Главная страница

«читать значит мыслить» (из опыта преподавания литературы по программе Р. Н. Бунеева)



Скачать 80.33 Kb.
Название «читать значит мыслить» (из опыта преподавания литературы по программе Р. Н. Бунеева)
Дата 29.04.2016
Размер 80.33 Kb.
Тип Документы


«ЧИТАТЬ ЗНАЧИТ МЫСЛИТЬ»

(из опыта преподавания литературы по программе Р.Н. Бунеева)
Время ничего не может сделать

великим мыслям, которые так свежи

и теперь, как тогда, когда в первый раз,

много, когда в первый раз,

много веков тому назад,

зародились в уме своих авторов.

Самуэль Смайлс
Десять лет я преподаю литературу по программе Рема Николаевича Бунеева. Именно эта программа была выбрана для работы в классах гуманитарно-эстетического развития, в рамках программы создания «Модели» класса интегрированного образования совместно с ДШИ (Приложение №1). Данная программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.

Цель: освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Это подразумевает:

  • освоение через предмет представлений о мире;

  • способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

  • готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

  • овладение системой знаний, умений и навыков по предмету.

Цель определяет задачи:

  1. Поддерживать интерес к чтению.

  2. Формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

  3. Обеспечить общее и литературное развитие школьников через анализ художественных произведений различного уровня сложности.

  4. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

  5. Обеспечить осмысление литературы как словесного вида искусства.

  6. Учить приобретать, систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

  7. Развивать эстетических вкус учащихся как основу читательской деятельности, функциональную грамотность, речевую культуру.

Бунеевская программа в своем построении отличается от других. В ней выделяются произведения для «Текстуального изучения» и для «Обзорного изучения». Такой подход позволяет рассматривать произведения многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом). Предусмотрена организация домашнего чтения. Такой подход к чтению реализует принцип целостного восприятия художественного произведения (см таблицу № 2). Организация образовательного процесса на уроках литературы осуществляется по трем направлениям:

  1. Интеграция учебно-методической и внеурочной деятельности:

    1. использование УМК под редакцией Бунеева (см приложение);

    2. уроки риторики;

    3. УМК «Вокруг тебя мир»;

    4. внеклассная работа (факультатив, кружок);

    5. элективный курс «Учись работать с книгой и текстом».

  2. Отбор образовательных технологий: урок—проект, урок-игра, КИО.

  3. Отслеживание результатов:

  1. традиционные формы;

  2. творческая оценка (см приложение).

УМК под редакцией Бунеева Р. Н. включают в себя учебники литературы:

5 класс «Шаг за горизонт»;

6 класс «Год после детства»;

7 класс «Путь к станции «Я»»;

8 класса «Дом без стен»;

9 класс «История твоей литературы».

Все эти учебники являются важной «несущей конструкцией» в развитии школьника, закладывают навыки осмысленного чтения и осознание себя языковой личностью, находящейся в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) как с миром, окружающим его, так и с самим собой.

Именно в среднем звене быстро взрослеющий подросток должен и может относиться к чтению как к духовной и интеллектуальной потребности.

В основу отбора текстов данного УМК для чтения и осмысления предлагаются следующие общие критерии:

  • соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

  • эмоциональная ценность произведений;

  • опора на читательский опыт учащихся;

  • национальная и педагогическая традиция обращения к данному произведению;

  • способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся определенной возрастной группы.

Так, в 5-6 классах происходит постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства. 7-8 классы – период развития читательской культуры учащихся. В центре изучения - произведения нравственно-эстетической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы.

Основные учебные цели:

  1. развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения;

  2. осмысление специфики произведения как словесного вида искусства.

В 9 классе - завершение литературного образования по концентрической системе, очерки истории родной литературы, изучение биографии писателей. Формируется эмоционально-ценностный опыт освоения художественной литературы. Происходит осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы. Кроме того, в рамках профильного образования из 9 классах введен предпрофильный образовательный курс в классах гуманитарного направления. Я использую элективный курс «Учусь работать с книгой и текстом».

Тематика занятий элективного курса «Учусь работать с книгой и текстом»

1. На пути к книге.

Поиск книги в библиотеке. Систематизация и алфавитные каталоги. Библиография. Картотеки.

2. Начало работы

с книгой.

Аппарат книги.

Входные данные, справочный аппарат книги. Предисловие, послесловие, примечание, комментарий, указатель имен, списки сокращений, используемая литература.

Назначение аннотации, ее структура, содержание (на примере учебника «История твоей литературы» 9 класс).

3.Устройство книги.

Обложка, виды обложек. Титульный лист. Назначение форзаца. Роль иллюстраций. Виды печатных произведений. Печатный материал (9 класс, разные издания «Слова о полку Игореве»).

4. Работа с книгой

до чтения.

Заголовок. Подзаголовок. Посвящение. Виды заголовков: заголовок- тема, заголовок – основная мысль, заголовок – символ, заголовок – жанр, заголовок – авторская позиция.

Способы формулирования заголовков (по учебнику литературы 9 класс)

Эпиграф (оценочный, эмоциональный, проблемный…) (9 класс, Пушкин А.С. «Евгений Онегин»).

5. Работа читателя.

Постановка вопросов при чтении.

Прямые и скрытые вопросы. Выделение непонятного. Постановка вопросов.

Вопросы внешние (к кому-то). Внутренние (к самому себе), оценочные, обобщающие (по Н.Гоголю «Мертвые души»).

6. Работа читателя после чтения. Осмысление текста.

Виды текстовой информации. Читательская установка. Подтекст. Роль осмысления. Воображение. Пометки, записи при чтении

(по А.Чехову «Человек в футляре»)

7. Обработка текстовой информации.

Деление текста на смысловые тексты. Виды планов. Тезисы. Конспект. Виды конспектов. Выписки. Оформление записей (В.Белинский «Сочинения А.С. Пушкина»)

8. На пути к собственному тексту.

Реферат (технология написания). Пересказ. Виды пересказа. Составление плана. Редактирование. Стилистическая правка. Работа со словарями.

С текстами русских писателей разных эпох соседствуют тексты зарубежных писателей. Это дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве. УМК «Вокруг тебя – мир...» помогает в реализации поставленных целей. Такая основа структурирования курса традиционно выделяет основные теоретико-литературные понятия как инструмент, способствующий постижению художественных произведений.

Для оценки знаний, умений и навыков учащихся я разработала критерии «Творческой оценки учащихся», наряду с традиционной оценкой. Это позволяет всесторонне оценить знания, вызвать интерес к литературе и чтению.

Портрет хорошего читателя - это один из критериев оценки. В него входят результаты анкетирования, выявление читательского интереса, рассказы о прочитанных книгах, выставки детских рисунков на прочитанные произведения.

Листы успеха - это своеобразная программа работы над собой. Ее учащиеся составляют вместе с родителями, реализуют в течение года, а в конце учебного года мы обсуждаем, что изменилось в жизни детей. Защита читательского формуляра проводится в конце учебного года, где учащиеся рассказывают о прочитанных книгах и своих впечатлениях.

Чтение дает нам возможность увидеть и понять, что нет предела совершенству, к которому призван стремиться человек на Земле, что для этого ему открыты все пути. Классическая и современна литература дают огромный простор для мыслительной деятельности в оценке поступков героев, их характеров, в оценке позиции автора и отношений ко всему прочитанному. Я не строю свои уроки на репродуктивном уровне, через запоминание и пересказ сюжета. Я не «прохожу» литературу на уроках, а «проживаю» ее вместе с учениками, потому что давно поняла, что школа должна не набивать головы детей знаниями, большая часть которых им не пригодится никогда, а прежде всего воспитывать в ребенке качества, которые помогут ему жить в бесконечно ускоряющемся мире, помогут уважительно относится к взрослым, к сверстникам, к собственным родителям, поэтому в первую очередь я учу школьников работать самостоятельно: быстро и вдумчиво читать, быть убедительным в отстаивании своих мнений, анализировать литературное произведение. Для этого я освоила интерактивные технологии, провожу нестандартные уроки (уроки-лекции, уроки-диспуты, уроки-игры и др.).

В настоящее время в нашей школе широко применяется метод проектов. Структура расположения учебного материала по программе Р. Бунеева имеет свои особенности. К примеру, учебник 8-ого класса построен как некое театральное действо: он состоит из пролога, трех действий, финала, эпилога, объединенных мыслью В. Шекспира: «Мир – театр, люди – актеры». Характерны названия трех действий разделов: «Человек размышляющий», «Человек чувствующий», «Человек действующий». В целом учебник – это спор о человеке, ведущийся с помощью двух основных «сквозных персонажей» - оптимиста и пессимиста. Иметь свою точку зрения, отстаивать ее - свойства мыслящего, самостоятельного человека.

Уроки-проекты помогают своеобразно подходить к изучению литературы, воспитывать читателя, уважительно относящегося к художественному слову, глубоко понимающего нравственно-философский смысл произведения, тонко чувствующего эстетическую ценность литературы; формировать и воспитывать у учащихся умение высказывать точку зрения на рассматриваемую проблему; воспитывать корректное отношение к оппонентам; развивать творческие способности, пытливость и остроту ума, интуицию; убеждать ребят в неограниченности человеческих возможностей и неохватности мира художественной литературы.