Главная страница

Цель: всестороннее развитие речи дошкольнииков 4-5 лет; Задачи


Скачать 106.8 Kb.
Название Цель: всестороннее развитие речи дошкольнииков 4-5 лет; Задачи
Дата 05.05.2016
Размер 106.8 Kb.
Тип Документы

Речевые игры для воспитанников 4-5 лет
Данная разработка представляет интрес для воспитателей, которые используют в своей работе методики по развитию речи.
Цель: всестороннее развитие речи дошкольнииков 4-5 лет;

Задачи:

  • Развитие грамматического стороя речи.

  • Развитие словарного запаса.

  • Развитие фонематических процессах.

Темы речевых игр:

  1. Одежда. Обувь

  2. Рыбы

  3. Наши любимые игрушки

  4. Посуда

  5. Мой дом. Мебель


Разработала: учитель- логопед Магина В.Н.
Тема: «Одежда. Обувь»

  1. Игры для развития грамматического строя языка

  • Игра: «Жадная Принцесса»

Взрослый берёт куклу и говорит, что это «Жадная Принцесса» и все до чего она коснётся – это её, особенно, она, любит наряды. Например: Взрослый касается куклой до кофты: «Моя кофта», до платья: «Моё платье». Взрослый передаёт куклу ребёнку и предлагает ему поиграть с ней.

  • Речь с движением: «Одеваем куклу на прогулку»

С куклой мы пойдём гулять (шагаем на месте)

Будем куклу одевать: (правой рукой погладили левую руку, а затем левой – правую)

Кофту тёплую, штаны, (двумя руками погладили сначала грудь, затем ноги)

А на ноги – сапоги, (потопали ногами)

Шапку, шарфик и пальто – (погладили голову, шею и скрестили руки на груди)

Будет куколке тепло! (руки скрещены на груди, повороты корпуса влево – вправо)

  1. Игры на развитие словарного запаса

  • Игра «Какой предмет?»

Для развития умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать попросите ребенка посмотреть на картинку и подобрать как можно больше признаком: по форме, по цвету, по ткани и т.д.

  • Игра с мячом «Подарки для Маши»

Воспитатель объявляет детям о том, что у гостьи их занятия, игрушки-Маши, сегодня день рождение, нужно подобрать ей подарки. Воспитатель называет предмет из категории «одежда» или «обувь» и кидает мяч одному из воспитанников, а ребенок называет признаки данного предмета. Например: платье: красивое, желтое, с бантиком.

  1. Игры на развитие фонематических процессов

  • Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

  • Игра «Эхо»

Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоем или большой группой.

Перед игрой взрослый обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо». Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут. Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы («Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!»).
Тема: «Рыбы»

  1. Игры для развития грамматического сторя речи

  • Дидактическая игра «Подскажи словечко

Если это рыбка – у неё улыбка,

Если это рыбочка – у неё улыбочка,

Если это рыба – у неё улыба,

Если это рыбина – у неё улыбина

Если это рыбища – у неё улыбища

  • Дидактическая игра «Что у рыбы, для чего»

Передаём друг другу рыбку-игрушку. Начинает воспитатель: У рыбы есть глаза. Спрашиваю: для чего и передаю рыбку? Ребёнок: отвечает – чтобы смотреть, а ещё есть жабры, и передаёт рыбку. Следующий ребёнок говорит: Жабры нужны, чтобы дышать и называет другую часть тела и т.д. 

  1. Игры для развития словарного запаса

  • Игра «Что приготовим?»

Воспитатель сообщает, что детям нужно приготовить блюда из рыбы. Для начало дети вспоминают какие рыбы существуют и какие блюда можно приготовить. Затем Воспитатель показывает детям рыбу – они называют её, и поднимая руку говорят, что можно из нее приготовить.

  • Рассмотрение модели «Рыбка»

Продемонтрируйте детям модель рыбки и расскажите о её частях и для чего они нужны. Попросите детей после этого повторить. Затем закрепите знания загадками:

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. Отгадка (Рыбка)

Стеклянный домик на окне 

С прозрачною водой, 

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой. Отгадка (Аквариум)

  1. Игра на развитие фонематических процессов

  • Игра «Запомни и скажи»

Детям предлагается запомнить ряд звуков и повторить его. Сначала используются ряды только из гласных звуков, потом ряды из согласных звуков:

АОУ, ИОА, АУОИ, ЭОИА…

СЧП, КТР, ПТСМ…

Должны быть исключены сочетания гласных и согласных с целью исключения запоминания слогов.

  • Игра «Запомни и покажи»

Игра направлена на развитие слуховой памяти и соотнесения зрительных и слуховых образов. Ребенку предлагается прослушать ряд существительных,  а затем разложить предметные картинки с изображением данных слов в нужной последовательности. Число картинок постепенно увеличивается от 3-х до 10-ти.

ДРУГОЕ:

Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения (по выбору детей 4-5 упражнений)

  • «Рыбка» — вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд.

  • «Рыбки разговаривают» — дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.

  • «Акула» — показать зубы, оскалиться.

  • Испугаться при виде акулы.

  • Обрадоваться золотой рыбке.

  • Огорчиться уплывшей рыбке.


Тема: «Наши любимые игрушки»

  1. Игры для развития грамматического сторя речи

  • Игра: «Волшебный платочек»

Для игры Вам понадобится платочек и различные игрушки ребёнка. Взрослый сначала называет игрушку, затем накрывает её (или их) платком. Например: «Вот машина (накрывает платком), нет машины». Далее предлагает ребёнку стать волшебником и прятать игрушки. Взрослому необходимо следить за правильностью речевого высказывания ребёнка.

  • Игра: «Уберём игрушки вместе»

Взрослый предлагает ребёнку убрать игрушки на свои места и проговаривать выполняемое действие. Например: «Машину я поставлю в гараж. Куклу посажу за стол и т.д.». Можно соревноваться, кто больше уберёт игрушек.

  1. Игры для развития словарного запаса

  • Игра «Скажи наоборот»

С опорой на иллюстрации воспитатель говорит: ослик – мягкий, а кубик - ..., Машина тяжелая, а мячик ..., автобус новый, а ослик ... .

  • Игра «Что из чего?»

Покажите детям картинки игрушек (или настоящие игрушки), попросите рассказать детей о том из какого материала состоит игрушка. Например: мячик из кожи – кожанный и т.п.

  1. Развитие фонематических процессов

  • Игра «Угадайка»

    Воспитатель выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь»), внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали. Дети прослушивают звучания. По команде («день») открывают глаза, показывают картинки с изображением звучащих предметов.

    • Игра «Повтори скороговорки»

    Нужно попросить повторить за логопедом наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается.

    Наш Полкан попал в капкан. (5 слов)

    Везет Сенька с Санькой Соньку на санках. (7 слов)

    Три свиристели еле-еле свистели на ели. (7 слов)

    Грабли – грести, метла  - мести, весла – везти, полозья – ползти. (8 слов)
    Тема «Посуда»

    1. Игры для развития грамматического строя языка

    • Игра: «Резиночки»

    Для этой игры Вам понадобится две резиночки, длинной 15-20 см. Взрослый предлагает поиграть с этой резиночкой. Он называет маленький предмет (с уменьшительно – ласкательным суффиксом), а когда растягивает резиночку называет большой. Например: «Маленькая чашечка (растягивает резиночку) – большая чашка. Так же он предлагает ребёнку называть большую и маленькую посуду.

    Маленькая тарелочка – большая тарелка.

    Маленькая кастрюлька – большая кастрюля.

    Маленькая сковородка — большая сковорода.

    Маленький чайничек – большой чайник.

    • Игра: «Какая у нас есть посуда?»

    Предложите ребёнку посмотреть, какая есть у Вас посуда. Например: Взрослый: «У нас есть стакан из стекла. Какой он?» Ребёнок: «Стеклянный».

    Кастрюля из алюминия – алюминиевая

    Сковорода из чугуна – чугунная

    Чашка из фарфора – фарфоровая и т.д.

    Также можно поиграть в эту игру, когда вы будете вместе мыть посуду.

    1. Игры на развития словарного запаса

    • Игровое упражнение «Скажи по-другому»

    Воспитатель поясняет: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели. Почему он такой? Да потому, что на он не помыл посуду, а мама его поругала.

    Как можно сказать по-другому: помыть посуду? (сделать посуду чистой, выполнить поручение мамы).

    Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

    Чистый посуда (блестящая посуда, вымытая посуда).

    Чистая вода (прозрачная вода).

    Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).

    Маленький стакан (малюсенький)

    Большая кастрюля (громадгая кастрюля) и т.п.

    • Игра «Чем отличаются предметы?»

    Продемонстрировав детям картинки попросите их сравнить по различным бризнакам: Например: чем отличается чашка и стакан, тарелка и миска и т.п.

    1. Игры на развитие фонематических процессов

    • Игра  «Часы» 

    Детям   предлагаются  часы   с  циферблатом   двух  цветов.   Дети  определяют,  какой  звук  в  слове,  выбирая  часы   определенного   цвета.   Далее дети   определяют  место данного  звука    в слове   1-ый,  2-ой,  3-ий  и  тд.  и  ставят   стрелку  на  определенную  цифру.

    • Игра   в   лото

    Детям  предлагаются   карточки   с   картинками   на   слова,   включающие  данный  звук   и   не   имеющие   его,   а   так  же   квадратики  с   буквой   и   без   нее.   Педагог называет   слова.   Дети   находят  на   карточке   соответствующую   картинку,  определяют есть  ли   в   ее   названии   данный   звук   и  закрывают   картинку   квадратиком   с  буквой, или цветным квадратом без буквы, если в слове нет   данного звука.

    К  картинке   подобрать  букву,  соответствующую  первому   звуку  слова.  Предлагаются  картинки,   названия  которых  начинаются   с   ударного   гласного  (уши,  облако,  утка).

    Изменить   1-ый  звук  слова  (кость - гость,  парта - карта,  моль - боль - соль). 
    Тема: «Мой дом. Мебель»

    1. Игры для развития грамматического строя языка

    • Игра: «Посчитай мебель в квартире»

    Взрослый предлагает ребёнку посчитать мебель в квартире.

    Например: «Один обеденный стол, три больших стула, один маленький стульчик, одна детская кроватка и т.д.»

    • Игра: «Озорные игрушки»

    Для этой игры Вам потребуются две игрушки. Взрослый говорит ребёнку, что игрушки непростые, а игрушки озорные. Они на месте не сидят, а по мебели прыгать хотят! И предлагает ребёнку взять одну игрушку, а другую берёт сам и показывает, как они прыгают по мебели, называя свои действия (например: «Моя кошка прыгнула под стол; залезла в шкаф; вылезла из – под стола и т.д)

    1. Игры для развития словарного запаса

    • Игра: «Пригодится для ...»

    Покажите детям картинки мебели. Остановите внимание детей на одной картинке, к примеру, комод. Спросите детей: «Для чего он нужен?», «Где обычно стоит?», «Из какого материала бывает?», «Что в нем лежит?» и т.п.

    • Игра: «Сочиняем сказку

    Объясните детям, что сейчас им предстоит сочинить сказку о мебели. Покажите им картинки (сюжетные и предметные), попросите их рассмотреть, рассказать о кажой и составить сказку о путешествие мебели, к примеру стула.

    1. Игры на развитие фонематических процессов

    • Игра   «Найди  картинку»

    Детям  предлагаются   карточки,  каждая  из  двух  квадратиков. На одном  из  них  нарисован  предмет.  Дети  называют  предмет,  определяют   первый звук  в его  названии,  находят  соответствующую  букву  и  кладут  её   между  квадратами.  Затем  они подбирают  картинку,  название  которой  начинается  с   того  же  звука,  и  кладут  её  на  2-ой  квадрат. 

    Разложить   в  три   ряда   картинки,  в  названиях  которых   есть  нужный  звук;   первый  ряд -  картинки,   в  названии   которых   звук  слышится   в начале  слова;   второй   ряд - в  середине  слова,   третий  -  в  конце   слова.

    • Игра  «Светофор» 

    Используется   бумажная  полоска,   разделенная   на  3  части:  красная  левая  часть  -  начало  слова,   средняя  желтая   -   середина,   зеленая  правая  -  конец.  

    Педагог  называет  слово.  В  зависимости  от  того,  где  слышится  заданный  звук   в слове, дети ставят   фишку   на  красную,  желтую   или   зеленую  часть  полоски.