| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
1 уровень (Н)
| действует неадеква тно; не стремится к совместным дейст виям, вообще не реагирует на игрушки
| не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
| не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
| складывать Матреш ку не научился; после обучения самостоятельно дей
ствует неадекватно.
| не принимает зада ние; при обучении действует неадекватно.
| не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадеква
тно.
| не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
|
2 уровень (НС)
| проявляет эмоцио-нальные реакции на игрушки, но сам не выполняет ряд пос ледовательных пред
метно-игровых дей
ствий; в процессе обучения манипу
лирует ими.
| принимает задание, но, использует хао
тичные действия; при обучении адек
ватен но после обу
чения отсутствует метод проб к резу
льтату безразличен.
| принимает задание, после обучения задание выполняет с ошибками; резуль тат безразличен.
| задание выполняет, только подражая действиям взрослого.
| принимает задание, не ориентируется на образец; расставля
ет фишки непосле
довательно; пропус
кает углубления; нет целенаправлен
ности; результат безразличен.
| принимает задание, соединяет части без учета целостного изображения при обучении наклады
вает часть на целое
не переходит к само
стоятельному выпо лнению;
| принимает задание, не понимает его условия; перечисля ет все изображен ное после обучения не переходит к адек ватным способам выполнения; резуль
тат безразличен.
|
3 уровень (С)
| проявляет интерес к игрушкам; может выполнить ряд пос ледовательных пред метно-игровых дей
ствий, но не может организовать сюжет
ную игру без взрослого.
| принимает и пони
мает задание; поль
зуется методом пе
ребора вариантов либо методом проб; заинтересован в конечном результате.
| самостоятельно сп равляется с легкими вариантами заданий прибегает к вспомо гательным приемам только после подс казки взрослого, но и тогда в заданиях повышенной трудно сти допускает оши бки в результате заинтересован.
| задание выполняет после помощи взро слого (использует ся указательный жест или речевая инструкция);
| принимает и пони
мает задание, не ориентируется на образец; после ука
зания на ошибки действует по образ
цу; заинтересован в результате.
| принимает и пони
мает задание; не мо
жет его выполнить но пытается; после обучения переходит к самостоятельному выполнению; заин
тересован в резуль
тате.
| принимает и пони
мает задание, но сам его не выполня
ет после обучения решает задачу; заин
тересован в резуль
тате своей деятельности. Находит 3-4 различия
|
4 уровень(Н)
| проявляет интерес к игрушкам и может выполнить с ними ряд логически пос
ледовательных дей
ствий, объединяя их в единый сюжет.
| принимает и пони
мает задание; выпол
няет его методом практического при
меривания или зри
тельного сотнесе
ния; заинтересован в результате.
| правильно узнает и называет предметы, сам прибегает к вспомогательным приемам: обводит контуры пальцем, комментирует пред ложения словами.
| сразу принимает задание; выполняет его самостоятельно отмечается наличие соотносящих дейст
вий заинтересован в результате.
| принимает и пони
мает задание; дейст
вует с учетом дан
ного ему образца; заинтересован в результате; может заметить ошибку и исправить ее
| принимает и пони
мает задание; вы
полняет его; заинте
ресован в результа
те своей деятель
ности.
| принимает и пони
мает задание; сам решает задачу в мыслительном плане. Находит 5 различий.
|
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
|
1 уровень (Н)
| не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
| не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
| не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
| не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
| принимает, но не понимает задание; действует неадеква
тно.
| не принимает и не понимает задание.
| не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
|
2 уровень (НС)
| принимает и пони
мает задание; по сло
весной инструкции не выделяя задан
ное количество; в обучении действует адекватно,в предела
х 3; счетные опера ции не выполняет.
| принимает задание, не понимает его условия; перечисля ет все изображен ное после обучения не переходит к адек ватным способам выполнения; резуль
тат безразличен.
| запоминает 2 слова и 3 изображения после неоднократ
ного повтора
| принимает задание; самостоятельно работать по образцу не может ни до, ни после обучения; результат безразличен.
| принимает задание; предметный рису-
нок представлен в виде черкания или предпосылок к пред
метному рисунку — рисует примитив ный рисунок голова (круг)
| принимает, но не понимает задание; перечисляет предм
еты и объекты изоб
раженные на карти
нке, не объединяя их в единый сюжет.
| принимает задание, не понимает его условия; перечисля ет все изображен ное после обучения не переходит к адек ватным способам выполнения; резуль
тат безразличен; эмоциональная реак ция отсутствует.
|
3 уровень (С)
| принимает и пони
мает задание; выде
ляет из множества количество в преде
лах 3, но в пределах 5 затрудняется; счет
ные операции вы
полняет только в пределах трех.
| принимает и пони
мает задание, но сам его не выполня
ет после обучения выделяет существен ные признаки пред метов; заинтересо ван в результате своей деятельности.
| запоминает 3 слова, и 4 изображений после двукратного повтора
| принимает и пони
мает задание; самос
тоятельно по образ
цу может строить только после обуче
ния; заинтересован в результате.
| принимает и пони
мает задание; рису
ет человека в виде «головонога»: голо
ва и ноги или голова и туловище.
| принимает задание и понимает смысло
вую сторону сюже
та, объяснить ее в связном рассказе не может; на вопросы отвечает однослов
но, смысл ему понятен.
| принимает и пони
мает задание, но сам его не выполня
ет; после обучения видит нелепость изображенного; за интересован в резу льтате своей деятельности; эмоцио нальная реакция – улыбка.
|
4 уровень(ВС)
| принимает и пони
мает задание; выде
ляет из множества заданное кол-во, выполняет счетные операции по предст
авлению; заинтере
сован в результате.
| принимает и пони
мает задание; спосо
бен обобщать, выде
лять существенные признаки предметов и на их основе производить необ
ходимые суждения.
| запоминает 4 слова и 5 изображений, после однократно го повтора
| принимает и пони
мает задание; самос
тоятельно строит по образцу; заинтере
сован в конечном результате.
| принимает и пони
мает задание; рису
ет все основные части тела и лица человека.
| принимает и пони
мает задание; составляет связный рассказ (3-4 предло
жения), отражая в нем основную при
чинно-следствен
ную зависимость.
| принимает и пони
мает задание; самостоятельно находит нелепость изображения, эмоциональная реакция – смех.
|
Первую группу (14—16 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к игрушкам, не включаются в совместную игру с психологом, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная речь этих детей характеризуется наличием отдельных звуков.
Анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений. В этих случаях необходимо использовать клинические методы диагностики.
|
  Необходимо учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие; учить детей понимать цель действия; формировать у них действия хватания двумя руками, одной рукой; развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание взглядом перемещающегося предмета.
Кроме того, необходимо проводить физические упражнения, ориентированные на развитие всех основных движений, а также на укрепление мышц спины, координацию движений, развитие равновесия.
При обучении основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, подражание.
|
Во вторую группу (17—27 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, но неспособные организовать самостоятельную игру, а охотно включающиеся в организованную взрослым; отмечаются некоторые процессуальные действия с игрушками.
При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия; в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентировке (методу проб). У них не сформированы предпосылки к продуктивным видам деятельности (интерес, орудийные действия, зрительно-двигательная координация). Активная речь этих детей характеризуется отдельными словами или звуками. Фразовая речь, как правило, аграмматичная, малопонятная для окружающих.
Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии общих интеллектуальных умений. Эти дети также нуждаются в комплексном изучении с использованием клинических методов.
| Необходимо передать способы усвоения общественного опыта. Важно научить подражать действиям взрослого, понимать, использовать речевую инструкцию и указательный жест, работать по образцу и по словесной инструкции.
Физическое воспитание направлено на развитие двигательных навыков, умений и физических качеств, на развитие интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности. При этом внимание надо уделять совершенствованию ручной моторики, развитию ведущей руки, согласованности действий обеих рук, а также развитию мелких движений кистей рук.
Формирование ориентировочно-познавательной деятельности, т. е. развитие практического ориентирования на свойства и качества предметов, целенаправленных проб, практического примеривания, а затем и зрительного соотнесения.
Развивать речь в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Вызывать интерес к дидактическим и сюжетным игрушкам, игровым действиям с ними, развивать умение играть рядом со сверстниками, а в дальнейшем — вместе. Формировать правильное поведение с учетом определенной ситуации, а также такие качества личности, как взаимопомощь и отзывчивость.
|
Третью группу (28—38 балла) составляют дети, заинтересованные в действиях с игрушками, включающиеся в совместную игру со взрослым и способные выполнить самостоятельно предметно-игровые действия.
В процессе выполнения практических задач они пользуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу проб). У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию), но они не могут самостоятельно выполнить задание, после обучения с заданием справляются. У них, как правило, имеется собственная речь: в основном это лепет либо отдельные слова, иногда встречается малопонятная для окружающих фраза. Эта группа детей нуждается в тщательном обследовании слуха и речи.
| Необходимо изначально уточнить характер первичного нарушения. Но независимо от него у всех детей нужно формировать активный интерес к свойствам и качествам предметов, развивать перцептивные действия (пробы, примеривание). Особое внимание уделять становлению продуктивных видов деятельности: лепке, аппликации, рисованию, конструированию.
Формировать представлений об окружающей действительности, о человеке, его деятельности и взаимодействиях между людьми.
Проводить коррекционную работу по развитию речи.
|
Четвертую группу (39—59 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к действиям с игрушками, они самостоятельно организуют сюжетную игру. При выполнении практических задач эти дети пользуются практической ориентировкой (методом проб). У них имеется интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей, как правило, фразовая, понятная для окружающих. Они достигают хорошего уровня познавательного развития.
|
|