Главная страница

Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»)


Скачать 53.81 Kb.
Название Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»)
Дата 18.02.2016
Размер 53.81 Kb.
Тип Урок

Литературное чтение

Урок 17.

Тема раздела: «Там на неведомых дорожках».

Тема: Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»).

Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.



1 2 3

Проверка домашнего задания.

1. Проверка выполнения задания 3 в тетради.

2. Дети зачитывают слова и выражения из сказа, объясняют их смысл.


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.

2 3 1 1 3 Работа со сказом П. Бажова «Серебряное Копытце».

I. Работа с текстом после чтения.

1. Выборочное чтение.

– Рассмотрите иллюстрации к тексту. Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях на с. 52, 55, 57, 59, 61, 63?

– Подберите и прочитайте соответствующие фрагменты текста.

2. Обобщающая беседа после чтения.

– Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане? Какие они были по характеру?

Выполняется задание 4, с. 9 тетради, уточняется значение слов, называющих черты характеров героев.

– Вспомните, какой была старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. (Жадной, алчной.)

– Мог бы козлик показаться такой старухе?

– А кому из девочек-героинь сказки Одоевского «Мороз Иванович» мог бы показаться козлик Серебряное Копытце? Почему? Объясните.

Далее выполняется задание 5 на с. 9 тетради (основная мысль сказа, выбор самой точной формулировки).

II. Работа с авторским текстом (с. 64–65 до вопросов).

Чтение вслух учащимися.

– О чём писал П. Бажов в сказах?

– Захотелось ли вам прочитать другие сказы П. Бажова?

– Что вы ещё знаете об авторе? Чем сказы отличаются от сказок?

III. Сравнение сказки и сказа.

1. Беседа.

– Назовите волшебных героев сказа. (Мурёнка, Серебряное Копытце.)

– Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной.)

– А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? (В сказке.)

– Чем ещё похожи сказка и сказ?

– Как вы поняли из объяснений деда Слышко, в чём главное отличие сказки от сказа? (Ответы. Подвести к выводу о том, что сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.)

2. Работа с таблицей в тетради на с. 9 (задание 6).

IV. Беседа о личности писателя.

Осенью 1889 года десятилетнего мальчика Павла Бажова увозят в Екатеринбург для получения образования. Провожая внука в дорогу, говорил ему старый дед: «Гляди, учись порядком, слушай, что учителя говорят. Не шали! Наше дело – не барское. С потовой копейки учить тебя отец с матерью собираются. Ты это помни!»

– Как вы поняли выражение потовая копейка?

– Какой наказ дал дед внуку?

– Каким человеком, по-вашему, был автор уральских сказов Павел Бажов? Объясните.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстра-цией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.



ΙΙΙ. Итог.

– Какие качества людей привлекают автора?

– Кому должны открываться сокровища земли?

– О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говорится: «Работа – она штука долговекая, человек умрёт, а дело его останется». Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его – «штука долговекая» – осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова.





ΙV. Домашнее задание.



1. Подготовить выразительное чтение 2-й части. Подготовиться к чтению по ролям.

2. Составить рассказ о Серебряном Копытце. (Выборочный пересказ.) Задание выполняется в тетради (задание 2 на с. 8).



Деятельность учащихся:

– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

– Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения.



© ООО «Баласс», 2012