Главная страница

«Читательская биография-дневник чтения. Запись о прочитанном. Читательский отзыв. Навыки творческого чтения.»


Скачать 30.18 Kb.
Название «Читательская биография-дневник чтения. Запись о прочитанном. Читательский отзыв. Навыки творческого чтения.»
Дата 01.03.2016
Размер 30.18 Kb.
Тип Документы

«Читательская биография-дневник чтения. Запись о прочитанном.Читательский отзыв.Навыки творческого чтения.»




Читательский дневник школьника.


Давайте же  разберемся, зачем и кому нужен .

Мы читаем  произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя.  Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны,  в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если мы прочитали и забыли, то, конечно же ничего и не вспомним. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось. 

Конечно, чтение «из-под палки» положительных эмоций это не вызовет. Да и Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению.  У него совершенно другая цель – научить нас делать выводы из прочитанного, помочь лучше запомнить  и понять произведение.

Ведение Читательского дневника дисциплинирует, позволяет самим сделать выводы, хотя бы два-три предложения. А в конце концов, это помогает формулировать свои мысли письменно. 

Так зачем же все-таки нужен Читательский дневник?


В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите любого ученика сказать, о чем  он прочитал. В лучшем случае, он начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на  долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить  ученики часто не могут. Они просто это не умеют делать.

При ведении Читательского дневника  надо главную мысль  записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, мы учимся делать вывод  и  выразить его очень короткой фразой.

Делая анализ произведения, формулируя вывод, мы лучше запоминаем  смысл произведения и при необходимости легко вспоминаем это произведение.

Записывая автора произведения , главных героев, вы запоминаете эти данные.  Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, то вы, пролистав свой читательский дневник, легко вспомните и героев произведения, и сюжет.

Читая различные произведения и записывая общее содержание  в читательский дневник, вы тренируете не только навыки письма, но и  учитесь  анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять,  что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Вы развиваете читательские навыки, культуру читателя. 

Как же оформить читательский дневник?


Единого требования к оформлению читательского дневника нет. Я покажу, как я требую вести Читательский дневник, а вы уже сами выберете форму ведения дневника.



Главная цель ведения Читательского дневника –научить делать выводы и развивать культуру читателя.  Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели.  При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или  главы, если произведение большое, записать свои выводы.

 Для  Читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год. Расчерчиваем  на несколько  колонок:

♦  дата чтения,

♦  название произведение,

♦  автор,

♦  главные  герои,

♦  «О чем?» Здесь мы сами или с помощью родителей записываем  в  1-2 предложения  основную мысль текста.

При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти произведение. А затем, когда проводятся  викторины,конкурсы, внеклассное чтение,  мы обращаемся к своему Читательскому дневнику и вспоминаем, какие рассказы того или иного писателя читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.

Причем, если произведение большое, а вы читаете медленно, то можно записывать не только главы, но и номера страниц, если глава очень большая и читается не один день.

Научившись вести Читательский дневник, вы  научитесь анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.