|
«читать значит мыслить» (из опыта преподавания литературы по программе Р. Н. Бунеева)
|
 Скачать 80.33 Kb.
|
«ЧИТАТЬ ЗНАЧИТ МЫСЛИТЬ»
(из опыта преподавания литературы по программе Р.Н. Бунеева) Время ничего не может сделать
великим мыслям, которые так свежи
и теперь, как тогда, когда в первый раз,
много, когда в первый раз,
много веков тому назад,
зародились в уме своих авторов.
Самуэль Смайлс Десять лет я преподаю литературу по программе Рема Николаевича Бунеева. Именно эта программа была выбрана для работы в классах гуманитарно-эстетического развития, в рамках программы создания «Модели» класса интегрированного образования совместно с ДШИ (Приложение №1). Данная программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.
Цель: освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Это подразумевает:
-
освоение через предмет представлений о мире;
-
способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
-
готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
-
овладение системой знаний, умений и навыков по предмету.
Цель определяет задачи:
-
Поддерживать интерес к чтению.
-
Формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
-
Обеспечить общее и литературное развитие школьников через анализ художественных произведений различного уровня сложности.
-
Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
-
Обеспечить осмысление литературы как словесного вида искусства.
-
Учить приобретать, систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
-
Развивать эстетических вкус учащихся как основу читательской деятельности, функциональную грамотность, речевую культуру.
Бунеевская программа в своем построении отличается от других. В ней выделяются произведения для «Текстуального изучения» и для «Обзорного изучения». Такой подход позволяет рассматривать произведения многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом). Предусмотрена организация домашнего чтения. Такой подход к чтению реализует принцип целостного восприятия художественного произведения (см таблицу № 2). Организация образовательного процесса на уроках литературы осуществляется по трем направлениям:
-
Интеграция учебно-методической и внеурочной деятельности:
-
использование УМК под редакцией Бунеева (см приложение);
-
уроки риторики;
-
УМК «Вокруг тебя мир»;
-
внеклассная работа (факультатив, кружок);
-
элективный курс «Учись работать с книгой и текстом».
-
Отбор образовательных технологий: урок—проект, урок-игра, КИО.
-
Отслеживание результатов:
-
традиционные формы;
-
творческая оценка (см приложение).
УМК под редакцией Бунеева Р. Н. включают в себя учебники литературы:
5 класс «Шаг за горизонт»;
6 класс «Год после детства»;
7 класс «Путь к станции «Я»»;
8 класса «Дом без стен»;
9 класс «История твоей литературы».
Все эти учебники являются важной «несущей конструкцией» в развитии школьника, закладывают навыки осмысленного чтения и осознание себя языковой личностью, находящейся в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) как с миром, окружающим его, так и с самим собой.
Именно в среднем звене быстро взрослеющий подросток должен и может относиться к чтению как к духовной и интеллектуальной потребности.
В основу отбора текстов данного УМК для чтения и осмысления предлагаются следующие общие критерии:
-
соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;
-
эмоциональная ценность произведений;
-
опора на читательский опыт учащихся;
-
национальная и педагогическая традиция обращения к данному произведению;
-
способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся определенной возрастной группы.
Так, в 5-6 классах происходит постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства. 7-8 классы – период развития читательской культуры учащихся. В центре изучения - произведения нравственно-эстетической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы.
Основные учебные цели:
-
развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения;
-
осмысление специфики произведения как словесного вида искусства.
В 9 классе - завершение литературного образования по концентрической системе, очерки истории родной литературы, изучение биографии писателей. Формируется эмоционально-ценностный опыт освоения художественной литературы. Происходит осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы. Кроме того, в рамках профильного образования из 9 классах введен предпрофильный образовательный курс в классах гуманитарного направления. Я использую элективный курс «Учусь работать с книгой и текстом».
Тематика занятий элективного курса «Учусь работать с книгой и текстом»
1. На пути к книге.
| Поиск книги в библиотеке. Систематизация и алфавитные каталоги. Библиография. Картотеки.
| 2. Начало работы
с книгой.
Аппарат книги.
| Входные данные, справочный аппарат книги. Предисловие, послесловие, примечание, комментарий, указатель имен, списки сокращений, используемая литература.
Назначение аннотации, ее структура, содержание (на примере учебника «История твоей литературы» 9 класс).
| 3.Устройство книги.
| Обложка, виды обложек. Титульный лист. Назначение форзаца. Роль иллюстраций. Виды печатных произведений. Печатный материал (9 класс, разные издания «Слова о полку Игореве»).
| 4. Работа с книгой
до чтения.
| Заголовок. Подзаголовок. Посвящение. Виды заголовков: заголовок- тема, заголовок – основная мысль, заголовок – символ, заголовок – жанр, заголовок – авторская позиция.
Способы формулирования заголовков (по учебнику литературы 9 класс)
Эпиграф (оценочный, эмоциональный, проблемный…) (9 класс, Пушкин А.С. «Евгений Онегин»).
| 5. Работа читателя.
Постановка вопросов при чтении.
| Прямые и скрытые вопросы. Выделение непонятного. Постановка вопросов.
Вопросы внешние (к кому-то). Внутренние (к самому себе), оценочные, обобщающие (по Н.Гоголю «Мертвые души»).
| 6. Работа читателя после чтения. Осмысление текста.
| Виды текстовой информации. Читательская установка. Подтекст. Роль осмысления. Воображение. Пометки, записи при чтении
(по А.Чехову «Человек в футляре»)
| 7. Обработка текстовой информации.
| Деление текста на смысловые тексты. Виды планов. Тезисы. Конспект. Виды конспектов. Выписки. Оформление записей (В.Белинский «Сочинения А.С. Пушкина»)
| 8. На пути к собственному тексту.
| Реферат (технология написания). Пересказ. Виды пересказа. Составление плана. Редактирование. Стилистическая правка. Работа со словарями.
| С текстами русских писателей разных эпох соседствуют тексты зарубежных писателей. Это дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве. УМК «Вокруг тебя – мир...» помогает в реализации поставленных целей. Такая основа структурирования курса традиционно выделяет основные теоретико-литературные понятия как инструмент, способствующий постижению художественных произведений.
Для оценки знаний, умений и навыков учащихся я разработала критерии «Творческой оценки учащихся», наряду с традиционной оценкой. Это позволяет всесторонне оценить знания, вызвать интерес к литературе и чтению.
Портрет хорошего читателя - это один из критериев оценки. В него входят результаты анкетирования, выявление читательского интереса, рассказы о прочитанных книгах, выставки детских рисунков на прочитанные произведения.
Листы успеха - это своеобразная программа работы над собой. Ее учащиеся составляют вместе с родителями, реализуют в течение года, а в конце учебного года мы обсуждаем, что изменилось в жизни детей. Защита читательского формуляра проводится в конце учебного года, где учащиеся рассказывают о прочитанных книгах и своих впечатлениях.
Чтение дает нам возможность увидеть и понять, что нет предела совершенству, к которому призван стремиться человек на Земле, что для этого ему открыты все пути. Классическая и современна литература дают огромный простор для мыслительной деятельности в оценке поступков героев, их характеров, в оценке позиции автора и отношений ко всему прочитанному. Я не строю свои уроки на репродуктивном уровне, через запоминание и пересказ сюжета. Я не «прохожу» литературу на уроках, а «проживаю» ее вместе с учениками, потому что давно поняла, что школа должна не набивать головы детей знаниями, большая часть которых им не пригодится никогда, а прежде всего воспитывать в ребенке качества, которые помогут ему жить в бесконечно ускоряющемся мире, помогут уважительно относится к взрослым, к сверстникам, к собственным родителям, поэтому в первую очередь я учу школьников работать самостоятельно: быстро и вдумчиво читать, быть убедительным в отстаивании своих мнений, анализировать литературное произведение. Для этого я освоила интерактивные технологии, провожу нестандартные уроки (уроки-лекции, уроки-диспуты, уроки-игры и др.).
В настоящее время в нашей школе широко применяется метод проектов. Структура расположения учебного материала по программе Р. Бунеева имеет свои особенности. К примеру, учебник 8-ого класса построен как некое театральное действо: он состоит из пролога, трех действий, финала, эпилога, объединенных мыслью В. Шекспира: «Мир – театр, люди – актеры». Характерны названия трех действий разделов: «Человек размышляющий», «Человек чувствующий», «Человек действующий». В целом учебник – это спор о человеке, ведущийся с помощью двух основных «сквозных персонажей» - оптимиста и пессимиста. Иметь свою точку зрения, отстаивать ее - свойства мыслящего, самостоятельного человека.
Уроки-проекты помогают своеобразно подходить к изучению литературы, воспитывать читателя, уважительно относящегося к художественному слову, глубоко понимающего нравственно-философский смысл произведения, тонко чувствующего эстетическую ценность литературы; формировать и воспитывать у учащихся умение высказывать точку зрения на рассматриваемую проблему; воспитывать корректное отношение к оппонентам; развивать творческие способности, пытливость и остроту ума, интуицию; убеждать ребят в неограниченности человеческих возможностей и неохватности мира художественной литературы. |
|
|