Главная страница

Цель урока: формировать умение передавать содержание рассказа; развивать умения правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли; учить детей составлять план; развивать письменную речь; воспитывать любовь к животным.


Скачать 35.48 Kb.
Название Цель урока: формировать умение передавать содержание рассказа; развивать умения правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли; учить детей составлять план; развивать письменную речь; воспитывать любовь к животным.
Дата 30.04.2016
Размер 35.48 Kb.
Тип Урок

МО и науки РТ ИНПО Набережные Челны




Составила: Учительница IIкв. категории. Чатовской ОНШ Бадертдинова Зугра Баязитовна.

Проверила: Маснавиева Алсу Ильгизовна.

Зав. каф. начального образования ИНПО.
2009г.
ЦЕЛЬ УРОКА: формировать умение передавать содержание рассказа; развивать умения правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли; учить детей составлять план; развивать письменную речь; воспитывать любовь к животным.

ОБОРУДОВАНИЕ: сборник изложении.

ТИП: контрольный.

ХОД УРОКА:

I. Актуализация.

II. Работа над темой.

1.На доске записаны слова:

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА, СОБАКА, РАНЕНЫЙ.

-Сегодня мы будем писать изложение. Попробуйте сформулировать тему рассказа, опираясь на опорные слова. (Событие происходило во время войны. Собака спасла жизнь раненому бойцу.)

2.Беседа по теме урока.

На доске записаны слова писателя И. Арамилева:

Иногда люди бьют собак. Когда я вижу это, я вздрагиваю, как будто это бьют меня. Знаете ли вы, люди, что собака составляет одно из самых замечательных и полезных приобретении, сделанных когда-либо человеком?

- Собаки были первыми из всех домашних животных. Эти животные обладают множеством специализаций: охотники, пастухи, сторожа, следопыты, горноспасатели, цирковые артисты, поводыри слепых, упряжные, даже «космонавты». И, конечно, это, пожалуй, самые преданные хозяину существа. Не зря Ч. Дарвин назвал собак «любящими нас больше, чем себя».

Заслуги собак перед человеком огромны. Люди так или иначе выражают свою благодарность четвероногим друзьям. В Париже стоит памятник легендарному сенбернару Барри. Он спасал людей в Альпах зимой. В итальянском городе Борго-Сан-Лоренцо есть памятник псу Верному. Он ежедневно в течение 14 лет ходил на вокзал встречать своего хозяина, который погиб на войне. В Берлине памятником отмечен труд собак – проводников слепых. В Ленинграде в 1935 г. установлена бронзовая скульптура собаки – верного помощника учёных.

3.Знакомство с текстом.

Учитель читает.

Две встречи.

Окончилась Великая Отечественная война. На Красной площади шёл парад Победы. На трибуне среди гостей стоял седой полковник.

Вот по площади на поводках проводят собак. Полковник воскликнул:

-Это она! Клянусь, это она! Я узнаю её из тысячи!

После парада полковник поехал к собаководам. Ему привели рыженькую Думку. Одно ухо у неё после ранения ссохлось, а другое стояло торчком.

Полковник рассказал о своей встрече с Думкой на фронте. Он был тяжело ранен. Вдруг ему руку лизнула собака. Одно ухо у неё стояло торчком, а другое висело. На боку собаки была сумка с красным крестом.

Раненый вынул из сумки флягу со спиртом. Тогда собака взяла в зубы палочку из ошейника и убежала. Вернулась собака с санитарами.

Полковник в госпитале узнал, что Думка уже спасла жизнь ста бойцам.

4.Словарная работа.

5.Анализ текста.

- Зачем полковник поехал к собаководам?

(Это школа, где обучают служебных собак.)

-Что сделала для него Думка?

(Спасла жизнь.)

-Как Думка спасла ему жизнь?

(Привела к раненому санитаров.)

-Почему Думка могла спасти жизнь многим бойцам?

(Её хорошо обучили находить раненых и приводить к ним санитаров.)

-По каким приметам полковник узнал свою спасительницу?

(Одно ухо у неё стояло торчком, а другое висело. Ухо после ранения ссохлось. Думка была рыженькой.)

-Какую часть рассказа вы считаете самой главной?

(Часть, в которой произошла первая встреча полковника с собакой.)

Учащиеся отвечают на последний вопрос анализа, возможно, по-разному. Нужно выслушать все точки зрения.

6.Составление плана.

Учитель снова читает весь текст.

-Сколько раз полковник встречался с собакой?

(Два раза.)

-Где произошла первая встреча?

(В бою, на фронте.)

-Где произошла вторая встреча?

(На параде Победы.)

-Сегодня нам предстоит «переделать» текст. Нужно написать в изложении так, как было в жизни. Какую встречу следует описать раньше?

(Во время войны.)

-Составим план:

План:

1.Ранение на фронте.

2.Думка спасла жизнь.

3.Парад Победы.

4.Полковник узнал Думку.

5.У собаководов.

7.Устный пересказ.

Во время войны один полковник был тяжело ранен. Думка спасла его жизнь. Она привела к полковнику санитаров.

После войны полковник был на параде Победы. На параде по площади на поводках проводили собак. Среди собак была и Думка. Полковник узнал Думку.

После парада полковник поехал к собаководам. Ему привели рыженькую Думку. Одно ухо у неё после ранения ссохлось, а другое стояло торчком.

8.Письмо изложения по плану и опорным словам.

Слова для справок: Великая Отечественная война, парад Победы.

III. Итог урока.

Когда изложение написано, следует прочитать одну-две удачных работы и обсудить их: ясно ли выражена главная мысль.

IV. Домашнее задание: упражнение 294, стр.9.