|
24
|
| «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада)
| Уметь объяснять значение словосочетаний «хлебнуть горя», «хлебнуть воды», «хлебнуть страху», «поднялся плач», «поднялся ветер», «поднялся со стула»; высказывать свои переживания; читать стихотворение по ролям
| ОУЛ2
| Фронтальный и индивидуальный
опросы
| С. 86- 87 выразительное чтение, ответы на вопросы
|
25
|
| Г. Сапгир. «Сны»
| Уметь объяснять значение слова «пенсне»; выразительно читать произведение; анализировать отношение автора к героям произведения
| ОУЛ2
|
| С. 88 – 89 ответ на вопрос №6 выразительное чтение,
|
О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (8 ч)
|
26
27
|
| В. Белов. «Верный и Малька»,
«Малька провинилась»,
«Еще про Мальку».
| Цели: Формирование умений давать характеристику литературному герою, определять своё и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рассказывать по плану. Развитие внимания и уважения к животным.
Уметь давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние
литературных героев; находить нужные источники информации; рассказывать о Мальке по плану; определять отношение писателя к Мальке в первом и во втором случаях; высказывать свое отношение к герою произведения; придумывать и рассказывать новую историю про Мальку
| Выразительно читать.
Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции. Определять своё и авторское отношение к героям.
Рассказывать по плану, от лица персонажа.
Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему. Формировать представления о нравственных категориях. Бережно относиться к животным. Находить нужные источники информации.
Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр)
| П2
ОУЛ2
| Фронтальный и индивидуальный
опросы
| С. 91 – 96 выборочное чтение к иллюстрациям, пересказ по плану
|
28
|
| И. С. Тургенев. «Воробей»
| Уметь объяснять значение слов «благоговеть», «трепетал на ветру», «трепетал от ужаса»; рассказывать, что произошло в саду; передавать чувства героев рассказа; определять главную мысль произведения
| ЭСО15
П1
ОУЛ2
| Фронтальный и индивидуальный
опросы
| С. 97 – 98 ответы на вопросы
|
29
30
31
|
| Н. Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка»
| Уметь подбирать синонимы к словам «невероятный», «неистовый»; рассказывать кратко историю, которая произошла с Жучкой; делить текст на части; придумывать названия ко всем частям рассказа; выполнять выборочное чтение; объяснять поступки героев произведения
придумывать свои вопросы к этому произведению; рассказывать истории из жизни о том, как любовь и мужество животного спасали человека; давать характеристику героям произведения
| П1
ОУЛ2
| Фронтальный и индивидуальный
опросы
| С. 99 – 108 рассказать краткую историю, озаглавить части рассказа, пересказ любой части рассказа
|
32
|
| Л. Н. Толстой. «Прыжок» (быль)
| Уметь объяснять значение словосочетаний «перенести вещи», «перенести болезнь», «перенести страх», «перенести обиду»; анализировать чувства героев; выполнять выборочное чтение; анализировать переживания отца мальчика; сравнивать двух мальчиков: героя рассказа Толстого и Тёму из произведения Гарина-Михайловского; объяснять мотивы поведения героя
| ЭСО55
П1
ОУЛ2
| Фронтальный и индивидуальный
опросы
| С. 109 – 112 выразительное чтение, подготовка к внеклассному чтению
|
33
|
| Внеклассное чтение «Сказки» Е. Шварца и В.Каверина
| Цели: Формирование умения давать нравственную оценку поступкам литературных героев.
Уметь пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения
| ЭСО15
ОУЛ2
| Практическая работа, заполнение дневника читателя
|
|
33
|
| В. Астафьев «Белогрудка»
| Цели: проверить знания учащихся по разделу «О мужестве и любви ».
Уметь: определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Давать характеристику происходящим событиям произведения.
Знать: Название, содержание и жанр произведения, автора и главных героев, основную мысль произведения, происходящие события.
|
| МЛ3
| Проверочная работа (тест) по теме «О мужестве и любви »
| С. 113 – 117 выборочное чтение к иллюстрациям
|
ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА … (8 ч)
|
34
|
| С. Есенин. «Разгулялась вьюга...»
| Цели: Знакомство с понятием «олицетворение». Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения.
Знать понятие «олицетворение».
Уметь анализировать значение слова в контексте литературного произведения; подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений; литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства; привлекать собственный жизненный опыт для решения поставленных задач; находить нужные книги в библиотеке
Уметь находить олицетворения в третьем и четвертом четверостишиях; рассказывать про сосульку, которая таяла на солнце, чтобы стало ее жалко; использовать в рассказе олицетворение
| Выразительно читать.
Заучивать наизусть. Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте. Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт. Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его.
Анализировать собственные переживания и находить их причины. Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства. Находить в библиотеке книги заданной тематики
| П1
ОУЛ2
НП1
| Фронтальный и индивидуальный
опросы
| Учебник ч2
С. 3 – 5 выразительное чтение
|
35
36
37
|
| А. С. Пушкин. «В тот год осенняя погода...»
(отрывок из романа «Евгений Онегин»). «Зимнее утро», «Зимняя дорога»
(отрывок)
| Цели: Формирование умения литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства.
Уметь отвечать на вопросы, используя строки из стихотворения; выразительно читать стихотворения; анализировать чувства героев; выполнять выборочное чтение
Уметь объяснять значения слов «куртины», «нега», «аврора», «нынче», «янтарь»; отвечать на вопросы, используя строки из стихотворения; выразительно читать стихотворения; анализировать чувства героев; выполнять выборочное чтение.
Уметь находить в тексте ответы на вопросы; выразительно читать, соблюдать знаки препинания; анализировать чувства поэта; объяснять значения слов «ямщик», «версты полосаты»;
подбирать антонимы к данным словам.
| ЭСО29, 16
П1
ОУЛ2
| Фронтальный и индивидуальный
опросы
| С. 6 - 7 выразительное чтение с. 8 – 9 наизусть
С. 10 – 11 наизусть
|
38
|
| Ф. И. Тютчев. «Чародейкою Зимою...»
| Цели: Формирование умений сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений.
Уметь объяснять значения слов «ослепительная красота», «чудный», «мещет»; анализировать чувства автора; сравнивать переживания, выраженные Тютчевым и Пушкиным в стихотворениях «Чародейкою Зимою…» и «Зимнее утро»
| ЭСО29, 16
П1
ОУЛ2
| Фронтальный и индивидуальный
опросы
| С. 12 – 13 наизусть
|
39
|
| Картинная галерея: Н. Крылов. «Зима»
| Цели: Обогащение знаний об особенностях народного быта
| НП1
| Фронтальный и индивидуальный
опросы
| С. 14 – 15 описание картины
|
40
|
| Внеклассное чтение.
Зима в произведениях разных жанров»
| Цели: Развитие внимания к деталям описания природы в художественном тексте. Развитие эстетического чувства при восприятии живой природы.
Уметь пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения.
| ЭСО16
НП1
| Практическая работа, заполнение дневника читателя
| С. 16 – 18 выразительное чтение
|
41
|
| Обобщающий урок по теме «Зимы ждала, ждала природа»
| Цели: проверить знания детей по теме «Зимы ждала, ждала природа»
Уметь: определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Давать характеристику происходящим событиям произведения.
Знать: Название, содержание и жанр произведения, автора и главных героев, основную мысль произведения, происходящие события.
| ЭСО35
МЛ5
| Проверочная работа (тест) по теме «Зимы ждала, ждала природа»
|
|
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (4 ч)
|
42
43
44
45
|
| А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
| Цели: Формирование умений объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивать иллюстрации к произведениям
Знать произведения А. С. Пушкина.
Уметь объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором; оценивать иллюстрации к произведениям; формулировать вопросы к изучаемому материалу; объяснять значение слов «инда», «сочельник», «обедня», «впрямь», «ломлива», «своенравна», «ревность», «персты», «нрав», «кроткий», «девичник», «сенная девушка», «кручиниться», «тужит», «подворье», «лежанка», «изразец», «полати», «тешить», «рогатка», «черница»; выполнять выборочное чтение; вспоминать народные сказки, в которых природа помогала герою; придумывать вопросы к сказке А. Пушкина; находить слова и словосочетания из народных сказок; описывать внешний вид героев произведения; объяснять мотивы поведения героев
| Составлять план рассказа по теме. Определять тему и главную мысль произведения.
Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок. Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам. Читать по ролям.
Ставить вопросы к тексту произведения.
Формировать нравственное чувство и нравственное сознание
Придумывать вопросы к произведению. Характеризовать внутреннее состояние героев.
Определять отношение автора к персонажам.
Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения.
Пользоваться словарём синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарём. Находить нужную книгу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге. Внимательно относиться к переживаниям других людей
| ЭСО32
П1
ОУЛ2
| Фронтальный и индивидуальный
опросы
| С. 19 – 47 выразительное чтение по частям, ответы на вопросы, отрывок наизусть по выбору, придумай вопросы к сказке, реферат «Творчество Пушкина»
|
2 полугодие
|
|
46
47
48
|
| Х.-К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»
| Цели: Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям.
Уметь составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям; воспроизводить сюжет с позиции одного из героев; рекомендовать понравившуюся книгу, привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения; логически мыслить; самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке и ориентироваться в ней
Уметь выразительно читать произведение; составлять план рассказа о путешествии оловянного солдатика в бумажной лодке и его возвращении домой; выполнять выборочное чтение
Уметь определять тему и главную мысль произведения; сочинять сказку о каком-нибудь неодушевленном предмете, в котором соединилось бы реальное и фантастическое (предмет мог бы думать, чувствовать, а может быть, и говорить)
| ЭСО7
П3
ОУЛ2
| Фронтальный и индивидуальный
опросы
| С. 48 – 58 выразительное чтение, сочинить сказку о неодушевленном предмете, пересказ по составленному плану (в 4)
|
49
|
| Л. Н. Толстой. «Царь и рубашка»
| Цели: Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев
Уметь выразительно читать произведение; определять главную мысль произведения; отвечать на вопросы
| П1
ОУЛ2
|
| С. 57 – 58 выразительное чтение
|
50
|
| Внеклассное чтение. Х.-К. Андерсен. «Штопальная игла»
| Цели: Формирование умения рекомендовать понравившуюся книгу
Уметь объяснять значение слов «сургуч», «чванство»; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения
|
| Практическая работа, заполнение дневника читателя
| С. 59 – 63 чтение по ролям
|
51
|
| Внеклассное чтение. С. Седов. «Король красуется»
| Уметь объяснять мотивы поведения героев произведения; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения
|
| Фронтальный и индивидуальный
опросы
| С. 64, 65 выразительное чтение
|
51
|
| Обобщающий урок по теме «Авторские сказки »
| Цели: проверить знания детей по теме «Авторские сказки »
Уметь: определять содержание, жанр, автора и главных героев по названию произведения. Давать характеристику происходящим событиям произведения.
Знать: Название, содержание и жанр произведения, автора и главных героев, основную мысль произведения, происходящие события.
| ЭСО14
МЛ5
| Проверочная работа (тест) по теме «Авторские сказки »
| Нарисовать иллюстрацию к любому произведению раздела
|
БАСНИ (8 ч)
|
52
|
| О. Мандельштам. «Муха».
| Цели: Знакомство с особенностями басни как жанра. Формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни
Знать особенности басни как жанра.
Уметь постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни; делать обобщающие выводы, опираясь на собственный жизненный опыт наблюдений за поступками других людей
Уметь сравнивать произведения Мандельштама и Эзопа; описывать отношение автора к героям; рассказывать о том, что вызывает удовольствие; читать и объяснять мораль басни; подбирать синонимы к словам; сравнивать животных, о которых говорится в произведениях Эзопа и Заболоцкого
| Выразительно читать басню. Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Сопоставлять персонажей. Определять главную мысль произведения.
Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт. Различать басню и стихотворение. Сочинять рассказы, произведения других жанров. Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли
| П2
ОУЛ2
|
| С. 66 выразительное чтение
|
53
54
|
| Эзоп. «Мухи», «Кошка и мыши»
| ОУЛ2
| Фронтальный и индивидуальный
опросы
| С. 67, 68 ответы на вопросы
|
55
|
| Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья», «Лгун»
| Знать произведения Л. Н. Толстого.
Уметь связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом; перечитывать и объяснять мораль басни; объяснять значение выражений «согласиться с кем-то», «жить в согласии»
Уметь подбирать синонимы к словам «хитрить», «обманывать»; придумать и записать мораль к данной басни
| ЭСО29
П1
ОУЛ2
| Фронтальный и индивидуальный
опросы
| С. 69, 70 пересказ
|
56
57 58
|
| И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська» , «Две Бочки»
| Цели: Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом
Знать произведения И. А. Крылова.
Уметь объяснять мораль басни; придумывать историю, в которой можно использовать поговорку «А воз и ныне там»
Уметь рассказывать о событиях на городской улице, которые описал Крылов; выполнять выборочное чтение; анализировать отношение автора к Моське; читать басню по ролям; сравнивать Моську из басни Крылова с Малькой из рассказа Белова
Уметь объяснять значения слов «плестись», «нестись», «плести», «нести»; объяснять мораль басни своими словами; сравнивать героев басен Крылова «Слон и Моська» и «Две Бочки»; сочинять историю из жизни ребят, которая поможет понять смысл слов «Кто про
свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку»
| ЭСО19, 20
П1
ОУЛ2
|
| С. 71 – 75 наизусть, выразительное чтение
|
59
|
| Пословицы
| Цели: Формирование умений понимать смысл пословиц; использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни; сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц
Уметь понимать смысл пословиц, использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни, сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц; выделять пословицы, близкие по смыслу
| ЭСО38
ОУЛ2
| Фронтальный и индивидуальный
опросы
| С. 75 ответ на вопрос №3
|
|
| Проектная деятельность
| Цели: Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли
| МЛ3
| Практическая работа «Басни»
| С. 79
|
|