|
|
 Скачать 3.54 Mb.
|
Психологическое представление на ТПМПК
воспитанника средней группы
МБДОУ ДСКВ № 15
Ф.И. ребенка ____________________________________________________ Возраст: _______________
Дата обследования:_______________________________ Обследовал педагог - психолог: Катаргина И.А.
Выполнение задания:
-
Ребенок не принимает задания.
-
Задание выполняется с помощью педагога.
а. Стимулирующая (подбадривание)
б. Разъясняющая (словесный разбор задания)
в. Введение наглядности на короткое время (когда образец
показывается и тут же убирается)
г. Введение наглядности, когда образец служит опорой.
д. Совместная деятельность с ребенком (многократные
обучающие упражнения)
-
Переносит помощь на аналогичное задание.
4. Справляется самостоятельно, результат ребенку интересен.
| Методы:
-
Хаотичные движения
-
Метод «Проб и ошибок».
-
Метод «Примеривания».
-
Метод «Зрительного соотнесения».
| Автор, название, цель теста
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 2
| 3
| 4
| Результат работы:
| 1.Стребелева «Поиграй»
Цель: выявление уровня развития игры:
|
|
|
|
|
|
|
|
| В контакт вступает легко / с трудом. Играть не / начинает; не / проявляет интерес к игрушкам .
| 2. Стребелева «Почтовый ящик»
Цель: уровень развития ориентировки на форму, определение ведущей руки ребенка.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ведущая рука: левая / правая;
С   иловая проба есть / нет Называет: , , , .
| 3. «Зашумленные картинки» 4 мелких и 5 контуров. Цель: фрагментарное восприятие, возможность выделения целостной фигуры.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Из 5 картинок нашел _______
Целостное / фрагментарное
| 4. Стребелева «Разбери и сложи матрешку»
Цель: проверка уровня развития ориентиров ки на величину. (пятисоставная)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Собрал / нет. Выстраивание в ряд справился / нет; от большей к меньшей, от меньшей к большей.
| 5. Л. А. Венгер Дом животного
Цель: умение действовать целенаправленно, уровень восприятия цвета.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Силовая проба есть / нет; называет цвета:
| к
| р
| ж
| о
| б
| ч
| с
| г
| з
| к
| 6.Стребелева «Сложи картинку» (из 4 частей)
Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предмета на картинке.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Собрал картинку: из 2х частей; из 3х, из 4х частей; доп. из 5, 6 .
Кубики из 4х, 6ти, доп. 9ти.
| 7. Стребелева «Угадай»
Цель: умение анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Из 5 отличий нашел _______
Устойчивое/ неустойчивое
Быстро истощаемое / отвлекаем.
| 8. Стребелева «Четвертый лишний»
Цель: невербальное мышление, сформированность операции обобщения.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выполнил 1__2__3__4__5__ зад
Объяснил выбор картинки
1__2__3__4__5__ заданиях
| 9. Стребелева «Повторение слов».
Цель: динамика процесса заучивания слов, объем слуховой, зрительной памяти.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Запомнил: 1). 1__2__3__4__5__6__
2). 1__2__3__4__5__6__
зрит. ____ 3). 1__2__3__4__5__6__
| 10. Стребелева «Построй из кубиков»
Цель: выявление умения работать по показу, подражанию, действовать целенаправленно.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Собрал по памяти / образцу, не собрал, не заинтересован в конечном результате.
| 11. Стребелева «Нарисуй человека»
Цель: выявление уровня развития предметно го рисунка.
|
|
|
|
|
|
|
|
| не / рисует; не / заинтересован в конечном результате.
| 12. Стребелева «Расскажи» (сериация из 4х «Зимой»)
Цель: выявление понимания сюжетного изображения, уровня развития связной речи.
| Времена года показывает и называет / путает;
Признаки времен года называет/ затрудняется, нет ответа
Собственная речь отсутствует / фразовая, не / понятная для окружающих.
| 13. Стребелева «Путаница»
Цель: Понимание нелепости изображенного, запас общих сведений об окружающем.
| Картинка вызвала/ не вызвала интерес: активно рассматривает картинку / нет; отметил ___ неверных изображений; эмоциональная реакция: смех - улыбка - нет.
|
Данные психологического обследования Контакт (речевой, жестовый, мимический): в контакт не вступает / вступает не сразу, с большим трудом / легко и быстро устанавливает контакт, (не) проявляет в нем заинтересованность / формальный (чисто внешний) / проявляет речевой негативизм / высокопродуктивный / среднепродуктивный / низкопродуктивный / (не) принимает, (не) удерживает ___ (3) правила игры и ___(2) правила в учебной деятельности. Эмоционально – волевая сфера: избалованный, агрессивный, двигательно расторможен, (не) адекватное поведение, работает с удовольствием / из подчинения, бодрый / вялый, деятельный / инертный, активный / пассивный. Моторика: ведущая рука (правая, левая), развитие манипулятивной функции рук: отсутствует хватание / резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание) / недостаточная мелкая моторика / сохранная; тремор / гиперкинезы / нарушение координации движений. Внимание: плохо сосредоточивается, с трудом удерживает на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания) / недостаточно устойчивое, поверхностное / быстро истощается, отвлекается, требует переключения на другой вид деятельности / плохое переключение внимания / достаточно устойчивое, длительность сосредоточения и переключения удовлетворительная. Зрительное восприятие (целостное, фрагментарное): цвета: представление о цвете отсутствует, (не) сличает цвета, (не) различает цвета (выделяет по слову) / (не) знает и (не) называет основные цвета и их оттенки. Величины: представление о величине отсутствует / (не) соотносит предметы по величине, (не) называет величину большой - маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, тонкий – толстый. Формы: не имеет представления о форме / (не) соотносит предметы по форме / (не) различает геометрические формы (выделяет по слову) / (не) называет плоскостные и объемные геометрические формы / подбор формы осуществляет методом зрительного соотнесения, примеривания, проб и ошибок / пробы целенаправленные / действует силой / хаотичные движения. Пространственные отношения: (не) дифференцирует пространственные понятия: выше - ниже, впереди – сзади, далеко – близко, слева – справа. Временные представления: утро, вечер, день, ночь, вчера, сегодня, завтра. Свойства предметов: тяжелый – легкий, шершавый – гладкий, горячий – холодный, жесткий – мягкий, п – н. Речь: понимание обращенной речи: совершенно не понимает /ограниченно (в пределах ситуации) / на бытовом уровне, понимает в полном объеме / выполняет речевые инструкции. Особенности речи: проявляет склонность к эхолалии / наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка) / речь (не) внятная, словарный запас соответствует возрасту / беден, имеются запинки в речи, нарушения звукопроизношения. Память: объем зрительной ___ (не) соответствует возрасту; объем слуховой ___ (не) соответствует возрасту; динамика процесса заучивания (не) соответствует возрасту; процесс воспроизведения (не) соответствует возрасту. Мышление: (не) выполняет задание согласно речевой инструкции; разрезные картинки из ___ частей, кубики из ___, вкладыши (не) собирает методом зрительного соотнесения, примеривания, проб и ошибок / самостоятельно (с помощью); (не) складывает матрешку, действует неадекватно; (не) выполняет из __ (4) картинок; по образцу предложенному взрослым, (не) может выполнить конструирование; обобщает по категориям: времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт; (не) классифицирует по двум признакам с помощью / самостоятельно, (не) обобщает. Запас общих сведений: низкий, ограничен, ниже возрастной нормы, несколько снижен, соответствует возрасту; знания о животном и растительном мире соответствуют программным требованиям (недостаточны). Программные навыки: (не) усваивает программу возрастной группы хорошо, удовлетворительно, с трудом
счет в пределах____ прямой без ошибок (с ошибками), механический; обратный счет от ____ , пересчет с называнием (без называния) итогового числа; представление о количестве сформировано (не) достаточно; две группы предметов (не) сравнивает. Обучаемость, использование помощи: обучаемость отсутствует, помощь (не) использует, нет переноса показа способа действия на аналогичные задания / низкая, помощь использует недостаточно, перенос заданий затруднен ребенок обучаем, использует помощь взрослого, осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичные задания. Характер деятельности: (не) проявляет, поверхностный (не очень стойкий) интерес к игрушкам /совершает (не) адекватные действия / использует предметы в соответствии с их назначением, (не) специфические манипуляции / процессуальные действия / игра с элементами сюжета / заинтересован в результате.
Педагог - психолог: ______________
Психолого – педагогическое обследование детей старшего дошкольного возраста
№
| Название шкалы
| Исследуемая функция
| Фактор, влияющий на результат
| 1
| Включение в ряд (методика А. А. Венгер).
| установление контакта ребенка со взрослым и выявление уровня развития зрительного восприятия, а именно — ориентировки на величину.
| 1. полноценность и сохранность нейро – анатомических структур, тонких физиологических механизмов мозговой деятельности (так же как и органов чувств, двига тельной системы и других функциональных систем организма). 2. психосоматика (голов
ная боль, жара, страх, болезненность) 3. низкий уровень соци
альной и психологичес кой активности. 4. низкий уровень развития речи. 5. недостаточное разви
тие фонематического слуха. 6. слабо развиты мышцы руки. 7. не умеет видеть, слышать.
| 2
| Почтовый ящик.
| проверка уровня развития зрительной ориентировки на форму.
| 3
| Построй из палочек (лесенка).
| выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.
| 4
| Сложи разрезную картинку (из пяти частей).
| выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.
| 5
| Сгруппируй картинки (по цвету и форме).
| проверка уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления (ориен тировка на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу, переключаться с одного принципа группировки на другой, объяснять принцип группировки).
| 6
| Количественные представления и счет.
| выявление уровня развития количественных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления).
| 7
| Сравни (сюжетные картинки «Летом»).
| выявление уровня развития наглядно-образного мышления (восприятия целостной ситуации, изображенной на картинках), умения сравнивать и понимать динамическое изменение события, изображенного на картинках.
| 8
| Найди время года
| выяснение уровня развития наглядно-образного мышления, сформированности предметного рисунка.
| 9
| Нарисуй целое (методика А. А. Венгер).
| выявление уровня развития предметного рисунка.
| 10
| Расскажи (серия сюжетных картинок «Утро мальчика»).
| выявление умений определять временную последовательность событий, обобщать свой практический опыт (сформированность наглядно – образного мышления).
| 11
| Повторение слов, запоминание картинок.
| Выявить особенности зрительной, слуховой памяти и внимания
| 12
| Путаница
| Понимание детьми нелепости изображенного, запас общих сведений об окружающем, характер эмоционального проявления, наличие чувства юмора.
| 13
| 4 - лишний
| выявление уровня обобщающих операций, способность выделять существенные признаки предметов и на их основе производить необходимые суждения.
| 14
| Пространственное восприятие
| Выявить сформированность пространственных отношений; умение ориентиро ваться на листе бумаги, в пространстве; умение дифференцировать понятия право – лево, верх – низ, середина.
|
|
|
|