|
Человек
|
 Скачать 156.81 Kb.
|
Тема Человек
Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Человек»:
-
Антропогенез: теории происхождения человека.
-
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
-
Бытие человека. Индивид и индивидуальность.
-
Человек как личность, ее социализация и воспитание.
-
Структура и мотивы человеческой деятельности.
-
Потребности, их классификация.
-
Интересы и способности человека.
-
Сознательное и бессознательное в деятельности человека.
-
Виды деятельности. Труд. Творчество. Учение.
-
Общение и деятельность, их соотношение. Функции общения.
-
Цель и смысл жизни человека. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.
Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, антропогенез, социоантропогенез, бытие человека, способности, мотивы, потребности, интересы, деятельность, сознательное и бессознательное в деятельности человека, общение, самопознание, свобода личности и необходимость, воля, смысл жизни, нравственный выбор, совесть. Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырех. А1. Кто является автором теории происхождения человека из животного мира, постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?
1) И.И. Мечников
2) И.П. Павлов
3) Ч. Дарвин
4) Ж. Кювье А2. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?
1) обменные процессы
2) творческая активность
3) работа органов чувств
4) потребность в пище А3. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:
1) средства должны соответствовать целям
2) цель состоит в получении достоверного знания
3) субъектом выступает отдельная личность
4) результатом является новый продукт А4. Личность формируется под воздействием:
1) биологической программы
2) природной среды
3) социализации
4) собственных взглядов и убеждений А5. Ученик для учителя является:
1) объектом деятельности
2) конкурентом
3) субъектом деятельности
4) коллегой
А6. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1) верно А
2) верно Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны А7. К агентам вторичной социализации не относятся:
1) радиожурналист
2) двоюродный брат
3) преподаватель вуза
4) руководитель предприятия? А8. Верны ли суждения? Официальные межличностные отношения:
А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
Б. Стандартизированы и обезличены.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны А9. Закончите утверждение: Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека…..
1) вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;
2) давать отпор любым агрессивным выпадам против него;
3) приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;
4) к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.) А10. К экзистенциальным относятся потребности в:
1) комфорте
2) общении
3) познании
4) самоуважении__ А11. Верны ли следующие суждения о самосознании?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны А12. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек остается частью природного мира.
Б. Человек развивается в процесс е социальной и культурной эволюции.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны А13. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?
А. Гениальным человека делает природа.
Б. Умственная одаренность - качество, обусловленное биологической природой человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны А14. К практической деятельности относится
1) производство материальных благ
2) познание законов развития природы
3) формирование религиозных представлений о мире
4) сочинение музыки А15. Деятельность в отличие от общения
1) является потребностью человека
2) может доставлять человеку удовольствие
3) предполагает наличие цели
4) непосредственно преобразует предметы окружающей среды А16. Верны ли следующие утверждения о свободе личности?
А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед обществом за свои действия и поступки.
В. Свобода - это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны А17. Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.
Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально свободных черт называется:
1) деятелем
2) индивидом
3) лидером
4) личностью А18. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека - это
1) Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.
2) Мир сверхъестественного, таинственного загадочного.
3) Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.
4) Результат преодоления или отрицания первой - естественно-биологической природы человека. А19. Природа человека
1) Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.
2) Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.
3) Представляет собой основные и неизменные качества человека.
4) Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар общения.
А20. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребности в
1) трудовой деятельности
2) сохранении рода
3) самосохранении
4) физической активности А21. Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)
1) членораздельная речь
2) сознание и мышление
3) способность брать ответственность на себя
4) наличие физических потребностей А22. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Идеальное «Я» - это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.
Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны А23. Основным фактором формирования личности является
1) природная среда
2) общение с окружающими
3) механизм наследственности
4) врожденные склонности Задания уровня В
Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности. В1. Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира. – это ……......
Ответ:______________ В2. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности».
Ответ:________________ В3. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.

В4. Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

В5. Завершите фразу: «Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность, это ………..».
Ответ:_________________ В6. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрывающие его социальную природу.
1) Способность к совместной преобразовательной деятельности
2) Стремление к самореализации
3) Умение приспосабливаться к природным условиям
4) Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) Потребность в воде, пище, отдыхе
6) Способность к самосохранению
Ответ: _____________ В7. Установите соответствие между типами потребностей человека, данными в первом столбце, и примерами их проявлений - во втором.

В8. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.
1) Плотники
2) Каменщики
3) Строящийся дом
4) Крановщики
5) Подъемные краны
6) Правила техники безопасности
7) Строительные материалы
Ответ:__________________ В9. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные функции общения, а в другом они описаны.

В10. Ниже приведены характеристики общения как диалога, но допущены ошибки. Исключите их из списка.
А) Равноправие партнеров
Б) Активность каждого участника
В) уважение к мнению собеседника
Г) Готовность к взаимопониманию
Д) Стремление во что бы то ни стало переубедить соперника
Е) Высокомерие
Ж) Незнание имени собеседника
Ответ:________________ В11. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только творческой деятельности.
1) Доступность для использования
2) Уникальность
3) Практическая значимость
4) Воспроизводимость образца
5) Принципиальная новизна
Ответ:___________________ В12. Установите соответствие между видами деятельности, данными в первом столбце, и их характеристиками, данными во втором.

В13. Завершите фразу: «В основе потребностей человека лежат ... »
Ответ: ____________________ Задания уровня С
Дайте развернутый ответ.
С1. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального. С2. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения. С3. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений. С4. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними? С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью.... машина не цель. Самолет – не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.
... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладывали железные дороги, строили заводы, бурли нефтяные скважины, и как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий ... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития - уже не машина.
Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь. А. де Сент-Экзюпери, Планета людей 1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.
2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.
3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
4) Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте. С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам ...
Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере? С7. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода - это роскошь, которую не каждый может себе позволить».
Согласны ли вы с автором? Почему? Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами, С8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы в форме сочинения-эссе.
-
«Человек вне общества - или бог, или зверь». (Аристотель)
-
«Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». (Ф. Ницше)
-
«Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н. Бердяев)
Ответы к теме Человек
УРОВЕНЬ А №
Задания
| Ответ
| №
Задания
| Ответ
| №
Задания
| Ответ
| №
Задания
| Ответ
| 1
| 3
| 7
| 1
| 13
| 2
| 19
| 2
| 2
| 2
| 8
| 2
| 14
| 1
| 20
| 1
| 3
| 2
| 9
| 4
| 15
| 4
| 21
| 3
| 4
| 3
| 10
| 1
| 16
| 3
| 22
| 2
| 5
| 1
| 11
| 1
| 17
| 2
| 23
| 2
| 6
| 1
| 12
| 3
| 18
| 4
|
|
| УРОВЕНЬ В № Задания
| Ответ
| 1
| Деятельность
| 2
| Творчество
| 3
| 1В; 2Б; 3А
| 4
| 1А; 2А; 3Б; 4Б
| 5
| Цель
| 6
| 1, 2, 4
| 7
| 1А; 2Б; 3В
| 8
| 1, 2, 4
| 9
| 1Б 2А 3В
| 10
| д, е
| 11
| 2, 5
| 12
| 1В 2А 3Б 4В 5А
| 13
| Мотивы
| УРОВЕНЬ С
С1. Правильный ответ может содержать следующие характеристики: прямохождение; развитая кисть руки; сложноорганизованный мозг; возможность видеть в трех измерениях; пластичность потребностей. Могут быть приведены другие характеристики.
С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например: человек - существо общественное, социальное, а не только биологическое; понятия индивид - индивидуальность - личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они различаются; личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными); вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны. Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения.
С3. Правильный ответ может содержать следующие утверждения: человек - существо общественное и сознательное; в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами. Допускаются иные формулировки ответа.
С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции: логическая цепочка: интерес - цель - деятельность - жизнь; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни; цель - это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами; мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей биологических, социальных, идеальных; особую роль в мотивации играют интересы - осознанные потребности, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека. Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.
С5. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин. 2) В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности. 3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент: автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека; творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее. 4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей. Могут быть приведены и другие примеры.
С6. Правильный ответ предполагает следующее: возможен конфликт между желаниями и возможностями; между совестью и желанием; долгом и настроением и т.д.; речь идет о внутренних конфликтах; в данном случае речь идет о конфликте между неосознанным, чувствами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецелесообразные, невыгодные, а подчас и глупые. Иные формулировки допускаются без искажения смысла.
С7. При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что свобода - это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспитания, установок, мотивов, интересов. Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость - это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Например, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятиями обществоведческого курса, так и их применения для анализа конкретных ситуаций (примеров).
|
|
|