается в его архаичном значении: «Жизнь». Жизнь она любила искристо, по-пушкински, и часто ей приходилось бороться с тем, что жизнь рифмуется с «лживо», причём не только в стихах. В Пушкине Цветаеву привлекла прежде всего надрывная искренность. Поэт был убит на дуэли, раненный в живот, и это выражение стало для Марины Цветаевой символом прерывания жизненной нити. О себе позднее она писала: «Я не более чем животное, кем-то раненное в живот».

- С Пушкиным Цветаеву всегда роднил «закон протянутой руки, души распахнутой». Она тоже была Поэтом, и её убили, толкнув в злосчастную петлю…
2. Символика цвета.

(Выступление второй группы учащихся строится на цветаевском восприятии символики цвета).

Учащиеся:

- Картина «Дуэль» чёрно-белая. Два этих цвета и явились первым мерилом бескомпромиссного сознания ребёнка: «Чёрная с белым, без единого цветного пятна, материнская спальня, чёрное с белым окно: снег и прутья тех деревец, чёрная и белая картина – «Дуэль», где на белизне снега совершается чёрное дело: вечное чёрное дело убийства поэта – чернью». Пушкин для Марины Цветаевой ассоциируется с чёрным цветом, потому что негр, потому что чёрным был «Памятник–Пушкина», к которому Марину водили в детстве на прогулки.

- В черноте она видела особую тайну и искренность: «Памятник Пушкина я любила за черноту – обратную белизне наших домашних богов. У тех глаза были совсем белые, а у Памятник-Пушкина – совсем чёрные, совсем полные… Памятник-Пушкина был совсем чёрный, как собака, … как рояль…» А дальше она пишет почти стихами: «Чудная мысль - гиганта поставить среди детей. Чёрного гиганта среди белых детей. Чудная мысль белых детей на чёрное родство обречь.»

- Чёрный Пушкин стал для Цветаевой символом безбрежности, как Чёрное море.

- Пушкинский Вожатый (Пугачёв) привлекал её именно своей темнотой, привлекала и чернота героев поэмы «Цыганы». Это рождение любви «ко всему проклятому», не зря же она запомнила цепи у «Памятник–Пушкина»: «Мрачная мысль - гиганта поставить среди цепей». Не случайно в материнском кабинете Марину поразило не изображение распятого Христа, а изображение «чёрного Пушкина», убитого на дуэли.

- Она любила серо-чёрные тучи, испытывала жалость к «Бесам». Это была высокая жалость, смешанная не с милосердием, с восторгом, так она жалела Наполеона на св. Елене и Гёте в Веймаре.

- Когда юная Марина читала стихотворение «Черногорцы», ей виделось: чернонгорцы – негры, то есть Пушкины, её влекли таинственно-чёрные горы, где живёт это «племя злое». А Бонапарт почему-то казался красным. Чёрное для Цветаевой имело две стороны: истинное зло, которое редко увидишь: оно прячется под маской, и чёрное – объявленное злом за гордость, свободу, «самость» и подвергнутое гонению. Второе вызывало глубокую привязанность Цветаевой.

- Знакомство с красным и синим для Цветаевой тоже началось с Пушкина: красной была комната, где хранилась тайна – синий том пушкинских сочинений. Синее и красное – «стихи и проза, лёд и пламень». С годами цветовая символика в творчестве Цветаевой становилась глубже. Именно она смогла гуманно и философично передать трагедию Гражданской войны: «Белым был – красным стал :кровь обагрила, // Красным был – белым стал: смерть побелила…» А начало её цветоощущения связано с познанием Пушкина.
3. «Памятник-Пушкина». СЛАЙД 3

(Третья группа говорит о восприятии Цветаевой памятников Пушкина и самого образа Поэта как единого целого, как эталона всех земных мер).

Учащиеся:

- Для ребёнка чёрный гигант в бронзе на Тверском бульваре стал точкой отсчёта в познании мира: «О, я вижу эти нагруженные снегом плечи, всеми российскими снегами нагруженные», «Именно памятник-Пушкина был первой победой моего бега…», был он для неё и первой встречей с размером и числом.

СЛАЙД 4 - Этот памятник работы скульптора Опекушина был для Цветаевой первым «видением неприкосновенности и непреложности».Интересен детский эксперимент: приставить к огромному чёрному памятнику маленькую белую куколку и сравнить их, а потом сравнить памятник и куколку с собой: «Я перед фигуркой великан, но я перед Пушкиным –я. То есть маленькая девочка. Но которая вырастет. Я для фигурки – то, что Памятник-Пушкина для меня. Но что же тогда для фигурки Памятник–Пушкина?.. А он для неё такой большой, что она его просто не видит… Первый урок числа, первый урок масштаба. Первый урок материала, первый урок иерархии, первый урок мысли и, главное, наглядное подтверждение всего моего последующего опыта: из тысячи фигурок, даже одна на другую поставленных, не сделаешь Пушкина…» СЛАЙД 5- Тайна прогулок на Патриарших прудах

СЛАЙД 6 Образ Памятника у Жуковского и Пушкина

СЛАЙД 7 «Чугунный правнук Ибрагимов» - памятник наднациональному в искусстве СЛАЙД 8 Сын! – живой Памятник - Пушкина

- Есть в статье Цветаевой и взгляд на другой памятник – «Медный всадник» Фальконе. СЛАЙД 9 Цветаева развинчивает расистские теории, подчвёркивая, что Пётр I, благословивший арапа на брак с Марьей Алексеевной Пушкиной, благословил Россию на рождение бессмертного русского (и наднационального) гения Пушкина.

- Цветаева всматривается в разные значения слова «памятник». Однажды гостем их семьи был сын Пушкина, живой памятник его славы и крови. Ещё до чтения «Каменного гостя» юная Цветаева поняла, что такое оживший памятник.

- Настоящий Памятник не стирается в памяти. Статья Цветаевой «Мой Пушкин» тоже своеобразный памятник Поэту, явленный в Слове.

4. Урок Любви.

(Четвёртая группа ребят говорит об открытии Цветаевой темы Любви сквозь призму познания Пушкина)

Учащиеся:

- Пушкин научил её особой Любви: жалению и восхищению.

СЛАЙД 10 Прочитав поэму «Цыганы», Марина Цветаева даже не поняла, а ощутила, что любовь – это жар в груди, в самой грудной ямочке («всякий знает, и никому не говоришь – любовь»). Пушкин заразил юную Цветаеву особой любовью: не к кротким ягнятам, а к чёрным цыганам, к тёмному Вожатому, «волку, ягнёнка пощадившему».

- СЛАЙД 11-12 А потом Цветаева влюбилась в прекрасное чувство Татьяны Лариной. Роман «Евгений Онегин» стал «уроком смелости, уроком гордости, уроком верности, уроком судьбы, уроком одиночества». Вчитаемся в стихи Цветаевой: там звучит мелодия той самой любви-расставания.

СЛАЙД 13 Лирическая героиня подобна Татьяне: «смелая - и достойная, влюблённая – и непреклонная, ясновидящая – и любящая». «Русская душой» Любовь так и осталась скамейкой из сцены романа «Евгений Онегин». Скамейкой, у которой расходятся. На эту скамейку села лишь Татьяна, ведь она умела любить по-настоящему.

СЛАЙД 14 Интересно, что сам пушкинский роман в стихах Цветаева не любила, вынесла из него лишь уроки Любви: «той свечи - той скамьи – того паркета» .

-Читая зарисовку «Зима,крестьянин.торжествуя…», познала Марина Цветаева любовь-идиллию, без смысла и цели, просто счастливую любовь к жизни.

СЛАЙД 15 Стихотворение «Няне» прочла как сыновнее признание. «Подруга», «голубка» среди сказочных «лесов сосновых», со спицами, стальными близнецами часовых стрелок. – такой символ пушкинской нежности поразил юное сознание Марины Цветаевой. Из пушкинских строк она узнала о погибшем в муках одиночества Наполеоне и навек полюбила этот образ, как любила всё стихийное. Именно знакомству Цветаевой с Пушкиным мы обязаны явлением её буйственно-прекрасной лирики.

СЛАЙД 16-17 А ещё Цветаева любилла Пугачёва, «волка, ягнёнка пожалевшего», боготворила Гёте и Наполеона в период их закакта

5. Море.

(Пятая группа говорит о знакомстве Цветаевой с морем и о её впечатлении от стихотворения «К морю»)

Учащиеся:

СЛАЙД 18- Цветаева гордилась своим именем: «Имя Бог мне морское дал». А море для Цветаевой начиналось с шедевра пушкинской лирики «К морю». В этой стихии жили Наполеон и Байрон. С морем Пушкин прощался. Цветаеву влечёт любовь – прощание. Море для Марины было чёрной тайной: австралийской раковиной у уха, тёмной открыткой у глаз.

СЛАЙД 19 - Увидев настоящее море, много воды, голубой и солёной, Марина Цветаева не разочаровалась… Это было другое море. Здесь, стоя на скале, она прощалась с детством, здесь убегала от приливов волн и писала на скале пушкинское обращение к «свободной стихии». Но море из реального мира не заменило для неё тот романтический образ:

«К морю» = море + пушкинская любовь к нему. МОРЕ = ПОЭТ + море.

МОРЕ- соединение двух стихий как единственный случай взаимности.

6. Стихи = стихия.

(Шестая группа говорит об особом цветаевском мировосприятии, о её раскрытии темы Поэта и Поэзии)

Учащиеся:

СЛАЙД20 - Мерилом творчества для Цветаевой был Пушкин, кроме статьи «Мой Пушкин» она посвятила ему очерк «Пушкин и Пугачёв», раннее стихотворение «Встреча с Пушкиным», большой цикл стихов 1831года.

В стихах «К Пушкину» есть такие слова: «Всех румяней и смуглее до сих пор на свете он, всех живучей и живее!», здесь и реминисценция ( «Сказка о царе Салтане…»), и цветовая символика, и игра паронимов… Тот же свежий поток цветаевской речи, что и в «Моём Пушкине»

- Заслуживает внимания ещё одна цитата из статьи «Мой Пушкин»:

«Моё « К морю» было - пушкинская грудь,.. с Наполеоном, Байроном, с шумом, и плеском, и говором волн его души… В пушкинскую грудь - в ту синюю открытку, всю синеву мира и моря вобравшую. (А вернее всего – в ту раковину, шумевшую моим собственным слухом.)» А поскольку на груди была та самая заветная ямка любви, цветаевское вхождение в пушкинское море было вхождением в любовь, в любовь – прощание. Вхождением в творческую стихию, с которой не прощаются никогда.

Мир Цветаевой был придуман ею в результате соприкосновения с поэтическим гением Пушкина и пробудил её собственный поэтический гений.

7. Выводы урока.

Учитель: В течение занятия мы называли работу Цветаевой «Мой Пушкин» статьёй, очерком… Давайте вспомним определение жанра эссе как свободного потока творческого сознания и попробуем в ходе творческой десятиминутки доказать, что перед нами яркое эссе.

Учащиеся после написания небольших отзывов зачитывают свои мысли:

-Мы говорили: памятник – то, что не стирается из памяти. Незабываемость – признак цветаевского эссе.

- Читая эту работу, нельзя оторваться, настолько необычно и смело звучат знакомые слова. Цветаева сделала слова крылатыми

-Цветаева не идёт вслед за общепризнанными мнениями критиков, говорит именно о своём постижении Пушкина и мира шаг за шагом.

- Даже подборка и прочтение пушкинских произведений оказались нестандартными: любимое произведение не «Евгений Онегин», а «Цыганы», любимый герой не Гринёв, а Пугачёв, любовь Татьяны не письмо или отповедь Онегину, а заветная свеча, под которой письмо было выстрадано, скамейка в саду, куда так и не сел Онегин, паркет, на котором надо было удержаться, проходя и танцуя с достоинством, тогда как сердце разрывалось при новой встрече с любимым после долгой разлуки…Такая творческая смелость и есть эссе.

Учитель: Нам многому предстоит учиться у Пушкина, Цветаевой и других художников русского Слова. Но прежде всего запомните работу «Мой Пушкин» как урок свободной и щедрой русской речи, пусть ваши творческие работы удивляют эссеистичностью и глубиной читательского мастерства. А по итогам этого урока я подсчитаю рейтинговые баллы за составление домашних викторин, публичное выступление творческих гупп и мини-отзывы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЗАДАНИЯ ВИКТОРИНЫ:

«Строчки заблудились», или «Пушкин! Он и в лесах не укроется»

Пример дл объяснения задания:

«В сто сорок Солнц закат пылал,
Красно Солнце отвечало:


-Я царевну не видало»

Ответ: А)В.В. Маяковский (1балл), «Необычайное приключение….» (1 балл);

В)А.С.Пушкин (1балл), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях….» (1 балл)

1) Однажды в студёную зимнюю пору

Снег выпал только в ноябре, на третье в ночь.

2) Уж сколько раз твердили миру,

Свидетелем господь меня поставил.

3) Что за комиссия, создатель,

Отмстить неразумным хазарам

4)Так думал молодой повеса:

Быть или не быть – вот в чём вопрос.

5)Унылая пора, очей очарованье,

Отговорила роща золотая.

6) Выхожу один я на дорогу,

Духовной жаждою томим.

7) Буря мглою небо кроет,

Куда ты завёл нас, не видно ни зги?

8) Ты хочешь знать, что делал я на воле?

Я гимны прежние пою.

9) Проснись, ленивец сонный,

Кто стучится в дверь ко мне?

10) В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов

Просёлочным путём люблю скакать в телеге.

11) И тотчас же щётки, щётки затрещали, как трещотки,

Старика взашеи затолкали.

12) Безумству храбрых поём мы песню,

Пока свободою горим.

13) Берег левый, берег правый…

Пойдёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.

14) И славен буду я, доколь

В Россию можно только верить.

ОТВЕТЫ:

1) Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

2) И.А.Крылов «Ворона и Лисица»

А.С.Пушкин «Борис Годунов»

3) А. С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

4) А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

В. Шекспир «Гамлет»

5) А.С.Пушкин «Осень»

С.А.Есенин «Отговорила роща золотая»

6) М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»

А.С.Пушкин «Пророк»

7) А.С.Пушкин «Зимний вечер»

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»
8) М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

А.С.Пушкин «Арион»

9) А.С.Пушкин «К студентам»

С.Я. Маршак «Почта»

10) А. С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С.Пушкин «Осень»

11) К. Чуковский «Мойдодыр»

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

12) М.Горький «Песня о Соколе»

А.С.Пушкин «К Чаадаеву»

13) А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

14) А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Ф.И.Тютчев «Умом Россию не понять»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Описание авторской методики преподавания литературы

«И творчество, и чудотворство»

Методика «И творчество, и чудотворство» заключает вполне определённое практическое указание на исследование словесного искусства, интерпретирование текстов и развитие читательского мастерства. Анализ словесной ткани текста (и литературного произведения как художественного целого) позволяет глубже воспринять авторскую идею, вооружает юных читателей знаниями, необходимыми для самостоятельного толкования смысла и эстетических качеств художественного текста. А создание собственных творческих работ на каждом занятии позволяет пройти непростой путь «от маленького писателя – к большому читателю».

  1. Проблемы, стоящие перед преподавателем русского языка и литературы:

    1. Повысить качество работы с текстами.

    2. Развить интерес к чтению.

    3. Развить познавательную и творческую активность учащихся.

    4. Способствовать развитию творческих и аналитических навыков в процессе написания сочинений различного жанра, в том числе анализов прочитанных текстов.

  2. Известные способы решения обозначенных проблем:

    1. Чтение и пересказ текстов.

    2. Чтение и анализ материалов учебной и справочной литературы по изучаемому тексту.

    3. Постоянное повторение изученного (реферирование).

    4. Написание сочинений в форме критических статей с большей опорой на критическую литературу, чем на художественный текст.

  3. Недостатки существующих традиционных методов:

    1. Знание дается в готовом виде.

    2. Творческие работы в большей степени носят реферативный характер.

    3. Отсутствие интереса к художественному тексту, попытка подменить текст его кратким изложением или анализом из учебной литературы.

    4. Отсутствие мотивации ученика в указанных видах деятельности.

  4. Данная авторская методика предлагает:

    1. Постоянную работу с текстами на каждом занятии (с поэтическими текстами, эпизодами прозаических текстов или цельными текстами небольшого содержания, сопоставительные анализы текстов).

    2. Анализ текста с опорой на самостоятельность учащихся, поощрение оригинальных интерпретаций, доказательных параллелей, оригинальных находок в анализе (знания не передаются, а создаются).

    3. Обязательные на каждом занятии «минутки творчества»: небольшие письменные работы, представляющие собой ответы на проблемные вопросы по прочитанному тексту, элементы сочинений-рецензий, эссе, этюды, стилизации и прочие формы творческого самовыражения.

    4. Обсуждение в микрогруппах и в классе творческих работ, коллекционирование творческих находок товарищей и исправление замеченных ошибок.

    5. Первый шаг в развитии учащихся -открытие, следующий – творчество.

    6. Введение ежеурочного рейтингового балла, включающего оценку восприятия и истолкования прочитанного текста, а также творческую оригинальность самостоятельно созданного текста.

Особенности и шаги методики «И творчество, и чудотворство»

Блок

Шаг

Цель

Блок А.

Деятельность педагога до урока.

1А. Подобрать яркие художественные тексты, иллюстрирующие конкретную тему.

Четко обозначить пути изучения явления словесности в ходе анализа подобранных текстов.

2А. Изучить методическую и научную литературу по теме.

Владеть информацией по данному вопросу.

3А. Создать опорные схемы освоения понятий словесности, ориентированные на работу ученика в ходе изучения темы.

Подготовить и структурировать необходимые информационные ресурсы.

4А. Составить вопросы, активизирующие опорные знания ученика.

Проверить подготовку ученика к изучению новой темы.

5А. Составить собственные образцы творческих работ к подобранным текстам, которые ученики будут анализировать в итоге занятия наряду со своими «пробами пера.»

Иметь основной объект для творческого анализа.

Блок Б.

Деятельность педагога и ученика.

1Б. Выполнить упражнения, активизирующие “прошлые” знания, лучше в форме викторины, определяющей стартовый рейтинг группы по изучаемой теме.

Подготовить необходимые “прошлые” знания для предстоящей деятельности.

2Б. Прочитать и обсудить предложенный текст на первом уровне – «восприятие».

Определить известное и неизвестное (“уверенное” и “неуверенное” чтение).

3Б. Выявить тему, проблему и идею текста.

Правильно обозначить общие и отличительные признаки изучаемых явлений словесности.

4Б. Сформулировать тему занятия, определить задачи рассмотрения того или иного явления словесности в рамках текста.

Мотивировать ученика на осознанное изучение явлений словесности.

Блок В.

Деятельность ученика и педагога.

1В. Прочитать и обсудить в микрогруппах, а затем в классе предложенный текст на втором уровне – «истолкование».

Наметить новую информационную структуру для последующего анализа.

2В. Найти известные и изучаемые на данном уроке явления словесного выражения, указать их роль, предложить собственную интерпретацию подтекста на уровне «Читаем между строк»

Проанализировать текст с точки зрения комплексного восприятия его языковых средств.

3В. Сделать вывод о роли изучаемого явления словесности в тексте.

Иметь авторский взгляд на прочитанное.

4В. Сравнить свой вывод с тем, что предлагают в интерпретациях другие ученики и учитель. Подсчитать рейтинговые баллы за читательские и интерпретаторские находки.

Оценить полученный результат, выявить достоинства и недостатки представленных одноклассниками анализов.

Блок Г.

Рефлексия

1Г. Сделать выводы по анализируемому тексту на третьем уровне – «оценка».

Развить логику ученика, умение структурировать материал, способности к анализу и синтезу.

2Г. Творчески закрепить полученное знание в виде написание небольшого сочинения определённого жанра. При проверке учителем отмечаются рейтинговые баллы за творческие находки.


“Пропустить” материал словесности через жизненный, читательский (и др.) опыт ученика , создать новый методический материал.

3Г. Ученику: выполнить творческое домашнее задание (предложить оригинальную форму подачи изученного материала словесности).

Учителю: подсчитать средний рейтинговый балл занятия, включающий баллы за викторину, анализ - интерпретацию прочитанного текста и творческую работу, внести баллы в общую рейтинговую шкалу творческой группы и дневник саморазвития каждого обучающегося.

Проявить творческие способности, при решении поставленной задачи.

Выявить динамику развития каждого учащегося и творческой группы в целом.


.