Главная страница

«Целеполагание и рефлексия на уроках обж в условиях реализации фгос»


Скачать 77.74 Kb.
Название «Целеполагание и рефлексия на уроках обж в условиях реализации фгос»
Дата 04.03.2016
Размер 77.74 Kb.
Тип Документы

«Целеполагание и рефлексия на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОС»

учитель ОБЖ Городилов С.Н.

2015 год

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. Остановимся на первом этапе урока – целеполагании. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание? «Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».

«Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В личностно – ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.

В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?

Некоторые приемы целеполагания.

1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.

Называю тему урока «Безопасность на водоемах» 5 класс и предлагаю учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).

2. Работа над понятием.

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 5 классе " Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения". Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.

3. Подводящий диалог.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

4. Создание проблемных ситуаций

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Проблемная ситуация создается при постановке проблемных вопросов. Например, в 6 классе при изучении темы «Определение своего местонахождения и направления движения на местности»: «Как вы будете определять направление своего движения на незнакомой местности? » Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

Разнообразие целей учеников позволяет учителю вместе с ними выстроить линию поставленных целей, ребята понимают, что цели можно ранжировать. Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель должен записать на доске, что привлечет к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения.

В конце необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок – «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!» Здесь рассмотрены основные аспекты целеполагания. Но ребёнок должен захотеть ставить цель и двигаться к её решению. И для этого необходимо создать импульс для образовательного движения ученика, для его самореализации. Для этого рекомендуется предложить задания, которые стимулируют учащегося начать изучать данный предмет, тему, заинтересуют его.

Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год. Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели.

Еще один этап урока – рефлексия. Рефлексивные умения не даются человеку от рождения, они совершенствуются с возрастом, образованием, ростом интеллектуального уровня, социально-экономического статуса человека. Формирование рефлексивных умений процесс сложный и длительный.

С помощью процедуры рефлексии достигаются такие цели обучения, как самостоятельное нахождение новых норм деятельности на основе анализа деятельности и ее критической реконструкции. Для эффективности проведения рефлексии выделяют следующие педагогические условия:

  1. Полное доверие к преподавателю, к членам группы.

  2. Отсутствие страха, неуверенности.

  3. Недопустимость нескромности, субъективность оценок, иронии, иных проявлений бестактности.

  4. Демократичность, корректность в отношениях.

  5. Регулярность проведения рефлексии, что проявляется в повторном использовании одного и того же упражнения.

  6. Уместность записи в процессе рефлексии, фиксации впечатления от основных фактов, рисования. Это обеспечивает последовательность хода мыслей.


Приемы рефлексии:

1. Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия

1. Hа уроках ОБЖ я:

- узнал

- понял

- научился

2. Лучше всего на занятиях у меня получалось:

3. Основные трудности при изучении темы:

4. Оцените свои знания по урокам (в виде оценки, рисунка, цвета) (на примере темы: «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья»)

Правильное питание




Двигательная активность




Вредные привычки




Закаливание организма




Правила гигиены




Репродуктивное здоровье





5. Довольны ли Вы уроками ОБЖ, чтобы я изменил на уроке, чтобы улучшить свои результаты?

6. Что бы Вы изменили в индивидуальных заданиях по предмету?

7. Мое настроение обычно, когда я иду на урок ОБЖ?

8. Мое настроение после урока ОБЖ?

9. Сформулируйте пожелания:

а) себе,

б) своим одногруппникам,

в) преподавателю

2. Прием ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)


В конце урока в каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет преподавателю проконтролировать работу каждого обучающегося на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка,

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее












на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья.

3. Прием «Пометки на полях» («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)


Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала, особенно когда он носит теоретический характер. Так как обучающиеся работают с учебниками это достаточно легко сделать.

4. Для того, чтобы обучающиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения, проявить инициативу, самостоятельность, предлагаю и такие виды заданий, например:

  • составьте схему (модель) изученного материала, в которой отразите основные понятия и связи между ними (тема «Классификация ЧС техногенного характера» 8 класс, «РСЧС. Структура РСЧС» 9 класс);

  • составьте вопросы и задания, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы (по любой теме);

  • напишите перечень основных вопросов по теме и отметьте, как вы их усвоили;

  • перечислите умения, которые вы формировали в процессе изучения темы.

  • восстановите (перечислите), что сделал за занятие?

  • подумайте, что нужно изменить, чтобы работать лучше.

5. Прием «Комплимент»

Для того  чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться данным прием, в котором обучающиеся оценивают работы и вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и преподавателя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Из всего сказанного можно сделать вывод: рефлексия - это не пустая трата времени, а важный и необходимый этап урока. Она способствует развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность, что облегчит вхождение личности в мировое сообщество и позволит успешно функционировать в нём.

Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.

Источники информации

  1. http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке

  2. http://www.modernstudy.ru/pdds-296-3.html Технологическая карта — одно из средств эвристического обучения

  3. http://www.gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания


Использованная литература

  1. Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие / М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с. 

  2. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учебное пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.