Главная страница

Цель: воспитание стремления к объективной, справедливой оценке достоинств и недостатков товарища, необходимости уважать чужое мнение и чужие привычки, быть терпимым и справедливым к другим людям. Воспитание нравственных качеств. Задачи


Скачать 101.15 Kb.
Название Цель: воспитание стремления к объективной, справедливой оценке достоинств и недостатков товарища, необходимости уважать чужое мнение и чужие привычки, быть терпимым и справедливым к другим людям. Воспитание нравственных качеств. Задачи
Дата 01.03.2016
Размер 101.15 Kb.
Тип Документы


Совесть и честь

в произведениях детских писателей

(круглый стол)
Цель:

воспитание стремления к объективной, справедливой оценке достоинств и недостатков товарища, необходимости уважать чужое мнение и чужие привычки, быть терпимым и справедливым к другим людям. Воспитание нравственных качеств.
Задачи:

- развитие читательской культуры среди подростков;

- воспитание уважительного и бережного отношения к человеку;

- знакомство с произведениями детских писателей;

- развитие у подростков умения работать с текстом, выделять главное, пересказывать, работать в творческой группе, обобщать и делать выводы;

- воспитание отношения к книге как к источнику нравственности.
Форма мероприятия: «круглый стол»
Оборудование:

Портреты писателей (слайды); выставка книг; рисунки детей; пословицы и поговорки, высказывания; схема синквейна; словари; цветовая схема.
Участники: учащиеся 5 -6 классов.


Примечание.

Мероприятие проходит в форме «круглого стола». Ориентировано на привлечение учащихся 5-6 классов, пользователей библиотеки, к активному чтению. Предполагается подготовительный этап в течение 2 месяцев, во время которого ребята знак4омятся с краткой биографией писателей, содержанием рекомендательных произведений, делают соответствующие записи в дневниках читателей, пишут отзывы о прочитанных произведениях и подбирают или создают иллюстрации. Список произведений может быть расширен по желанию проводящего мероприятие. Материалы данного занятия могут быть использованы учителями литературы на уроках внеклассного чтения. Рекомендуется поощрение самых активных читателей по итогам данного мероприятия.

Тема выбрана не случайно. Современные школьники зачастую не имеют конкретных представлений о моральных нормах. Изучая и обсуждая произведения писателей ХХ века, ребята формируют в своем сознании нормы и правила поведения в критических ситуациях со сверстниками, людьми, старшими по возрасту. Таким образом, сохраняется связь поколений и доказывается непререкаемость нравственных норм в любое время и в любых обстоятельствах.


Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята!

На протяжении двух месяцев вы занимались кропотливой работой. Вы читали произведения советских детских писателей: Леонида Пантелеева «Честное слово», Владимира Железнякова «Чучело», Альберта Лиханова «Мой генерал».

О чем эти произведения? Что объединяет эти три книги? (высказывания детей) Да, вы правы, эти произведения о ребятах, таких же, как вы. Об их взаимоотношениях, об отношениях к людям, старшим по возрасту, о слове, которое дал и которое нужно держать.

Тема нашего сегодняшнего «круглого стола» - «Совесть и честь в произведениях детских писателей». А как вы понимаете значение этих понятий? (высказывания детей)

Давайте мы с вами обратимся к словарям и посмотрим, а как же в разные времена авторы давали определение понятиям совести и чести.

Выступают ребята, которые заранее работали со словарями.

Ведущий: В словаре живого великорусского языка Владимир Иванович Даль даёт такое определение чести и совести:

  • Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

  • Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла.

  • Честный человек – прямой, правдивый, надежный в слове, кому во всем можно доверять.

В словаре современного русского языка С.И. Ожегова даны определения понятиям чести и совести:

  • Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.

  • Честный – проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный, заслуживающий уважения, безупречный.

  • Честное слово – выражение уверения в истинности чего-нибудь.


Что, по-вашему, важнее всего в человеке? Какое место в иерархии человеческих ценностей занимает совесть?

Ответы ребят и обсуждения.

Ведущий: Стыдодна из самых главных категорий, если говорить о народном понимании нравственности. Понятие это стоит в одном ряду с честью и совестью, о которых у Александра Яшина сказано так:

Кто-то из ребят читает стихотворение наизусть.

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть еще:

Совесть,

Честь.

Ведущий: Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя, их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Совесть – это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека. Нравственной личностью человек становиться лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих моральную доблесть и культуру человека. Они тесно переплетаются между собой.
Кто-то из ребят читает стихотворение Булата Окуджава наизусть.
Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Совесть, благородство

И достоинство…

Ведущий: Какова природа совести? Как вы думаете, это чувство врожденное? Есть такое понятие – муки совести. Как вы его понимаете? Испытывали ли вы муки совести? Что ощущает человек, в котором заговорила совесть? Что должен делать человек, чтобы его не мучила совесть? Кого из героев мучает совесть? Как он избавляется от этих мук?

Совесть сигнализирует нам о нарушениях в нашем организме, подобно тому как делает боль. Только боль сигнализирует о нарушениях физиологических, а совесть – о нарушениях этических. Сходство усиливается тем, что совесть захлестывает иногда и физиологическую сферу – колотится сердце, краснеют щёки. Совесть живет в нашей душе только на питательной почве совестливости, стыда. Бесстыдство – это опасный порок души. Бесстыжему человеку вначале безразлично, что о нем думают люди, а потом – доходит и до этого – безразлична собственная судьба. Наглость, подлость, предательство – каждый их этих пороков – дитя бесстыдства и пустоты души.

Стыд и совесть – почти синонимы. И не зря говориться в народе: есть стыд, есть совесть. Нет у тебя ни стыда, ни совести.

Стыд сильнее самого строго наказания со стороны, потому что это наказание собственной совести и собственной совестью.

Нечистая совесть пугается всякого взгляда.

Достойному – честь и награда.

Индийская мудрость

Стыдно врать другим людям, а должен ли человек быть честным с самим собой?

Есть у А.С. Макаренко великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и никогда не узнает, как было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой». В жизни часто человеку надо самому принимать единственно верное решение – по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек.

Как пробудить совесть в бессовестном человеке?

Очень важно, как реагирует среда, окружающие, если человек поступает бессовестно, бесчестно. Прожжет она оболочку его честолюбия, эгоизма – проснется в человеке совесть, станет человеку стыдно.

А еще понятия чести и совести нашли яркое отражение в устном народном творчестве.

Дети называют заранее подобранные пословицы и поговорки, высказывания о чести и совести. См. приложение 1.

Ведущий: Вы к сегодняшней встрече прочитали роман Альберта Лиханова «Мой генерал». Давайте попробуем ответить на такие вопросы:

- Быть генералом, что это такое?

- Почему Антона прозвали Генералом?

- Почему дедушка отказался работать начальником отдела кадров?

- Что значит «переступить через себя, справиться со своей совестью?»

- Почему Антон стыдиться деда, даже от него отказывается?

- Почему Антона мучает совесть за то, что он стыдится деда?
Ответы ребят.

Ведущий: Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, радостью и горем, любовью и предательством. Можно по-разному определять цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.

  1. Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь и достоинство, из чего они складываются?

Чувство человеческого достоинства – это уважение самого себя, умение дорожить своей личной честью, своим именем; чуткость к оценке собственного поведения, стремления к нравственному совершенствованию, желание сегодня сделаться лучше, чем вчера.

  1. Что значит «бесчестный человек»? какие моральные качества у него отсутствуют? Попробуйте перечислить недостойные поступки, ведущие к потере чести, подумайте, как бы поступил достойный человек?

Злом, унижающим человеческое достоинство, является лень, нерадивость, стремление жить легкой, беззаботной жизнью, малодушие, бессовестность, лживость.

Недостойно добывать свое благополучие за счет притеснения, огорчения, беспокойства других людей. Недостойно оставлять товарища в беде, проходить равнодушно мимо чужого горя.

Недостойно пользоваться результатами чужого труда, прятаться за чужую спину, проявлять трусость и малодушие. Недостойно легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обещания. Недостойно чрезмерно жалеть самого себя, выставлять напоказ сокровенное, хвалиться своими подлинными и мнимыми достоинствами.

  1. Можно ли заслужить, потерять честь?

Великий немецкий писатель Фридрих Шиллер писал: «Честь дороже жизни». Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет её, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.
Моя честь – это моя жизнь; обе растут из одного корня.

Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец.

В. Шекспир

Ребята вы все прочитали рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово» о мальчике, который стоял на посту и не оставлял его, хотя ему было страшно, он очень устал и потому плакал.

- С чем вы согласны в поведении мальчика, а с чем нет? Как бы вы поступили сами? Почему рассказ называется «Честное слово»? Что значит «быть честным»? Что значит «дать слово»? Можно ли взять обратно?

Высказывания детей.

Ведущий: Верность слову и обещанию – очень важное качество, без которого стать хорошим человеком, хорошим специалистом, просто трудно жить в обществе.

Бесчестный – это когда дал слово, пообещал, а потом отказался и подвел.

Ведущий: Вы прочитали повесть Владимира Железнякова «Чучело», давайте поговорим о героях.

Виноват в «гнусной гадости» был Сомов, почему же Лена не выдала его, а вместо этого сказала, что это она рассказала учителю о кино?

- Можно ли назвать поступок Лены честным?

- Как бы вы поступили на месте Лены?

- Почему Дима не признался, что это он рассказал всё учителю?

- Лена рассказала о своем поступке дедушке. Как вы считаете почему?

- Как дедушка отреагировал на поступок Лены? Найдите в тексте её слова.

Когда стыдно, то человек краснеет. Значит, совесть красного цвета? А какого цвета честь, стыд?

Ребята, давайте попробуем с помощью цветов изобразить понятия «совесть» и «честь». Как, по-вашему, выглядят эти понятия? На что они похожи?

Обсуждения и рисунки красками с помощью пальца.

Приложение 2.

А сейчас мы с вами подведем итоги нашего «круглого стола». Мы попробуем с вами написать синквейн. (приложение 3) Для этого вы должны разделиться на две группы. У каждой группы свое слово: 1-я группа слово честь, 2-я группа – слово совесть. Пожалуйста, напишите синквейн с этими слова, а мы посмотрим, что же у вас получилось. Если вы еще не знаете, что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.
Зачитываются синквейн.

Молодцы! Вы отлично справились!


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Пословицы, поговорки, высказывания по теме «круглого стола».


  1. В ком стыд, в том и совесть

  2. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

  3. Совесть без зубов, а загрызет.

  4. Когда совесть раздавали, его дома не было.

  5. Без стыда лица не износишь.

  6. Чего стыдимся, о том таимся.

  7. Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

  8. Всякому своя честь дорога.

  9. По заслугам и честь.

  10. Не кусок пирога, а честь дорога.

  11. В ком честь, в том и правда.

  12. Совесть – это наш внутренний судья (Гольдбах).

  13. Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце (Л. Ландау)

  14. Хорошо на свете тому жить, у кого нет стыда в глазах (А. Островский)

  15. Стыду научиться нельзя – с ним нужно родиться. (Публилий Сир)

  16. Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь. (А. Шопенгауэр)

  17. Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей. (Б. Мандевиль)



ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
КРАСНЫЙ – ВОЗБУЖДЕНИЕ, АКТИВНОСТЬ

ТЕМНО-СЕРЫЙ, СИНИЙ = СПОКОЙСТВЕЕ, РАСУДИТЕЛЬНОСТЬ

ЗЕЛЕНЫЙ – ОЩУЩЕНИЯ ЧЕТКОСТИ, ПУНКТУАЛЬНОСТИ, ПОРЯДКА

ЖЕЛТЫЙ = ХОРОШЕЕ, ВЕСЕЛОЕ НАСТРОЕНИЕ, ОЩУЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ

КОРИЧНЕВЫЙ – БЕЗРАЗЛИЧИЕ, НЕУЮТНОСТЬ, НЕПРИКАЯННОСТЬ

ФИОЛЕТИОВЫЙ – ОЧАРОВАННОСТЬ, МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ

ЧЕРНЫЙ – ПОДАВЛЕННОСТЬ, ДЕПРЕССИЯ

БЕЛЫЙ – ЭИОЦИОНАЛЬНО НЕЙТРАЛЬНЫЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
СМОТРИ ПРЕЗЕНТАЦИЮ