|
«Человек и море» с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования (подготовительная группа)
|
 Скачать 74.63 Kb.
|
Цикл «Водные просторы». НОД по теме «Человек и море» с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования (подготовительная группа).
Цель НОД:
1. Расширять представления детей о взаимодействии человека с экосистемой морей.
Задачи НОД:
Познавательная задача: активизировать знания детей через эмоциональный настрой и создание атмосферы успешности. Регулятивная задача: находить правильный ответ через проблемные вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности. Личностная задача: мотивирование на достижение цели. Коммуникативная задача: умение выслушивать и корректно исправлять ответы других, обращаться при необходимости за взаимодействием к сверстнику.
Основная образовательная область ПОЗНАНИЕ была в интеграции с образовательными областями:
*здоровье, коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы.
При планировании НОД были учтены возрастные особенности детей.
Методы и приёмы:
· Словесные : проблемные вопросы, беседа, объяснение, художественное слово;
· Наглядные: показ иллюстраций «Дайвинг», «Водолазы»; иллюстрация «Береги пресную воду»; глобусы;
· Практические: экспериментирование //приемы исследования морской соли с лупами, стаканами и ложками, пресной водой//; экспериментирование с маской для подводного плавания «Задержи дыхание»; дидактические игровые приемы, смена динамических поз, самостоятельная работа;
· Игровые; игровая мотивация, загадки;
· Технические средства: звук журчащей морской воды;
· Метод похвалы капельками, словами.
Предварительная работа : беседы об использовании воды человеком; рассматривание иллюстраций о воде в природе; просмотр познавательных фильмов на обучающем диске, чтение художественной литературы с упоминанием образов воды и водных обитателей; разучивание пословиц о воде и её использовании человеком, изобразительная деятельность, составление рассказов и сказок о воде и водных обитателях.
Формы организации совместной деятельности:
игровая, двигательная, познавательно — исследовательская, коммуникативная, художественное творчество, коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Материалы и оборудование:
Ведерко с морской солью или солью для ванн, лоточки для высыпания соли,
Отдельно приготовить в ёмкости пищевую соль для сравнения по цвету, величине кристаллов.
Ёмкости с морской солью приготовить заранее, в лотках по числу детей.
Лупы положить поближе, чтобы избежать суеты.
Ложки лежат на столе россыпью.
Стаканчики поставить в ряд заранее.
Воду нальют самостоятельно.
Отдельно положить салфетки для вытирания рук, брызг на столах.
На полу в спальне синяя ткань- море.
Диск «Журчащая вода», магнитофон.
Буквы к слову МОРЕ приготовить поблизости.
За ответы детей приготовить из синей бумаги капельки в большом количестве.
2 — 3 глобуса в разных концах спальни, дети таким образом разделятся на подгруппы по желанию.
Приготовить в удобном для педагога месте маску для ныряния.
Приготовить поблизости от возможного места действия две фотографии «Дайвинг», «Водолазы», чтобы быстро взять.
Краски или фломастеры, воду, кисти, салфетки дети приготовят сами.
| Непосредственно образовательная деятельность:
Структура
НОД:
| Содержание НОД, предлагаемые действия воспитателя:
| Ожидаемые действия детей:
| Действия с оборудова
нием и материа
лами:
| 1.Мотивация:
| *Воспитатель вносит морскую соль и пищевую в ведерках, и лотки, присаживается около стола. Высыпает в лоток морскую соль.
*Удержание внимания подошедших детей:
-Что это может быть, как вы думаете?(пищевая и морская соль)
-Почему вы думаете, что это соль?
-Какая это может быть соль?
-Чем морская соль отличается от пищевой?
-Где в природе находится морская соль? Как используют?
-Где добывают пищевую каменную соль? Как используют?
| Свободная деятель
ность детей.
Проявление заинтересованности действиями педагога.
| Ведерко с морской солью или солью для ванн, лоточки для высыпания соли.
Отдельно приготовить в ёмкости пищевую соль для сравнения по цвету, величине кристаллов.
| 2.Формулирование проблемы:
| У нас есть морская соль. Интересно, а можно ли с её помощью получить морскую воду? ЧТО для этого может понадобиться?
| Собираются вокруг педагога.
| *Ёмкости с морской солью приготовить заранее, в лотках по числу детей. *Лупы положить поближе, чтобы избежать суеты. *Ложки лежат на столе россыпью.
*Стаканчики поставить в ряд заранее.
*Воду наливают сами.
*Отдельно положить салфетки для вытирания рук, брызг.
| 3.Организация эксперимента
льной деятельности
с солью:
| *Что будем делать сначала? /готовить всё необходимое для проведения эксперимента/.
*Готовим все необходимое: ёмкость для воды- это может быть кружка; лупа, чтобы всё рассмотреть; ложечка для размешивания; морская соль; салфетка для вытирания брызг или рук. Всё готово?
*Что мы хотим попробовать получить? Осторожно понюхайте соль. Есть ли у неё запах?
*Что сейчас делаем? /кладём в воду соль и размешиваем до растворения/
*Мы видим кристаллики соли или нет? Что это значит?
*Определим цвет полученной жидкости.
*Проверим на прозрачность.
*Как убедиться, что вода стала солёной?
*ВЫВОД:
Эксперимент получился. Морская вода горько- солёная на вкус, так как в ней очень много минеральных природных солей. А хотите больше узнать про морскую воду?
| Предло
жить детям взять стаканчики, лупы, соль, ложечки, налить воду, всё необходимое для эксперимента дети ставят на столы, садятся или выполняют действия стоя- по желанию.
Кладут ложкой соль, растворяют.
| 4.Загадка про море:
| *Я приглашаю вас на берег моря. Присаживайтесь.
* Отгадайте, о чем это: «Кругом вода, а с питьём беда!»
/о море/.
Почему так думаете?
*Прислушайтесь к звукам воды. Море сейчас будет дарить вам свои капельки (из синей бумаги) — за быстрые и верные ответы. Хотите?
| Побуждаю зайти в спальню, присесть.
| На полу синяя ткань- море.
Садятся на нее.
Включить звук «Журчащая вода».
Убавить громкость звука воды перед следующим упражнением.
| 5.Фонетичес
кий анализ слова
«МОРЕ»:
| *Соберите из букв слово «море»;
*Сколько слогов в слове «море»?
*Первый? Второй? Ударение?
*Сколько всего звуков в слове?
*Первый? Второй? Третий? Четвертый?
*Назовите гласные звуки; согласные;
*Какой согласный звук произносится мягко?
*Составьте предложения со словом, рассказ о море;
*Сколько слов в предложении?
*Море благодарит вас за знания о нём.
| Дети разбирают буквы, выстраива
ют из них слово «МОРЕ».
| Буквы приготовить поблизости.
За ответ ребенок сам берет капельку. Их небольшое количество высыпать на середину ткани.
| 6.Работа с глобусами: СОЛЁНАЯ и ПРЕСНАЯ вода.
| *КАКОЙ воды на планете больше: солёной или пресной? ПОДОЙДИТЕ к глобусам.
*Почему вы так думаете?
*Какая вода, по вашему, важнее всего для человека- солёная или пресная? Почему?
*Как мы должны относиться к пресной воде?
*предлагаю поместить в наш уголок безопасности вот эту памятку. Что на ней написано? Почему краны надо закрывать? /привести пример с бочкой воды, которая может накапать , если не закрыть кран всего лишь на одну ночь/
| Подходят к глобусам.
Идут к уголку безопасно
сти в группе. Помещают памятку.
| Глобусы в разных концах спальни, дети таким образом разделяются на подгруппы по желанию.
| 7. Игровое упражнение «МАСКА».
| Смотрите, что у нас есть. Это Дима принёс. Что это? Для чего это нужно?
* Вы знаете, что в морской воде плавать легче, чем в речной?
*Морская вода более густая из- за растворённых в ней солей, чем пресная, держаться на ней легче.
*Кто из вас умеет плавать? А нырять?
*Что надо уметь делать ныряющим? /задерживать дыхание/. Для чего?
| Воспитатель садится на ковер в группе, побуждая детей последо
вать
за ним.
| Взять в руки маску для ныряния.
| 8.Тренинг «Задержи дыхание».
| Зажимаем нос, уши- как при нырянии, предварительно сделав глубокий вдох. И терпим, сколько можем.
*Получаем от моря капельки за смелость и выносливость.
| Стоя или сидя, по желанию детей.
|
| 9. Игра «Объяснялки».
| *Какие ещё приспособления придумали люди, чтобы подольше находиться под водой и быстро передвигаться?
*Я даю девочкам фотографию и мальчикам. Внимательно рассмотрите её. А потом мальчики будут расхваливать свою картинку, а вы, девочки, придумайте интересную историю про тех, кто на вашей картинке сфотографирован. //дети используют специальные слова: скафандр, акваланг, баллоны, кислород, глубина, движение, дыхание //
| Мальчикам- дайвинг.
Девочкам- водолазы.
Капельки за рассказыва-
ние.
| Приготовить заранее поблизости от места действия две фотографии, чтобы удобно было взять.
| 10.ИТОГИ:
| *Что даёт море человеку?
*А что может сделать человек для моря?
*Посчитайте капельки — море щедро наградило вас сегодня. Надеюсь, что все однажды сумеете искупаться в настоящем море.
| По ситуации.
|
| 11. Творческое путешествие по морскому дну.
| А пока приглашаю вас пройтись по морскому дну в акваланге или водолазном скафандре, с фотокамерой в руках. Предлагаю нарисовать свои мечты о морском отдыхе.
| Рисование на больших полотнах обоев, закреплен
ных в приемной на шкафчиках детей или лежащих прямо на полу.
| Готовят самостоятельно краски или фломастеры, воду, кисти, салфетки.
| |
|
|