Главная страница

Цель психолого педагогического обследования



Скачать 3.54 Mb.
Название Цель психолого педагогического обследования
страница 5/17
Дата 21.04.2016
Размер 3.54 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Количественная оценка в баллах производится следую­щим образом:


    1. - балл ставится в тех случаях, когда ребенок не со­трудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отно­шению к заданию и не понимает его цели.




    1. - балла ставится в тех случаях, если ребенок прини­мает задание, начинает сотрудничать со взрослым, стре­мится достичь цели, но самостоятельно выполнить зада­ние не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.




    1. - балла ребенок получает, если он начал сотрудни­чать со взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; в процессе диа­гностического обучения действует адекватно, а затем пе­реходит к самостоятельному способу выполнения задания.




    1. - балла ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и пони­мает задание и самостоятельно находит способ его выпол­нения.




    1. - баллов ставиться ребенку, если его развитие несколько превышает возрастную норму.



Суммарное количество баллов, полученных при выпол­нении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34—44).

Важно отметить, что в случаях обнаружения отстава­ния в умственном развитии ребенок должен быть обследо­ван психоневрологом или невропатологом.

Изучение уровня развития детей младшего дошкольного возраста

(1 младшая группа)



Название шкалы

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат



2 - 2,5

2,5 - 3







1


Лови шарик




+


+

установле­ние контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, выявление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, определе­ние уровня развития ручной моторики.

1. полноценность и сохранность нейро – анатомических струк

тур, тонких физиологи

ческих механизмов мозговой деятельности (так же как и органов чувств, двига тельной системы и других функциональных сис

тем организма).
2. психосоматика (го

ловная боль, жара, страх, болезненность)
3. низкий уровень социальной и психоло

гической активности.
4. низкий уровень развития речи.
5. недостаточное разви

тие фонематического слуха.
6. слабо развиты мышцы руки.
7. не умеет видеть, слышать.

2

Спрячь шарик

2 коробочки

3 коробочки


+



+

Выявление практического ориентирования на величину, а также на­личия соотносящих действий.


3

Разборка и складывание матрешки

двухсоставная

трехсоставная


+



+

выявление уровня развития практического ориентиро­вания на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

4

Пирамидка

из 3 колец

из 4 колец


+



+

выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целе­направленности действий.

5

Парные картинки (+ «Прятки»)

две

четыре


+



+

выявление уровня развития зрительного восприятия пред­метных картинок, понимание жестовой инструкции. Исследование памяти (количество предметов соответствует возрасту ребенка).

6

Цветные кубики:

2 (красный, желтый или белый)

4 (красный, желтый, синий, зеленый)


+



+

выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.


7

Разрезные картинки

из 2х частей

из 3х частей


+



+

выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.


8

Конструирование из палочек:

«молоточек» (из 2х палочек)

«треугольник» (из 3х палочек)


+



+

на выявление у ребенка умения дейст­вовать по подражанию, показу.


9

Достань тележку:

скользящая тесемка

скользящая и одна ложная тесемка


+



+

выявле­ние уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).


10

Нарисуй

дорожку

домик


+



+

выявление понимания речевой инструкции, уровня развития предпо сылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к результату.

11



Доска Сегена № 3

+


+

восприятие формы, определение веду щей руки ребенка, запаса общих сведений (знания о животном и растительном мире)


Оценка выполненного задания




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1 уровень (Н)

сотрудничать не начинает даже по­сле обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т. д.).

задание не понимает; не стремится к цели; после обучения задания не понял.

складывать матрешку не научился; после обуче

ния самосто

ятельно дей

ствует неаде кватно.

действует неадекватно (даже после обучения, разбрасывает колечки, зажимает их в ру­ке и т. д.).

после обуче

ния продол жает дейст­вовать неаде кватно (пыта ется взять картинку у взрос­лого и т. д.).

ребенок не раз

личает цвета даже после обу­чения

после обуче

ния действу ет неадек­ва тно (не пыта ется соотнес ти части раз резной кар тинки друг с другом)

после обуче

ния продол жает дейст­вовать неаде кватно (бро сает палочки кладет их ря дом); безраз личен к результату.

не понимает задание; не стремится достичь цели.

не использу ет карандаш для чер­кания по бумаге; ве дет себя неа декватно за данию рече­вую инст рук цию не выпо лняет.

сотрудничать не начинает даже по­сле обучения и ведет себя неадекватно (бросает, берет в рот и т. д.).

2 уровень (НС)

начинает сот

рудни­чать, пытается ка

тить и ловить шарик, но это не всегда удается.

не понимает задание; са мостоятельно задание не выполняет.

задание выпо лняет, только под­ражая действиям взрослого.

задание при нимает; без учета разме ра колечек; не определе на ведущая рука; резуль тат безразли чен.

выполнить сразу не мо жет; в проце

ссе обучения сличает кар тинки, само сто­ятельно задание не выполняет

сличает два цвета, но не выделя­ет цвет по сло ву даже пос ле обучения безразличен к результату.

складывает разрезную картинку при помощи взрослого результат безразли­чен;

пытается строить фигу ру, но соот ветствие обр азцу не дости гается; резу льтат безраз личен.

пытается дос

тать рукой цель; по­сле неудачных попыток отка

зывается от вы­полнения задания.

стремится что то изоб

разить (черка ние); к конеч ному изоб

ражению без

различен; не определена вед. рука.

начинает сот

рудни­чать, пытается вло жить фигур ки, но это не всегда удается.

3 уровень (С)

поймать ша

рик не всегда удается из-за моторных трудностей;

труд­ности возникли при выполнении соотносящих действий (не может соот нести уголки крышки с коробкой)

задание выпо лняет после помощи взро слого (испо льзуется ука зательный жест или речевая инструкция);

нанизывает колечки на стержень без учета их раз мера; после обучения за дание выпол няет без­ошибочно;

допускает одну ошиб ку; после обучения действует уверен­но. Запоминает 1 – 2 картинки.

сличает и вы

деляет цвет по сло­ву; проявляет интерес к результату.

скла­дывает картинку при помощи взро слого; после обучения скл адывает кар тинку самос тоятельно;

строит моло то чек только после подра жания дейст

виям взросло

го; заинтере сован в результате.

пытается до стать тележ ку за один конец тесем ки; после двух-трех попыток дос

тигает резуль­тата;

изображает дорожку мн огократными прерывисты ми линиями без определе нного напра вления опре делена ве­ду щая рука, нет согласов-сти действий рук

вложить фи гуру не всег да удается, из-за мотор ных труднос тей;

4 уровень(ВС)

сразу начина

ет сотрудни

чать со взрос

лым, успеш но ловит и катит шарик.

сразу понима

ет задание; выпол­няет его применяя соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.

сразу прини

мает за­дани

е; выполняет его самостоя тельно отмеч ается налич ие соотнося щих действи й заинтересо ван в рез-те.

сразу самост оятельно раз бирает и соб ирает пирам

идку с учето

м размеров колец; имее

тся согласо

ванность дей

ст­вий обеих рук;

уверен­но сли

чает парные картинки; заинтересован в конечном результате. Запоминает 2 – 3 картинки.

сличает цве та; выделяет их по слову; называет основные цвета; заинтересован в конеч­ном результате.

понимает за дание; самос тоятель­но ск ладывает разрезную картинку; заинтересован в ко­нечном результате.

ребенок правильно выполняет предложен­ное задание по образцу; заинтересован в конечном резуль­тате.

ребенок сразу находит правильное реше­ние и выполняет задание; заинтересован в конечном ре­зультате.

выполняет задание соот ветст вен­но речевой инст рукции; заин тересован в конечном ре-зуль­тате наб людается со гласованность обеих рук.

сразу начина

ет сотрудни

чать со взрос

лым, успеш но вклады вает все фигуры.

Вывод и планирование коррекционной работы


Первую группу (11—13 баллов) составляют дети, кото­рые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимают цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подра­жания действовать адекватно.

Показатели детей этой группы свидетельствуют о глу­боком неблагополучии в их интеллектуальном развитии, необходимости их комплексного обследования.


Необходимо учить понимать эле­ментарную инструкцию, выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие; учить детей понимать цель дей­ствия; формировать у них действия хватания двумя рука­ми, одной рукой; развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание взглядом перемещающегося предмета.

Кроме того, с этими детьми необходимо проводить фи­зические упражнения, ориентированные на развитие всех основных движений, а также на укрепление мышц спины, коорди­нацию движений, развитие равновесия.

При обучении детей этой группы основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, под­ражание.


Во вторую группу (14—24 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с тру­дом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отме­чается стремление достигнуть определенного искомого ре­зультата, поэтому для них характерными оказываются ха­отичные действия, а в дальнейшем — отказ от выполнения задания.

В условиях обучения, когда взрослый просит выпол­нить задание по подражанию, многие из них справляют­ся. Однако после обучения самостоятельно выполнить за­дание дети этой группы не могут. Это свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.

Анализ результатов обследования детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования дру­гих методов изучения (обследования психоневролога и др.).


Необходимо передать способы усвоения общественного опыта. Важно научить подражать действиям взрослого, понимать, использовать речевую ин­струкцию и указательный жест, работать по образцу и по словесной инструкции.

Физическое воспитание направлено на развитие двигательных навыков, уме­ний и физических качеств, на развитие интереса к раз­личным доступным ребенку видам двигательной деятель­ности. При этом внимание надо уделять совершенствованию ручной моторики, развитию ведущей руки, согласованнос­ти действий обеих рук, а также развитию мелких движе­ний кистей рук.

Формирование ориентировочно-познавательной дея­тельности, т. е. развитие практического ориентирования на свойства и качества предметов, целенаправленных проб, практического примеривания, а затем и зрительного соот­несения.

Развивать речь в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Вызывать интерес к дидактическим и сю­жетным игрушкам, игровым действиям с ними, развивать умение играть рядом со сверстниками, а в дальнейшем — вместе.

Фор­мировать правильное поведение с учетом определенной си­туации, а также такие качества личности, как взаимопо­мощь и отзывчивость.

Третью группу (25—33 балла) составляют дети, кото­рые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сра­зу же принимают задание, понимают его условие и стре­мятся к выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполне­ния и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятель­ности.


Необходимо изна­чально уточнить характер первичного нарушения. Но не­зависимо от него у всех детей нужно формировать актив­ный интерес к свойствам и качествам предметов, развивать перцептивные действия (пробы, примеривание). Особое внимание уделять становлению продуктивных видов дея­тельности: лепке, аппликации, рисованию, конструирова­нию.

Формировать представлений об окружающей действительности, о человеке, его деятельности и взаимо­действиях между людьми.

Проводить коррекционную работу по развитию речи.

Четвертая группа (34 – 44 балла) составляют дети, развитие которых соответствует возрастной норме.




Протокол Стребелева Е. А.

изучения уровня развития детей младшего дошкольного возраста

(1 младшая группа)

Дата проведения: ________________ группа ______________________________ педагоги ________________________

Всего детей в группе _______________________обследовано: _________________ ________________________




Ф.И. ребенка

Результат выполнения диагностического задания

Вывод

Лови шарик

Спрячь шарик

Матрешки

Пирамид

ка

Парные картинки

Цветные кубики

Разрезные картинки

Конструи

рование

Достань тележку

Нарисуй

Доска Сегена №3

1








































2








































3








































4








































5








































6








































7








































8








































9








































10








































11








































12








































13








































14








































15








































16








































17








































18








































19








































20








































21








































22








































23











































Итого : (%)








































Высокий 5












































































Выше среднего 4












































































Средний 3












































































Ниже среднего 2












































































Низкий 1










































































Педагог - психолог Катаргина И.А.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17