Главная страница

«Чем мы засоряем свою речь?»



Скачать 55.54 Kb.
Название «Чем мы засоряем свою речь?»
Дата 22.04.2016
Размер 55.54 Kb.
Тип Документы

Технологическая карта организованной внеклассной деятельности для учащихся 9 – х классов Асбестовской специальной коррекционной общеобразовательной школы – интернат.

Тема: «Чем мы засоряем свою речь?»

Образовательная область: коммуникация + познание + социально – нормативное воспитание

Раздел: беседа + дебаты + история России + медицина + биология + философия + научные исследования + возрастная психология + социализация

Цель: формировать навыки социально – нормативного поведения.

Задачи:

- Развивать навыки коммуникативного общения и правильного выражения мыслей, критического мышления.

- Продолжать работу по формированию норм и правил поведения.

- Развивать желание участвовать в дебатах, воспитывать командный дух соревнования.

- Воспитывать умения взаимодействовать со взрослыми и друг с другом в выполнении определенных заданий.

Словарная работа: ненормативная лексика, сквернословие, раздражение, гнев, нецензурная речь, беседа, дебаты, «вежливые», «матершинники», сегмент бранной лексики, непристойный, бесстыдная, грязный, вульгарные, мерзкие, похабные, оскорбление, хамство, видоизменение генов, генетический код, старение организма, нелитературные выражения, «бранная эпидемия», душевное состояние, неприятные ситуации.

Предварительная работа: использование интернет ресурсов, пословицы о речевых словах, чтение стихов, мультфильмы с положительными героями и отрицательными, чтение рассказа «Беда от языка», чтение сказок о значении слова, ознакомление с мифической культурой речи.

Ресурсный материал: книги, карточки, ручки, карандаши, шаблоны с таблицами, компьютер, интерактивная доска, слайды, электронная презентация «Чем мы засоряем свою речь».

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

  1. Мотивационно – побудительный

(5 – 7 минут)

Приветствует учащихся и объявляет тему занятия. Побуждает учащихся ответить на вопросы по теме.

Приглашает принять участие в дебатах. Побуждает учащихся разделиться на команды.

Обращает внимание на структуру занятия и заданий для выполнения.

Приглашает принять участие.

Ставит проблему исследования – Что значит понятие - «Ненормативная лексика»,

«Кто считает приемлемым употребление нецензурной лексики в своей речи?»,

«Что является причиной массового употребления сквернословия?»

«Кто из вас употребляет в своей речи - гнилые слова?»

Приветствуют педагога и друг друга.

Слушают педагога и отвечают на вопросы.

Желают принять участие в дебат - игре.

Проявляют интерес к заданной теме.

Эмоционально воспринимают тему занятия.

Слушают педагога о неприятии сквернословия в своей речи.

Думают, высказывают свои предположения.

Пытаются разобраться в заданной теме.

  1. Организационно – поисковый

(25 – 30 минут)


Обращает внимание на экран.

Побуждает учащихся разделиться на две команды. Первая будет выступать против сквернословия, а вторая попробует доказать, что нет ничего плохого в употреблении нецензурной лексики.

Предлагает посмотреть на экран и обратиться к словарю «Что такое ненормативная лексика?».

Объясняет учащимся - «Почему люди сквернословят?».

Начинает этап разминки.

Раздает карточки с пословицами, предлагает разобраться в заданном задании: «Говорит с уха на ухо, а слышно с угла на угол», «Глядит вбок, говорит в сторону», «За худые слова слетит голова», «Язык болтуна до добра не доведет».

Задает вопрос: «Как вы думаете почему люди свернословят?». Приводит причины специалистов медицины, биологии, психолгии.

Предлагает задание: вспомни литературных героев и персонажей мультфильмов, которых можно назвать в вежливыми манерами и отрицательными. Задание записать в две колонки, отведенное время (5 - 7 минут). Педагог подводит промежуточный итог дебат – игры.

Обращает внимание на экран и дает задание: чтение стихов и выражение своего мнения с интонацией Г.Остера и В.Лунина «Вежливый слон?» с тоном упрека, сожаления, шутливо.

Побуждает к высказыванию мнений по заданию.

Обращает внимание на экран и слайд. Задает вопрос учащимся «Откуда же сквернословие свалилось на наши головы?». Объясняет историю возникновения. Рассказывает о Петре I, книге “Юности Честное зеркало», мифическое происхождение, связанное с ведьмами, ритуалами, половой системой. Приводит учения докторов биологии, академиков медико – технических наук Петра Горяева. Влияние генов, мутации, изменение генетических цепочек, старение организма. Влияние на продолжительность жизни.

Организует сценку - импровизацию «О фее – вежливости и Карабасе – Барабасе».

Задает вопросы «Как бороться со сквернословием?, «Проводится ли хоть какая - то борьба со сквернословием?»

Предлагает ознакомиться со слайдами: борьба в Америке, Космическое влияние, философия жизни. Приводит пример, что сквернословие – это помои с которыми борется, каждая хозяйка на кухне… Приводит пример высказывания Сократа «Каков человек – такова его и речь?»


Выбирают капитана команды, который будет отвечать на вопросы, ранее обсуждаемые в группе.

Учащиеся выполняют задание - разминка. Обсуждают в группе. Капитан команды, отвечает.

Отвечают на вопросы.

Слушают педагога.

Вспоминают персонажей и работают в группе на время. Работают с таблицами. Капитан команды оглашает список.


Учащиеся читают стихи и эмоционально выражают интонацию.

Слушают друг друга.

Слушают исторические факты, примеры из медицины, биологии, ритуальных обрядов.

Делают выводы.

Желающие участвуют в разыгрывании сценки.

Учащиеся отдыхают и расслабляются.

Слушают педагога и пытаются ответить на вопросы.

Слушают рассказ – притчу «Беда от языка». Отвечают на вопросы: «Был ли вежлив Молла, хотел ли оказать гостеприимство?». Подводят итог по теме.


  1. Рефлексивно - коррегирующий

Задает вопрос «Готовы ли вы сейчас излечиться от вируса сквернословия?

Призывает к нетерпимости к допущению сквернословия в классах, группах и в семьях.

Задает вопрос: Понравилось ли вам занятие? Награждает команду победителей сладкими призами и буклетами о ненормативной лексике.

Отвечают на вопросы.

Приводят свои доводы.

Подводят итог, победа за командой «Вежливые».

Эмоционально

выражают свое мнение.

Ожидаемый результат:

Воспринимают: информацию полученную на занятии к сведению, делают выводы с помощью чтения стихов, притчей, пословиц.

Воспроизводят: сценку о положительных и отрицательных героях, участвуют в дебатах - играх, как новой форме изучения материала.

Понимают: смысл заданного занятия, ответственность в принятии выбранных решений, вести диалог между группами.

Применяют: навыки и умения коммуникативного общения, знания по выработке нравственного поведения, навыки чтения, письма, навыки речевого развития, творческих способностей, воображения, логического мышления и памяти, эмоционально – волевой сферы.