| Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.
Задачи урока: 1Познакомить учеников с отличительными чертами человека .
2. Дать представление о разуме как важнейшей черте человека .
3. Воспитать ответственное отношение ко всему окружающему миру.
2 Метапредметные
Познавательные:
-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;
-формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя;
Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;
- адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества выполненной работы и правильности ответов.
Коммуникативные
- содействовать развитию у детей умению общаться;
-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностные:
-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
Предполагаемые результаты
Предметные:
-
Смогут рассуждать о том, чем человек отличается от животных, сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека;
-
делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их;
-
выполнят задания в рабочей и тестовой тетрадях, работают с разрезными карточками.
Метапредметные:
-
познавательные: принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию
из текста, иллюстрировать схемы, выделять отличия человека
от животных; анализировать и обобщать
-
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
-
регулятивные: ученик получит возможность учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-
личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование:
-
Учебник – с. 8 -9;
-
Рабочая тетрадь – с. 8–9, задания 7,8, 9;
-
Тестовые задания – с. 8 – 9, тест № 2.
|
| Содержание учебного материала
| Деятельность обучающихся
| УУД
|
| Вхождение в урок
Мотивационный момент
| Слайд №2
| Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмём И к сердечку поднесём.
-
Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.
|
Настраиваются на работу.
|
К-1
| Актуализация знаний
Постановка учебных задач
| Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
| -
Минутка календаря.
-
Группа дежурных синоптиков рассказывает по опорным схемам о погоде
-
Повторение
-
Можно ли сказать, что живые организмы – это часть природы. (Да, это часть природы).
-
А человек – часть природы? (Да).
-
Докажите, что человек – часть природы.
-
Что необходимо человеку для жизни?
(Воздух, вода, пища).
-
К какой группе живых существ можно отнести человека?
-
Считаете ли вы себя животным?
-
На какого животного вы похожи?
-
Чем человек отличается от животных?
-
Главное отличие человека от животного– в разуме и мышлении.
Человек создал множество музыкальных произведений, которыми мы наслаждаемся, мы говорили, что человек не умеет хорошо плавать, быстро бегать и летать, но он, благодаря своему разуму создал машины, которые помогают ему в этом (корабли, самолеты, ракеты). Благодаря мышлению, человек преображает мир вокруг себя.
-
Так кто же такой человек?
-
Как вы думаете, о ком будем говорить сегодня на уроке?
-
Чтение стихотворения Г.Люшнина «Строители»
Папу знает весь район.
Мастер он отличный.
Со своей бригадой он
Строит дом кирпичный.
Дом среди других домов
И стройней и выше.
Говорят, до облаков
Дом достанет крышей.
Мы с сестренкою вдвоем
На лугу зеленом
Двухэтажный строим дом
С окнами, с балконом.
Папа к нам вчера пришел,
Осмотрел, как надо,
И сказал он: «Хорошо,
Славная бригада!»
-
На какие вопросы вы хотели бы сегодня на уроке найти ответ?
| Выступают дежурные синоптики
Отвечают на вопросы по пройденному материалу
Человек - часть природы. Он трудится, мыслит и этим выделяется среди животных.
О человеке
Задают вопросы к уроку. Определяют задачи урока.
| К-2
П-8 П-5
К-3
|
Работа по теме урока
Открытие нового знания
|
Слайд № 6
| Работа по заданиям учебника стр 10
1.Задание 2.
-
Где обитают разные животные?
-
Послушайте стихотворение Т. Боковой и назовите жилища животных.
У меня в лукошке проживают кошки.
Мышки в погребе живут, в норках зернышки жуют.
Есть сарайчик у гусят, есть загон у поросят.
Дом имеют утки. Спит собака в будке.
А медведь - в берлоге у лесной дороги...
Зайка серый - скок-поскок - примостился под кусток.
Волк с волчатами - в норе, а жучки живут в коре.
- Укажите с помощью стрелок, где живут эти животные.
КАРТОЧКА
Проверка Слайд № 7
-
Какие жилища есть у птиц? (Гнезда.)
-
Из чего они сделаны? (Из веточек, травинок.)
-
Какие жилища есть у насекомых? (Дупло, гнездо.)
-
Из чего они сделаны? (Из древесной трухи.)
-
Какие жилища есть у млекопитающих? (Норы, дупла, берлоги.)
-
Из чего они сделаны?
2.Прочитайте текст на странице 11 учебника.
-
Как животные приспосабливаются к тем природным условиям, в которых они обитают?
3.Рассмотрите жилища людей на с. 10 учебника.
-
Какие материалы использует человек для своих строений? (Камень, дерево,
солому, глину, ледяные глыбы, кости крупных животных, войлок, бересту, тростник, камыш.)
-
Какие новые строительные
материалы придумал человек? (Стекло, бетон, металлы, пластмасса.)
-
Дерево, камень, ракушечник используют в строительстве и до сих пор.
-
Какие жилища человека похожи на жилища животных?
(Землянка — на нору; пещера - на логово; шалаш — на гнездо.)
-
Расскажите, в каком доме живете вы, из какого материала
он сделан, сколько в нем этажей. (Устные рассказы учащихся.)
|
Выполняют задания и отвечают на вопросы
Составляют схему
-
Работают в группах по заданию учителя.
Работают в паре
Отвечают на вопросы Читают текст в учебнике
Работают в паре по рисунку
Работают в паре. Отмечают вопросы на который нашли ответ
Рассказывают о своём доме
|
К-1 К-2 К-3 Р-1
К-3 П-4
| Физминутка Слайд №8
Мы затеяли игру
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты — ромашка, я — вьюнок.
Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу.)
А теперь мы — ручейки,
Побежим вперегонки,
(Бег по кругу.)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (Ходьба по кругу.)
| Применение освоенного в практической деятельности
Работа в тетради на печатной основе
|
| Задание 10
-
Из каких материалов строили дома в старину? (Из природных материалов.) Перечислите. (Из ледяных глыб, шкур оленей,
камня, соломы, глины, костей крупных животных, бревен.)
-
Назовите жилища северных народов (эскимосов, чукчей)
(чум, иглу), народов, живущих в лесах (изба, шалаш), жилище
степных жителей (юрта).
Напишите, из чего сделаны жилища. (Иглу - ледяные блоки. Изба - бревна. Чум - шкуры оленей. Юрта - войлок. Мой
дом - кирпич (бревна).)
|
Работа в паре
Работа в малых группах
| П-8 П-5
К-3
| Работа по теме урока
|
Слайд №9
Слайд №10 Слайд №11
Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14
| -
Вспомните, как передвигаются разные животные.
-
Какие способы передвижения освоил человек?
Задание 4. Учебник стр. 12
-
Прочитайте стихотворение С. Михалкова.
-
Какие средства
передвижения изобрел человек? (Карету, машины, паровые тихоходы, электровоз, корабли, морские ракеты, воздушный шар,
самолет, космические ракеты.)
-
Какие «подсказки» природы
использовал человек для своих изобретений?
Дополнительные сведения
-
Мы не можем представить себе нашу жизнь без транспорта.
Но так было не всегда. Сейчас мы с вами мысленно отправимся
в прошлое.
Было время, когда людям не на чем было ездить, но они
мечтали научиться быстро передвигаться и перевозить грузы.
Сначала грузы возили по воде на плотах. На суше использовали
вьючных животных.
-
Какие животные помогали человеку?
Потом стали ездить на полозьях (на санях), что было не очень
удобно. Почему?
Заметив, как бобры перекатывают бревна к воде, люди научились ставить бревна-катки под грузы. Из обрубков бревен
появилось колесо, затем - повозки, в них впрягали животных.
С тех пор люди начали ездить.
В шахтах, где добывали уголь, руду, люди использовали
рельсы. По ним тележка катилась легче, и лошадь могла катить
более тяжелый груз. На улицах городов также появились повозки, которые двигались по рельсам, и тащили их лошади. Их назвали конками. Конки перевозили пассажиров. Но люди мечтали
ездить еще быстрее. В сказках они мечтали о сапогах-скороходах, коврах-самолетах и т. д. Наконец изобрели паровой двигатель. Русский механик Мирон Черепанов вместе с отцом построил первый в России паровоз.
-
Послушайте «Попутную песню» М. И. Глинки, которую он
сочинил в честь первого паровоза. (Звучит музыка.)
Что вы представляете себе, слушая эту музыку? Почему
«веселится и ликует весь народ»?
| Работают по иллюстрациям учебника стр 11
Коллективная работа по тексту стихотворения
| К-1 К-2 К-3 Р-1
К-3 П-4
| Закрепление изученного
|
| Игра «Хорошо - плохо».
-
Хорошо, что есть автомобиль. (Высказывания учащихся:
можно ездить, перевозить грузы...)
-
Плохо, что есть автомобиль. (Высказывания учащихся: загрязняет воздух ...) Почему это происходит? (Несгоревшее топливо вместе с выхлопными газами выходит наружу.)
-
Возникло противоречие: с одной стороны, автомобиль
необходим, а с другой - он загрязняет воздух. Что делать? (Создать новый автомобиль, который не будет загрязнять воздух.)
-
Что надо изменить в машине, чтобы она не вредила окружающим? (Двигатель.) Какой это должен быть двигатель?
(Электрический, газовый, на солнечной энергии, раскрученный один раз, сможет ездить долго, затем его можно перезарядить...)
-
Как будет выглядеть автомобиль будущего? Попробуем
себя в роли изобретателя. Нарисуйте автомобиль будущего.
-
Как двигаются разные животные? (Лягушки, рыбы плавают. Птицы летают, змеи ползают. Лошади скачут, кенгуру
прыгают.)
-
Как связано строение тела птиц со способом движения
и средой обитания? (У птиц есть крылья.)
-
Как связано строение тела рыб со способом движения
и средой обитания? (У рыб есть плавники и хвост.)
-
Как связано строение тела млекопитающих со способом
движения и средой обитания? (У лошади сильные ноги; у кита -
плавники, хвост; у летучей мыши - крылья и т. д.)
-
У каких растений и животных человек подсмотрел средства передвижения? (У коалы, лягушки, краба, у семян одуванчика
и семян клена, у чайки, дельфина.)
|
Работают в группах Доказывают.
Высказывают свои предположения
Творческая работа
Выставка работ
|
К-2
П-8
Л 2
| Подведение итогов урока
|
Слайд
№ 15 Слайд №16 Слайд №17
| -
Какие вопросы были поставлены в начале урока?
-
Какими способами они решались?
-
Какой вывод можно сделать после их решения?
Кто сможет ответить на вопрос?
-
Что на уроке получилось хорошо?
-
Над чем еще надо поработать?
Рефлексия
| Дети делают вывод
2.Учащиеся высказывают свое мнение Дают оценку своей работе
|
К-3
Л-4
Р-3
|
Чечко Марина Борисовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа №3" муниципального образования "город Бугуруслан"
|