Главная страница

Цель: содействие социализации детей с овз в условиях образовательной школы через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата. Задачи



Скачать 203.46 Kb.
Название Цель: содействие социализации детей с овз в условиях образовательной школы через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата. Задачи
Дата 23.02.2016
Размер 203.46 Kb.
Тип Занятие

Цель: содействие социализации детей с ОВЗ в условиях образовательной школы через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата.

Задачи:

  • развивать коммуникативные навыки у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста,

  • способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения у участников группы,

  • способствовать усвоению участниками новой информации и изменению системы их представлений о себе и окружающем мире,

  • содействовать накоплению эмоционально-положительного опыта общения со сверстниками, отработка коммуникативных навыков между участниками.

Предварительная работа:

  1. Коррекционно-развивающие занятия проводились 1 раз в неделю по 20-25 минут с использованием элементов арт-терапии в малых группах педагогом-психологом (дети с ОВЗ).

  2. Развивающие занятия проводились 1 раз в неделю по 35 минут в условиях школы в групповой форме педагогом-психологом (ребенок с ОВЗ, обучающийся в МБОУ «СОШ №2»).

  3. Проведение индивидуальных консультаций для родителей в домашних условиях (по запросу), посещение семьи (совместно с соц. педагогом и классным руководителем) с целью изучения процесса межличностного взаимодействия родителя и ребенка.


Оборудование:

Шкатулка с зеркалом внутри, цветные карточки, силуэты варежек (3 шт.), гуашь, кисти, стаканы с водой, цветные карандаши, клей-карандаш, журналы с картинками, ножницы, магнитофон, диск с музыкальными записями, доска, мел.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Количество участников: обучающиеся первой ступени обучения с ОВЗ,

4 – 5 человек.

Возраст участников: 9-10 лет.

Ход занятия:




Содержание и цель работы

Методы, техники и формы работы

Психологический комментарий



Вводная часть.

Разогрев. «Цветные приветики».

Время: 15 минут.

Цель: подготовка участников к психологической работе, снятие напряжения и раскрепощения, на сокращение эмоциональной дистанции между обучающимися, тренировка способностей выражения своих чувств с помощью мимики и жестов.

Содержание: Участники (дети) садятся в круг на стулья и выбирают у психолога по одному цветному квадратику, который отражает (передает) настроение на сегодняшний день. Далее по очереди каждый показывает свой цветной квадратик, говорит «привет» и называет свое имя с таким настроением, с которым пришел на занятие (например, «Привет, меня зовут Люба…»).

Время: 5минут.

Упражнение «Волшебная шкатулка».

Цель: формирование адекватной самооценки, ощущение значимости каждого ребенка.

Содержание: Психолог «Нас ждет сегодня путешествие в страну Сотрудничество». Давайте на мгновение закроем глаза (дети закрывают глаза). По моему хлопку глаза открываем. Вот мы и в стране «Сотрудничество», а я вас буду сопровождать по этой стране.

У меня в руках необычная шкатулка, в ней находится человечек, которого вы хорошо знаете: он единственный и неповторимый, он самый лучший, самый умный, самый красивый, он большой волшебник, без него наше путешествие просто невозможно. Каждый из вас, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать «Как ты мне нравишься!»… Дети по очереди открывают шкатулку, смотрят в нее и говорят фразу: «Как ты мне нравишься!» Далее психолог спрашивает детей: «Кого вы видели в шкатулке?». Дети отвечают: «Себя!» Психолог: «Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса».

Время: 10 минут.

Психогимнастическое упражнение, наблюдение за участниками, релаксация.
Работа с карточками, совместная деятельность участников.

Помочь ребенку выбрать цветной квадратик-приветик, соотнеся его со своим настроением.




Основная часть.

«Что такое сотрудничество?»

Время: 15 минут

Цель: дать детям представление о понятии «сотрудничество».

Содержание: Психолог заводит беседу о том, что для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей: «В волшебной стране Сотрудничество, как и у нас, для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, автомобиль, издать книгу, вырастить большой урожай. Но люди, участвующие в общем деле, должны действовать согласованно, иначе, ничего не получится, как это случилось с Лебедем, Раком и Щукой в известной басне Крылова. Необходимо учиться делать совместно разные дела, учиться сотрудничеству…»

Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы на доске возникает надпись: «Сотрудничество – это умение делать дело вместе».

Психолог: «Из каких умений складывается умение сотрудничать:

- из умения понять другого,

- из умения договориться,

- из умения уступить, когда очевидна правота другого,

-из умения разумно распределить роли в процессе работы».

Из чего еще?...»

Психолог предлагает детям перейти от слов к делу: «А теперь перейдем от слов к делу и попробуем сотрудничать в выполнении одного задания».

Дети разделяются на пары (перекличка «Вишня, черешня, персик», каждый разбивается на пары –Вишня, черешня, персик). Всего 3 пары. Каждая пара получает по два вырезанных из бумаги силуэта варежек. Необходимо суметь украсить их узорами или рисунками, чтобы варежки были парными, не отличались друг от друга (дети работают в парах под музыкальное сопровождение). В работе используются краски (гуашь), вырезанные картинки, которые дети сами выбирают и наклеивают на варежки.

Наблюдение, беседа.

Применение арт-терапевтических техник: рисование красками с использованием элементов коллажирования (под музыкальное сопровождение).

Работа в парах.


При выполнении творческих заданий можно включить для участников в качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Очень хорошо подходит инструментальная музыка (гитара, флейта) желательно без слов. Музыка создает очень благоприятную для творчества атмосферу.




Заключительная часть

Представление работ, обсуждение результатов.

Время: 10 минут.

Цель: представление и обсуждение работ детей в парах, отработка коммуникативных навыков между участниками группы.

Каждая пара представляет свою работу «варежку», демонстрируя ее всем участникам, рассказывает о том, как им удалось договориться, как шла работа, демонстрирую свой результат.

Завершение.

Коммуникативное упражнение «Костер».

Цель: подытожить то, о чем говорили и делали на занятии, какие выводы сделали участники группы.

Психолог: «Наше занятие заканчивается. Я надеюсь, что оно вам понравилось, т.к. сегодня вы вместе со своими одноклассниками

побывали в удивительной стране Сотрудничества, вместе создали много нового и интересного, попробовали договориться друг с другом. На прощание я хочу вам предложить «разжечь большой костер нашей дружбы и сотрудничества».

Дети садятся в круг вокруг воображаемого костра и выполняют команды психолога:

- по команде «жарко» дети должны отодвинуться, отклониться от костра,

- по команде «руки замерзли» - протянуть руки к костру,

- по команде «ой, какой большой костер» - встать и помахать руками,

- по команде «костер принес дружбу и веселье»- взяться за руки и ходить вокруг костра.

Далее психолог продолжает: «Мне было очень приятно работать с вами. Я прошу высказать свое мнение по поводу занятия, что вы обо все, что мы делали, думаете, какие чувства испытываете, как изменилось ваше настроение». Дети делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Психолог: «Спасибо за внимание. И до встречи на следующем занятии».

Беседа, наблюдение, рефлексия.

Работа в парах, совместная деятельность участников группы.

Дети объединяются в пары, демонстрируют свои работы, обсуждают и делятся впечатлениями.
Обсуждение результатов занятия.



Используемая литература:


  1. Левошко И. «Цветы жизни». Программа психокоррекционной работы с матерями детей с ограниченными возможностями в развитии» // «Школьный психолог», июнь 2011 № 11.

  2. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.

  3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2005.

  4. Лопатина А., Скребцова М. «Краски рассказывают сказки». – М., 2005.

  5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа». - М., 2008.

  6. Практикум по арт-терапии. /Под. ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001.

  7. Разумова Е.Ю. Диагностические и терапевтические возможности работы с коллажами в арттерапии.

  8. Жулдыбина Т.Ю. Арт – терапевтический прием «коллаж» как средство организации работы педагога – психолога с подростками группы риска.// Материалы региональной научно-практ. конференции «Мир человека и его измерение». - Березники.: Бер.филиал ПГУ, 2007.

  9. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). — М., 1989.

  10. Ипполитова М. В, Бабенкова Р. Д. , Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом и семье. — М., 1993.

  11. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата /Под ред. Т. В. Власовой. — М., 1985

  12.  Семенова К. А., Махмудов Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. — Ташкент, 1979.

  13. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / Под ред. М. В. Ипполитовой. — М., 1988.

  14. Минделл А. Сила безмолвия. Как симптомы обогащают жизнь. - М.: Изд-во «АСТ», 2004.

  15. Пономарева Г.А., «Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с ДЦП от 3-х до 12 лет в условиях сенсорной комнаты» Сб. ДО г. Москвы ЮОУО «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья». (Из опыта работа специалистов Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения), М: 2008.

  16. Сандомирский М. Психосоматика и телесная психотерапия. Практическое руководство. - М.: «Класс», 2007.

  17. Шубина Е. Основы телесной терапии. Изд.: «Наука и техника», 2007.

  18. Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками. - М.: «Книголюб», 2008.

  19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. - Москва: Генезис, 1998.

  20. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Начальная школа (1-4 классы). - М.,2007.


Интернет-ресурсы:


  1. http://festival.1september.ru/articles/560602/

  2. http://www.pedlib.ru/Books/6/0011/6_0011-119.shtml

  3. http://iacceptmybaby.blogspot.com/2011/03/blog-post_07.html

  4. http://iacceptmybaby.blogspot.com/2011/03/blog-post_09.html

  5. http://www.pedlib.ru/Books/2/0335/index.shtml

  6. http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&find_me=&page=17


Приложение 1. (в помощь родителям, логопедам, дефектологам)
Упражнения на развитие хватательной функции руки.
С этой целью необходимо привлекать внимание ребенка к собственным рукам, вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук.

Ребенок помещается в положение Рефлекс запрещающие позиции, чаще всего ребенку придается эмбриональная поза для наибольшего общего расслабления. Только после этого приступают к непосредственной работе с руками (по Фелпсу).

1. Рука ребенка захватывается в средней трети предплечья и потряхивается. После значительного расслабления кисти расслабляют мышцы предплечья. Для этого захватывают нижнюю треть плеча и проводят покачивающие движения. Затем поглаживается вся рука. Потряхивание чередуется с поглаживанием, которые укрепляют или расслабляют мышцы рук, а также формируют кинестетическое ощущение положения рук у ребенка. Прием проводится в течение 0,5-1 минуты.

2. Для того чтобы вызвать активное внимание ребенка к собственным рукам, необходимо руки ребенка сделать источником тактильных ощущений. Расслабленные руки ребенка захватывают в средней трети предплечья и нерезко поднимают вверх, немного их потряхивают и легко опускают на веки или губы ребенка (зоны наиболее чувствительные). Затем руки вновь поднимают вверх. Если при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживают около губ, с тем чтобы ребенок попытался захватить их губами. Неоднократно то, приближая, то отдаляя руки ребенка, у него постепенно укрепляют мышечное чувство собственных рук. Прием повторяется 4-5 раз.

3. После этих упражнений проводят массаж кистей рук с использованием всевозможных ворсовых щеток. Для расслабления кистей рук и рефлекторного разжимания кулака ребенка водят щеткой по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к лучезапястному суставу. Это движение вызывает расправление кулака и веерообразное разведение пальцев. Прием повторяется 4-6 раз поочередно с каждой рукой.

4. Для развития ощупывающих движений рук и формирования проприоцептивных ощущений кончики пальцев раздражают щеткой, а затем в руку ребенка вкладывают различные по форме, величине, весу, фактуре, температуре предметы и игрушки, удобные для захвата и удержания. Раздражение кончиков пальцев ворсовой щеткой повторяется 4-6 раз в течение 10-20 с.

5. После этих стимулирующих занятий ребенку показывают игрушку, подвешенную на ленточке, приводят её в движение, тем самым привлекая к ней внимание ребенка. Игрушкой касаются руки ребенка, стараются растормошить его руку. Затем руку подтягивают к игрушке, неоднократно подталкивая подвешенную игрушку. Ребенок наблюдает её колебания и воспринимает звучание колеблющейся игрушки. Прием проводится в течение 2-3 минут.

6. Когда ребенок начинает живо реагировать на эту игру улыбкой, звуками, взрослый расслабляет его кисть, поглаживая щеткой, и вкладывает в неё игрушку, удобную для захвата. В этот момент необходимо помочь ребенку ощупать эту игрушку, потянуть ее ко рту, рассмотреть со всех сторон. Повторяется 2-3 раза ежедневно. Далее целью занятий по развитию движений руки является формирование правильных кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания.

Приложение 2.
Формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук.
На занятиях с игрушками с целью развития моторики рук ребенку предлагается выполнить различные по трудности движения. Ход занятий следующий.

Для расслабления кистей рук используют приемы, описанные выше. Затем побуждают ребенка взять правильно игрушку из разных положений - сверху, снизу, сбоку от него, помогают рассмотреть её, ощупать, взять в рот, поманипулировать ею. Вслед за этим развивают простые действия. Вначале они осуществляются пассивно, т.е. взрослый выполняет их рукой ребенка. Отрабатываются следующие действия:

  • произвольно отпустить игрушку из руки (по инструкции: Дай);

  • произвольно отпустить игрушку при помещении её в коробку;

  • вынуть - вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого;

  • покатать машину, мяч;

  • открыть - закрыть коробку, крышку;

  • снять - надеть колечки пирамидки;

  • положить один на другой 2-3 кубика - снять;

  • покачать куклу;

  • выполнить подражательные действия - ладушки, до свидания и др.;

  • собрать мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов;

  • брать крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки всей кистью;

  • брать предметы сразу двумя руками (меняют фактуру, объем, вес этих предметов).

Упражнения проводятся ежедневно в течение 5-8 мин. Из раздела 3 выбираются 2-3 задания на каждое занятие.
Шнуровка.
Берется большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:

а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;

б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;

в) провести нитку только через дырочки, обведённые красным (чередуя красное и синее и т.д.);

г) выполнить обмётку через край;

д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.
Методика работы с трафаретами и лекалами.
При работе с трафаретом с геометрическими фигурами ребенок накладывает его на лист альбома и простым карандашом обводит знакомые фигуры. Затем ребенок снимает с листа трафарет и каждую полученную геометрическую фигуру делит на параллельные отрезки (штрихи). Здесь в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо. Расстояние между отрезками должно составлять примерно ширину строчной буквы. Первоначально, чтобы было понятно направление отрезка, дети укорачивают на одном из них стрелку.

На последующих занятиях дети строят из геометрических фигур разные предметы, заштриховывают их и составляют смысловые композиции. Можно сопровождать эти композиции рассказом. Например, построили электровоз или самолет и отправились в путешествие. Можно использовать игры в картинки. Затем в штриховку можно включить элементы букв. Штриховка в этот период выполняется фломастером. Дети могут заштриховать и собственные контурные рисунки на разные темы: космос, правила дорожного движения и т.д.

Приведенные выше упражнения способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образному и логическому мышлению.

Приложение 3.
Три комплекса упражнений самомассажа.
Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

Самомассаж ладоней.

Самомассаж пальцев рук.

Приведем примеры упражнений каждого из трех комплексов.

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).

Утюг.

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке.
2. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила.

Пили, пила, пили, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!
3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто.

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

- Угостить вас пирогами?
4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.

Мама.

По головке мама гладит

Сына-малолеточку.

Так нежна её ладонь,

Словно вербы веточка.

- Подрастай, сыночек милый,

Добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы

И меня не позабудь!
5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).

Терка.

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,

- Ты вкуснее поищи!
6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки.

Дрель.

Папа в руки дрель берет,

А она жужжит, поет,

Будто мышка-непоседа

В стенке дырочку грызет!
7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).

Клещи.

Ухватили клещи гвоздь,

Выдернуть пытаются.

Может, что-нибудь и выйдет,

Если постараются!
8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (спиралевидное движение).

Барашки.

На лугах пасутся барашки,     Шубы в кудрях, погляди,   Все кудрявы, до одной,
Раскудрявые барашки.            Бяшки спали в бигуди,    Бегут кудрявою толпой.
Целый день всё: Бе да бе,       Утром сняли бигуди,                Уж такая у них мода,
Носят шубы на себе.               Попробуй гладкую найди.        У бараньего народа.

9. Движения, как при растирании замерзших рук.

Морозко.

Заморозил нас Морозко, У него свои заботы -

Влез под теплый воротник, Знай морозь, да посильней!

Как воришка, осторожно Не балуй, Мороз, ну что ты

В наши валенки проник. Так не жалуешь людей?
10. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда!

11. Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.

Футбол.

Поиграем мы в футбол Средний - точно уж герой,

И забьем в ворота гол! Забивает головой!

Палец большой Безымянный вдруг споткнулся

За ворота - горой! И с досады промахнулся!

Указательный - смельчак, Малыш-мизинец - молодец,

Забивает гол - вот так! Гол забил - игре конец!

Приложение 4.
Работа по развитию чувствительности кончиков пальцев.
Для этого легким потряхиванием расслабляют всю руку ребенка и в особенности кисть руки. Взрослый захватывает руку ребёнка ниже запястья и яркой щеткой осторожно проводит по кончикам пальцев. Пальцы кисти при этом у ребенка начинают разгибаться. Поглаживание жесткой щеткой кончиков пальцев продолжается еще некоторое время, используются следующие приемы.

1. При тяжелых формах церебрального паралича кисть все-таки остается сжатой в кулак, в этом случае захватывают кулак ребенка и сжимают всеми пятью пальцами, с тем, чтобы вызвать ещё большее сжатие кулака ребенка. При этом проводится потряхивание руки; затем взрослый быстро разжимает свою руку, освобождает кулак ребенка, вслед за этим рефлекторно кулак ребенка расслабляется и пальцы раскрываются (повторяют 2-3 раза).

2. Потом проводят поглаживание кончиков пальцев щеткой (4-6) раз. Постепенно ребенок начинает чувствовать кончиками пальцев жесткий ворс щетки, а яркий цвет щетки привлекает зрительное внимание ребенка. Щетки должны быть не просто яркими, но и различными по цвету. Прием проводится ежедневно. Руки ребенка и щетка в момент соприкосновения должны быть в поле зрения ребенка.

3. Тактильные ощущения развиваются на занятиях по осязанию под зрительным контролем игрушек с шероховатой поверхностью. Совершенствование пальцевого осязания необходимо для формирования у ребенка правильного захвата игрушек. Причем развитие зрительно-моторных координаций идет в сторону повышения роли зрительного внимания.
Обследование состояния общей моторики рук.
Для обследования состояния общей моторики можно предложить ряд тестов. Качество их выполнения говорит также и об уровне сформированности внимания, зрительной памяти, самоконтроля.

1. Предлагается повторить серию движений руками, сохраняя скорость. Повторение допускается до 3 раз. Примеры движений: 1 - обе руки вверх, 2 - правая рука вверх, левая - на пояс, 3 - обе руки вперед, 4 - обе руки вниз. 1 - левая рука в сторону 2 - обе руки на пояс, 3 - правая рука в сторону, левая - за спину, 4 - обе руки вниз.

Результат. Удовлетворительно - результат достигнут со 2-3 раза после дополнительного показа и повторения инструкции. Темп выполнения замедлен или ускорен.

2. Требуется повторить движения, отставая на одно.

Результат. Удовлетворительно - несовпадение ритма, отсутствие точности движений, проявляющееся в доведении рук. Плохо - неспособность самостоятельно исправить свои ошибки.

3. Повторять движения за исключением одного, запретного (например, руки на плечи).

Результат. Удовлетворительно - запрет нарушается, но ребенок самостоятельно исправляет ошибку. Плохо - ребенок ошибается даже при многократном повторении инструкции.

Для проверки произвольного торможения движений ребенку даются задания отдельно для каждой руки. Например: правая рука: 1 - вверх, 2 - в сторону, 3 - вниз; левая рука: 1 - вверх, 2,3 - вниз.

После двух-трёхкратного повторения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить.
Динамическую координацию рук можно проверить в следующем упражнении.

Правая рука: 1 - вперед в кулаке, 2 - кулак разжать, 3 - кулак сжать, 4 - руку опустить. Левая рука: 1 - в сторону, кулак разжат, 2 - сжать кулак, 3 - разжать кулак, 4 - руку опустить.

После двух-трёхразового выполнения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить.

Результат. Удовлетворительно - выполнение задания с напряжением, в измененном темпе. Плохо - выполнение двумя руками одних и тех же движений.
Для обследования мелкой моторики рук предлагаются упражнения:

1. Пальчики здороваются - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.

2. Играем на пианино - держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.

3. Руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно, без напряжения, менять положение рук.

4. Менять положение лежащих на столе рук: 1 - рука сжата в кулак, 2 - рука поставлена на ребро, 3 - ладонь лежит на столе.

5. Показательной является проба на пространственную координацию движений рук. Руки вытянуть вперед. Левую руку ладонью вверх сжать в кулак, правую руку приставить к ней ладонью. Менять положения рук. Сгибать руки в локтях нельзя.

Правильное положение при письме.
Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора - на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6-7 лет вполне способны сами контролировать свои действия.

Совершенно исключено принуждение и излишне длительные (свыше 20 минут для шестилетних детей) занятия.

Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше - во втором случае).