|
Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»)
|
 Скачать 53.81 Kb.
|
Литературное чтение
Урок 17.
Тема раздела: «Там на неведомых дорожках».
Тема: Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
| Ход урока
| Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
|
Ι. Актуализация знаний.
|
1 2 3
Проверка домашнего задания.
1. Проверка выполнения задания 3 в тетради.
2. Дети зачитывают слова и выражения из сказа, объясняют их смысл.
| Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
|
II. Развитие умений.
| 2 3 1 1 3 Работа со сказом П. Бажова «Серебряное Копытце».
I. Работа с текстом после чтения.
1. Выборочное чтение.
– Рассмотрите иллюстрации к тексту. Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях на с. 52, 55, 57, 59, 61, 63?
– Подберите и прочитайте соответствующие фрагменты текста.
2. Обобщающая беседа после чтения.
– Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане? Какие они были по характеру?
Выполняется задание 4, с. 9 тетради, уточняется значение слов, называющих черты характеров героев.
– Вспомните, какой была старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. (Жадной, алчной.)
– Мог бы козлик показаться такой старухе?
– А кому из девочек-героинь сказки Одоевского «Мороз Иванович» мог бы показаться козлик Серебряное Копытце? Почему? Объясните.
Далее выполняется задание 5 на с. 9 тетради (основная мысль сказа, выбор самой точной формулировки).
II. Работа с авторским текстом (с. 64–65 до вопросов).
Чтение вслух учащимися.
– О чём писал П. Бажов в сказах?
– Захотелось ли вам прочитать другие сказы П. Бажова?
– Что вы ещё знаете об авторе? Чем сказы отличаются от сказок?
III. Сравнение сказки и сказа.
1. Беседа.
– Назовите волшебных героев сказа. (Мурёнка, Серебряное Копытце.)
– Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной.)
– А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? (В сказке.)
– Чем ещё похожи сказка и сказ?
– Как вы поняли из объяснений деда Слышко, в чём главное отличие сказки от сказа? (Ответы. Подвести к выводу о том, что сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.)
2. Работа с таблицей в тетради на с. 9 (задание 6).
IV. Беседа о личности писателя.
Осенью 1889 года десятилетнего мальчика Павла Бажова увозят в Екатеринбург для получения образования. Провожая внука в дорогу, говорил ему старый дед: «Гляди, учись порядком, слушай, что учителя говорят. Не шали! Наше дело – не барское. С потовой копейки учить тебя отец с матерью собираются. Ты это помни!»
– Как вы поняли выражение потовая копейка?
– Какой наказ дал дед внуку?
– Каким человеком, по-вашему, был автор уральских сказов Павел Бажов? Объясните.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
–  Какое умение формировали?
| Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстра-цией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
|
ΙΙΙ. Итог.
| – Какие качества людей привлекают автора?
– Кому должны открываться сокровища земли?
– О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говорится: «Работа – она штука долговекая, человек умрёт, а дело его останется». Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его – «штука долговекая» – осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова.
|
|
ΙV. Домашнее задание.
|
1. Подготовить выразительное чтение 2-й части. Подготовиться к чтению по ролям.
2. Составить рассказ о Серебряном Копытце. (Выборочный пересказ.) Задание выполняется в тетради (задание 2 на с. 8).
|
| Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
– Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения.
 
© ООО «Баласс», 2012
|
|
|