Главная страница

Человек разумный



Скачать 52.83 Kb.
Название Человек разумный
Дата 02.03.2016
Размер 52.83 Kb.
Тип Урок

Тема урока: Человек разумный.
Цель урока: сформировать  у  учащихся  с особенностями вида Homo sapiens, сфор­мировать представление о расах человека, показать их единство, привести к понятию того, что все расы принадлежат к одному виду и являются равноправными, поэтому биологических предпосылок для формирования расистских представлений не существует.
Оборудование   и материалы: Мультимедийное оборудование, мультимедийная  презентация, учебник  для    9  класса «Биология 9»,  тетрадь с печатной  основой. Карточки для тестовой проверочной  работы.
Базовые понятия и термины: вид Homo sapiens, человеческая европеоидная раса, монголоидная раса, негроидная раса.
                                             СТРУКТУРА УРОКА 
Организационный этап ………………………………………………………..2 мин
Контроль  ранее изученного………………………………………………8мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности … ..2мин 
Изучение нового материала           …………………….…22мин 
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся       …………….10мин 
Подведение итогов урока   ……………………….1 мин 
Домашнее задание………………………………………………………….1мин.
                                              ХОД УРОКА
1. Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Контроль ранее изученного.
Тестовая  работа  «Антропогенез»
3Актуализация опорных знаний. 
Обсуждение проблемной темы.
Ученые научили шимпанзе по имени Уошо разговаривать на языке жестов, который используют глухонемые люди. Значит ли это, что шим­панзе Уошо стала человеком
Объявление  цели:  целью  нашего  сегодняшнего  урока  будет  изучить особенности эволюции  вида  человек  разумный, а так  же  познакомиться с признаками  различных  человеческих рас
4. Изучение нового материала.
Биологические особенности вида Homo sapiens 
Рассказ учителя с элементами беседы
С биологической точки зрения человек обладает всеми признаками, характерными для млекопитающих, а многие его особенности свидетельс­твуют о близком родстве с человекообразными обезьянами. Но в его анато­мическом строении есть черты, присущие только человеку. Вопрос к учащимся: Как вы думаете, какие это черты? Одной из самых важных черт является большой объем головного мозга (от 900 до 1400 см3). Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Мозг человека не просто крупный, он имеет очень сложное строение.
К отличительным особенностям организма человека относится прямохождение и связанные с этим особенности строения скелета и мышц: скелет S-образно изогнут, череп расположен вертикально, нижние конечности зна­чительно длиннее и массивнее верхних, мышцы ног хорошо развиты. 
Большой палец руки противопоставлен остальным, что позволяет человеку совершать мелкие манипуляции с предметами. Особенности строе­ния гортани позволяют человеку произносить членораздельные звуки, что недоступно шимпанзе и другим человекообразным обезьянам. 
Демонстрация муляжей черепа человека и человекообразной обе­зьяны. 
Человеческие расы. Происхождение рас.     
Беседа
Почему люди не похожи друг на друга? 
Чем отличаются жители Европы и Африки? 
Как вы думаете, почему возникли эти отличия? 
Рассказ учителя с элементами беседы
Раса — это система человеческих популяций, характеризующихся Входными наследственными биологическими признаками. Черты, харак­терные для разных рас, и их происхождение являются результатом эволю­ционного приспособления к различным условиям среды, в которой жили Люди, и изоляции отдельных групп в течение длительного времени. 
Все современное человечество принадлежит к одному виду, а расы являются его географическими подвидами. Несмотря на морфологические отличия, общий уровень физического и умственного развития у всех людей 'одинаков.
Внутри вида Homo sapiens выделяют четыре расы: негроидную, европе­оидную, монголоидную, австралоидную. Некоторые исследователи объеди­няют австралоидную и негроидную расы в экваториальную (негро-австралоидную). Это связано с тем, что представители австралоидной расы очень разнообразны и сочетают разные расовые признаки. Например, аборигены Австралии по пигментации близки к африканским негроидам, а по форме волос и развитию третичного волосяного покрова — к европеоидам. 
Для негроидов характерны курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа, карие глаза, слабое или среднее развитие третичного волосяного покрова, умеренно выступающие скулы, сильно выступающие челюсти, слабо выступающий широкий нос, утолщенные губы. 
Европеоиды отличаются волнистыми или прямыми мягкими волосами разных оттенков, сравнительно светлой кожей, цвет глаз варьирует от ка­рих до светло-серых и голубых, сильным развитием третичного волосяного покрова (в частности, бороды у мужчин), слабо выступающими скулами, узким выступающим носом с высоким переносьем, обычно тонкими или & средними губами. 
Монголоидам свойственны прямые жесткие темные волосы, слабое  развитие третичного волосяного покрова, желтоватый оттенок кожи, карие  глаза, уплощенное лицо с сильно выдающимися скулами, узкий или среднеширокий нос с низким переносьем, умеренно утолщенные губы, наличие  особой кожной складки верхнего века, прикрывающей слезный бугорок во внутренних углах глаз — эпикантуса. 
Для представителей австралоидной расы характерны темная кожа, широкий нос, волнистые волосы, сильный рост волос на лице и теле. Рас­пространена в Австралии, Южной Азии и Океании.
3. Социальные особенности вида Homo sapiens.
К социальным особенностям относятся высокоразвитое мышление, со­знание, речь, способность к самым разнообразным формам деятельности, прежде всего трудовой и учебной.
Homo sapiens — это единственный вид на земном шаре, который с по­мощью орудий труда создал для себя искусственную среду обитания, что позволило человечеству расселиться по всей Земле, независимо от клима­тических условий.
К социальным особенностям человека относится и развитие речи.
Человек создал культуру, в рамках которой идет накопление и пере­дача знаний об окружающем мире и технологиях различных форм деятель­ности.
Человек может формироваться только в социальной среде. Вне такой среды организм человека не приобретает человеческих свойств и качеств, не проявляет тех способностей, для раскрытия которых необходим социум.
5. Закрепление и систематизация  знаний
Работа с учебником
Вопросы для повторения и обсуждения
Какие черты анатомического строения характерны только для человека?
Почему у человека мозговой отдел черепа намного больше лицевого?
Какие отличительные черты организма человека связаны с прямохождением?
Чем отличаются негроидная и монголоидная расы?
Какие социальные особенности вида Homo sapiens вы знаете?
Самостоятельная работа учащихся
Учащиеся выполняют в рабочей тетради задание № 5

6.Подведение итогов урока  и  домашнее задание