|
|
 Скачать 3.54 Mb.
|
Количественная оценка в баллах производится следующим образом:
-
- балл ставится в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию и не понимает его цели.
-
- балла ставится в тех случаях, если ребенок принимает задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.
-
- балла ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.
-
- балла ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
-
- баллов ставиться ребенку, если его развитие несколько превышает возрастную норму.
Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34—44).
Важно отметить, что в случаях обнаружения отставания в умственном развитии ребенок должен быть обследован психоневрологом или невропатологом.
Изучение уровня развития детей младшего дошкольного возраста
(1 младшая группа)
№
| Название шкалы
| Исследуемая функция
| Фактор, влияющий на результат
|
| 2 - 2,5
| 2,5 - 3
|
|
| 1
|
Лови шарик
|
+
|
+
| установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, выявление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, определение уровня развития ручной моторики.
| 1. полноценность и сохранность нейро – анатомических струк
тур, тонких физиологи
ческих механизмов мозговой деятельности (так же как и органов чувств, двига тельной системы и других функциональных сис
тем организма). 2. психосоматика (го
ловная боль, жара, страх, болезненность) 3. низкий уровень социальной и психоло
гической активности. 4. низкий уровень развития речи. 5. недостаточное разви
тие фонематического слуха. 6. слабо развиты мышцы руки. 7. не умеет видеть, слышать.
| 2
| Спрячь шарик
2 коробочки
3 коробочки
|
+
|
+
| Выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий.
| 3
| Разборка и складывание матрешки
двухсоставная
трехсоставная
|
+
|
+
| выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.
| 4
| Пирамидка
из 3 колец
из 4 колец
|
+
|
+
| выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.
| 5
| Парные картинки (+ «Прятки»)
две
четыре
|
+
|
+
| выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции. Исследование памяти (количество предметов соответствует возрасту ребенка).
| 6
| Цветные кубики:
2 (красный, желтый или белый)
4 (красный, желтый, синий, зеленый)
|
+
|
+
| выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.
| 7
| Разрезные картинки
из 2х частей
из 3х частей
|
+
|
+
| выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
| 8
| Конструирование из палочек:
«молоточек» (из 2х палочек)
«треугольник» (из 3х палочек)
|
+
|
+
| на выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу.
| 9
| Достань тележку:
скользящая тесемка
скользящая и одна ложная тесемка
|
+
|
+
| выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).
| 10
| Нарисуй
дорожку
домик
|
+
|
+
| выявление понимания речевой инструкции, уровня развития предпо сылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к результату.
| 11
| Доска Сегена № 3
| +
|
+
| восприятие формы, определение веду щей руки ребенка, запаса общих сведений (знания о животном и растительном мире)
|
Оценка выполненного задания
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 1 уровень (Н)
| сотрудничать не начинает даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т. д.).
| задание не понимает; не стремится к цели; после обучения задания не понял.
| складывать матрешку не научился; после обуче
ния самосто
ятельно дей
ствует неаде кватно.
| действует неадекватно (даже после обучения, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т. д.).
| после обуче
ния продол жает действовать неаде кватно (пыта ется взять картинку у взрослого и т. д.).
| ребенок не раз
личает цвета даже после обучения
| после обуче
ния действу ет неадеква тно (не пыта ется соотнес ти части раз резной кар тинки друг с другом)
| после обуче
ния продол жает действовать неаде кватно (бро сает палочки кладет их ря дом); безраз личен к результату.
| не понимает задание; не стремится достичь цели.
| не использу ет карандаш для черкания по бумаге; ве дет себя неа декватно за данию речевую инст рук цию не выпо лняет.
| сотрудничать не начинает даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает, берет в рот и т. д.).
| 2 уровень (НС)
| начинает сот
рудничать, пытается ка
тить и ловить шарик, но это не всегда удается.
| не понимает задание; са мостоятельно задание не выполняет.
| задание выпо лняет, только подражая действиям взрослого.
| задание при нимает; без учета разме ра колечек; не определе на ведущая рука; резуль тат безразли чен.
| выполнить сразу не мо жет; в проце
ссе обучения сличает кар тинки, само стоятельно задание не выполняет
| сличает два цвета, но не выделяет цвет по сло ву даже пос ле обучения безразличен к результату.
| складывает разрезную картинку при помощи взрослого результат безразличен;
| пытается строить фигу ру, но соот ветствие обр азцу не дости гается; резу льтат безраз личен.
| пытается дос
тать рукой цель; после неудачных попыток отка
зывается от выполнения задания.
| стремится что то изоб
разить (черка ние); к конеч ному изоб
ражению без
различен; не определена вед. рука.
| начинает сот
рудничать, пытается вло жить фигур ки, но это не всегда удается.
| 3 уровень (С)
| поймать ша
рик не всегда удается из-за моторных трудностей;
| трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не может соот нести уголки крышки с коробкой)
| задание выпо лняет после помощи взро слого (испо льзуется ука зательный жест или речевая инструкция);
| нанизывает колечки на стержень без учета их раз мера; после обучения за дание выпол няет безошибочно;
| допускает одну ошиб ку; после обучения действует уверенно. Запоминает 1 – 2 картинки.
| сличает и вы
деляет цвет по слову; проявляет интерес к результату.
| складывает картинку при помощи взро слого; после обучения скл адывает кар тинку самос тоятельно;
| строит моло то чек только после подра жания дейст
виям взросло
го; заинтере сован в результате.
| пытается до стать тележ ку за один конец тесем ки; после двух-трех попыток дос
тигает результата;
| изображает дорожку мн огократными прерывисты ми линиями без определе нного напра вления опре делена веду щая рука, нет согласов-сти действий рук
| вложить фи гуру не всег да удается, из-за мотор ных труднос тей;
| 4 уровень(ВС)
| сразу начина
ет сотрудни
чать со взрос
лым, успеш но ловит и катит шарик.
| сразу понима
ет задание; выполняет его применяя соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.
| сразу прини
мает задани
е; выполняет его самостоя тельно отмеч ается налич ие соотнося щих действи й заинтересо ван в рез-те.
| сразу самост оятельно раз бирает и соб ирает пирам
идку с учето
м размеров колец; имее
тся согласо
ванность дей
ствий обеих рук;
| уверенно сли
чает парные картинки; заинтересован в конечном результате. Запоминает 2 – 3 картинки.
| сличает цве та; выделяет их по слову; называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.
| понимает за дание; самос тоятельно ск ладывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.
| ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате.
| ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.
| выполняет задание соот ветст венно речевой инст рукции; заин тересован в конечном ре-зультате наб людается со гласованность обеих рук.
| сразу начина
ет сотрудни
чать со взрос
лым, успеш но вклады вает все фигуры.
| Вывод и планирование коррекционной работы
Первую группу (11—13 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимают цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно.
Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии, необходимости их комплексного обследования.
|
  Необходимо учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие; учить детей понимать цель действия; формировать у них действия хватания двумя руками, одной рукой; развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание взглядом перемещающегося предмета.
Кроме того, с этими детьми необходимо проводить физические упражнения, ориентированные на развитие всех основных движений, а также на укрепление мышц спины, координацию движений, развитие равновесия.
При обучении детей этой группы основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, подражание.
| Во вторую группу (14—24 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем — отказ от выполнения задания.
В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут. Это свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.
Анализ результатов обследования детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования психоневролога и др.).
| Необходимо передать способы усвоения общественного опыта. Важно научить подражать действиям взрослого, понимать, использовать речевую инструкцию и указательный жест, работать по образцу и по словесной инструкции.
Физическое воспитание направлено на развитие двигательных навыков, умений и физических качеств, на развитие интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности. При этом внимание надо уделять совершенствованию ручной моторики, развитию ведущей руки, согласованности действий обеих рук, а также развитию мелких движений кистей рук.
Формирование ориентировочно-познавательной деятельности, т. е. развитие практического ориентирования на свойства и качества предметов, целенаправленных проб, практического примеривания, а затем и зрительного соотнесения.
Развивать речь в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Вызывать интерес к дидактическим и сюжетным игрушкам, игровым действиям с ними, развивать умение играть рядом со сверстниками, а в дальнейшем — вместе.
Формировать правильное поведение с учетом определенной ситуации, а также такие качества личности, как взаимопомощь и отзывчивость.
| Третью группу (25—33 балла) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задание, понимают его условие и стремятся к выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.
| Необходимо изначально уточнить характер первичного нарушения. Но независимо от него у всех детей нужно формировать активный интерес к свойствам и качествам предметов, развивать перцептивные действия (пробы, примеривание). Особое внимание уделять становлению продуктивных видов деятельности: лепке, аппликации, рисованию, конструированию.
Формировать представлений об окружающей действительности, о человеке, его деятельности и взаимодействиях между людьми.
Проводить коррекционную работу по развитию речи.
| Четвертая группа (34 – 44 балла) составляют дети, развитие которых соответствует возрастной норме.
|
| Протокол Стребелева Е. А.
изучения уровня развития детей младшего дошкольного возраста
(1 младшая группа)
Дата проведения: ________________ группа ______________________________ педагоги ________________________
Всего детей в группе _______________________обследовано: _________________ ________________________
№
| Ф.И. ребенка
| Результат выполнения диагностического задания
| Вывод
| Лови шарик
| Спрячь шарик
| Матрешки
| Пирамид
ка
| Парные картинки
| Цветные кубики
| Разрезные картинки
| Конструи
рование
| Достань тележку
| Нарисуй
| Доска Сегена №3
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 17
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 21
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 22
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 23
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого : (%)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Высокий 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выше среднего 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ниже среднего 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Низкий 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Педагог - психолог Катаргина И.А.
|
|
|