Главная страница

Человек и собака: модели отношений


Скачать 34.28 Kb.
Название Человек и собака: модели отношений
Дата 21.04.2016
Размер 34.28 Kb.
Тип Документы

Человек и собака: модели отношений

Актуальность проблемы содержания животных (собак) в современном социуме чрезвычайно высока. В этой связи, возможно, интересными для теоретиков и практиков могут быть наши совместные наработки с Надеждой Игоревной Бобылевой, к.б.н, доцентом кафедры социальной работы и социальной безопасности ИКБ САФУ.

В системе отношений человека и собаки нами выделено несколько основных моделей. (Более полное описание можно найти в публикации: Бобылева Н.И., Рыбак Е.В. Модели социальных отношений триады «родитель – ребенок – собака» в современной молодой семье // Семья и демография: социальный потенциал развития межнационального согласия: Материалы VIII Международного конгресса «Российская семья» (г.Уфа. Республика Башкортостан, 19-21 мая 2011 г.). – М.: Издательство РГСУ , 2011 – (236 с.) С. 40-45.

Потребительская модель предполагает удовлетворение материальных потребностей человека посредством собаки. Например, собака может быть объектом зообизнеса, т.к. согласно российскому законодательству собака является имуществом.

В конкурентной модели посредством собаки человек может также реализовывать свою нематериальную потребность в повышении социального статуса через обладание модным животным: их выставочными и спортивными достижениями; завоеванием титулов, кубков и медалей. Избыточная модель реализуется тогда, когда для достижения желаемой цели не хватает качества животных, человек зачастую переходит к физическому увеличению их количества.

Киноцентрическая модель (от кинология – наука о собаках) может быть описана через «обожествление» собаки, либо через аспект подмены собакой ребёнка, мужа, родственников.

В виктимологической модели собака является жертвой хозяина, который решает свои психологические проблемы за счет обычно достаточно слабого животного, которое не может ему противостоять.

В партнёрской модели собака выполняет функцию друга, товарища, компаньона для спорта и охоты.

Контрактная модель предполагает использование собаки в качестве сотрудника (собака-поводырь; для поиска чего-либо; для караульной службы; собака для конвоирования).

Терапевтическая модель (анималотрапевтическая) является одной из распространённых, но слабо изученных и заслуживает пристального внимания. В эстетической модели собака выступает как носитель красоты, гармонии, образец высоких нравственных качеств (преданности, доброты, самопожертвования).

Одной из наиболее неконструктивных и парадоксальных в контексте государственной демографической политики может быть «инфантильная киноцентрическая модель», где собака основательно занимает место потенциального (отсутствующего) ребенка. Здесь явно выделяются несколько факторов, приводящих к такой «подмене» в современной городской семье. Вследствие уникальных «возможностей» домашней собаки как объекта и субъекта любви, место ребенка в семье занимает именно собака, гораздо реже – кошка либо другое домашнее животное. В отличие от ребенка собаку можно выбрать, купить за деньги, при желании животное можно продать или выбросить. Однако в отличие от вещи, собака – живое существо, о котором приятно заботиться, которое эмоционально отвечает на заботу о себе, проявляет преданность, доставляет приятные хлопоты; ей можно дарить подарки, покупать нарядную одежду и аксессуары; о собаке можно рассказывать в компании и в Интернет-сообществах. Собаку можно легко сделать объектом творчества, с ней можно гулять и заниматься спортом. Реклама товаров для животных также оказывают существенное влияние на распространение данной модели. Ребенок, о котором нужно заботиться постоянно, которого необходимо воспитывать, кормить, лечить и т.д., требует совершенно другого уровня социальной ответственности, что потенциальные родители, безусловно, подсознательно понимают. И с появлением ребенка в семье, как правило, собака теряет право на ту социальную роль, которую она выполняла до его рождения.

Благоприятным в социальном плане вариантом развития событий является коммуникация с собакой во время занятий спортом и в других видах досуга. В таком случае собака может остаться в семье на всю её оставшуюся жизнь, и со временем теряет значение породистость собаки и её стоимость. В этих случаях, в семьях держат животных длительное время; а появившиеся и подросшие дети воспринимают имеющуюся в семье собаку как члена семьи, партнера, средство для общения, развлечения. Кроме того наличие собаки может быть рассмотрено как признак дружной семьи.

Отдельно мы хотели бы обозначить социально-образовательную модель. В данной модели собака может быть использована как педагогическое средство в социальном образовании, которое традиционно понимается в двух аспектах: как непрофессиональное (неформальное) и профессиональное (формальное) К неформальному вектору использования модели можно отнести: содержание собаки в семье; общение собаки с детьми; применение собаки в спорте, охоте, на службе. В системе формального социального образования данная модель используется в центрах реабилитации, в группах канистерапии, в лечебно-оздоровительных программах. Возможности собаки как педагогического средства характеризуется, прежде всего, доступностью (в отличие от дельфина или лошади в анималотерапии) и эффективностью (цель-средства-результат).

Очевидно, что место животных как домашних любимцев в жизни современного человека исключительно велико.